Связная речь – главное достижение в речевом развитии детей
статья по логопедии
Связная речь является неотъемлемой частью мира мыслей, то есть от связности мыслей зависит связность речи. Благодаря связной речи, можно отследить логику мышления у детей, то есть как они осмысливают воспринимаемое и выражают его в правильной, логичной и точной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_svyaznaya_rech_-_glavnoe_dostizhenie_v_rechevom_razvitii_detey.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Связная речь – главное достижение в речевом развитии детей
Понятие «связная речь» включает в себя следующее определение – выражение любой мысли в процессе деятельности говорящего.
По С.Н. Цейтлин «связная речь» - это тематически определённые фрагменты речи, находящиеся в тесной взаимосвязи, которые представляют собой единое смысловое и структурное целое.
А.В. Текучев утверждал, что «связная речь» - это абсолютно любая единица речи, в которой составные языковые компоненты объединяются в единое целое, благодаря грамматическому строю русского языка и законам логики. Исходя из этого, разновидностью связной речи считается любое самостоятельное предложение.
Основными свойствами текста являются цельность и связность.
Явление связности – это следствие определённых процессов формирования содержания текста, а цельность – это определяющая характеристика текста.
Связность, согласно определению советского психолога, С.Л. Рубинштейна, это адекватность речевого оформления мысли пишущего или говорящего, с точки зрения её доступности для читателя и слушателя. Таким образом, основным свойством связной речи является ее доступность для собеседника.
Современные лингвисты отмечают, что связность является структурной целостностью, при которой выражается внешняя коммуникативная и смысловая целостность текста. Лексические, грамматические, семантические, интонационные средства обеспечивают связность, в следствии которых образуется органическое единство.
Существуют следующие критерии связности устного высказывания: смысловая связь между частями текста; грамматическая и логическая связь между предложениями; связь между частями предложения; завершённость мысли.
Российский педагог Т.А. Ладыженская представила несколько факторов связности высказывания: последовательность в раскрытии темы; тесная связь элементов внутри предложения; наличие синтаксических связей между структурными единицами высказывания.
Лингвисты считают, что цельностью является смысловая сторона текста, поэтому «цельность» - это характеристика текста, которая имеет своё смысловое единство, а также единую структуру. Цельность возникает в следствии коммуникации при взаимодействии слушающего и говорящего, в ходе которого происходит интегративное и полностью не осознаваемое динамическое представление о некотором объекте.
В психолингвистической литературе предложение является основой для формирования правильной устной речи дошкольников, с учетом закономерностей его аналитического и синтаксического развития.
Известный советский лингвист А.Н. Гвоздев писал о том, что разные предложения, которые находятся в развитии детской речи играют огромную роль, и тем самым становятся похожи на известные высказывания, которые будут являться главной единицей речи, как орудия мышления и общения, поэтому освоение любого языка в ряде случаев протекает в виде усвоения различных видов предложений. Таким образом, в предложении формируются как отдельные словосочетания, так и раздельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. При формировании предложений ребенок усложняет его в отношении количества включаемых им элементов и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой.
В педагогической литературе выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую речь. Термин «связная речь» соотносится как с монологической, так и с диалогической формами речи. Данные формы речи имеют свои особенности, благодаря которым определяется характер методики их формирования. В психолингвистической и лингвистической литературе монологическая и диалогическая речь рассматривается в плане их противопоставления. Они различаются по своей коммуникативной направленности, психолингвистической их природе.
Диалогическая речь – является первой по происхождению формой речи, представляет разговор двух или нескольких лиц. Для диалога характерно: ярко выраженная социальная направленность, непосредственное живое общение. Диалогическая речь включает в себя: отдельные высказывания, последовательные речевые реакции, чередующиеся обращения, вопросы и ответы. Самое важное в устной диалогической речи, то что задействованные лица всегда точно знают, о ком или о чём идёт разговор, то есть они не нуждаются в развёртывании высказывания и мысли. Диалог проходит в определенной ситуации и сопровождается интонацией, мимикой, жестами. Названные особенности определяют характер речевых высказываний. Для диалога свойственно: разговорная лексика и фразеология; ситуативность, недоговоренность, краткость, обрывистость, умолчание, подхват реплики, выражающийся в чередовании тем, мелодики и ритмов речи; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. По мнению А.Р. Лурия, М.Е. Хватцева диалог отличается реактивностью, непроизвольностью, употреблением стереотипных конструкций разговорного стиля.
В лингвистике единицей диалога является тематически объединенная цепь реплик, характеризующихся структурной, семантической и смысловой законченностью (диалогическое единство). Достаточное раскрытие темы, смысловая завершённость и структурное единство, характеризуемые адекватным применением внеязыковых и языковых средств в определенной ситуации речевого общения, - аспекты связности развернутой диалогической речи.
Монологическая речь - закономерное последовательное высказывание, протекающее сравнительно долгое время, не рассчитанное на незамедлительную реакцию слушателей.
Согласно определению советского психолога А.Р. Лурия, монологом считается связная речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе, в котором коммуникативная цель – это сообщение о каких-либо явлениях, происходящих в мире. По мнению А.Р. Лурия, в монологической речи отмечается ограниченный и постоянный характер высказываний, закономерная очерёдность изложения, обусловленность содержания с ориентацией на слушателя, произвольность и развёрнутость.
А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, полагают, что монолог - это сложный, произвольный, организованный вид речи и поэтому он требует специального речевого воспитания.
Монологическая речь, в отличие от диалогической, психологически более сложна. Монолог отличается большей развернутостью и поэтому, самое главное в данной форме речи, ввести слушателей в обстоятельства определенных событий для достижения понимания ими рассказа. Монолог требует хорошей памяти, усиленного внимания к форме и содержанию речи, также монолог опирается на логику и мышление. Монологическая речь в лингвистическом отношении также не проста. Необходимо, чтобы она была понята слушателям, а значит в ней должны использоваться полные, распространенные предложения.
В педагогической литературе очень часто подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но также необходимо владеть диалогической формой речи, потому что в обширном значении «диалогические отношения - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения, и проявления человеческой жизни».
Существуют различные виды устной монологической речи. Именно простейшее рассуждение, повествование и описание являются основными видами для детей младшего школьного возраста. Младшие школьники описывают игрушки, картинки, предметы, явления природы, животных, людей. Они уже могут составлять различные типы повествовательных текстов: сказочные истории, рассказ по картинке или по серии сюжетных картинок.
Основным условием коммуникативности речи, независимо от диалога или монолога, является связность. Для освоения данной стороны речи необходимо специальное развитие у детей навыков формирования связных высказываний.
Важная характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Неверная последовательность, как правило негативно отражается на связности речи. Точная логико-смысловая организация определяется соблюдением последовательности и связности сообщения, это приводит к спланированному изложению мысли, то есть к осознанному и произвольному осуществлению речевой деятельности.
Т.А. Ладыженская, Л.П. Федоренко в своих работах подробно изучали формирование связной монологической речи у детей младшего школьного возраста.
Связная речь является неотъемлемой частью мира мыслей, то есть от связности мыслей зависит связность речи. Благодаря связной речи, можно отследить логику мышления у детей, то есть как они осмысливают воспринимаемое и выражают его в правильной, логичной и точной речи.
В работах Л.С. Выготского говорится о том, что умение связно, точно, последовательно и образно формулировать свои мысли оказывает воздействие на художественное развитие школьника: при создании собственных рассказов или пересказов, ребёнок применяет образные слова и выражения, усвоенные из различных произведений.
Психологи акцентируют внимание на то, что связная речь предполагает тесную связь речевого и умственного воспитания детей; ребенок совершенствует речь, учась мыслить.
Способность рассказывать помогает детям преодолевать застенчивость и молчаливость, быть общительным, формирует уверенность в своих силах.
При систематической работе над развитием связной речи детей соблюдаются следующие свойства текста: намеренность, доступность, завершенность и т.д.
Не смотря на разные мнения психологов, лингвистов, педагогов в понятии связной речи, они все пришли к выводу, что основной целью в работе по развитию речи детей младшего школьного возраста является развитие связной речи, именно она играет важную роль в процессе речевого развития ребенка. Важным условием в развитии связной речи является освоение различных сторон речи, в то же время при развитии связной речи ребенок учится самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции. Благодаря развитию связной речи ребенок овладевает звуковым строем русского языка, словарным запасом слов и грамматическим строем родного языка. Кроме этого связная речь способствует формированию важных социальных функций, таких как помощь ребенку в установлении связей с окружающими людьми, определение и регулирование норм поведения в обществе, всё это является решающим условием для развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)
Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)...
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогич...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...
Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи. Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...
Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста.
Схемы и модели, используемые на уроке литературного чтения, в начальной школе.Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования...
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в ДОУ
Обсуждение темы речи педагога дошкольной организации в современном обществе...