Связная речь – главное достижение в речевом развитии детей
статья по логопедии

Клейменова Анастасия Романовна

Связная речь является неотъемлемой частью мира мыслей, то есть от связности мыслей зависит связность речи. Благодаря связной речи, можно отследить логику мышления у детей, то есть как они осмысливают воспринимаемое и выражают его в правильной, логичной и точной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Связная речь – главное достижение в речевом развитии детей

Понятие «связная речь» включает в себя следующее определение – выражение любой мысли в процессе деятельности говорящего.

По С.Н. Цейтлин «связная речь» - это тематически определённые фрагменты речи, находящиеся в тесной взаимосвязи, которые представляют собой единое смысловое и структурное целое.

А.В. Текучев утверждал, что «связная речь» - это абсолютно любая единица речи, в которой составные языковые компоненты объединяются в единое целое, благодаря грамматическому строю русского языка и законам логики. Исходя из этого, разновидностью связной речи считается любое самостоятельное предложение.

Основными свойствами текста являются цельность и связность.

Явление связности – это следствие определённых процессов формирования содержания текста, а цельность – это определяющая характеристика текста.

Связность, согласно определению советского психолога, С.Л. Рубинштейна, это адекватность речевого оформления мысли пишущего или говорящего, с точки зрения её доступности для читателя и слушателя. Таким образом, основным свойством связной речи является ее доступность для собеседника.

Современные лингвисты отмечают, что связность является структурной целостностью, при которой выражается внешняя коммуникативная и смысловая целостность текста. Лексические, грамматические, семантические, интонационные средства обеспечивают связность, в следствии которых образуется органическое единство.

Существуют следующие критерии связности устного высказывания: смысловая связь между частями текста; грамматическая и логическая связь между предложениями; связь между частями предложения; завершённость мысли.

Российский педагог Т.А. Ладыженская представила несколько факторов связности высказывания: последовательность в раскрытии темы; тесная связь элементов внутри предложения; наличие синтаксических связей между структурными единицами высказывания.

Лингвисты считают, что цельностью является смысловая сторона текста, поэтому «цельность» - это характеристика текста, которая имеет своё смысловое единство, а также единую структуру. Цельность возникает в следствии коммуникации при взаимодействии слушающего и говорящего, в ходе которого происходит интегративное и полностью не осознаваемое динамическое представление о некотором объекте.

В психолингвистической литературе предложение является основой для формирования правильной устной речи дошкольников, с учетом закономерностей его аналитического и синтаксического развития.

Известный советский лингвист А.Н. Гвоздев писал о том, что разные предложения, которые находятся в развитии детской речи играют огромную роль, и тем самым становятся похожи на известные высказывания, которые будут являться главной единицей речи, как орудия мышления и общения, поэтому освоение любого языка в ряде случаев протекает в виде усвоения различных видов предложений. Таким образом, в предложении формируются как отдельные словосочетания, так и раздельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. При формировании предложений ребенок усложняет его в отношении количества включаемых им элементов и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой.

В педагогической литературе выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую речь. Термин «связная речь» соотносится как с монологической, так и с диалогической формами речи. Данные формы речи имеют свои особенности, благодаря которым определяется характер методики их формирования. В психолингвистической и лингвистической литературе монологическая и диалогическая речь рассматривается в плане их противопоставления. Они различаются по своей коммуникативной направленности, психолингвистической их природе.

Диалогическая речь – является первой по происхождению формой речи, представляет разговор двух или нескольких лиц. Для диалога характерно: ярко выраженная социальная направленность, непосредственное живое общение. Диалогическая речь включает в себя: отдельные высказывания, последовательные речевые реакции, чередующиеся обращения, вопросы и ответы. Самое важное в устной диалогической речи, то что задействованные лица всегда точно знают, о ком или о чём идёт разговор, то есть они не нуждаются в развёртывании высказывания и мысли. Диалог проходит в определенной ситуации и сопровождается интонацией, мимикой, жестами. Названные особенности определяют характер речевых высказываний. Для диалога свойственно: разговорная лексика и фразеология; ситуативность, недоговоренность, краткость, обрывистость, умолчание, подхват реплики, выражающийся в чередовании тем, мелодики и ритмов речи; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. По мнению А.Р. Лурия, М.Е. Хватцева диалог отличается реактивностью, непроизвольностью, употреблением стереотипных конструкций разговорного стиля.

В лингвистике единицей диалога является тематически объединенная цепь реплик, характеризующихся структурной, семантической и смысловой законченностью (диалогическое единство). Достаточное раскрытие темы, смысловая завершённость и структурное единство, характеризуемые адекватным применением внеязыковых и языковых средств в определенной ситуации речевого общения, - аспекты связности развернутой диалогической речи.

Монологическая речь - закономерное последовательное высказывание, протекающее сравнительно долгое время, не рассчитанное на незамедлительную реакцию слушателей.

Согласно определению советского психолога А.Р. Лурия, монологом считается связная речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе, в котором коммуникативная цель – это сообщение о каких-либо явлениях, происходящих в мире. По мнению А.Р. Лурия, в монологической речи отмечается ограниченный и постоянный характер высказываний, закономерная очерёдность изложения, обусловленность содержания с ориентацией на слушателя, произвольность и развёрнутость.

А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, полагают, что монолог - это сложный, произвольный, организованный вид речи и поэтому он требует специального речевого воспитания.

Монологическая речь, в отличие от диалогической, психологически более сложна. Монолог отличается большей развернутостью и поэтому, самое главное в данной форме речи, ввести слушателей в обстоятельства определенных событий для достижения понимания ими рассказа. Монолог требует хорошей памяти, усиленного внимания к форме и содержанию речи, также монолог опирается на логику и мышление. Монологическая речь в лингвистическом отношении также не проста. Необходимо, чтобы она была понята слушателям, а значит в ней должны использоваться полные, распространенные предложения.

В педагогической литературе очень часто подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но также необходимо владеть диалогической формой речи, потому что в обширном значении «диалогические отношения - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения, и проявления человеческой жизни».

Существуют различные виды устной монологической речи. Именно простейшее рассуждение, повествование и описание являются основными видами для детей младшего школьного возраста. Младшие школьники описывают игрушки, картинки, предметы, явления природы, животных, людей. Они уже могут составлять различные типы повествовательных текстов: сказочные истории, рассказ по картинке или по серии сюжетных картинок.

Основным условием коммуникативности речи, независимо от диалога или монолога, является связность. Для освоения данной стороны речи необходимо специальное развитие у детей навыков формирования связных высказываний.

Важная характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Неверная последовательность, как правило негативно отражается на связности речи. Точная логико-смысловая организация определяется соблюдением последовательности и связности сообщения, это приводит к спланированному изложению мысли, то есть к осознанному и произвольному осуществлению речевой деятельности.

Т.А. Ладыженская, Л.П. Федоренко в своих работах подробно изучали формирование связной монологической речи у детей младшего школьного возраста.

Связная речь является неотъемлемой частью мира мыслей, то есть от связности мыслей зависит связность речи. Благодаря связной речи, можно отследить логику мышления у детей, то есть как они осмысливают воспринимаемое и выражают его в правильной, логичной и точной речи.

В работах Л.С. Выготского говорится о том, что умение связно, точно, последовательно и образно формулировать свои мысли оказывает воздействие на художественное развитие школьника: при создании собственных рассказов или пересказов, ребёнок применяет образные слова и выражения, усвоенные из различных произведений.

Психологи акцентируют внимание на то, что связная речь предполагает тесную связь речевого и умственного воспитания детей; ребенок совершенствует речь, учась мыслить.

Способность рассказывать помогает детям преодолевать застенчивость и молчаливость, быть общительным, формирует уверенность в своих силах.

При систематической работе над развитием связной речи детей соблюдаются следующие свойства текста: намеренность, доступность, завершенность и т.д.

Не смотря на разные мнения психологов, лингвистов, педагогов в понятии связной речи, они все пришли к выводу, что основной целью в работе по развитию речи детей младшего школьного возраста является развитие связной речи, именно она играет важную роль в процессе речевого развития ребенка. Важным условием в развитии связной речи является освоение различных сторон речи, в то же время при развитии связной речи ребенок учится самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции. Благодаря развитию связной речи ребенок овладевает звуковым строем русского языка, словарным запасом слов и грамматическим строем родного языка. Кроме этого связная речь способствует формированию важных социальных функций, таких как помощь ребенку в установлении связей с окружающими людьми, определение и регулирование норм поведения в обществе, всё это является решающим условием для развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)

Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)...

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогич...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи.  Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста.

Схемы и модели, используемые на уроке литературного чтения, в начальной школе.Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования...

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в ДОУ

Обсуждение темы речи педагога дошкольной организации в современном обществе...