Роль логопедической распевки в развитии речи детей с ОВЗ
статья по логопедии
Роль логопедической распевки в развитии речи детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kti_1.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль логопедической распевки в развитии речи детей с ОВЗ
Кардашевская Т.И., учитель начальных классов
Развитие речи у детей с ОВЗ, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.
Звукопроизношение является важным аспектом речи и образует основу речевого процесса, оказывает воздействие на формирование языковых компетенций и развитие речевых коммуникаций детей. Стоит отметить, что формирование правильного произношения у детей с ОВЗ представляет собой достаточно сложный процесс. Особые затруднения появляются при формировании у детей умения управлять собственным артикуляционным аппаратом. У детей с ОВЗ наблюдается задержка процесса формирования правильного звукопроизношения.
У большинства детей с ОВЗ голосовой аппарат недостаточно сформирован (связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма. Четкое произношение слов формируется постепенно.
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка.
В своей работе для развития речи детей с ОВЗ я использую логопедические распевки, так как, комплекс музыкальных упражнений вызывает интерес у детей к данной работе в легкой, доступной, непринужденной игровой форме. Данные упражнения направлены на согласование речи с движением и музыкой, а также способствуют закреплению поставленных звуков, снятию эмоционального напряжения.
Пение развивает речевые навыки ребенка: разрабатывается артикуляционный аппарат, улучшается произношение отдельных звуков. Вслед за развитием правильной речи формируется мышление, логика, интеллектуальные способности ребенка.А также пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.
Большинство логопедических распевок состоят из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.
Песня запоминается намного быстрее, чем обычное стихотворение. Это ускоряет процесс заучивания на память. У детей улучшается качество речи при заучивании чистоговорок под музыку.
К логопедическимраспевкам, относятся стихи, чистоговорки, скороговорки, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые можно пропевать, одновременно закрепляя произношение звуков.
Например:
Са-са-са – это хитрая лиса.
Су-су-су – и живёт она в лесу.
Сы-сы-сы – много дела у лисы.
Со-со-со – она крутит колесо.
Эти песенки нужно прослушивать и учить в том порядке,в котором происходит освоение звуков языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги. Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. При затруднениях учитель может беззвучно демонстрировать правильную артикуляцию на своём примере. Также пропеваниераспевок можно сопровождать определенными упражнениями. Разучивание песенки начинаем с проговаривания текста вместе с учителем,сопровождая его ритмичными движениями: щелчками,хлопками и др.
Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать выразительную и четкую речь.
Гласные звуки полезно показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Например, при работе со звуком «А» нужно показать ладонь с широко расставленными напряжёнными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. А со звуком «О» - все пальцы собраны в кольцо.
А – У
А – О
А – И
А – О – У – И – Э
К каждой логопедической распевке можно добавить наглядное изображение сюжета для её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.
При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить какие слоги рифмуются; а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.
Таким образом, использование логопедических распевок развивает у детей с ОВЗ:
- двигательно-слуховую координацию;
- нормализацию процесов регуляции темпа и ритма;
- активизацию слухового восприятия;
- функцию голосообразования, дикции, дыхания;
- артикуляционную моторику;
- коммуникативные способности;
- память, мышление, внимание.
Систематическая работа по развитию речи с использованием логопедических распевок показывают положительную динамику в учебном процессе.
А также в ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно проявляют инициативу в общении, вступают в беседу.
Исходя из собственного опыта работы, можно сделать вывод, что такой метод является одним из действенных средств в обучении детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с использованием предметно-практической деятельности
Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с использованием предметно-практической деятельности В настоящ...
Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с использованием предметно-практической деятельности
Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с использованием предметно-практической деятельности В настоящ...
Логопедические игры для развития речи детей
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Современная...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ
Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...
«Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»Родительское собрание.
Цели: - повысить педагогическую культуру родителей;- познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей;- раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;-вовлеч...
Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с умственной отсталостью
Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуля...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей
статья логопеда...