Необычные физкультминутки в начальной школе
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Статья расскажет, какие физкультминутки в начальной школе будут не только интересны, но и максимально полезны детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnye_fizminutki-statya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Необычные физкультминутки на уроках в начальной школе.
Кирсанова О.П., учитель-логопед
Физкультминутки - это небольшой комплекс физических упражнений, который помогают ребятам на уроке снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал. Такого плана упражнения положительно влияют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Но на этом роль физкультминуток не заканчивается, в физминутке заложен безграничный потенциал для развития головного мозга ребенка. Примером тому могут быть нейропсихологические игры и упражнения. Остановлюсь на некоторых из них:
Гимнастика Брейн-Джим. Гимнастика Брейн-Джим – это комплекс упражнений, разработанный американскими дефектологами Паулем и Дейлом Деннисонами, направленный на улучшение работы познавательных систем головного мозга. В основе гимнастики лежит взаимосвязь работы ГМ с движениями тела. Систематическое выполнение таких упражнений на уроках помогут повысить эффективность обучения: преодолеть трудности в усвоении нового материала; улучшить память, увеличить быстроту реакции; развить творческое воображение, смекалку и находчивость. Примером такой гимнастики являются упражнения:
1) «Перекрестные шаги»: прыгайте так, чтобы в такт движению правой ноги двигалась левая рука, и наоборот;
2) «Ленивые восьмерки»: рисовать знак бесконечности левой и правой рукой;
3) «Двойной рисунок»: рисование двумя руками одновременно;
4) «Вращение шеи»;
5) «Брюшное дыхание»;
6) «Сова»: схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой;
7) “Кнопки мозга” (выполняется перед чтением): сядьте удобно, положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины; массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.
Кистевые и пальчиковые игры и упражнения развивают ручной праксис и межполушарное взаимодействие:
1) «Блинчики» и «Блинчики с начинкой»: ладонь правой руки «смотрит» наверх, а левой, наоборот, вниз; затем меняем положение рук; «с начинкой»: одна кисть сжата в кулак и повернута тыльной стороной ладони наверх, а вторая раскрыта; снова положение рук меняется;
2) «Лезгинка»: складываем левую руку в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе, правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой, после этого одновременно меняем положение правой и левой рук;
3) «Лиса и заяц»: конструируем из пальчиков левой руки «зайчика», из правой «лисичку», меняем положение;
4) «Яблоко и червячок»: правая рука сжата в кулак, большой палец «смотрит» вверх, левая так же сжата в кулак, но большой палец просунут между указательным и средним пальцами, затем меняем положение;
5) «Гусь и камень»: правая кисть сжата в кулак, а пальцы левой вытянуты и собраны в «щепоть».
6) Игры с мячом:
а) Переброс мяча с левой руки в правую, и наоборот (вместо мяча можно использовать смятый в комок лист бумаги);
б) Передача мяча/смятого листа бумаги за спиной;
Такие упражнения и игры можно выполнять и парами:
в) «Передай мне, а я передам тебе»;
г) «Ладушки» с мячом;
д) «Перекрестные ладушки»;
е) «Ладушки с хлопком».
Артикуляционная и мимическая гимнастика будет способствовать улучшению дикции:
1) Мимические упражнения (эмоции по картинкам: изобразите, что чувствовал герой произведения);
2) «Пухлячок-худышка»: надуваем и сдуваем щеки;
3) «Орешек»: перекатываем язычок- «орешек» с левой щеки в правую;
4) «Улыбка-хоботок»: улыбаемся - вытягиваем губы вперед «трубочкой»;
5) Разнообразные движения языком: цоканье, «Качели» (поднимаем язык вверх к верхним зубам и опускаем за нижние зубы), «Часики» (движения языка к левому и правому уголку рта), «Вкусное варенье» (облизываем верхнюю и правую губу по кругу).
Во время проведения физкультминуток желательно музыкальное сопровождение: оно дает возможность отдохнуть левому полушарию головного мозга и сактивизировать правое.
Пусть физкультминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более интересным, легким и приносит не только радость, но и пользу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультминутка для начальной школы
Данную физкультминутку можно использовать не только в начальной школе,но и в детском саду....
Физкультминутки в начальной школе.
Особенности физкультминуток в начальной школе...
Физкультминутки в начальной школе
Предоставлен широкий спектр физкультминуток для классовс разной двигательной активностью....
Физкультминутки для начальной школы.
Материал содержит различные комплексы физкультминуток....
Методическая копилка «Физкультминутки для начальной школы»
Комплекс упражнений для раслабления и отдыха школьников...
Физкультминутки в начальной школе
У детей младшего школьного возраста наблюдается неустойчивость стереотипа правильной осанки, недостаточно хорошо сформирован мышечный "корсет", часто отмечается уплощение стоп, очень чувствителе...
Физкультминутки в начальной школе
Значение физкультминуток на уроке. Примеры физкультминуток....
- Мне нравится (1)