Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ (продолжение)
консультация по логопедии

Денисова Татьяна Владимировна

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ (продолжение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_isklyuchenie_slov.doc703.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ

(продолжение)

Методика «Исключение слов».

Оценка вербально-логического мышления  

 

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии – по 4 слова. Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол  для регистрации ответов в таблице.

 

Протокол исследования вербально-логического мышления

 

Номер серии

Время выполнения задания, в секундах

Результат

1

 

 

 

 

 

...

 

 

15

 

 

 

     Бланк методики «Исключение слов»

  1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.
  2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.
  3. Часы, очки, весы, термометр.
  4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.
  5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.
  6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.
  7. Дерево, этажерка, метла, вилка.
  8. Дедушка, учитель, папа, мама.
  9. Иней, пыль, дождь, роса.
  10. Вода, ветер, уголь, трава.
  11. Яблоко, книга, шуба, роза.
  12. Молоко, сливки, сыр, хлеб.
  13. Береза, сосна, ягода, дуб.
  14. Минута, секунда, час, вечер. 15. Василий, Федор, Семен, Иванов.

 

Процедура   проведения

Инструкция: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».  

Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание – вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ – 2 балла, за неправильный – 0.

КЛЮЧ:

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка,  7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов. Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т.

 

                  Поправка Т на время выполнения задания

Время, в секундах

Поправка Т на время, баллы

Менее 250

0

250–330

–3

Более 330

–6

 

Интегральный показатель вербально-логического мышления (А), объединяющий показатель продуктивности (В) и время выполнения задания с учетом поправки (Т), вычисляется по формуле:

А = В + Т

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифметическую величину по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления (образного), а также для интериндивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки.

 

Шкальные оценки показателей мышлeния

Шкальные оценки

Мышление

Шкальные  оценки

Мышление

образное

вербальнологическое

образное

вербальнологическое

19

50

30

9

26–29

17–18

18

8

23–25

15–16

17

50–48

29–28

7

20–22

16

48–47

6

17–19

12–4

15

45–47

28–27

5

14–16

7–11

14

41–44

27–26

4

12–13

5–6

l3

38–40

3

8–11

12

36–37

23–25

2

5–7

3–4

11

33–35

21–22

1

2–4

10

30–32

19–20

0

0–2

3

 

 

Методика «Исключение лишнего»

 

Цель. Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.  

 

Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.  

 

I . Предметный вариант  Описание теста.  

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет. Инструкция. «Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

 

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.  

 

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.  

 

!Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых

 

ТЕСТ

 

 

II. Словесный вариант  

Инструкция. Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».  

 

Ход выполнения данного варианта теста идентичен выше изложенному.  Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

 

Тестовый материал 

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.  
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.  
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.  
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.  
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.  
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.  
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.  
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.  
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.  
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.  
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.  
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.  
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.  
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.  
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.  
  16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.  
  17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.  
  18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.  
  19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.  20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.  

 

Обработка результатов.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения  

 

Число баллов     Характеристика решения задач

I                                       II     

          Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:  

5    -    объединяемых в одну группу предметов (слов);  -    5    «лишнего» предмета (слова).  

          Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:  4    -    для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;  -    4    для обозначения «лишнего» предмета (слова).  

          Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:  

2,5    -    объединяемых в одну группу предметов (слов);  -    2,5    «лишнего» предмета (слова).  

          То же, но с помощью исследователя для обозначения:  1    -    предметов (слов) объединенных в одну группу;  -    1    «лишнего» предмета (слова).  

          Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:

0    -    предметов (слов) объединенных в одну группу;  

-    0    «лишнего» предмета (слова)  

 

      Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.  

 

      Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

 

Методика " Простые аналогии"

Цель. Методика направлена на определение понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда разнообразных задач.  

Для детей 8-10лет 

Инструкция. "Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье слово с одним из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это четвертое слово".  Прекратить исследование после 5 примеров, если ребенок не начинает работать самостоятельно  

 

1

Огурец

 

Гвоздика

 

овощ

 

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

 

Сад

 

Морковь

 

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

 

Врач

 

Ученик

 

Очки, больница, палата, больной, лекарство

4

Цветок

 

Птица

 

Ваза

 

Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5

Перчатка

 

Сапог

 

Рука

 

Чулки, подошва, кожа, нога, щѐтка

6

Тѐмный

 

Мокрый

 

Светлый

 

Солнечный, скользкий, сухой, тѐплый, холодный

7

Часы

 

Градусник

 

Время

 

Стекло, больной, кровать, температура, врач

8

Машина

 

Лодка

 

Мотор

 

Река, маяк, парус, волна, берег

9

Стол

 

Пол

 

Скатерть

 

Мебель, ковѐр, пыль, доски, гвозди

10

Стул

 

Игла

 

Деревянный

 

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

 

Оценка результатов:  

4 балла - выполняет все задания, выделяя существенные признаки,  

3 балла - выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора  

2 балла - выполняет 5 заданий, из них 4 - с направляющей и программирующей помощью экспериментатора  

1 балл - отвечает не по существу, помощь неэффективна  

 

 

Для детей от 10 лет 

Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Какое из нижеприведенных слов так же связано с третьим, как второе с первым?  

Например:  

песня: композитор = самолет: ?  

а) аэродром б) горючее в)конструктор г)летчик д)истребитель  

Функциональные отношения (песню сочинил композитор): ответ - конструктор

(конструктор сделал самолет)  

 

Время выполнения -15 минут, предлагается 10 заданий  

 

1. школа: обучение = больница: ?  

а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной  2. песня: глухой = картина: ?  

а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой  3. нож: сталь = стул: ?  

а) вилка б) дерево в) стул г) пища д) скатерть  4. паровоз: вагоны = конь: ?  

а) поезд б) лошадь в) овес г) телега д) конюшня  5. лес: деревья = библиотека: ?  

а) город б) здание в) библиотекарь г) книги д) театр  6. бежать: стоять = кричать: ?  

а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать  7. утро: ночь = зима: ?  

а) мороз б) осень в) день г) январь д) сани  8. волк: пасть = птица: ?  

а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение  9. слагаемое: сумма = множители: ?  

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление  10. роза: цветок = кислород: ?  

а) газ б) дыхание в) горение г) прозрачный д) мак  

 

Оценка результатов:  

4 балла - 8 - 10 правильных ответов, помощь взрослого не требуется.  

3 балла - 5 - 7 правильных ответов, использует помощь взрослого.  

2 балла - 2 - 4 правильных ответов, помощь использует частично.  

1 балл - задание недоступно.  

 

 

Методика «3аучuвание 10 слов»

 

Цель. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти.

Методика используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

 

Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

 

Инструкция  состоит из нескольких  этапов.

Первое объяснением: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами (табл. 1). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

Спустя 50–60 минут, психолог снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками. Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл1).

Наиболее часто используют следующий набор слов:  Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

 

                                                                                                                          Таблица 1  

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

береза

боль

2

хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лен

липа

ложка

лопата

6

зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес

 

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________  Пол___ Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______ Самочувствие испытуемого  до опыта___________________ после опыта_________________________

 

стимула

Стимул

Ответ

Pi

Кi

Через

1  

час

 

Прим

 1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лишние» слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов. Обработка результатов. 

  1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.
  2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

 

  1. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):

, где

Кi —коэффициент запоминания i-го слова,  Рi — его абсолютная частота; n — количество повторений.

  1. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты запоминания слов

 

  1. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе. 6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

, где 

Vдолговрем. — объем долговременной памяти (через один час)  V6 ·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии

Интерпретация.  

Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвѐл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.  

Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».

Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).

Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 и т. д., то есть к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше 5 раз) количество воспроизводимых слов 9–10.

По результатам данного теста возможны следующие заключения о характеристиках памяти испытуемого:  

Непосредственное запоминание не нарушено — в случаях, когда испытуемый непосредственно после зачитывания ему десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 7 слов.  

Непосредственное запоминание нарушено — в случаях, когда испытуемый непосредственно после зачитывания ему десяти слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше количество слов удается испытуемому воспроизвести, тем более выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания.  

Долговременная память не нарушена — в случаях, когда через час без предварительного предупреждения испытуемый воспроизводит не менее 7 слов, предназначавшихся для запоминания.  

Долговременная память снижена — в случаях, когда через час без предварительного предупреждения испытуемый воспроизводит менее 7 слов, предназначавшихся для запоминания.  

 

 

Методика «Корректурная проба»

 

Цель: определение объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок).

Порядок выполнения и инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

 

Методический (стимульный) материал:

 

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ

 

ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗС

 

КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУ

 

ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕСМВ

 

НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩ РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРРКИ

 

ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕ

 

ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПООНАЫБ

 

ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВИТБЕЗ

 

СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСК

 

КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧГШКАР

 

ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗСЧЯИЕ

 

АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКНАИОТ

 

НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСШЮНВ

 

ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЗЭВИС

 

СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЫПСМТН

 

ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВАМЕИНЕ

 

Обработка и интерпретация результатов. При оценке результатов опираемся на следующие показатели нормы:

для детей 6–7 лет объем внимания – 400 знаков и выше; концентрация внимания – 10 ошибок и менее;

для детей 8-10 лет объем внимания – 600 знаков и выше, а концентрация – 5 ошибок и менее.

 

 

Тест «Избирательность внимания» (тест Г.Мюнстерберга)  

 

Методика направлена на определение избирательности внимания. Избирательность внимания обеспечивает успешную настройку при наличии помех на восприятии информации при постановке сознательной цели.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.

Время выполнения задания - 2 мин.

Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово

«радость».

 

БЛАНК: 

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Оценка результатов: Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.

  1. Если  обнаружено не более 15 слов, то испытуемому следует серьезно заняться развитием своего внимания.  

Испытуемому необходимо много читать и записывать интересные события, затем время от времени перечитывать эти записи.

  1. Если вы обнаружено не более 20 слов, то внимание у испытуемого ближе к норме
  2. Если  обнаружено 24 слова, то внимание на хорошем уровне

 

В тексте содержится 25 слов (солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия). Ключ: 

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

 

 

Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания

 

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Проведение   исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально.

Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание.

При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экспериментатор выдает ему бланк корректурной пробы (см. ниже).

Инструкция. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы – 10 минут.

 

Образец бланка корректурной пробы

АКСНВЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕСОВРКАНВСАЕРНВКСОАН

ЕОСВНЕРКАОСЕРВКОАНКСАКАНЕОСВРЕНАКСОЕНВРКСАРЕСВНЕСКАОЕНСВКР

АЕОВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАСНСАКРВОСАРНЕАОС

КВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕРВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОК

РЕСАВКНЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОАРЕСВОЕРВОСКВНЕРАОСЕ

НВСНРАЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСНВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКВНРАЕОС

ВРВОАНСКОКРСЕНАОВКСЕАВНСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНСКОСНАКВ НАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОО

ВНЕРАНСЕОВРАКВОАCBКPАCKOBPАKHCOKPEHГPCEАOKCAKPHPАKАEPKCНАО

СКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕАСНВСРНАКВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВК

АНАКРНСРНЕОКОВСНВОВРСЕРВНРКСРКВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАР

ВЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАНЕОВСКЦВРНАКСЕPBKOCKАOEHPBOCKPE

HАEАHАKBCEOBKAPЕCHAОBKОАОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВНА

ЕОВНРСКАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВКОКРАНАОЕСКОЕ

РНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСНВКРАНВEPAKOKCOBPHAEАCBKBHOCEHBPАKPEO

COBАOECEАНЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОСРНЕСВНРКО

ВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕНСВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕР

АНВОСАРКВНСОЕОКАНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНВКРНСА

ОЕРКОСНВКОЕРВОСКАЕРНСОАНВРКВСЕНРАКСРНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСН

ЕВОЕНСКВРНАОЕНСОАНСОЛКВРНСЛОЕРРСКОЕНЛРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВКЕ

КРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАСОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕН

ВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВАНСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНА

ОКОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКРНВКОЕСАНЕОВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКС

НЕОКРЕАСОКРЕОВНССЕОВНАРКОСВНРОАСОКРЕАОСВКАКРЕРКОЕСВНОАЕРВК

СОЕНРАКРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРАЕСНАКВОЕРЕНСАКВООАЕРК

СЕРАКРВСАЕОВНЕСРКВО

 

О б р а б о т к а и и н т е р п р е т а ц и я р ез у л ь т а т о в

При обработке результатов психолог сверяет корректурные бланки испытуемого с программой – ключом к тесту. В протокол  исследования (табл. 1) вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 минут, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Таблица 1 Протокол исследования устойчивости внимания

Показатель

Результат

Количество просмотренных за 10 минут букв

 

Количество правильно вычеркнутых букв

 

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 

Точность выполнения задания, %

 

Оценка точности, баллы  

 

Оценка продуктивности, баллы

 

Оценка устойчивости внимания, баллы

 

 

Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 m

минут, и по формуле рассчитывается точность:K ·1 % n 

где т – количество правильно вычеркнутых за 10 минут букв,  п – количество букв,

которые необходимо было вычеркнуть.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 2). 

Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:

А = В + С,

где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Таблица 2 Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность

Точность

знаки

баллы

%

баллы

Менее 1010

1

Менее 70

1

1010–1175

3

70–72

2

1175–1340

5

72–73

3

1340–1505

7

73–74

4

1505–1670

9

74–76

5

1670–1835

10

76–77

6

1835–2000

11

77–79

7

2000–2165

12

79–80

8

2165–2330

13

80–81

9

2330–2495

14

81–83

10

2495–2660

15

83–84

11

2660–2825

16

84–85

12

2825–2990

17

85–87

13

2990–3155

18

87–88

14

3155–3320

19

88–90

15

3320–3485

20

90–91

16

3485–3650

21

91–92

17

3650–3815

22

92–94

18

3815–3980

23

94–95

19

3980–4145

24

95–96

20

4145–4310

25

96–98

21

Более 4310

26

Более 98

22

 

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 3).

 

Таблица 3

Шкала для перевода показателей свойства внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальные  оценки

Устойчивость  внимания

Переключение  внимания

Объем  внимания

19

Более 50

Более 217

Менее 115

18

17

48–49

214–217

115–125

16

46–47

211–214

125–135

15

44–45

208–211

135–145

14

39–43

205–208

145–155

13

36–38

201–205

155–165

12

34–35

195–201

165–175

11

31–33

189–195

175–195

10

28–30

182–189

195–215

9

25–27

172–182

215–235

8

23–24

158–172

235–265

7

20–22

149–158

265–295

6

16–19

142–149

295–335

5

14–15

132–142

335–375

4

12–13

122–132

375–405

3

9–11

114–122

405–455

2

110–114

1

0

Менее 9

Менее 110

Более 455

П р и м е ч а н и е. 1 балл не присваивается никогда.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал для обследования логического мышления младших школьников.

Диагностический материал  для обследования логического мышления младших школьников....

диагностические методики для младших школьников.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ....

Комплекс диагностических методик по изучению познавательной сферы младших школьников

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк...

«Банк диагностических методик, реализуемых в логопедическом обследовании обучающихся»

Содержание.I.  Обследование письменной речи. (Входная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика).Диктанты с 1-4 кл.Диктанты с 5-7 кл.II. Обследование состояния общей моторики.I...

Диагностические​ ​ методики для младших школьников

laquo;ЛЕСЕНКА» АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (Н. Лусканова) ДИАГНОСТИКА «МОТИВАЦИ​Я​ УЧЕНИЯ И  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ&raqu...

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ...

Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"

Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"...