Организация и направление коррекционной работы при нарушениях письма
презентация к уроку по логопедии

Лех Наталья Семеновна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и направление коррекционной работы при нарушениях письма. Выполнил : Лех Наталья Семёновна. Учитель-логопед МОУ ШКОЛА “ ПОСЕЛЬЯ ”

Слайд 2

1.Нарушение письма в трёх парадигмах. 2. Организация и основные направления коррекционной работы при нарушении письма. 3. Основные этапы коррекционной работы при нарушениях письма.

Слайд 3

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, различие звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения.

Слайд 4

Частичное расстройство процессов письма обозначено термином “ дис г рафия ” . К младшим школьникам вернее применить ” трудность овладения письменной речью ” . Их основным и симптомами является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании. Нарушения письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи в различные периоды развития ребенка.

Слайд 5

С медицинской точки зрения это объясняется тем, что в настоящее время 70% детей имеют функциональную незрелость структур головного мозга. В первую очередь базально-лобных отделов. Эти отделы расположены не в глубине мозга, а верхней части тела его ствола и первыми принимают информацию извне. Они питают мозг как батарейки . Если их тонус снижен, то эти отделы мозговой коры обеспечивают хранение и переработку информации- слуховой, зрительной, рече двигательной . А от правильного взаимодействия данных отделов зависит процесс письма. Со временем мозг созревает, но когда это произойдет ребенок упустит многое из школьной программы. И как бы потом не бились репетиторы , грамотным он не станет, если не устранить истинную причину неуспеваемости.

Слайд 6

Нарушение письма Нарушение письма принято рассматривать в трёх парадигмах Связано с законами нормального овладения навыком письма. В рамках этой парадигмы говорится об ошибках особого характера: "ошибки роста", "функциональные ошибки", "физиологические ошибки" (по Ананьеву Б.Г.) Не имеют ничего общего с расстройством механизма письма, появляются и пропадают только в период усвоения программы обучения письму. Классифицированы как звуковые, количественные, пространственные 1.Недостаточность речевого слуха. 2.Недоразвитие артикуляционного аппарата. Делятся на: - слухо -речевые ошибки. - зрительно-двигательные ошибки . - условно-графические ошибки

Слайд 7

М.Р. Львов выделяет следующие графические ошибки : Пропуск гласных , согласных, замена и перестановка букв, повторение букв,полное искажение

Слайд 8

2.Связана с трудностями овладения письма, которые возникают на фоне задержанного развития. Задержка какой-либо функции, отклонение в формировании функции, которая не достигла своего уровня зрелости. Ребёнок будет овладевать навыком письма, но требуется помощь.

Слайд 10

3. Связана с нарушением навыка овладения письмом . Носят индивидуальный характер .Возникает под влиянием различных паталогических факторов Ошибки не укладываются в рамки нормальных закономерностей развития навыка. Будут встречаться во всех видах письма, но количество может быть разное, характер будет оставаться одинаковым.

Слайд 13

МЕТОДИКА А.В. ЯСТРЕБОВОЙ ИМЕЕТ НЕ ТОЛЬКО КОРРЕКЦИОННУЮ ,НО И ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ. КОРРЕКЦИОННАЯ-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПОСВЯЩЕНА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ,РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛНОЦЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАБОТА НАЧИНАЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ УЖЕ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ,СОСТАВЛЯЮЩИМИ «ГРУППУ РИСКА»,КОТОРАЯ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ПОЯВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ.

Слайд 14

Методика И.Н. Садовниковой Ведущие направления: Развитие фонематического восприятия и языкового анализа. Развитие пространственных и временных представлений. Количественное и качественное обогащение словаря. Совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов. Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений. Обогащение фразовой речи учащихся.

Слайд 15

Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002г) ▪ Представлена в трёх направлениях работы. 1 . Стабилизация и организация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики , преодоление мышечных дистоний , формирование навыков внимания). 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие зрительного гнозиса формирование пространственных представлений, логико-грамматических развитие кинестетических процессов, слухового гнозиса , фонетико - фонематических процессов, мнестических процессов, номинативных процессов). 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (формирование навыков целеполагания , программирования, самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей фукнции слова и интеллектуальных процессов).

Слайд 16

Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различие слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. - Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устоновить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). - Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различие между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинка, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. - Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Слайд 17

Базовые направления в профилактике дисграфии ▪ Развитие сенсомоторных функций и психомоторики(зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса ). ▪ Развитие межанализаторного взаимодействия , сукцессивных функций ( слуходвигательных , зрительно – двигательных, слухозрительных связей; способности запомнить и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов). ▪ Развитие психических функций. ▪ Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции , воспитание мотивов к учебной деятельности). ▪ Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связанной монологической речи, совершенствование лексико –грамматического и фонетического оформления речи).

Слайд 18

Группа нарушения Показатели Время диагностирования Трудности овладения письмом Нечеткое знание всех букв алфавита Сложности при переводе звука в букву и наоборот Сложности при переводе печатной графемы в письменную Трудности звуко - буквенного анализа и синтеза Письмо под диктовку отдельных букв Первое полугодие первого года обучения Нарушение формирования процесса письма Смешение письменных и печатных букв Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования Написание слов без гласных Слияние или расщепление слов Второе полугодие первого класса или первое полугодие второго класса Дисграфия Стойкие ошибки одного или разных видов Второе полугодие второго класса Дизорфография Неумение применять на письме орфографические правила по школьной программе Третий год обучения

Слайд 19

Основные этапы работы I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Слайд 21

Акустическая Специфический вид дисграфии. Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных. Замена и смешение свистящих и шипящих. Замена и смешение аффрикатов и их компонентов. Замена и смешение главных первого – второго ряда. Пропуски, замена и смешение мягкого знака. Замена и смешение о – у, е - и в ударной позиции. НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ. РЕЖЕ ПРИ ФФНР.

Слайд 22

Аграмматическая Обусловлена недостаточностью лексико – грамматических и синтаксических обобщений. Искажение морфологической структуры слова. Изменение падежных окончаний имен существительных. Нарушение предложно – падежных отношений. Изменение падежа местоимений. Нарушение согласования и управления.

Слайд 23

ОПТИЧЕСКАЯ Представляет собой замены и смещение оптически сходных букв. (О-А.П-Т.И-У.С-З.М-Н.М-Л.Б-П и т.д.). ОБУСЛОВЛЕНА НАРУШЕНИЯМИ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА И КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 24

АРТИКУЛЯРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ Представляет отражение неправильного произношения на письме. Проявляется в виде пропусков. замены и смешения букв. Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью

Слайд 25

На почве нарушения языкового анализа и синтеза Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Пропуски гласных букв. Пропуски согласных. Пропуски согласных без стечения (при ЗПР). Слитное написание предлогов. Раздельное написание приставок. Раздельное написание слов (чаще при ЗПР и умственной отсталости). Стойкие показатели ФФН и ОНР.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс, первое полугодие. Диктант. 5 класс, второе полугодие. Списывание 5 класс, второе полугодие.

Слайд 2

5 класс, первое полугодие. Составление предложения по картинкам.

Слайд 5

НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие пространственных представлений и ориентаций. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Развитие различных видов мышления. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи. Развитие фонематических процессов. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодики. Постановка и автоматизация дефектных звуков. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

 В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необхо...

Организация и содержание коррекционной работы при обучении детей с нарушениями речи

Организация и содержание коррекционной работы при обучении детей с нарушениями речи...

Коррекционная работа при нарушениях письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал содержит описание нарушений, таких как дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания - это акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза...