Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОНР
статья по логопедии (1, 2, 3 класс)

Газетдинова Фируза Файзерахмановна

Здоровье  человека – проблема   актуальная   для   всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

 Все более ухудшающаяся экология, стрессы, неблагоприятные социальные условия жизни повышают процент детей, рождающихся с проблемами в развитии центральной нервной системы и, как следствие, с речевой патологией.  Не получив своевременной помощи, дети приобретают массу сопутствующих проблем. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками по причине своего аномального речевого развития.

         Поэтому перед нами, на современном этапе развития школьного образования в условиях внедрения ФГОС одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в работе с детьми   с ОНР

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.

Н.А.Семашко

        Здоровье  человека – проблема   актуальная   для   всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

 Все более ухудшающаяся экология, стрессы, неблагоприятные социальные условия жизни повышают процент детей, рождающихся с проблемами в развитии центральной нервной системы и, как следствие, с речевой патологией.  Не получив своевременной помощи, дети приобретают массу сопутствующих проблем. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками по причине своего аномального речевого развития.

         Поэтому перед нами, на современном этапе развития школьного образования в условиях внедрения ФГОС одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

         Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя следующие виды:

1.Артикуляционная гимнастика. Данный вид гимнастики является одним из самых эффективных средств формирования и коррекции правильного звукопроизношения. В нашей школе артикуляционная гимнастика проводится  как логопедом на индивидуальных и групповых занятиях , так и родителями в домашних условиях. При  проведении артикуляционной гимнастики иожно  использовать музыку и сопряженные движения руки ребенка. Это повышает эффективность артикуляционной гимнастики.

 2.Дыхательная гимнастика Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки.

Эта гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.         

 

3.Упражнения для профилактики зрения. В  работе с детьми часто используем электронные презентации. После просмотра обязательно выполняем гимнастику для глаз с целью предотвращения утомления  и нарушений зрения. Гимнастика для зрения  способствует расслабиться, улучшить память и в целом расширить возможности мозга, снять усталость, стимулировать работу слезных каналов, остановить снижение зрения.

4.Пальчиковая гимнастика. Развитию мелкой моторики пальцев рук на уроках уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует   речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Пальчиковая гимнастика индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, развивают координацию движений кистей и пальцев рук, учат концентрировать свое внимание и павильно его распределять.  Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

5.Двигательная активность. Проведение динамических пауз и физкультминуток предупреждает переутомление, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей. Командные динамические паузы помогают сплотить детский коллектив, в игровой форме наладить взаимодействие между детьми, создавая  доверительной, творческой, комфортной атмосферы.

6. 5.Взаимомассаж. Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии, необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Самомассаж. Самомассаж помогает укрепить организм, является хорошей профилактикой при многих заболеваниях. Он тренерует сосуды и способствует лучшему снабжению кислородом внутренних органов. Делая самомассаж, реденок укрепляет мышцы рук и пальцев, снимает мышечное напряжение, разминает ту или другую часть тела или лица. Важное значение имеет регулярность самомассажа и контроль за его правильным выполнением со стороны взрослых.

7.Кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему неуспешности. Кинезиологические упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия, межполушарных связей, синхронизации работы полушарий, развитию мелкой моторики, памяти, внимания, речи, мышления.Коррекционно- развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Широко известны упражнения «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» и т.д.

8.Куклотерапия. Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Ребенку легче произнести правильно звук, если он хочет понравиться кукле или говорит слоги, слова, предложения за куклу. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи. Кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении.

9.Музыкотерапия.   Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка способствует улучшению обмена веществ, стимулирует дыхание, кровообращение. Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности. Моторных стереотипов. Коррекции недоствточного мсихомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Часто используем при выполнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, физкультминутки.

10.Сказкотерапия. Сказкотерапия – один из методов диагностики, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой.

 С помощью метода сказкотерапии мы раскрываем душу ребенка, налаживаем с ним контакт, упорядочиваем внутренний мир, помогаем преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развиваем ребенка и обогащаем его знания.

          Использование  указанных  оздоровительных технологий проходит в  игровом  варианте:  обучение  и  оздоровление  происходит  с  легкостью, упражнения  и  оздоровительные  техники  остаются  в  памяти  ребенка  надолго.

        Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход» Школа здоровья. 2000.

Т. 7. №2. стр.21

  1. М.В.Еромыгина «Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми» Дошкольная педагогика №3 2014г. стр. 46
  1. КрупенчукО.И., Воробьева Т.А. «Исправляем произношение:  Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». –Спб.: Издательский Дом «Литера»,2007. – 96с.:  стр.11.
  2. Сухарев А.Г. «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России» Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. стр.29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения  ФГОС НОО. Технология  сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....