ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
презентация к уроку по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).
Не более 10 % дошкольного и 4 % детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4-5%.
I – II для глухих и слабослышащих III – IV для слепых и слабовидящих V – для детей с тяжелой речевой патологией VI – для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата VII – для детей с ЗПР VIII – для детей с умственной отсталостью Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Биологические факторы Социальные факторы Причины отклонений в развитии
1.Врожденные. 2. Повреждения во время родов. 3. После рождения до 2-3 лет. Биологические причины
1.Заболевания матери во время беременности (особенно в первые три месяца беременности) - инфекционные и вирусные заболевания, венерические заболевания, эндокринные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания. Врожденные причины
2.Хромосомно-генетические отклонения. 3. Несовместимость по резус-фактору матери и плода. 4. Алкоголизм и прием наркотиков. Врожденные причины
5.Биохимические вредности (экологическое загрязнение окружающей среды, радиация, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, неправильное использование медицинских препаратов, воздействующие на родителей до беременности, на мать во время беременности. Врожденные причины
6.Серьезные отклонения в соматическом здоровье матери – недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общая соматическая ослабленность, туберкулез и т.д. 7. Стрессы матери во время беременности. Врожденные причины
8.Гипоксия – кислородная недостаточность в период беременности и родов. 9.Токсикозы матери во время беременности. Врожденные причины
Патологическое протекание родовой деятельности особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга (кровоизлияния в мозг, асфиксия), травматизацией позвоночника (быстрые роды, затяжные, раннее отхождение околоплодной жидкости). Во время родов
1.Мозговые травмы, тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, опухоли головного мозга, воздействие сверхсильных звуковых раздражителей. 2.Осложнения после болезней ребенка – корь, скарлатина, грипп, отит, заболевания носоглотки и связанная с этим непроходимость евстахиевой трубы (особенно в раннем возрасте – нарушения слуха). После рождения до 2-3 лет
3.Хронические заболевания – астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез, опухоли, и т.д. 4.Наследственные заболевания. 5. Лечение медикоментозными препаратами. После рождения до 2-3 лет
Приобретенные отклонения в развитии Приобретенные отклонения в развитии возникают в результате: Поражения центральной нервной системы. Соматических заболеваний. Травм головного и спинного мозга.
Локальное и диффузное поражение головного мозга
1.Теменно-височно-затылочный отдел – отвечает за представление о пространстве (Путают сходных по написанию букв, цифр, нарушение в счете, применение предлогов, ориентировка в часах, картах. Это овладение грамматикой, предлогами, морфемами- это те же пространственные представления, но только в речи). Заканчивает свое формирование к 7-8 годам. Признаки неблагополучия ЦНС
2. Височный отдел – речь. Правый висок – неречевой слух, левый висок фонематический анализ (понимание и воспроизведение родной речи). Способность к непроизвольному различению на слух фонем родного языка складывается к 2- 2,5 годам. Произвольное различение речевых звуков или фонематический анализ развивается на протяжении всего дошкольного возраста и его созревание происходит к 7 годам. Признаки неблагополучия ЦНС
3. Лобный отдел отвечает за программирование, произвольный контроль, планирование своей деятельности, предвидение результата, критика, самоанализ, понимание как воспринимают тебя другие). После 9 лет вся энергия организма направляется на формирование лобных отделов. Признаки неблагополучия ЦНС
Тактильное восприятие – к 4-5 г. Зрительное восприятие – к 4-6 г. Пространственные представления – к 6-7 г. Оптико-пространственные представления – к 9 г. Фонематический анализ – к 7 г. Программирование собственного высказывания – к 9 г. Периоды созревания когнитивной сферы
Лобные отделы – к 12-15 г. Развитие всех функций и дозревание мозга зависит от зрелости мозга и востребованности мозговых функций извне. Требуем – развивается, не требуем – не развивается! Периоды созревания
Снизу вверх – сначала жизненно важные функции (дыхание, глотание, сердцебиение и т.д.). Справа – налево – сначала развитие или работа правого полушария, и когда там произойдет развитие функции, только после этого переходит на левое полушарие. Сзади – вперед – от затылка ко лбу. Работа головного мозга по векторам
Полушарные факторы ЛП ПП Способы переработки информации Абстрактный (вербально-логический) Конкретный (наглядно-образный) Регуляция деятельности Произвольная (надо) Непроизвольная (хочу) Психические состояния Осознание Не осознание Речь Фонематический анализ Неречевой слух Социализация, соответствие внешним требованиям, правила Эмоции, непосредственнось, музыка
I блок - энергетический блок, или блок регуляции активности мозга. II - блок приема, хранения и переработки информации III - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности Блоки головного мозга по А.Р. Лурия
Социальные факторы Причины отклонений в развитии
Воспитание в семье. Влияние стрессовых психотравмирующих факторов. Социально-культурная депривация (пребывание в неблагоприятной среде – семья, дом ребенка, детский дом). Социальные факторы
Стили воспитания Единство требований Взаимодействие с ребенком Воспитание в семье
Процесс воспитания занимает первое место по энергоемкости и последнее по сиюминутным результатам. Воспитание в семье
Требуем – осваивает, Не требуем – не осваивает! Воспитание в семье
Наряду со стойкими отклонениями в развитии, обусловленными органическим поражением головного мозга, наблюдается множество обратимых вариантов, которые вознкают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленности, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий. Причины отклонений в развитии
Биологические факторы Социальные факторы Ведущими являются социальные факторы! Причины отклонений в развитии
1. Преемственность в работе дошкольных и школьных учреждений по развитию детей. 2.Пропаганда знаний среди родителей и педагогов о предпосылках успешного обучения в школе. Выводы
3. Учет первичного дефекта и вторичных отклонений учащихся с ОВЗ. Выводы
Максимальное развитие учащихся в дошкольном и младшем школьном возрасте до 9 лет. Сотрудничество со специалистами – психолог, логопед, дефектолог, нейропсихолог, невропатолог, остеопат, массажист для предупреждения, выявления и своевременного преодоления причин неуспешности. Рекомендации
3.Простраивание маршрута развития ребенка в ПМПк (консилиуме) школы, при необходимости направление на ПМПК. 4. Занятия плаванием, танцами, пением, лечебной физкультурой, детской йогой, катанием на коньках, лыжах, роликах, велосипеде. 5. Развитие мелкой моторики рук: лепка, вышивка, бисероплетение, различные виды мозаики, лего т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка для родителей "Основные причины нарушения в поведении детей"
в памятке представлены 4 распространённые причины нарушения в поведении детей...
Технологии коррекции нарушений психофизического развития детей с умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры
В своей работе мы делимся опытом реализации авторского проекта «Движение к цели», направленного на развитие высших психических функций младших школьников через моделирование целенаправленной двигатель...
Причины нарушения письменной речи детей младшего школьного возраста.
На сегодняшний день острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением речи сначала устной, а вследствие письменной (письмо и чтение), что вызывает определенные трудности при усв...
Памятка для родителей "Причины нарушения в поведении детей"
В памятки описываются основные причины нарушения в поведении детей....
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью. ...
Причины нарушения интеллектуального развития детей
Зубкова Юлия Владимировна воспитатель ГПД (ОВЗ) ГБОУ средняя школа №322...
Причины нарушения слуха у детей
В статье раскрывается факторы, влияющие на возникновение нарушения слуха у детей...