НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ
презентация к уроку по логопедии
Часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, низкая нейродинамика, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти. Именно поэтому без хорошо продуманной программы нейропсихологической коррекции «уйти» от дисграфии нельзя. Только эта программа дает возможность достичь высоких результатов в повышении нейродинамики, коррекции отвлекаемости, несобранности, гиперактивности, увеличения объема памяти без медикаментов и побочных эффектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrop.pod_.v_korr._disgraf.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С.Выготский
Процесс письма Речезрительный анализатор Двигательный анализатор Речедвигательный анализатор Речеслуховой анализатор помогает осуществлять проговаривание помогает произвести отбор нужного звука участвует в подборе нужных букв помогает осуществлять движения мелких мышц кисти согласованная работа различных анализаторов
Мотивация письма Замысел письма Звуковой анализ Выделение фонем Перевод фонемы в графему Моторный акт письма
нередко логопедам встречаются сложные случаи нарушений письма, механизмы которых непонятны, а применение традиционных методов коррекционного воздействия зачастую не дает положительных результатов. Научные публикации Т. В. Ахтуниной, А. Н. Корнеева, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, Л. С. Цветковой дополняют знания логопедов о дисграфии и возможных методах ее преодоления
Дисграфия рассматривается как специфическое нарушение, отражающее в большей мере недостаточность фонологических способностей, дефицит зрительного восприятия и зрительно-пространственного анализа наряду с проявлением ряда моторных трудностей
Стойкие Сохраняются в течение многих месяцев Повторяются Обусловлены несформированностью высших психических процессов
Регуляторная дисграфия, обусловленная несформированностью произвольной регуляцией действий (функции планирования и контроля) Поддержание рабочего состояния активного тонуса головного мозга Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу
У детей отмечаются проблемы: с удержанием произвольного внимания; с ориентировкой в задании; включения в задание; с переключением с одного задания на другое
У детей отмечаются ошибки: инертное повторение букв, слогов, слов; пропуски букв, слогов, слов; трудности языкового анализа;
У детей отмечаются ошибки: устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с; пропуски и замены гласных; нарушение порядка букв в слове; слитное написание слов
У детей наблюдается: повышенная утомляемость, уровень работоспособности меняется в течение недели, дня, урока; величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления
У учащихся наблюдаются сложности: В ориентировке на тетрадном листе; В нахождении начала строки и ее удержании; У детей отмечаются ошибки: наклона и высоты букв; несоответствия букв по размеру; раздельное написание букв в слове; замена зрительно похожих и близких по написанию букв (к-н)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД позволяет разработать специфические, индивидуальные коррекционные программы, в которых «отставшие» функции формируются в деятельности не изолированно, а во взаимосвязи с другими психическими функциями и во взаимодействии с определенными зонами мозга
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ Упражнения при смешивании букв по зрительнопространственному сходству «Зеркальные рисунки»: написание букв, сопровождается их иллюстрациями; воспроизведение картинки, соответствующей исходной; написание «волшебного диктанта» , в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные черточками: шуба – ш _ _ _
Упражнения при смешивании звуков по фонетико-фонематическому сходству игра «Хлопни и топни»: Звонкие звуки – прохлопать, глухие протопать. Чем больше жестов будет включено в упражнение, тем скорее будет достигнут результат игра «Плюс-минус» Работа с карточками. На одной написан знак «+», на другой знак «-». Произнося слова с начальными звонкими и глухими согласными звуками, учащийся должен поднимать соответствующую карточку
Работа с материалом Учащийся ощупывает материал и одновременно называет звуки: Упражнения при пропусках букв в словах: «Арабское письмо» Ученик должен записать слова, диктуемые с правой стороны строчки и наоборот, т. е. задом на перед: б – бархат, п – пенопласт, т – тесьма, в – вельвет и т д. «В океане живет рыба ёж». Ребенок пишет: «же абыр тёвиж енаеко В».
Упражнение «Древнерусское письмо» Ребенок записывает слова только согласными буквами, обозначая гласные многоточиями, затем только гласными по такому же принципу: Упражнение «Неудачный робот» Ребенок - робот, взрослый-конструктор. Робот пишет слова не полностью, а только определенную часть. Недописанную часть слова робот отмечает черточками: «Отважный Миша бежит от мыши». Ребенок пишет: «…тв…жн…й М…ш... б…ж…т …т м…ш…». Затем: «О… …а… …ы… …и…а …е…и… о… …ы…и». слово понедельник будет написано: по _ _ де _ _ _ ик.
Упражнение «Волшебный диктант» Вводятся символы обозначения слов. Например, слова с буквой с обозначаются как «Х», слова с гласной е – «+», все остальные – «/»: «Мы смотрим на птичьи стаи на небе». Ребенок пишет: «/ Х / / / / +».
В представленных методах предусматривается развитие всех необходимых функций и одновременно достигается развивающая цель; Вырабатывается умение следовать правилам, развивается речь, воображение, пространственные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление – все, что необходимо для овладения русским языком
Представленные игры повышают грамотность обучающихся, оживляют логопедические занятия, делают их веселыми и интересными, вносят определенный соревновательный элемент в процесс обучения, что повышает мотивацию к занятиям с логопедом
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
страдала дисграфией, то есть практически не могла писать от руки. Все ее знаменитые романы были надиктованы.
датский писатель, Андерсен сочинял свои дивные сказки по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясенные полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».
физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии. Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.
писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...
Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.
В статье раскрывается суть нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...
Нейропсихологический подход к коррекции нарушений ВПФ на психологических занятиях с младшими школьниками,со статусом ОВЗ.
За последние годы увеличилось количество учащихся, у которых нарушения устной и письменной речи, задержка психического развития вызваны неврологическими проблемами. Такие нарушения с...
Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.
В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью 1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....
Нейропсихологический подход в коррекции зрительно-пространственных ошибок младших школьников.
В статье приведены примеры письменных зрительно-пространственных ошибок у младших школьников....
Нейропсихологический подход к коррекции почерка.
Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» пись...
Нейропсихологические приёмы в коррекции дисграфии
В статье даётся обзор видов дисграфии согласно нейропсихологической классификации. Приводятся примеры игр и упражнений, которые помогают в коррекции психических процессов, лежащих в основе формировани...