логопедическое занятие "Дифференциация письменных букв б-д"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. Используются целеполагание, рефлексия, взаимопроверка, работа в группе, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_pismennyh_bukv_b-d.docx | 55.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие во 2 классе на тему «Дифференциация букв б-д в письменной речи».
Тема: «Дифференциация письменных букв б - д»
Цель - выработать у учащихся умение различать буквы б-д в письменной речи на базе слогов, слов и предложений.
Задачи
Образовательные:
- уточнить и сравнить кинетически сходные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
- совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
- обогащение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
- развитие фонематического слуха;
- уточнение пространственной ориентировки;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие связной речи, высказывания.
Воспитательные:
- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям;
- навыков самоконтроля;
- адекватной самооценки.
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, а главное – трудолюбивыми и добрыми. Вас ждет взаимопроверка, вы будете работать в паре, поэтому эти качества вам помогут.
Каждый получает маршрутный лист.
Лист самооценки
1. выкладывание буквы
2. чтение слогов
3. дописывание элемента буквы
4. работа со словосочетанием
5. работа с текстом
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Итог
5 - 4,5 балла - повышенный уровень (5)
4 – 3,5 балла - базовый уровень (4)
3 – 2,5 балла - базовый уровень (3)
Мой итог –
За каждое выполненное задание вы будете себя оценивать. Если задание выполнено правильно, нужно будет заштриховать квадратик полностью. Если допущены 1 или 2 ошибки – наполовину. Если более двух ошибок, квадрат остается пустым. В конце мы посчитаем ваши результаты.
- Сейчас сядет тот, у кого есть сосед впереди и слева. Потом сядет тот, у кого есть сосед впереди, затем сядет учащийся, у которого есть сосед слева, и последним сядет тот, у кого сосед справа уже сидит. Отлично, приступаем к нашему занятию.
II. Основная часть.
Звучит пение птиц в записи.
- Ребята, услышав эти звуки, вы уже догадались, куда мы с вами отправимся на экскурсию? Правильно, в зимний лес.
В лесах Омской области обитает много разных животных птиц. Кого мы встретим? Послушайте 1-ю загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам,
Он в шубке серенькой зимой
И в шубке рыжей летом (белка).
2-я загадка:
Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (дятел).
- Посмотрите на рисунок белки.
- Какая буква видна на рисунке? Давайте запомним, как пишется буква б. Она действительно похожа на белочку. У буквы б, так же как и у белки, хвостик направлен вверх.
- Посмотрите на рисунок дятла.
- Какая буква видна на рисунке? Давайте запомним, как пишется буква д. Она, действительно, похожа на дятла. У буквы д, так же как и у дятла, хвостик направлен вниз.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о буквах б и д)
Давайте поставим цель: (учащиеся совместно с учителем ставят цель занятия)
- учиться различать письменные буквы б и д.
Чтобы достигнуть эту цель, какие задачи нам помогут?
Ставим задачи:
1. читать слоги с буквами «б» и «д»;
2. писать буквы «б» и «д» в словах, словосочетаниях и предложениях.
- Давайте вспомним, что мы знаем об этих буквах, для этого ответим на вопросы.
- Какой первый звук в слове «белка»? [б’]
- А теперь произнесите слово барсук, а здесь буква б какой звук обозначает? [б].
Итак, буква б обозначает 2 звука – [б] и [б’].
Давайте с вами произнесем все вместе звук [б] (с зеркалом).
- Что у нас работает? (губы) Значит это какой звук, если есть преграда? (согласный).
- Ребята, посмотрите на 2 слова, дуб, дятел - буква д что обозначает?
- Правильно! Звуки [д] и [д’].
- Давайте с вами произнесем все вместе звук [д] (с зеркалом)
- Что работает? (Кончик языка упирается в десны)
- Если есть преграда, значит звук какой? (согласный)
- Так что мы вспомнили о букве б и букве д (мягкий звук дают и твердый). вывод на экране.
- Посмотрите еще раз, как пишется буква б и запомните. Давайте вместе в воздухе пропишем букву б.
- Давайте еще раз посмотрим и запомним, как пишется буква д. Давайте вместе в воздухе пропишем букву д.
- Белка и дятел приготовили нам много интересных заданий.
(Учитель раздает тарелочки с фасолью).
- Ребята, что мы будем делать? (выкладывать букву).
- Для чего мы это делаем? (чтобы запомнить букву).
1-е задание – выложить из фасолин букву.
1 парта – у этой буквы овал и хвостик, поднятый наверх, 2 парта – у этой буквы овал и петелька, опущенная вниз (Дети выполняют задание).
- У кого получилось более похоже? Оцените себя по эталону (выдается карточка).
- Если вы задание выполнили отлично, то 1-й квадратик нужно полностью заштриховать.
Маршрутный лист – оценивание.
2-е задание – чтение слогов.
- Наши гости приготовили для вас интересные карточки. Какая буква здесь - печатная или письменная? Мы образ буквы вспомнили, что теперь мы будем делать? (С ней слоги читать)
- Давайте прочитаем слоги по цепочке. 1ю строчку читает Сережа, следим.
(Читают слоги на карточках, записанные письменными буквами).
ады-абы-ады
аба-ада-аба
уды-убы-уды
эба-эда-эба
ода-оба-ода
уда-уба-уда
оду-обу-оду
абы-ады-абы
эду-оду-эду
оба-ыбы-оба
- Смогли мы справиться? Были у кого - то ошибки?
Маршрутный лист – оценивание.
- Мы теперь умеем читать письменные буквы в слогах.
- Ребята, какую задачу мы выполнили? (Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале занятия, выполнили 1-ю).
Давайте отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Мы научимся орехи между пальцами катать.
Это нам сейчас поможет буквы «б» и «д» писать.
(Дети произносят текст и катают между ладошек грецкие орехи).
3 задание – дописывание элемента буквы.
- Ребята, посмотрите, на экран. В лесу чьи-то следы! Это изрядно натоптали наши гости. Белка с дятлом приготовили для вас новое задание. У каждого из вас в тетрадь вложен листок, на котором написаны овалы. Нужно дорисовать хвосты наших гостей. Сейчас я буду вам говорить разные слова, а вы, если услышите в слове звук [б] или [б’], то добавляете у следа хвостик вверх, как у белки, а если в слове услышали звук [д] или [д’], то добавляете у следа хвост вниз, как у буквы Д.
Слова: грибы, ягоды, деревья, следы, кедры, сугробы, воздух, дупло, желуди, небо, дорога.
Проверка: б, д, д, д, д, б, д, д, д, б, д.
Маршрутный лист – оценивание.
- Ребята, напоминаю, если вы не допустили ни одной ошибки, то квадратик нужно заштриховать полностью. Если 1-2 ошибки, то наполовину. Если более 2-х ошибок – квадратик остается пустым.
Гимнастика для глаз.
“Глазки крепко закрываем,
дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
и работать продолжаем!”
4 задание – работа со словосочетанием.
- Какая у нас следующая задача? Вспомнить и написать правильно букву б или д в словах. Обратите внимание на доску. Чтобы это задание немного усложнить, наши гости забрали из этих слов себе свои буквы, белка - букву б, а дятел - букву д. Мы на занятии уже узнали, как пишутся эти буквы. Осталось только выбрать нужную и правильно написать (Детям раздаются карточки).
…упло орешки
…ольшие …ятла
сле…ы …елки
ке…ровые сугро…ы
- Давайте прочитаем. Что вы заметили? (Есть слова, которые мы можем связать по смыслу)
- Давайте прочитаем, что у нас получилось. У нас получились словосочетания.
- Словосочетание, которое вам больше всего понравилось, запишите.
Взаимопроверка (учащиеся проверяют друг друга и сверяют записи по эталону на доске).
- Давайте проверим, как вы сделали это задание. Если буквы вставлены верно, дорожки проведены правильно, и плюс поставил вам сосед, тогда полностью квадратик закрашиваем.
Маршрутный лист – оценивание.
- А теперь давайте проверим, какие задачи мы решили? (возвращаемся к задачам, выясняем, что выполнили 1-ю и частично 2-ю).
- Перед выполнением последнего задания предлагаю выполнить физминутку.
Физминутка «Белочка» (видео на слайде)
5 задание - работа с текстом.
Сядьте поудобнее и послушайте интересную историю, которая произошла с Белкой и Дятлом. Следите по тексту, потому что когда я остановлюсь, вы продолжите. Начнет Сережа, потом Катя, Женя, Полина и закончит Маша.
О том, как Дятел помог соседке Белке.
Жила-была в лесу Белка. И были у неё маленькие бельчата. Днем, когда светило солнце, она искала им еду. Зверьки очень любили орехи, грибы и ягоды. А ночью, когда сияла луна, они спали в своем дупле. И было у этой семейки все хорошо до тех пор, пока не пришла в лес непогода. Подул сильный ветер, полил холодный дождь. Один бельчонок упал и ушиб лапки. Белка-мама очень расстроилась, не знала, что и делать.
Тут-то она и вспомнила про своего соседа Дятла. Белка помчалась звать его на помощь: (дальше читают дети по цепочке)
-Дорогой сосед, помоги! Мой бельчонок упал и ушиб лапки.
Дятел был очень трудолюбивый и добрый.
- Не переживай, сейчас я его подниму на дерево.
Дятел спас бельчонка, и солнышко обогрело малышу его ушибленные лапки. Когда он выздоровел, Белка была счастлива и в благодарность угостила соседа-Дятла орехами из своих запасов, а бельчата набрали на лесной поляне для него ягод.
А сейчас выполните задание.
- Что мы прочитали? Отметь правильный ответ:
- рассказ
- сказку
- стихотворение
- Почему это сказка? (Звери разговаривают).
Задание 2. Почему Дятел спас бельчонка? Работа в группе.
Дятел спас бельчонка, потому что (найди ответ в тексте, подчеркни).
- Обсудите в группе ответ на этот вопрос.
- Выпишите это предложение в тетрадь.
Взаимопроверка.
Маршрутный лист – оценивание.
III. ИТОГ занятия – вспоминаем цель, задачи.
- Ребята, какую задачу мы только что выполнили? (учились писать буквы «б» и «д» в предложении).
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили? (учиться различать письменные буквы «б» и «д»). Добились мы с вами цель?
- Ну, а теперь давайте подсчитаем количество набранных баллов (Дети считают, подводим итоги).
- Какое задание больше понравилось?
- Что было трудно?
- Кто уходит с хорошим настроением?
- Я тоже осталась вами довольна! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анимированный плакат "Письменные буквы"
ЦОР иллюстрирует последовательность начертания письменных букв русского алфавита. ЦОР используется в качестве наглядной демонстрации при объяснении алгоритма начертания букв при фронтальной работе с ...
Письменные буквы Ц,ц.
Открытый урок письма в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"....
Анимированный плакат "Письменные буквы"
Анимированный плакат "Письменные буквы русского алфавита"...
Письменные буквы русского алфавита.
Анимированный плакат....
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
Сценарий занятия по письму в «Школе будущего первоклассника» с использованием ИКТ по теме «Знакомство с письменной буквой Т. Письмо элементов заглавной буквы Т.»
Целью данного занятия является формирование умения различать печатный и письменный варианты букв , поэлементный анализ заглавной письменной буквы Т....
Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.
Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...