Развитие слухового внимания и восприятия звуков
статья по логопедии
Развитие слухового внимания и восприятия звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluhovogo_vnimaniya_i_vospriyatiya_zvukov.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слухового внимания и восприятия звуков.
Мир звуков очень огромен и разнообразен! Разнообразен и прекрасен потому, что жить в нем очень интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.
А если у ребенка в руках бубен или ложки, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни– у него восхитительный музыкальный слух .
Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития слухового внимания, что является необходимым условием для дальнейшего развития фонематического слуха и в конечном итоге для полноценного развития речи. Особенно это важно для развития детей с ОВЗ.
Предлагаю вашему вниманию подбор оборудования ( игрушки, предметы, музыкальные инструменты, аудиозапись и др.) по развитию слухового внимания у детей с нарушениями речи.
- Колокольчики
- Бубенцы
- Бубен
- Металлофон
- Ксилофон
- Барабан (металлический и деревянный)
- Деревянные палочки, дощечки
- Металлические палочки, пластины
- Бумага
- Пластмассовые баночки с разным наполнителем: семена растений, разная крупа, горох, пуговицы и т. д.
- Пластмассовые ведёрки
- Аудиозапись «Звуки насекомых»
- Аудиозапись «Голоса птиц», «Голоса животных»
- Аудиозапись «Звуки природы» (шум дождя, ручья, моря, ветра, вьюги, капели и др.)
- Аудиозапись «Звуки города»
- Аудиозапись «Звуки дома»
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:
1) развитие слухового внимания;
2) формирование фонематического слуха.
Для развития слухового внимания используют различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые).
Примерные игры и упражнения и игры на развитие слухового внимания:
- “Кто услышит больше звуков?”,
- “Назови звуки групповой комнаты”,
- “Назови звуки улицы”,
- “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
- Звучание музыкальных инструментов.
- Песенки насекомых.
- Голоса животных, птиц.
- «Угадай деревянные и металлические предметы»
- «Где позвонили?» (определяем направление звука)
- «Угадай, чей голосок?» (ребёнок угадывает голос своего друга)
- «Угадай, что звучало»(скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, тиканье часов, шум воды, шелест страниц).
Эти и другие упражнения вы можете использовать на занятиях, а также в индивидуальной работе в коррекционных группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)
Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...
Развитие слухового внимания.
Развитие слухового внимания является одним из видов работы по формированию общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Работу необходимо проводить как в дошкольном учреждении, так ...
Игры на развитие слухового внимания глухих детей во внеклассное время.
Из опыта работы....
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ и ПАМЯТИ.
Уважаемые посетители сайта, предлагаю вам задания на развитие слухового внимания, мышления и памяти. Надеюсь, что задания будут для вас интересны и полезны....
Игра на развитие слухового внимания "Угадай, кто тебя позвал"
Правила игры (два варианта), свёрстанные для разрезания и вклеивания в тетради.Игра "Угадай, кто тебя позвал" развивает слуховое внимание и фонематическое восприятие.В эту игру играют в комп...
«Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей с ЗПР»
Первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Уже к двум годам в норме дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой. К с...
Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"
Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам, учителям начальных классов, родителям....