логопедическое занятие "Дифференциация письменных букв б-д"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. Используются целеполагание, рефлексия, взаимопроверка, работа в группе, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_pismennyh_bukv_b-d.docx | 55.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие во 2 классе на тему «Дифференциация букв б-д в письменной речи».
Тема: «Дифференциация письменных букв б - д»
Цель - выработать у учащихся умение различать буквы б-д в письменной речи на базе слогов, слов и предложений.
Задачи
Образовательные:
- уточнить и сравнить кинетически сходные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
- совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
- обогащение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
- развитие фонематического слуха;
- уточнение пространственной ориентировки;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие связной речи, высказывания.
Воспитательные:
- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям;
- навыков самоконтроля;
- адекватной самооценки.
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, а главное – трудолюбивыми и добрыми. Вас ждет взаимопроверка, вы будете работать в паре, поэтому эти качества вам помогут.
Каждый получает маршрутный лист.
Лист самооценки
1. выкладывание буквы
2. чтение слогов
3. дописывание элемента буквы
4. работа со словосочетанием
5. работа с текстом
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Итог
5 - 4,5 балла - повышенный уровень (5)
4 – 3,5 балла - базовый уровень (4)
3 – 2,5 балла - базовый уровень (3)
Мой итог –
За каждое выполненное задание вы будете себя оценивать. Если задание выполнено правильно, нужно будет заштриховать квадратик полностью. Если допущены 1 или 2 ошибки – наполовину. Если более двух ошибок, квадрат остается пустым. В конце мы посчитаем ваши результаты.
- Сейчас сядет тот, у кого есть сосед впереди и слева. Потом сядет тот, у кого есть сосед впереди, затем сядет учащийся, у которого есть сосед слева, и последним сядет тот, у кого сосед справа уже сидит. Отлично, приступаем к нашему занятию.
II. Основная часть.
Звучит пение птиц в записи.
- Ребята, услышав эти звуки, вы уже догадались, куда мы с вами отправимся на экскурсию? Правильно, в зимний лес.
В лесах Омской области обитает много разных животных птиц. Кого мы встретим? Послушайте 1-ю загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам,
Он в шубке серенькой зимой
И в шубке рыжей летом (белка).
2-я загадка:
Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (дятел).
- Посмотрите на рисунок белки.
- Какая буква видна на рисунке? Давайте запомним, как пишется буква б. Она действительно похожа на белочку. У буквы б, так же как и у белки, хвостик направлен вверх.
- Посмотрите на рисунок дятла.
- Какая буква видна на рисунке? Давайте запомним, как пишется буква д. Она, действительно, похожа на дятла. У буквы д, так же как и у дятла, хвостик направлен вниз.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о буквах б и д)
Давайте поставим цель: (учащиеся совместно с учителем ставят цель занятия)
- учиться различать письменные буквы б и д.
Чтобы достигнуть эту цель, какие задачи нам помогут?
Ставим задачи:
1. читать слоги с буквами «б» и «д»;
2. писать буквы «б» и «д» в словах, словосочетаниях и предложениях.
- Давайте вспомним, что мы знаем об этих буквах, для этого ответим на вопросы.
- Какой первый звук в слове «белка»? [б’]
- А теперь произнесите слово барсук, а здесь буква б какой звук обозначает? [б].
Итак, буква б обозначает 2 звука – [б] и [б’].
Давайте с вами произнесем все вместе звук [б] (с зеркалом).
- Что у нас работает? (губы) Значит это какой звук, если есть преграда? (согласный).
- Ребята, посмотрите на 2 слова, дуб, дятел - буква д что обозначает?
- Правильно! Звуки [д] и [д’].
- Давайте с вами произнесем все вместе звук [д] (с зеркалом)
- Что работает? (Кончик языка упирается в десны)
- Если есть преграда, значит звук какой? (согласный)
- Так что мы вспомнили о букве б и букве д (мягкий звук дают и твердый). вывод на экране.
- Посмотрите еще раз, как пишется буква б и запомните. Давайте вместе в воздухе пропишем букву б.
- Давайте еще раз посмотрим и запомним, как пишется буква д. Давайте вместе в воздухе пропишем букву д.
- Белка и дятел приготовили нам много интересных заданий.
(Учитель раздает тарелочки с фасолью).
- Ребята, что мы будем делать? (выкладывать букву).
- Для чего мы это делаем? (чтобы запомнить букву).
1-е задание – выложить из фасолин букву.
1 парта – у этой буквы овал и хвостик, поднятый наверх, 2 парта – у этой буквы овал и петелька, опущенная вниз (Дети выполняют задание).
- У кого получилось более похоже? Оцените себя по эталону (выдается карточка).
- Если вы задание выполнили отлично, то 1-й квадратик нужно полностью заштриховать.
Маршрутный лист – оценивание.
2-е задание – чтение слогов.
- Наши гости приготовили для вас интересные карточки. Какая буква здесь - печатная или письменная? Мы образ буквы вспомнили, что теперь мы будем делать? (С ней слоги читать)
- Давайте прочитаем слоги по цепочке. 1ю строчку читает Сережа, следим.
(Читают слоги на карточках, записанные письменными буквами).
ады-абы-ады
аба-ада-аба
уды-убы-уды
эба-эда-эба
ода-оба-ода
уда-уба-уда
оду-обу-оду
абы-ады-абы
эду-оду-эду
оба-ыбы-оба
- Смогли мы справиться? Были у кого - то ошибки?
Маршрутный лист – оценивание.
- Мы теперь умеем читать письменные буквы в слогах.
- Ребята, какую задачу мы выполнили? (Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале занятия, выполнили 1-ю).
Давайте отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Мы научимся орехи между пальцами катать.
Это нам сейчас поможет буквы «б» и «д» писать.
(Дети произносят текст и катают между ладошек грецкие орехи).
3 задание – дописывание элемента буквы.
- Ребята, посмотрите, на экран. В лесу чьи-то следы! Это изрядно натоптали наши гости. Белка с дятлом приготовили для вас новое задание. У каждого из вас в тетрадь вложен листок, на котором написаны овалы. Нужно дорисовать хвосты наших гостей. Сейчас я буду вам говорить разные слова, а вы, если услышите в слове звук [б] или [б’], то добавляете у следа хвостик вверх, как у белки, а если в слове услышали звук [д] или [д’], то добавляете у следа хвост вниз, как у буквы Д.
Слова: грибы, ягоды, деревья, следы, кедры, сугробы, воздух, дупло, желуди, небо, дорога.
Проверка: б, д, д, д, д, б, д, д, д, б, д.
Маршрутный лист – оценивание.
- Ребята, напоминаю, если вы не допустили ни одной ошибки, то квадратик нужно заштриховать полностью. Если 1-2 ошибки, то наполовину. Если более 2-х ошибок – квадратик остается пустым.
Гимнастика для глаз.
“Глазки крепко закрываем,
дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
и работать продолжаем!”
4 задание – работа со словосочетанием.
- Какая у нас следующая задача? Вспомнить и написать правильно букву б или д в словах. Обратите внимание на доску. Чтобы это задание немного усложнить, наши гости забрали из этих слов себе свои буквы, белка - букву б, а дятел - букву д. Мы на занятии уже узнали, как пишутся эти буквы. Осталось только выбрать нужную и правильно написать (Детям раздаются карточки).
…упло орешки
…ольшие …ятла
сле…ы …елки
ке…ровые сугро…ы
- Давайте прочитаем. Что вы заметили? (Есть слова, которые мы можем связать по смыслу)
- Давайте прочитаем, что у нас получилось. У нас получились словосочетания.
- Словосочетание, которое вам больше всего понравилось, запишите.
Взаимопроверка (учащиеся проверяют друг друга и сверяют записи по эталону на доске).
- Давайте проверим, как вы сделали это задание. Если буквы вставлены верно, дорожки проведены правильно, и плюс поставил вам сосед, тогда полностью квадратик закрашиваем.
Маршрутный лист – оценивание.
- А теперь давайте проверим, какие задачи мы решили? (возвращаемся к задачам, выясняем, что выполнили 1-ю и частично 2-ю).
- Перед выполнением последнего задания предлагаю выполнить физминутку.
Физминутка «Белочка» (видео на слайде)
5 задание - работа с текстом.
Сядьте поудобнее и послушайте интересную историю, которая произошла с Белкой и Дятлом. Следите по тексту, потому что когда я остановлюсь, вы продолжите. Начнет Сережа, потом Катя, Женя, Полина и закончит Маша.
О том, как Дятел помог соседке Белке.
Жила-была в лесу Белка. И были у неё маленькие бельчата. Днем, когда светило солнце, она искала им еду. Зверьки очень любили орехи, грибы и ягоды. А ночью, когда сияла луна, они спали в своем дупле. И было у этой семейки все хорошо до тех пор, пока не пришла в лес непогода. Подул сильный ветер, полил холодный дождь. Один бельчонок упал и ушиб лапки. Белка-мама очень расстроилась, не знала, что и делать.
Тут-то она и вспомнила про своего соседа Дятла. Белка помчалась звать его на помощь: (дальше читают дети по цепочке)
-Дорогой сосед, помоги! Мой бельчонок упал и ушиб лапки.
Дятел был очень трудолюбивый и добрый.
- Не переживай, сейчас я его подниму на дерево.
Дятел спас бельчонка, и солнышко обогрело малышу его ушибленные лапки. Когда он выздоровел, Белка была счастлива и в благодарность угостила соседа-Дятла орехами из своих запасов, а бельчата набрали на лесной поляне для него ягод.
А сейчас выполните задание.
- Что мы прочитали? Отметь правильный ответ:
- рассказ
- сказку
- стихотворение
- Почему это сказка? (Звери разговаривают).
Задание 2. Почему Дятел спас бельчонка? Работа в группе.
Дятел спас бельчонка, потому что (найди ответ в тексте, подчеркни).
- Обсудите в группе ответ на этот вопрос.
- Выпишите это предложение в тетрадь.
Взаимопроверка.
Маршрутный лист – оценивание.
III. ИТОГ занятия – вспоминаем цель, задачи.
- Ребята, какую задачу мы только что выполнили? (учились писать буквы «б» и «д» в предложении).
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили? (учиться различать письменные буквы «б» и «д»). Добились мы с вами цель?
- Ну, а теперь давайте подсчитаем количество набранных баллов (Дети считают, подводим итоги).
- Какое задание больше понравилось?
- Что было трудно?
- Кто уходит с хорошим настроением?
- Я тоже осталась вами довольна! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анимированный плакат "Письменные буквы"
ЦОР иллюстрирует последовательность начертания письменных букв русского алфавита. ЦОР используется в качестве наглядной демонстрации при объяснении алгоритма начертания букв при фронтальной работе с ...
Письменные буквы Ц,ц.
Открытый урок письма в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"....
Письменные буквы русского алфавита.
Анимированный плакат....
Письменные буквы Б,б , "Четыре желания" К.Д.Ушинский
Интегрированный урок по УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
Сценарий занятия по письму в «Школе будущего первоклассника» с использованием ИКТ по теме «Знакомство с письменной буквой Т. Письмо элементов заглавной буквы Т.»
Целью данного занятия является формирование умения различать печатный и письменный варианты букв , поэлементный анализ заглавной письменной буквы Т....
Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.
Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...