Статья на тему: "Проблема взаимосвязи мелкой моторики и состояния речи"
статья по логопедии
в статье описывается взаимосвязь развития речи и ручной моторики. Акцентируется внимание на своевременной коррекции речевого развития, посредством своевременного формирования моторики, чтобы в дальнейшем предупредить проблемы в школьном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_razvitiya_ruchnoy_motoriki_s_razvitie_rechi.docx | 43.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева Ирина Сергеевна,
учитель-логопед
ГБДОУ Детский сад № 29
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проблема взаимосвязи мелкой моторики и состояния речи
Аннотация: в статье описывается взаимосвязь развития речи и ручной моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Акцентируется внимание на своевременной коррекции речевого развития, посредством своевременного формирования моторики, чтобы в дальнейшем предупредить проблемы в школьном обучении.
Ключевые слова: тренирующие движения пальцев рук, взаимосвязь общей и речевой моторики, связь развития рук с развитием мозга, развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи.
По статистике, 70—90% детей, посещающих образовательные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием — от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. Увеличивается количество детей с речевой патологией центрального генеза.
У детей с нарушениями речи нарушаются и двигательные механизмы, не развивается общая и мелкая моторика. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения.
Следовательно, проблема преодоления недоразвития ручного праксиса в плане подготовки дошкольников к школьному обучению и успешной коррекции звукопроизношения – одна из важнейших для логопедии, поэтому повышение эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.[22]
Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Проведя многочисленные исследования, специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, а также развитие мелкой моторики находится в прямой зависимости от состояния развития мышления ребенка.
У детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная моторная недостаточность и отклонения в развитии движений пальцев рук и до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи можно добиться с большим трудом. [47]
Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы логопеда по воспитанию у ребёнка здоровой речи.
Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции.
На основе проведенных опытов Л.В. Фоминой была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствуют возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Наибольшее воздействие импульсации мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Многие учёные считают, что речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Ф. Энгельс писал «Только благодаря труду, благодарю приспособлению к новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнуто путём особого развития мускулов, связок, костей, благодаря новому применению этих переданных по наследству усовершенствований и перехода всё более сложным операциям, только благодаря этому человеческая рука достигла той высокой степени совершенства, на которой она могла, как бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, музыку Паганини». Иными словами, Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами. [24]
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П, Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Выдающийся русский просветитель 18 века Н.И. Новиков ещё в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.
Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т.П. Хризман и М.И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. [7]
Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной речи детей.
И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка. [38]
Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития тонких движения пальцев рук с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачиваются не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачке, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. [31]
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до н.э.в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев, приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Камикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунторных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца положительно повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние кишечника, среднего – на желудок, безымянного – на печень и почки. Мизинец – на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональные напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. [32]
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает, что 1/3 всей области занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока.
Ученые института физиологии детей и подростков АПН (Л.Н. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е.И. Исенина) подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова считает, что морфологическое и функциональное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. [14]
Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи.
Доказано, что двигательная проекция кисти руки в коре головного мозга есть еще одна речевая зона мозга. Значит, имеются все основания рассматривать кисть руки как орган речи, идентичный артикуляционному аппарату. Таким образом, движения пальцев в отношении речевой функции играют специфическую роль. П.К. Анохин отмечал, что весь процесс компенсаторных приспособлений, помогающих полному восстановлению нарушенной функции, развивается на протяжении трех необходимых стадий, приведенных ниже.
1-я стадия. О возникшем дефекте в функциях немедленно поступает сигнал в ЦНС, в кору головного мозга. Эта сигнализация - первый реальный толчок к появлению непрерывной цепи приспособительных изменений в различных функциональных проявлениях организма.
2-я стадия. Однако дефект в функциях организма не устраняется сразу. Необходимо попеременное включение то одних, то других рабочих комплексов организма до тех пор, пока, наконец, не будет найдена та система центральных возбуждений, которая приведёт к восстановлению потерянной функции. Этот период приближения к окончательному приспособительному эффекту протекает при постоянной корригирующей сигнализации с периферии. Анализ и синтез сигналов о нарушении константных уровней функции выполняет кора головного мозга, которая в результате своей аналитико-синтетической деятельности и определяет, в каком направлении пойдет дальнейший процесс компенсации.
3-я стадия. Последняя стадия, завершающая непрерывный процесс компенсации — достижение организмом нормальной функции, максимального приспособительного эффекта, что создает новый комплексный афферентный стимул, который прекращает дальнейшее нарастание компенсаторных процессов и закрепляет достигнутый приспособительный эффект.
Итак, вся физиологическая триада компенсации (механизмы устойчивости, нарушения, восстановления) целиком отражена в учении И.П. Павлова о саморегулирующейся системе — организме и творческой роли афферентного отдела ЦНС.
Учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся двигательного анализатора:
- движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;
- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй;
- развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и, как следствие, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением;
- около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание ЦНС, что, в частности, проявляется в ускорении развития речи ребенка;
- ритмичные движения пальцев рук — необходимое средство повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга ассоциативной функции мозга.
- Развитие звукопроизношения в значительной степени обусловлено совершенствованием работы периферического речевого аппарата. Развитие же органов артикуляции в филогенезе неразрывно связано с прямохождением, высвобождением рук и формированием их дифференциальной моторики. При нормальном речевом развитии ребенок овладевает звуковой системой языка одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Нарушения в овладении звуковой системой языка у детей с неврологией тесно взаимосвязаны с недостаточностью их двигательной системы в целом. Так, нарушения развития функций удержания головы, сидения, прямостояния ограничивают возможность формирования и совершенствования функции дыхания, голосообразования. Ограниченная подвижность органов артикуляции задерживает постнатальное анатомическое развитие периферического речевого аппарата. Недостаточность функции рук утяжеляет нарушение развития всей ре речевой функциональной системы. Это положение обосновывается данными М.М. Кольцовой о значении двигательного анализатора в развитии как моторной, так и сенсорной речи ребенка. Автор экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и становится более совершенной. [3]
Таким образом, движения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляционного аппарата у детей с ОНР характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности; часть их выполняется вяло, с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме.
Расстройство всей двигательной сферы приводит к нарушениям фонетической стороны речи: страдает артикуляция, голос и другие просодические компоненты языка.
В исследованиях Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой отмечается, что в логопедической практике часто встречаются дети с нарушением звукопроизношения, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики со стороны артикуляционного аппарата. Однако устранение таких дефектов вызывает определенные трудности и проходит в достаточно длительные сроки.
Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дающих возможность сочетать их с различными речевыми заданиями. [22]
Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка.
Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами.
Это обстоятельство особенно важно учитывать при формировании у детей сложных и жизненно важных навыков, к числу которых, несомненно, принадлежит и речь. Поэтому Л.С. Выготский не случайно говорит о том, что обучение письму должно быть естественным, что «письмо нужно не навязать ребенку», а постараться «вырастить у него в процессе игры потребность в письме». Того же самого мнения придерживался и Е.В. Гурьянов.
Письмо для маленького ребёнка может быть воспринято лишь в его внешней, хорошо видимой части – в виде движений пишущей руки. Значит, ребенка раннего возраста можно и заинтересовать только этой «двигательной» частью сложного процесса письма. И это обязательно нужно постараться сделать, поскольку именно правильные, кординированные и достаточно быстрые движения руки обеспечивают скорость и разборчивость письма, без чего письменная речь не может быть полноценным средством общения. А, заинтересовав ребенка этой стороной вопроса, мы получим прекрасную возможность еще в дошкольном возрасте хорошо подготовить его руку к процессу письма, то есть развить у него тонкую ручную моторику.
При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение. [30]
На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности. [21]
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.[45] Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки крюки», «не руками сделано», «не руками сшито».
Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить – ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.
Одновременно нужно привлечь внимание ребёнка к самому пространству листа, научить его «писать» начиная с верхней его части и в направлении слева направо. (Нередко даже ученики 1 класса начинают писать с середины листа или с середины строки, причём в направлении справа налево).
Особое значение в овладении свободой движении кисти руки имеет плавное выписывание ребёнком непрерывных, волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности и напряжённости движений руки при письме. [25]
В вопросах подготовки ребёнка к школе вообще и к овладению письмом – в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой.
Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, и пачкая стол и свою одежду.
В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров (спецпособий).
Неловкость движений дошкольников, особенно на первом уровне развития речи, обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах. Их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.
Под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на занятиях, по мере улучшения общей моторики у детей улучшается и речь. При переходе от одного уровня к другому, движения детей постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. Достигая четвёртого уровня речевого развития, многие дети легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.
Организация учебной деятельности как особой формы, активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности – родного языка как знаковой системы.
В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Этим также определяется огромная роль стимулирования моторного развития детей с ОНР.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. [40]
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Таким образом, проведенный анализ научно – методической литературы позволил сделать следующие выводы:
- движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития речи ребёнка
- тесная взаимосвязь между развитием мелкой моторики и функций головного мозга, обеспечивает ребенку его интеллектуальное и речевое развитие
- общее недоразвитие речи - это такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития
- в синдроме имеющихся нарушений у детей с ОНР наряду с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики
- если плохо развитую моторику обнаружить несвоевременно и не принять необходимых коррекционных мер, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе и другие проблемы в развитии ребёнка
- необходимость изучения проблемы готовности детей к школе и подготовки их руки к письму в настоящее время становится очевидной не только узким специалистам, но и широким кругам общественности.
Основные направления коррекционной работы
Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Очень важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна проводится регулярно, тем самым достигается максимальный эффект от упражнений.
Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей у нас включаются не только в логопедические занятия, но и в занятия воспитателей.
Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внутренней и тыльной стороны.
2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
3.Упражнение "Сорока - белобока".
4.Интенсивные движения большого пальца вперед - назад, вверх - вниз, по кругу.
З.Сгибание - разгибание всех пальцев одновременно
6.Сгибание - разгибание руки в кистевом суставе
7.Интенсивное растирание каждого пальца
8.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально - тыльных сторон
9."Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Братиков не разбуди
Встали пальчики, ура!
Всем гулять идти пора.
10."Пальчики здороваются"
11 .Повторить первое упражнение.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Ниже приведены примеры таких игр.
«Игра с горошком»
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
«Помощник»
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличить.
Хороший вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Дети быстрее овладевают правильным произношением звуков. При работе с карандашом они ведут более «уверенные» линии, ровнее держат строчку.
«Часики»
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
«Ручки»
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Уровень сложности заданий, должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Пока ребенок не будет до конца выполнять упражнения, к следующему не переходить. По мере усвоения программного материала, игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры, на словесный.
Тренировка пальцев рук включает в себя:
-массаж кистей рук и пальцев;
-пальчиковая гимнастика;
-использование тренажеров и массажеров; «Су-джок терапия»
-шнурование;
-лепка;
-оригами;
-застегивание и расстегивание пуговиц;
-работа со спичками;
-работа с трафаретами;
-дидактические игры и задания, направленные на развитие мелкой моторики.
В заключение.
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - это высказывание Эммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики.
Если внимательно посмотреть на карту головного мозга человека, то бросается в глаза, что двигательная речевая зона, ответственная за управление органами речи, располагается рядом с двигательной зоной, ответственной за управление органами движения. Собственно она является его частью.
Учеными доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.
Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Проведя многочисленные исследования, специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, а также развитие мелкой моторики находится в прямой зависимости от состояния развития мышления ребенка.
Наблюдения показывают, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
По моему мнению, до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи можно добиться с большим трудом. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы логопеда по воспитанию у ребёнка здоровой речи.
Список использованной литературы
1.Аленькина Т.Н., Никитина О.В. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики // Логопед - №5 - 2006.
2.Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. – М.,2007
3.Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. – М., 1971.
4.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.,2006.
5.Асташина И.В. Логопедические игры и упраженения для детей.-М.,2008
6.Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. - М., 2006 |
7.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990.
8. Волкова Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики — СПб., 2005.
9.Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., 1999.
10. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
11. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.,«Гном и Д», 2005.
12. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. - М., 2001.
13. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – Воронеж., 2001.
14.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. — М., 1999.
15. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить./ - М.,1979.
16.Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и Психологические аспекты. – СПб., 2006.
17. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.,2003
18. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб., Издательский Дом «Литера», 2005.
19. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб., Издательский Дом «Литера», 2006.
20.Левина Р.Е. «Характеристика детей с общим недоразвитием речи»// Логопедия сегодня» - 2009- №1
21. Логопедия: учебник для студентов дефектолог. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой и др. – М., «Владос», 2008
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., – 2001.
23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962.
24. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5
25.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и детский возраст).- М., 1997.
26. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – М., 1983.
27.Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5
28. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб., 2003.
29. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб., КАРО, 2006.
30.Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание – 2005 - №1 .
31.Рубинштейн С.Л. Движение // Основы общей психологии. - М., 1989. Т.2. -
32.Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой - М.,2010
33. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.- Санкт-Петербург., 2010
34.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М.,2005
35. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994
36. Семенович А.В. Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2 – 2004
37. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников: психогимнастика, пальчиковые упражнения, программа развития интеллекта. – М., 2003.
38. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., 2000.
39. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи . –– М., 2006
40.Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985.
41.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2001.
42. Тумакова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // Дошкольное воспитание – 2005 - №6
43.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Т.В. Коррекция нарушения речи. – М., «Просвещение», 2009.
44.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.,«Айрис пресс», 2008.
45. Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки. –Ярославль.:2007
46. Черенкова Е.Ф.Оригинальные пальчиковые игры.- М.,2008
47. Цвынтарный В.В. Играемпальчиками и развиваем речь.- Нижний Новгород, 1995
48. Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада.— М., Просвещение, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Мелкая моторика и развитие речи".
Консультация для родителей. Может быть использована для выступлений перед родителями, для стендов...
формирование мелкой моторики и устной речи на уроках трудового обучения коррекционной школы
Развитие общей и мелкой моторики тесно связано со становлением устной речи у уч-ся специльных коррекционных школ....
Статья: "Значение квиллинга в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста."
Очень остро стоит проблема с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста. Моя статья поможет раскрыть некоторые стороны этой проблемы. ...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста
Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.
-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; ...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии...
Статья на тему: "«Влияние игр и упражнений для пальчиков на развитие мелкой моторики и формирование речи»
В статье рассказывается о влиянии игр и упражнений на развитие мелкой моторики.Материал содержит примеры игр и упражнений на развитие мелкой моторики....