Современные представления о дисграфии
статья по логопедии

Анисимова Наталия Андреевна

Современные представления о дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя-логопеда Рословой Наталии Андреевны на тему: «Современные представления о дисграфии»

 Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (Р.И. Лалаева, 2001, 15c.) . Проявление дисграфии весьма свойственно детям с общим недоразвитием речи.

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

Наиболее полной классификацией на сегодняшний день считается классификация, разработанная сотрудниками кафедры РГПУ им. А.И. Герцена.

Дисграфия подразумевается в главную очередь, как специфическое нарушение языковых способностей, требующее специальных педагогических методов коррекции. Логопедическая теория связывает предпосылки дисграфии у ребенка с недостаточностью высших психических функций (речевых и зрительно-пространственных), которые обеспечивают процесс письма, а механизм расстройства с неполноценностью тех либо иных операций письма, преимущественно лингвистических.

Понимание дисграфии как речевого нарушения, обусловлено не только тем, что письмо является видом речевой деятельности, но и тем, что у детей младшего школьного возраста, не имеющих каких-либо особых проблем в сенсомоторном и психическом развитии, наиболее часто встречается дисграфия, связанная с недостаточностью тех или иных компонентов речевой функциональной системы.

Выделяются следующие виды дисграфий:

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Механизмом ее считается отражение на письме неправильного звукопроизношения – «косноязычие на

письме» (М.Е. Хватцев, 1959). Симптоматика: замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам в устной речи.

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания. Механизм: нарушен процесс распознания фонемы. Он включает в себя несколько операций: выделение акустических признаков; перевод акустического образа в артикулему; соотнесение артикуляторно-акустического образа с фонемой; выбор фонемы. Таким образом, нарушение фонемного распознания может быть связано с недостаточностью любой из этих операций. Выражается в смешениях, заменах букв, обозначающих артикуляторно и акустически близкие звуки; в ошибках обозначения мягкости на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизм: нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова; слогового; фонематического анализа и синтеза. Выражается в пропусках букв (гласных и согласных); пропусках слогов; перестановки букв и слогов; слитном написании смежных слов; раздельном написании частей слова; отсутствием точек и заглавных букв для обозначения границ предложения.

Аграмматическая дисграфия. Механизм: недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Может проявиться на уровне связного текста (нарушение передачи на письме причинно-следственных и временных связей и др.); на уровне синтаксических аграмматизмов (пропуск главных членов предложения; нарушение порядка слов при записи предложений); на уровне грамматических аграмматизмов (неправильное согласование слов между собой, нарушение предложно-падежных конструкций).

Оптическая дисграфия. Механизм: недоразвитие зрительно-пространственных функций (зрительного гнозиса, пространственных представлений). Проявляется в искажениях и заменах оптически сходных букв: зеркальное написание букв; написание лишних элементов букв; отрыв элемента в записи. Оптическая дисграфия бывает литеральная (проявляется

уже при записи изолированных букв) и вербальная (ошибки только на уровне слов и словосочетаний). Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой: неврологическими нарушениями, нарушениями познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии со временем симптоматика дисграфии сглаживается.

Симптоматика дисграфии у детей характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов, проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (акустическая и артикуляторно-акустическая и т.д.).

Дисграфия у детей сопровождается распространенными орфографическими ошибками, потму что применение правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.

Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Нарушения письменной речи считаются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. У детей младшего школьного возраста дисграфия проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм.

Выводы по статье:

Письмо – это одно из важнейших психических процессов по способу и времени возникновения, по связи с высшими психическими функциями, по структуре и психологическому содержанию, по его формированию у детей, по мозговым механизмам, лежащим в его основе.

Нарушение письма у детей может быть связано с различными причинами и иметь различные механизмы. У детей с речевой патологией своеобразие и многообразие причин, приводящих к дисграфиям, значительно возрастает в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. Это приводит к трудностям в психолого-педагогическом и логопедическом коррекционном обучении детей, в устранении у них нарушений письма.

Особенности сформированности речевых и неречевых функций, которые лежат в основе овладения письмом, у детей с общим недоразвитием речи позволяют отнести их к группе риска возникновения дисграфии. Это определяет необходимость проведения дифференцированной профилактической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Что нужно знать современному родителю о дисграфии"

В статье даны общие рекомендации родителям по ранней профилактике дислексии и дисграфии. Указаны формы дисграфий и характерные для них ошибки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта.Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...

Современное представление об эмоциях

В материале говорится об эмоциях, их видах и значении для эффективной деятельности, ко­торой занимается человек....

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...

Коррекция оптической дисграфии у младщих школьников с ОВЗ. Формирование пространственных и временных представлений

В данной статье рассматривается одна из причин, вызывающих оптическую дисграфию - нарушение пространственно-временных представлений.  Изложены особенности формирования пространственно-временных п...

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционн...

Современное представление о здоровье в начальной школе

В статье рекомендовано заинтересовать учащихся сохранять  свое здоровье с малого возраста. Приведены данные экспресс-скрининга уровня здоровья детей (7-16лет) и рекомендовано учителям физкультуры...