Развитие слухового внимания и восприятия звуков
статья по логопедии

Шматова Елена Михайловна

Развитие слухового внимания и восприятия звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sluhovogo_vnimaniya_i_vospriyatiya_zvukov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания и восприятия звуков.

Мир звуков очень огромен и разнообразен! Разнообразен и прекрасен потому, что жить в нем очень  интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А если у ребенка в руках бубен или ложки, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни– у него восхитительный музыкальный слух .

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития слухового внимания, что является необходимым условием для дальнейшего развития фонематического слуха и в конечном итоге для полноценного развития речи.  Особенно это важно для развития детей с ОВЗ.

Предлагаю вашему вниманию подбор оборудования ( игрушки, предметы, музыкальные инструменты, аудиозапись и др.) по развитию слухового внимания у детей с нарушениями речи.

  • Колокольчики
  • Бубенцы
  • Бубен
  • Металлофон
  • Ксилофон
  • Барабан  (металлический и деревянный)
  • Деревянные палочки, дощечки
  • Металлические палочки, пластины
  • Бумага
  • Пластмассовые баночки с разным наполнителем: семена растений, разная крупа, горох, пуговицы и т. д.
  • Пластмассовые ведёрки
  • Аудиозапись «Звуки насекомых»
  • Аудиозапись «Голоса птиц», «Голоса животных»
  • Аудиозапись «Звуки природы» (шум дождя, ручья, моря, ветра, вьюги, капели и др.)
  • Аудиозапись «Звуки города»
  • Аудиозапись «Звуки дома»


Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:

1) развитие слухового внимания;
2) формирование фонематического слуха.

Для развития слухового внимания используют различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые).

Примерные игры и упражнения и игры на развитие слухового внимания:

  • “Кто услышит больше звуков?”,
  • “Назови звуки групповой комнаты”,
  • “Назови звуки улицы”,
  • “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
  • Звучание музыкальных инструментов.
  • Песенки насекомых.
  • Голоса животных, птиц.
  • «Угадай  деревянные и металлические предметы»
  • «Где позвонили?» (определяем направление звука)
  • «Угадай, чей голосок?» (ребёнок угадывает голос своего друга)
  • «Угадай, что звучало»(скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, тиканье часов, шум воды, шелест страниц).

Эти и другие упражнения вы можете использовать на занятиях, а также в индивидуальной работе  в коррекционных группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

Развитие слухового внимания.

Развитие слухового внимания является одним из видов работы по формированию общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Работу необходимо проводить как в дошкольном учреждении, так ...

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ и ПАМЯТИ.

Уважаемые посетители сайта, предлагаю вам  задания на развитие слухового внимания, мышления и памяти. Надеюсь, что задания будут для вас интересны и полезны....

Игра на развитие слухового внимания "Угадай, кто тебя позвал"

Правила игры (два варианта), свёрстанные для разрезания и вклеивания в тетради.Игра "Угадай, кто тебя позвал" развивает слуховое внимание и фонематическое восприятие.В эту игру играют в комп...

«Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей с ЗПР»

Первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Уже к двум годам в норме дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой. К с...

Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"

Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам,  учителям начальных классов, родителям....