Презентация на тему :" Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста"
презентация к уроку по логопедии
Материал для логопедов ДОУ и общеобразовательных школ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейропсихология детского возраста наука о формировании мозговой организации психических процессов человека
нейропсихология детского возраста психогенез человека обусловлен двумя обстоятельствами: системно-динамическими перестройками мозговой организации психологической структурой частных психических функций.
Нейробиологическая зрелость определенных подкорковых, и корковых комплексов, их межсистемных динамических связей обеспечивает возможность адаптации ребенка к требованиям, которые предъявляются ему в процессе развития. Но в первую очередь — социального развития, поскольку в условиях ограничения общения ребенка с внешним миром в целом и прежде всего с другими людьми эти церебральные механизмы модифицируются, искажаются и нарушаются вплоть до полной деградации (сначала функциональной, а затем и нейробиологической ). Между тем не менее важны для нормального развития адекватность и своевременность внешних требований (задач, предлагаемых ребенку социумом)
Базовая аксиома нейропсихологии детского возраста Взаимообусловливающее единство мозговые психические соматические
Психическое развитие процесс динамический системно энергоинформационный иерархически организованный
Главная цель нейропсихологической коррекции Сформировать новую систему актуализации межфакторных связей или надфункциональных (в том числе — поведенческих) моделей.
коррекционный процесс в детском возрасте пластичности нейробиологических систем.
Принципиальной для нейропсихологии детского возраста является « взрослоцентрическая » модель рассмотрения онтогенетических перестроек и первичная точка отсчета от момента зачатия ребенка (включающая весь «багаж» его наследования по обеим линиям) ( обсуждая тот или иной феномен в конкретном возрасте (в норме или патологии), мы должны поставить перед собой вопросы: - «К чему, к какому результату стремится данный возрастной нейропсихологический альянс?» - «Для достижения какой (подчас весьма отдаленной) цели?» - «Когда, почему и как в онтогенезе сформировались или нарушились нейропсихологические предпосылки мозговой организации психической деятельности данного ребенка ?»
Необходимо знать не только теорию и соответствующие нейропсихологические технологии, но и грамотно квалифицировать, какие процессы дефицитарны или искажены у данного конкретного ребенка. А это возможно только в случае полноценного освоения теории и практики , и, конечно, при взаимосвязанной работе педагогов и специалистов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Энергетический блок мозга 1 – энергетический блок - формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, Ребѐнок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%. включает: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1-й ФБМ) Дыхательные упражнения Массаж и самомассаж Растяжки. Релаксационные упражнения. Глазодвигательные упражнения Сенсомоторные упражнения .
Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения активизируют работу Стволовых структур мозга , улучшают мозговое кровообращение, укрепляют нервную систему, успокаивают и расслабляют ребенка.
Массаж и самомассаж Массаж пальцев рук, ушных раковин,головы,шеи стимулирует нервные окончания на теле. Развивает память,интеллект,улучшает речь. Развивается тонкая двигательная координация а следовательно активизируется работа Мозолистого тела головного мозга , медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Растяжки. Релаксационные упражнения Улучшают тонус мышц Нормализуют гипертонус (мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, память, воображение, внимание, образное мышление активизируют работу Левого полушария мозга Медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Коррекционная ритмика Подвижные игры, музыкальная терапия увеличивают работоспособность мышц, снимают раздражение, нервное напряжение, развивают мыслительные процессы и повышают работоспособность. Коррекционная ритмика активизирует работу Лимбической системы мозга,мозжечок
Глазодвигательные упражнения Позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга .. Развитие и коррекция глазных мышц способствует развитию нервных сетей центрального зрительного поля и моторного слежения активизирует неспецифические структуры среднего мозга.
Кинезиологические упражнения помогают улучшить Память Внимания Речь Пространственные представления Мелкую и общую моторику Снизить утомляемость Повысить способность к произвольному контролю Упражнения активизируют неспецифические структуры среднего мозга,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Второй блок (приема, переработки и хранения экстероцептивной информации Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. Включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга
Нарушения второго блока: - в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; -поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечѐт за собой потерю чѐткости движений); -поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приѐма и обработки зрительной информации .
Второй блок Зрительные нарушения Расстройства слухового восприятия Понимание речи Артикуляция Развитие памяти нарушения внимания Развитие моторики Тактильные расстроиства Нейропсихологическая коррекция нарушений второго блока
Зрительные нарушения Зрительные нарушения. Упражнения должны быть направлены на опознавание реальных предметов, если у ребенка есть сложности в их узнавании. Опознание реалистичных изображений. Ребѐнок учится определять соответствие между картинкой и предметом. Опознание зашумленных изображений. После того, как ребѐнок научился устанавливать взаимосвязь между предметами и их иллюстрациями, задачу усложняют. Ему предлагают схематичные, контурные, черно-белые или зашумленные картинки. Полезно конструирование изображений. В этом случае ребѐнок учиться узнавать картинку по еѐ фрагменту.
Слуховое восприятия Расстройства слухового восприятия. В этом случае нейропсихологическая коррекция детей включает в себя задания на различение: звуков неречевого характера, речевых контрастных звуков. Ребенка, научившегося различать разные шумы, может заинтересовать и речь.
Тактильные и кинестетические процессы развивают: Память Внимания Речь Пространственные представления Мелкую и общую моторику Снизить утомляемость Повысить способность к произвольному контролю Активизируют теменные структуры мозга двух полушарии
Понимание речи. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте осуществляется от простого к сложному. Сначала ребѐнка учат понимать простые отдельные слова. Затем ребенок учится воспринимать и выполнять инструкции . В процессе работы необходимо включать упражнения в игровой контекст. В таком случае ребѐнок не выполняет какое-либо задание, а совершает действие.
Развитие памяти . Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребѐнка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные, принятые другим способом.
Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребѐнка постепенно вырабатывается чѐткая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Третий блок ( программирования, регуляции и контроля ) Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет . Включает : моторные, премоторные отделы коры лобных долей мозга .
Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) Формирование произвольности внимания Программирование, целеполагание и самоконтроль. Коммуникативные навыки. Причинно – следственные отношения .
Коррекционная работа 3 блока мозга Подвижны игры (стоп- упражнения,зеваки,хлопки) Коррекционно- развивающие игры( внимание,память) Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария , преимущественно лобной доли , что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
Подвижны игры Подвижные игры снижают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают работоспособность школьников. Активизируют работу левого полушария, преимущественно лобной доли
Коррекционно- развивающие игры Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности . Для маленького ребенка такой ведущей деятельностью является – игра. Именно в ней развиваются те качества , которые становятся основой успешного обучения- самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий. Коррекционно- развивающие игры сложное явление- они являются игровыми методами обучения детей и формой обучения , и средством всестороннего воспитания личности детей . Способствуют развитию высших психических функций (память,внимания)
Взаимодействия всех трех функциональных блоков мозга Все это делает очевидным, что только учет взаимодействия всех трех функциональных блоков мозга, их совместной работы и того, каков специфический вклад каждого из них в отражательную деятельность мозга, позволяет правильно решать вопрос о мозговых механизмах психической деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критерии оценки возможного отклонения в поведении 1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка 2. Длительность сохранения расстройства 3 . Жизненные обстоятельства 4. Социокультурное окружение 5. Степень нарушения 6. Тип симптома 7. Тяжесть и частота симптомов 8. Ситуационная специфичность симптома 9. Изменение поведения
Категории детей «группы риска» Дошкольники «группы риска» : 1. Нарушения поведения: - Агрессивность - Вспыльчивость - Пассивность - Гиперактивность 2. Отставание в психическом развитии. Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, ЗПР, обусловленной определенной органической недостаточностью ЦНС, а также общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости . Младшие школьники «группы риска» : 1. Дети с синдромом дефицита внимания ( гиперактивные ) 2. Леворукие дети 3. Эмоциональные нарушения: • агрессивные, • эмоционально-расторможенные (на все реагируют слишком бурно) • слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети.
Демонстративные дети Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. В основе повышенная потребность во внимании к себе. Утрированные эмоции служат средством достижения главной цели обратить на себя внимание, получить ободрение. Источником демонстративности , ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям. Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах . Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.
Типы демонстративности : Детское кривляние имеет 2 закономерности: А) ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Б) когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. Причины: 1). поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых (родители практически не общаются, общаются мало или формально, если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет). 2). Кривляние является способом выйти из под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, отругать (распространено в семьях (группах) с авторитарным стилем воспитания, властными родителями, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям); 3). Желание ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность» .
Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого - педагогической помощи с учетом нейропсихологического подхода. - Н е стремиться уничтожить демонстративность . В этом случае она может трансформироваться в негативистическую , а при неблагоприятном развитии событий приобрести патологический характер и перейти в клиническую истерию. - Отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) – одно из первых условий преодоления демонстративности . - Отказ от соревновательного начала в играх и занятиях. Для преодоления демонстративности главное показать ребенку, что оценка и отношение других – далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие. - Объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой «фиксированности» на себе можно открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. - Найти возможность самореализации. - Но самое главное снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать. - « Негативист » . Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Отказ от ярких эмоциональных реакций, ибо их то ребенок и добивается.
Агрессивное поведение Источники: 1. Биологические аспекты. 2. Социальные аспекты: Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Во-вторых , агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. В -третьих , дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и символических. Сюда, в частности, относятся факты демонстрации сцен насилия с экранов телевизоров, что, несомненно, способствует повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
Критерии агрессивности Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении стойко проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. (иногда выделяются 6 признаков.
Р абота воспитателей и специалистов с данной категорией детей должна проводиться с учетом нейропсихологического подхода в трех направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии , доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
Г иперактивные дети. Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев): Гиперактивность Ребенок: ◦ суетлив, не может сидеть спокойно; ◦ вскакивает с места без разрешения; ◦ бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях; ◦ не может играть в тихие игры, отдыхать. 2. Импульсивность Ребенок: ◦ выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. ◦ не может дождаться своей очереди
Особенности лечения СДВГ Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и коррекцию с учетом нейропсихологического подхода. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, специалиста, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход коррекции.
Нейропсихологический подход предлагает схему комплексной многоуровневой коррекционной помощи детям с СДВГ - Первый уровень метаболический предполагает медикаментозные воздействия; выбор препаратов диктуется структурой поведенческого симптомокомплекса . - Второй уровень нейропсихологический включает нейропсихологическую диагностику и комплексную психомоторную коррекцию онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка. - Третий уровень включает комплекс развивающих игр. - Четвертый уровень поведенческий предполагает отработку желаемых моделей поведения.
Тревожные дети - Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. - Тревога - это эпизодические беспокойства, волнения, п роявления. - Тревожность является устойчивым состоянием.
Критерии определения тревожности у ребенка 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении .
Основные направления работы Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Путешествие по страницам детских журналов".
В презентации собраны материалы о детских журналах начиная с 1921 года по наши дни....
Презентация на тему : "« Закономерность в записи ряда чисел. Закрепление пройденного материала."
Каждый слайд презентации отражает определенный этап урока.Первый и второй слайд помогает нам встретиться с королевой осени и определить с ее помощью настроение на урок .Это организационный...
Презентация по теме: Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина и его сказкой « Волшебное кольцо».
На открытом игровом занятии в 3 «В» классе по теме «Знакомство с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина» дети познакомились со сказкой «Волшебное кольцо», со своеобразным д...
Педагогический совет по теме:"Агрессивное поведение в детском возрасте. Понятие, виды, методы коррекции"
Материал предназначен для родителейи педагогов, работающих с агрессивными детьми....
Презентация «Развитие научных понятий в детском возрасте»
Презентация «Развитие научных понятий в детском возрасте» ...
Презентация на тему: " Игры на сплочение детского коллектива в начальной школе".
Игры на сплочение коллектива. Помогут установить положительный контакт между детьми. Проявить интерес и внимание к сверстникам....
Презентация на тему: "Проблема перехода младшего школьного возраста к подростковому"
Данную презентацию можно использовать на родительском собрании...