логопедическое занятие "Дифференциация письменных букв б-д"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Квашенко Наталья Васильевна

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. Используются целеполагание, рефлексия, взаимопроверка, работа в группе, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_pismennyh_bukv_b-d.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие во 2 классе на тему «Дифференциация букв б-д в письменной речи».

Тема: «Дифференциация  письменных букв  б - д»

Цель - выработать у учащихся умение различать   буквы б-д в письменной речи на базе слогов, слов и предложений.

Задачи

Образовательные:

- уточнить и сравнить кинетически сходные  буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

- совершенствование навыков выполнения  звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;

- обогащение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;

- развитие фонематического слуха;

- уточнение пространственной ориентировки;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие связной речи, высказывания.

Воспитательные:

- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям;

- навыков самоконтроля;

- адекватной самооценки.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными,  а главное – трудолюбивыми и добрыми. Вас ждет  взаимопроверка, вы будете работать в паре, поэтому эти качества вам помогут.

        Каждый получает маршрутный лист.

Лист самооценки

1. выкладывание  буквы

2. чтение слогов

3. дописывание элемента буквы

4. работа со словосочетанием

5. работа с текстом

1

2

3

4

5

Итог

5  - 4,5  балла  -  повышенный уровень (5)  

4 – 3,5 балла  - базовый уровень (4)

3 – 2,5 балла -    базовый уровень (3)

Мой итог –

        За каждое выполненное задание вы будете себя оценивать. Если задание выполнено правильно, нужно будет заштриховать квадратик полностью. Если допущены 1 или 2  ошибки – наполовину. Если более двух ошибок, квадрат остается пустым. В конце мы посчитаем ваши результаты.

- Сейчас сядет тот, у кого есть сосед впереди и слева. Потом сядет тот, у кого есть сосед впереди, затем сядет учащийся, у которого есть сосед слева,  и последним сядет тот, у кого сосед справа уже сидит. Отлично, приступаем к нашему занятию.

II. Основная часть.

Звучит пение птиц в записи.

-  Ребята, услышав эти звуки, вы уже догадались, куда  мы с вами отправимся на экскурсию? Правильно, в зимний лес.

В лесах Омской области обитает много разных животных птиц. Кого мы встретим? Послушайте 1-ю загадку.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам,

Он в шубке серенькой зимой

И в шубке рыжей летом (белка).

2-я загадка:

Кто в беретке ярко-красной

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит  (дятел).

- Посмотрите на рисунок белки.

 

- Какая буква видна на рисунке?  Давайте запомним, как пишется буква б. Она действительно похожа на белочку. У буквы б, так же как и у белки, хвостик направлен вверх.

- Посмотрите на рисунок дятла.

 

- Какая буква видна на рисунке? Давайте запомним, как пишется буква д. Она, действительно, похожа на дятла. У буквы д, так же как и у дятла, хвостик направлен вниз.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о буквах б и д)

Давайте поставим цель: (учащиеся совместно с учителем ставят цель занятия)

- учиться различать письменные буквы б и д.

Чтобы достигнуть эту цель, какие задачи нам помогут?

Ставим задачи:

1.        читать слоги с буквами «б» и «д»;

2.        писать буквы «б» и «д» в словах, словосочетаниях и предложениях.

- Давайте вспомним, что мы знаем об этих буквах, для этого  ответим на  вопросы.

- Какой первый звук в слове «белка»? [б’]

- А теперь произнесите  слово барсук, а здесь буква б какой звук обозначает? [б].

Итак, буква б обозначает 2 звука – [б] и  [б’].

Давайте с вами произнесем  все вместе звук [б] (с зеркалом).

- Что у нас работает? (губы)  Значит это какой звук, если есть преграда? (согласный).

- Ребята,  посмотрите на 2 слова,  дуб, дятел - буква д что обозначает?

- Правильно! Звуки [д] и   [д’].

-  Давайте с вами произнесем  все вместе звук [д] (с зеркалом)

- Что работает? (Кончик языка упирается в десны)

- Если есть преграда, значит звук какой? (согласный)

- Так что мы вспомнили о букве б и букве д (мягкий звук дают и твердый). вывод на экране.

- Посмотрите еще раз, как пишется буква б и запомните. Давайте вместе в воздухе пропишем  букву б.

- Давайте еще раз посмотрим и запомним, как пишется буква д. Давайте вместе в воздухе пропишем букву д.

- Белка и дятел приготовили нам много интересных заданий.

(Учитель раздает тарелочки с  фасолью).

- Ребята, что мы будем делать? (выкладывать букву).

- Для чего мы это делаем? (чтобы запомнить букву).

1-е задание – выложить из фасолин букву.

1 парта – у этой буквы овал и хвостик, поднятый наверх, 2 парта – у этой буквы овал и петелька, опущенная вниз (Дети выполняют задание).

-  У кого получилось более похоже? Оцените себя по эталону (выдается карточка).

- Если вы задание выполнили отлично, то 1-й квадратик нужно полностью заштриховать.

Маршрутный лист – оценивание.

2-е задание – чтение слогов.

- Наши гости приготовили для вас интересные карточки. Какая буква здесь -  печатная или письменная? Мы образ буквы вспомнили, что теперь  мы будем делать? (С ней слоги читать)

- Давайте прочитаем слоги по цепочке. 1ю строчку читает Сережа, следим.

(Читают слоги на карточках, записанные письменными буквами).

ады-абы-ады

аба-ада-аба

уды-убы-уды

эба-эда-эба

ода-оба-ода

уда-уба-уда

оду-обу-оду

абы-ады-абы

эду-оду-эду

оба-ыбы-оба

- Смогли мы справиться? Были у кого - то ошибки?

Маршрутный лист – оценивание.

- Мы теперь умеем читать письменные буквы в слогах.

- Ребята, какую задачу мы выполнили? (Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале занятия, выполнили 1-ю).

Давайте отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Мы научимся орехи между пальцами катать.

Это нам сейчас поможет буквы «б» и «д» писать.

(Дети произносят текст и катают между ладошек грецкие орехи).

3 задание – дописывание элемента буквы.

-  Ребята, посмотрите, на экран. В лесу чьи-то следы! Это изрядно натоптали наши гости. Белка с дятлом приготовили для вас новое задание. У каждого из вас в тетрадь вложен листок, на котором написаны овалы. Нужно дорисовать хвосты наших гостей. Сейчас я буду вам говорить разные слова, а вы, если услышите в слове звук [б] или [б’], то добавляете  у следа хвостик вверх, как у белки, а если в слове услышали звук [д] или [д’], то добавляете у следа хвост вниз, как у буквы Д.

Слова: грибы, ягоды, деревья, следы, кедры, сугробы, воздух, дупло, желуди, небо, дорога.

Проверка: б, д, д, д, д, б, д, д, д, б, д.

Маршрутный лист – оценивание.

  • Ребята, напоминаю, если вы не допустили ни одной ошибки, то квадратик нужно заштриховать полностью. Если 1-2 ошибки, то наполовину. Если более 2-х ошибок – квадратик остается пустым.

Гимнастика для глаз.

“Глазки крепко закрываем,

дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

и работать продолжаем!”

4 задание – работа со словосочетанием.

- Какая у нас следующая задача? Вспомнить и написать правильно букву б или д в словах. Обратите внимание на доску. Чтобы это задание немного усложнить, наши гости забрали из этих слов себе свои буквы, белка - букву б, а дятел - букву д. Мы на занятии уже узнали,  как пишутся эти буквы. Осталось только выбрать нужную и правильно написать (Детям раздаются карточки).

…упло                              орешки

…ольшие                          …ятла

сле…ы                               …елки

ке…ровые                         сугро…ы

- Давайте прочитаем. Что вы заметили? (Есть слова, которые мы можем связать по смыслу)

-  Давайте прочитаем, что у нас получилось. У нас получились словосочетания.  

- Словосочетание, которое вам больше всего понравилось, запишите.

Взаимопроверка (учащиеся проверяют друг друга и сверяют записи по эталону на доске).

- Давайте проверим, как вы сделали это задание. Если буквы вставлены верно, дорожки проведены правильно, и плюс поставил вам сосед, тогда полностью квадратик закрашиваем.

Маршрутный лист – оценивание.

- А теперь давайте проверим, какие задачи мы решили? (возвращаемся к задачам, выясняем, что выполнили 1-ю и частично 2-ю).

- Перед выполнением последнего задания предлагаю  выполнить физминутку.

Физминутка «Белочка» (видео на слайде)

5 задание - работа с текстом.

Сядьте поудобнее и послушайте интересную историю, которая произошла  с Белкой и Дятлом. Следите по тексту, потому что когда я остановлюсь, вы продолжите. Начнет Сережа, потом Катя, Женя, Полина и закончит Маша.

                                      О том, как Дятел помог соседке Белке.

Жила-была в лесу Белка. И были у неё маленькие бельчата. Днем, когда светило солнце, она искала им еду. Зверьки очень любили орехи, грибы и ягоды. А ночью, когда сияла луна, они спали  в своем дупле. И было у этой семейки все хорошо до тех пор, пока не пришла в лес непогода. Подул сильный ветер, полил холодный дождь. Один бельчонок упал и ушиб лапки. Белка-мама очень расстроилась, не знала, что и делать.

Тут-то она и вспомнила про своего соседа Дятла. Белка помчалась звать его на помощь: (дальше читают дети по цепочке)

-Дорогой сосед, помоги! Мой бельчонок упал и ушиб лапки.

Дятел был очень трудолюбивый и добрый.

 - Не переживай, сейчас я его подниму на дерево.

Дятел спас бельчонка, и  солнышко обогрело малышу его ушибленные лапки. Когда  он выздоровел, Белка была счастлива и в благодарность угостила соседа-Дятла орехами из своих запасов, а бельчата набрали на лесной поляне для него ягод.

А сейчас выполните задание.

- Что мы прочитали? Отметь правильный ответ:

- рассказ

- сказку

- стихотворение

- Почему это сказка? (Звери разговаривают).

Задание 2. Почему Дятел спас бельчонка? Работа в группе.

Дятел спас бельчонка, потому что (найди ответ в тексте, подчеркни).

- Обсудите в группе ответ на этот вопрос.

- Выпишите это предложение в тетрадь.

Взаимопроверка.

Маршрутный лист – оценивание.

III. ИТОГ занятия – вспоминаем цель, задачи.

- Ребята, какую задачу мы только что выполнили? (учились писать буквы «б» и «д» в предложении).

- Давайте вспомним,  какую  цель мы ставили? (учиться различать письменные буквы «б» и «д»). Добились мы с вами цель?

- Ну, а теперь давайте подсчитаем  количество набранных баллов (Дети считают, подводим итоги).

- Какое задание больше понравилось?

- Что было трудно?

- Кто уходит с хорошим настроением?

- Я тоже осталась вами довольна! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анимированный плакат "Письменные буквы"

ЦОР иллюстрирует последовательность начертания письменных букв русского алфавита. ЦОР используется в качестве наглядной демонстрации при объяснении алгоритма начертания букв при фронтальной работе с ...

Письменные буквы Ц,ц.

Открытый урок письма в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"....

Анимированный плакат "Письменные буквы"

Анимированный плакат "Письменные буквы русского алфавита"...

Письменные буквы русского алфавита.

Анимированный  плакат....

Сценарий занятия по письму в «Школе будущего первоклассника» с использованием ИКТ по теме «Знакомство с письменной буквой Т. Письмо элементов заглавной буквы Т.»

Целью данного занятия является формирование умения различать печатный и письменный варианты букв , поэлементный анализ заглавной письменной  буквы Т....

Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...