Учение без огорчения
рабочая программа по логопедии

Ардашкина Анастасия Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_kruzhok.docx59.91 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Бузулука

Оренбургской области

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принята на заседании 

Утверждаю    

Педагогического совета

Директор МОАУ «СОШ № 10»

 от «_____»  _____2021 г.                                                  

____________Васильева Е.А.                                                      

Протокол № ______

Приказ № _______________

 «____» ___________2021 г.                                                            

                                                                                             

Дополнительная общеобразовательная программа

логопедической направленности

«Учение без огорчения»

на 2021-2022 уч.год

        Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Логопед, учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

Ардашкина А.С.

2021 г.

Содержание

Раздел

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Основные задачи и направления реализации программы

6

3.

Цель программы

12

4.

Структура и содержание работы

12

5.

Планируемые результаты реализации программы

16

6.

Материально-технические средства

24

7.

Календарно-тематическое планирование

27

8.

Список использованной литературы

30

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена в соответствии с

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования;

Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами коррекционно-педагогической работы, предусматривающей развитие взаимосвязанных форм и функций речи, применима прежде всего к учащимся, имеющим сложности в обучении, особенно в освоении устной и письменной речью, обучающиеся по основным образовательным программам.

Письмо и чтение — это особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Для овладения письмом и чтением важна степень сформированности всех сторон речи - звукопроизносительной, фонематической и лексико-грамматической.  Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточном высоком развитии речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, а также умений и навыков активно, свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Среди обучающихся фиксируются различные отклонения в речевом развитии первичного генеза: фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР - несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ффн является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристиками. Ффн представляет собой серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

В 50-60-е гг. 20-го века была разработана педагогическая классификация аномалий речевого развития Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии  АПН СССР. Разработка педагогической классификации была необходима для реализации единой формы фронтального обучения детей с различными нарушениями речи, с нормальным слухом и сохранным интеллектом. В настоящее время под общим недоразвитием речи (ОНР) следует понимать форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

Существуют и другие формулировки ОНР, Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. определяют ОНР так: “Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте”.

Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени. В настоящее время условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

Данная программа составлена с учетом имеющегося у обучающихся с ОВЗ третьего уровня общего недоразвития речи: наличия фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

Целевая аудитория:

Рабочая программа логопедического кружка «Обучение без огорчения» создана для обучающихся 2-4 классов, имеющих сложности в освоении письма и чтения, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Основные задачи и направления реализации программы «Обучение без огорчения».

Основной задачей курса рабочей программы «Обучение без огорчения» является формирование у обучающихся следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической монологической; овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.

  • Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте: устно-речевые предпосылки (обеспечивают полноценное формирование письма; операционные предпосылки (основные действия, входящие в состав письма как деятельности: выделение звуков из речевого потока, перевод звуков в зрительные образы букв, превращение графических знаков в графические начертания); функциональные предпосылки (процессы, обеспечивающие базу для формирования письма). Решение данной задачи создает необходимые условия для предупреждения или минимизации проявления трудностей формирования первоначального навыка письма учащихся 1 класса с нарушением в развитии устной речи и подготавливает к решению задач следующего порядка.
  • Сформировать обобщенные представления (речеслуховые, рече-двигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с рече-языковыми единицами. Решение данной задачи способствует овладению автоматизированным навыком письма, характеризующимся отсутствием дисграфических ошибок и минимизацией орфографических ошибок при выполнении репродуктивных и творческих письменных заданий, созданию оптимальных условий для успешного освоения программного материала по русскому языку не только в начальной, но и в основной школе.
  • Одной из приоритетных задач является создание для детей с нарушением письма адекватных средовых условий с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. А именно: создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства, дающего возможность успешной коррекции, выбора способа и скорости освоения навыка письма. Коррекционная работа строится с учетом развивающей речевой среды, совместно организованной деятельности.
  • Различать собственные речевые мотивы, побуждающие к объединению отдельных предложений в единое смысловое целое. Главное, чтобы мотив речи осознавался, только тога он будет выступать пусковым механизмом любой деятельности, в том числе и речевой.
  • Формировать у учащихся представление о связном высказывании как о едином семантическом целом. При этом на начальном этапе преимущественное внимание уделяется решению эмоциональных и мыслительных задач, а затем лингвистических. Виды заданий: сравнивать набор отдельных слов, предложений со связанным текстом и определять, к чему можно подобрать или нарисовать картинку (сюжетная картинка - повествовательный текст, предметная картинка - описательный текст), сравнивать текст с набором бессвязных предложений, выполнять работу с деформированным текстом.
  • Учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов. С учетом связи предложений тексты делятся на повествовательные, описательные. Для составления модели текста используется образный код (предмет высказывания - картинка, затем предметные картинки заменяются, словом) и вербальный код (сообщение о предмете - предикат - записанное слово). Опора на способы действия в процессе построения модели текста способствует обдумыванию, запоминанию и пересказу готовых текстов, является действенным способом контроля за последовательностью в изложении и подготавливает к порождению продуктивных (самостоятельных) видов связного высказывания.
  • Отбирать лексический и грамматический материал с учетом тематического принципа и принципа частотности. Работа по грамматическому развитию ведется параллельно со словарной работой. Овладение грамматикой создает перспективу для овладения речью в целом: для роста словаря, для развития звуковой стороны. Ребенок должен овладеть определенными грамматическими конструкциями (синтаксическими и морфологическими). Требования к выбору готового текста: должен иметь не больше 7 предложений. Различие между стихами и прозой, сказкой и басней. Особенности текста: структурная целостность, смысловая связность.

Предложение

Предложение в широком смысле является сообщением. При этом предложение выражает сообщение, как правило, не изолированно, а в окружении других сообщающихся единиц (предложений) и связано с ними содержательными, синтаксическими отношениями. Входя в текст в качестве его конструирующего компонента, предложение вместе с другими единицами организует соответствующее сверхфразовое единство и соотносит его части друг с другом.

Определение места предложения в системе других единиц: предложение делится на слова и словосочетания - единицы низшего уровня по отношению к предложению. Структурная модель предложения.

И предложение, и слово характеризуются наличием обобщенного значения (смысловая сторона) и средств его выражения (формальная сторона). Но выражают они значение по-разному. Только при помощи предложения можно сообщить сведения о действительности.

Виды заданий.

  • Деление речи на предложения.
  • Определение границ предложения.
  • Составление схем предложений.
  • Наблюдение над смысловой и интонационной законченностью различных по структуре предложений (предложения нераспространенные, распространенные).
  • Восстановление деформированных предложений.
  • Составление предложений из данных слов.
  • Распространение предложений по заданному глаголу, по заданной основе.
  • Изменение слов таким образом, чтобы получилось как можно больше предложений.
  • Добавление не одного, а любого количества слов.

Слово.

Лексическое значение.

В основе лексико-семантической организации высказывания лежит набор слова как минимального компонента высказывания. Критериями такого выбора являются фонетические (акустико-артикуляционные) и семантические признаки слова.

Виды заданий:

  • Подбор слова по сходству - синонимия.
  • Подбор слова по контрасту - антонимия.
  • Подбор слова по соподчиненности в пределах одного множества (океан, море, озеро, пруд).
  • Подбор слова по принципу расширения и сужения от родовых понятий к видовым (птица, сокол).

Приемы работы:

  • Объяснение значения непонятных слов, в том числе объяснение мотивированных названий.
  • Наблюдение сочетаемости слов с другими словами. Сравнение с синонимами, антонимами.
  • Классификация и обобщение:
  • По заданному признаку (выписать только слова).
  • По нескольким заданным признакам (выбрать ударный гласный, подчеркнуть безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением).
  • По заданному признаку, для решения которого ребенок самостоятельно актуализирует другие, незаданные признаки (определить проверяемый сомнительный звук в корне слова. Для выполнения этого задания ребенок должен самостоятельно дифференцировать незаданные признаки: гласные - согласные, звонкие - глухие).
  • По самостоятельно найденному признаку с одним количественным указанием (разделить слова на две группы: волна, дом, ягоды, луч, следы или с несколькими количественными указаниями (разделить слова на равные группы: вода, стол, озеро, кино, диван, река).
  • По самостоятельно найденному признаку без дополнительных указаний (На какие группы ты разделишь слова?).
  • Объяснение значения слова перед прочтением текста.

Слово. Лексико-грамматическое значение.

Учитывая содержание логопедической работы, понятие “части речи” дается с ознакомительной целью. Прежде чем использовать понятие “части речи” дети должны осмыслить предложение как единицу речи.

Одним из надежных способов дифференциации частей речи является опора на существенные признаки:

  • По значению (предмет, признак предмета, действие предмета).
  • По роли в предложении (имя существительное - подлежащее и второстепенный член, глагол - сказуемое).
  • По грамматическим категориям (имя существительное изменяется по числам и падежам, но имеет род, имя прилагательное - по числам, падежам родам, глагол - по временам, лицам, числам).

Словосочетание. Предложение.

В живом языке в процессе его функционирования слова почти никогда не выступают изолированно, но в связях (сочетаниях) с другими словами. Практическое ознакомление с сочетанием слов. Основные типы словосочетаний по характеру главного слова (глагольные, именные).

Текст.

Особенность письменного речевого высказывания в том, что его продуктивность находится в теснейшей связи с комплексом внутренних факторов: мышлением, волей, чувствами, эмоциями ребенка, соматическим состоянием, состоянием психофизиологических функций, широтой представлений об окружающем мире.

Надежной опорой для работы над развитием письменной речи детей станут создание на занятии ситуации общения, опыт устного высказывания. Необходимо говорить о едином процессе коррекции и дальнейшего нормативного развития устной речи, письменной речи.

Рабочая коррекционно-развивающая программа формирует качественно иной способ мышления детей, который побуждает их рассматривать все явления в их взаимосвязи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность получаемым знаниям.

Обязательность или необязательность прохождения тематических разделов определяется характером проявления, частотностью и стойкостью дисграфических и орфографических ошибок в письменных работах детей. Количество занятий на конкретную может варьироваться с учетом образовательных потребностей и возможностей ребенка с нарушением речи и письма.

Целью логопедического кружка «Обучение без огорчения»

является:

Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся, предупреждение и коррекция нарушения письма и чтения обучающихся 2-4 классов обучающиеся, испытывающих трудности в освоении письменной речью.

Методологической основой для разработки коррекционно-развивающей программы являются:

  • Положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).
  • Положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
  • Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева).
  • Научно-теоретические положения деятельностного подхода в обучении о необходимости формирования письма как метапредметного умения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Структура и содержание работы кружка «Обучение без огорчения»

Рабочая программа логопедического кружка «Обучение без огорчения» направлена на коррекцию устной речи обучающихся и профилактику, и коррекцию дисграфии и дислексии. Периодичность занятий - один раз в неделю. Форма работы – групповая, количество обучающихся в группе – от 8 до 12 человек. При возникающих запросах родителей возможна индивидуальная форма работы. Начало работы кружка – 01 октября 2021г., окончание работы кружка – 31 мая 2022г.

Работа организуется в форме групповых или индивидуальных занятий.

Планируемые результаты рабочей программы логопедического кружка «Обучение без огорчения»

Реализация разделов первого этапа коррекционно-развивающей программы обеспечивает облегчение и сокращение периода адаптации к началу школьного обучения учащихся 1 классов и обеспечивает готовность к овладению содержанием второго этапа.

Реализация разделов второго этапа обеспечивает устранение коммуникативных трудностей и трудностей формирования письма учащихся 2-4 классов с речевой недостаточностью. В отдельных случаях обеспечивает положительную динамику достижений учащихся 2-4 классов с тяжелыми нарушениями речи.

Программный материал способствует предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Предполагаемые результаты коррекционно-развивающей работы логопедического кружка «Обучение без огорчения» возможны только при условии регулярности посещения всех занятий.

Рабочая программа составлена на один учебный год работы и в 2021-2022 годах обеспечивает овладение обучающимися первого этапа коррекционно-педагогической работы. Коррекционно-развивающаяся логопедическая работа логопедического кружка «Обучение без огорчения» возможна только при условии дальнейшего посещения обучающимися кружка.

В результате первого этапа коррекционно-педагогической работы у обучающихся появится возможность научиться:

Основным действиям, входящим в состав письма как деятельности:

  • выделение звуков из речевого потока
  • перевод звуков в зрительные образы букв
  • превращение графических знаков в графические начертания

В результате первого этапа коррекционно-педагогической работы у обучающихся возможно уменьшатся:

  • Дисграфические ошибки при выполнении репродуктивных и творческих письменных заданий.

Содержание первого этапа рабочей логопедического кружка «Учение без огорчения». Виды заданий.

  • Ответы на вопросы по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Сравнительное описание двух предметов по противоположности или сходству. Подбор к общему понятию частных понятий и наоборот. Подбор к названию целого названия части (частей) и наоборот. Подбор к словам противоположных им по значению слов. Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц, поговорок. Отгадывание и придумывание загадок. Произнесение чистоговорок, скороговорок. Отгадывание и придумывание загадок. Произнесение чистоговорок, скороговорок по лексической теме. Подобные задания выполняются для развития лексической системности. Примерное количество заданий 7-8.
  • Составление предложения с заданным словом. Восстановление правильного порядка слов в предложении. Вставка пропущенного слова в предложении. Ответы на вопросы с их постепенным усложнением. Образование новых слов и объяснение образования сложных слов. Исправление преднамеренной ошибки в предложении. Выбор правильного предложения. Выбор лишнего слова. Такие задания выполняются для развития синтагматических и парадигматических связей, формирования умения понимать и использовать различные лексико-грамматические, логико-грамматические конструкции. Примерное количество заданий 7-8.
  • Соединение слогов или звуков в слове. Деление слова на слоги или звуки. Выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в конце, в середине, в начале  слова с с использованием фишек и схемы-карточки. Подбор слов на заданный звук. Определение последовательности и количества звуков в слове с использованием фишек и схемы-карточки. Характеристика звука с учетом дифференциальных признаков с использованием понятий: гласный - согласный, твердый - мягкий согласный, звонкий - глухой согласный. Определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных или согласных звуков в заданном слове без наглядной опоры. Такие задания выполняются для формирования слогового и фонемного синтеза и анализа. Примерное количество заданий - 4-5.
  • Анализ готового рассказа и составление короткого рассказа по заданному началу, центральному событию, концу или по заданному плану. Подобные задания выполняются для развития связной речи, формирования умения составлять связное речевое высказывание по образцу, схеме. Примерное количество заданий - 1.

Для каждого занятия отбор лексико-грамматического и фонетического материала проводится на основе тематического принципа. Общее среднее количество устно-речевых заданий - около 20. Задания повторяются, но используется каждый раз новый лексико-грамматический и фонетический материал. Многократное осознанное выполнение ребенком типовых заданий помогает формированию, запоминанию, закреплению и успешному использованию необходимых речевых конструкций. Допускаются добавление или сокращением заданий, а также замена отдельных заданий наиболее подходящие в данный конкретный момент по усмотрению педагога.

Виды письменных заданий

  • Дописывание недостающей части печатной буквы (правой или нижней).
  • Определение места звука в слове и вписывание печатной буквы в схему слова.
  • Обводка и самостоятельное письмо сначала строчной (маленькой), затем прописной (большой) буквы с одновременным называнием буквы (буква произносится как звук). При обводке как специальные приемы используются точка начала, стрелка направления движения руки при написании элементов буквы, предварительное проговаривание последовательного написания элементов буквы (комментированное письмо).
  • Нахождение и обводка из числа предъявленных букв двух букв, совпадающих с образцом.
  • Рисование картинок с использованием сначала строчной, а затем прописной буквы.

Письменные задания выполняются для каждой буквы. Задания направлены на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-слуховой, зрительно-двигательной памяти, моторного планирования, регуляции и самоконтроля. Задания способствуют формированию речеслуховых, зрительно-пространственных, зрительно-двигательных представлений и тем самым - укреплению звуко-буквенных связей, формированию графо-моторного навыка и являются дополнительным средством для предупреждения трудностей формирования навыка письма у первоклассников.

Выполнение письменных заданий предупреждает появление:

  • Ошибок, обусловленных недостаточной сформированностью навыков звуко-буквенного анализа и синтеза (пропуск, вставка, перестановка букв).
  • Пространственных ошибок (ошибочное расположение элементов букв, потеря или добавление элементов букв, соединительных элементов между буквами).
  • Моторных ошибок (неверное начертание букв с одинаковым двигательным запуском, неточная передача графического образа буквы).

Содержание второго этапа программы логопедического кружка «Учение без огорчения».

На втором этапе коррекционно-развивающая работа продолжается. Особенность этапа - подготовка к формированию представления о составе рече-языковых единиц, принципах их организации и взаимодействия, осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами выражения на основе наблюдения основных единиц языка и речи. Дальнейшая коррекционно-педагогическая работа предполагает использование вариативных заданий специальной направленности с многократным их повторением для формирования операций и способов действий, необходимых для становления правильного письма.

Содержанием занятий этого этапа является:

  • Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее обогащение его как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  • Уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций: дальнейшее развитие и совершенствование, дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении,  моделями различных Поскольку в течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлении обучающихся о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, то на втором этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимами родного языка.

В процессе работы над развитием морфологических обобщений у обучающихся формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях.

Кроме того, на логопедических занятиях отрабатываются умения устанавливать связи между формой слова и его значением.

Таким образом, на втором этапе логопедической работы обучающиеся накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов, а также развивают и совершенствуют навык чтения и письма.

В начале коррекционно-педагогической работы основная задача заключается в том, чтобы пробудить у детей внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями с товарищами, логопедом. Необходимо акцентировать внимание на том, что в общении людей важно не только говорить самому, но и уметь слушать другого, не только обращать внимание на то, как говорится, но и на то, что говорится.

Решающую роль в этом играет общая атмосфера на занятиях, которая определяется тоном, стилем общения логопеда с детьми и детей между собой. Велико значение беседы для создания заинтересованности, расширения знаний и представлений детей об окружающем мире и для развития диалогической, монологической речи.

Решению задачи - постоянно расширять поле для активной речемыслительной деятельности детей - способствуют ситуации спора, дискуссии, специально организуемые логопедом, в процессе которых дети сравнивают, анализируют, доказывают. Так приобретается опыт мыслительной деятельности, выражения своих мыслей в слове, слушания друг друга.

В процессе второго этапа отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико-грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.

Основными целями построения связного высказывания являются:

  • Программирование смысловой структуры высказывания.
  • Установление связности и последовательности высказывания.
  • Отбор языковых средств.

Современный подход к реализации содержания данного раздела должен опираться

на лингвистические понятия: речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения обучающихся на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом.

        Проводится работа по

  • Совершенствованию синтаксических конструкций: построение, переконструирование предложений при помощи различных приемов.
  • Формированию умений и навыков правильно определять содержание текста, его логическое построение и языковое оформление.
  • Формированию коммуникативных умений и навыков.

В результате второго этапа коррекционной работы логопедического кружка «Учение без огорчения» у обучающихся могут улучшиться:

  • Понимание устной речи и устная речь: Речь диалогическая, монологическая.
  • Понимание письменной речи (чтение). Текст.
  • мотивация к письменной речи
  • письменно-речевое высказывание.

В результате второго этапа коррекционно-развивающей логопедического кружка «Учение без огорчения» у обучающихся появится возможность для формирования:

  • представление о связном высказывании как о едином семантическом целом

Последовательность прохождения тематических занятий и их количество представлены в примерном тематическом планировании. Допускается проведение нескольких занятий на одну тему, поэтому количество тем и количество занятий может не совпадать.

На каждом занятии работа проводится по следующим направлениям:

Направления работы

Формируемые УУД

Сенсомоторное развитие.

У ученика будут развиты:

зрительный анализ и пространственное восприятие элементов букв;

тонкость и дифференцированность анализа зрительно воспринимаемых объектов;

тактильные ощущения;

умение организации и контроля простейших двигательных программ;

тонкость и целенаправленность движений;

кинестетические основы движения;

межполушарное взаимодействие.

Формирование пространственных представлений.

У ученика будут сформированы:

умения ориентировки в схеме собственного тела;

умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

 умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

У ученика будут развиты:

 пространственный праксиса;

навык дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

Развитие мнемических процессов.

У ученика будут развиты: 

произвольное запоминание зрительно воспринимаемых объектов;

произвольное запоминание слуховых рядов: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

тактильная и кинестетическая памяти.

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие.

У ученика будут развиты: 

 слухо-моторная координация;

зрительно-моторной координации;

слухо-зрительная и зрительно-двигательная координация.

Формирование   функции   программирования и контроля собственной деятельности

У ученика будут сформированы:

регуляция простейших двигательных актов;

умения ориентировки в задании;

умения планирования этапов выполнения задания;

основные способы самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

умение осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Формирование навыка письма

У ученика будут сформированы:

навыка копирования;

 навыка работы по заданному образцу;

Ученик научится:

соотносить графему с соответствующим звуком речи;

актуализировать и закреплять навык звукобуквенного анализа слова;

выполнять зрительно-слуховые диктанты (писать слова и предложения после прочтения аналога);

выполнять слуховые диктанты.

Формирование навыка чтения

Ученик научится:

заучивать буквы, соотносить букву и звук, дифференциацировать сходные по начертанию буквы;

читать слоговые таблицы;

составлять слоги, слова из предложенных букв;

читать слова, предложения, иллюстрированные изображением;

составлять предложения из слов;

выполнять графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

При составлении тематического планирования использован концентрический способ построения, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность усвоения речеязыкового материала учащимися. Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует формированию у них стойких навыков и умений, что в свою очередь содействует преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения, преодолению трудностей обучения русскому языку.

Материально-технические средства, необходимые для реализации рабочей программы логопедического кружка «Учение без огорчения».

  1. Персональный компьютер, оснащенный современными компьютерными программами (MS Office) с возможностью выхода в интернет.
  2. Принтер.
  3. Сканер.
  4. Копировальный аппарат.
  5. Видеопроектор.
  6. Доска.
  7. Наборы предметных картинок для работы с лексико-грамматическим строем речи.

7. учебно-дидактический материал:

  • Тетрадь-помощница “Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение и слово” (авторы О.А. Ишимова, И.Е. Юсов).
  • Тетрадь-помощница “Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу” (авторы О.А. Ишимова, Е.В. Деребягина).
  • Тетрадь-помощница “Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных” (авторы О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова).
  • Тетрадь-помощница “Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу”.
  • Тетрадь-помощница “Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу”.
  • “Обучаем читать и писать без ошибок”. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма (авторы А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова).
  • Г.М. Зегебарт “Чтение. От текста к смыслу”.
  • Г.М. Зегебарт “Чтение от слова к тексту”.
  • Подготовка к обучению письму и чтению. Звуки речи, слова, предложения». Авторы: Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова.
  • «Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста». Автор В.В. Коноваленко  
  • «Игротека для дошкольников. Профилактика дисграфии 5-7 лет». Автор О.Н. Яворская
  • «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и сннтеза у старших дошкольников». Автор: Нищева Н.В.
  • «Рассказываем по сериям картинок». Автор Н.В. Яворская
  • «Учимся правильно говорить». Авторы Л.П. Успенская, М.В. Успенский
  • «Логопедические домашние задания для 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1-4». Автор: Теремкова Н.Э.
  • “Развитие речи. Письмо”. Авторы О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. Г.М.
  • «Учим буквы». Составитель В.Г. Дмитриева
  • «Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста». Автор В.В. Коноваленко  
  • «Игротека для дошкольников. Профилактика дисграфии 5-7 лет». Автор О.Н. Яворская
  • «Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. 1 класс». Авторы Чиркина Г.В., Российская Е.Н.
  • «Развитие устной речи (на основе ознакомления с окружающим миром). Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс». Авторы: Худенко Е.Д, Федорова Г.А.
  • «Произношение. Мир звуков. Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс». Авторы Чиркина Г.В., Российская Е.Н.
  • «Произношение. Мир звуков. Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс». Авторы Чиркина Г.В., Российская Е.Н.
  • «Рабочая тетрадь по русскому языку, чтению и развитию речи для 1 класса. Коррекционно-развивающее обучение». Авторы Козырева О.А., Кутакова К.А.
  • «Рабочая тетрадь по русскому языку, чтению и развитию речи для 2 класса. Коррекционно-развивающее обучение». Авторы Козырева О.А., Кутакова К.А.
  • «Рабочая тетрадь по русскому языку, чтению и развитию речи для 3 класса. Коррекционно-развивающее обучение». Авторы Козырева О.А., Кутакова К.А.
  • «Рабочая тетрадь по русскому языку, чтению и развитию речи для 4 класса. Коррекционно-развивающее обучение». Авторы Козырева О.А., Кутакова К.А.
  • «Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида (в 3-х частях)» . Автор Зикеев А.Г.
  • «Игры со словами. Картотека игр для развития речи». Автор Кирьянова Р.
  • «Мой букварь». Автор Нищева Н.В.
  • «Мульт Букварь». Автор Ткаченко Т.А.
  • «Букварь». Автор Жукова Н.
  • «90 эффективных упражнений для исправления дисграфии». Автор Крутецкая В.А.
  • «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3-4 классы». Автор Чистякова О.В.
  • «Тренажер по русскому языку 3 класс». Автор Шклярова Т.В.
  • «Правила русского языка для начальной школы». Авторы Бондаренко А.А., Гуркова И.В.
  • «Тренажер по русскому языку 4 класс». Автор Шклярова Т.В.
  • «Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида», Автор Зикеев А.Г. (в 3-х частях)
  • Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ, Автор Зикеев А.Г.
  • «Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников», Автор Оглоблина И.Ю.
  • «Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда». Автор: Иншакова О.Б.
  • «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Автор: Ефименкова Л.Н.

Календарно-тематическое планирование логопедического кружка «Обучение без огорчения» с обучающимися 2-4 классов (второй этап)

Всего, количество занятий в неделю – одно, форма работы – групповая, при запросе родителей возможна индивидуальная форма работы. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Всего

Теория

Практика

1

Тема 1.

Текст.Предложение.

2

1

1

2

Тема 2.

Деление слов на слоги. Ударение.

2

1

1

3

Тема 3.

Гласные первого ряда.

5

2

3

4

Тема 4.

Гласные второго ряда. Обозначение мягкости на письме при помощи гласных второго ряда.

5

2

3

5

Тема 5.

Звуки согласные Р – Л.

2

1

1

6

Тема 6.

Звуки согласные М – Н.

2

1

1

5

Тема 7.

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)

Буквы Б-П

2

1

1

6

Тема 8.

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)

Буквы Д-Т

2

1

1

7

Тема 9.

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)

Буквы В-Ф

2

1

1

8

Тема 10.

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)

Буквы Г-К

2

1

1

9

Тема 11.

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)

Буквы З-С

2

1

1

10

Тема 12.

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)

Буквы Ж-Ш

2

1

1

11

Тема 13.

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)

Букв Б-Д

2

1

1

12

Тема 14.

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)

Букв Б-В

2

1

1

34

16

18

                                                                                       

Литература, использованная при составлении рабочей программы

  1. Азова О.А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. - М., 2006.
  2. Бессонова. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения. - М: АРКТИ; Издательство ГНОМ, 2016.
  3. Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи. – М: АРКТИ, 2016.
  4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие. – М: Айрис дидактика, 2005.
  5. Елецкая О.В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников – М: Редкая птица, 2017.
  6. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А. и др. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. – М: Издательство Форум, 2015.
  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М: Изд-во Нац. Книжный центр, 2015.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. - М: Эксмодетство, 2017.
  9. Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов. – М: Владос, 2014.
  10. Ивановская О.Г., Куликова Н.С., Хвостова О.А., Щукина Д.А. Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников. – М: Издательство Форум, 2015.
  11. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М: Владос, 2009.
  12. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М: Владос, 2005.
  13. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы - М: Просвещение, 2014.
  14. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы.
  15. Ишимова О.А., Алмазова А.А. Тетрадь-помощница для учащихся. Развитие Речи- М: Просвещение, 2014.
  16. Ишимова О.А., Деребина Е.В. Тетрадь-помощница для учащихся. Письмо. - М: Просвещение, 2014.
  17. Ишимва О.А., Заббарова Е.Х. Тетрадь-помощница для учащихся. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. - М: Просвещение, 2014.
  18. Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Тетрадь-помощница для учащихся. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. - М: Просвещение, 2014.
  19. Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Тетрадь-помощница для учащихся. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. - М: Просвещение, 2014.
  20. Ишимова О.А., Юсов И.Е. Тетрадь-помощница для учащихся. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. - М: Просвещение, 2014.
  21. Ишимова О.А. Тетрадь помощница для учащихся. Чтение. От буквы к слогу и словам.- М: Просвещение, 2014.
  22. Ишимова О.А. Тетрадь помощница для учащихся. Чтение. От слога к слову, - М: Просвещение, 2014.
  23. Ишимова О.А. Тетрадь помощница для учащихся. Чтение. Читаю словами. - М: Просвещение, 2014.
  24. Ишимова О.А., Сабельникова С.И. Тетрадь помощница для учащихся. Чтение. Читаю и понимаю. - М: Просвещение, 2014.
  25. Лалаева Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М.: Изд-во Союз, СПб, 2001.
  26. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  27. Методы обследования речи детей/ под общей ред. Г.В. Чиркиной.- М: Аркти, 2005.
  28. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М: В. Секачев, 2008.
  29. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2017.
  30. Прищепова И.В., Недоленко С.В., Прищепова П.А. Диагностика недостатков письма у младших школьников – Санкт-Петербург, Издательский Дом «Литера», 2016.
  31. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Обучение грамоте. Подготовка к обучению письму и чтению. Звуки речи, слова, предложения. 1 класс (в 2-х частях). – М: Владос, 2017г.
  32. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников - М.: Айрис-пресс, 2007.
  33. Яворская О.Н. Игротека для дошкольников профилактика дисграфии – Санкт-Петербург, 2017.
  34. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. - М: АРКТИ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как пережить огорчение

В материале даны рекомендации для ребят....

Смайлики "Огорчение" и "Радость"

Для использования на уроках в 1 классе...

Консультация "Воспитание без огорчений"

"Воспитание без огорчений"...

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...

методика диагностики "радости и огорчения"

методика диагностики "радости и огорчения"...

методика диагностики "радости и огорчения"

методика диагностики "радости и огорчения"...