Постановка звука [ш]
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Юлия Александровна Орлова

Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.

Задачи:

  • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
  • Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
  • Учить правильно произносить звук [ш].
  • Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_sh.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Постановка звука [Ш].

Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.

Задачи:

  • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
  • Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
  • Учить правильно произносить звук [ш].
  • Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: зеркало; игрушка «Нюша»; картинки «артикуляционной гимнастики»; ватный шарик на нитке, «Копатыч» с воротами;  «поезд с картинками:«собака»«шуба»«мышь»«жираф»«шкаф»«ромашка»«кукушка»«малыш»; картинки к игре «Вкусные пирожки»

  1. Организационный момент

Логопед:  - Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

 Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие!

- Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

               Ручки растираем и разогреваем,

                И лицо теплом своим мы умываем.

                Грабельки сгребают все плохие мысли,

                Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

                Щечки разминаем, чтобы надувались,

                Губки разминаем, чтобы улыбались.

                Губки пожуем мы, шарики надуем,

                И губами вправо-влево потанцуем!

                Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

2. Постановка цели занятия.

Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].

  • Сегодня к тебе в гости пришла «Нюша» - герой из мультфильма «Смешарики». Она узнала, что ты будешь учиться шипеть, и пришла вместе с тобой поучиться.

3. Артикуляционная гимнастика

Логопед: - Сейчас мы будем вместе с Нюшей выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то посмотри, как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимателен, и старайся не делать ошибок!

  1.  «Улыбка», «Бублик»(Слайд3)

Наша Нюша утром встала,

Потянулась, улыбнулась,

Губы бубликом сложила,

Несколько раз она повторила!

  1. «Расчёска»(слайд 3)

Нюша сделала укладку,

Причесала кудри гладко.

Ну и я возьму расчёску,

Тоже сделаю причёску.

  1. «Блинчик»(слайд 4)

Нюша решила

всех накормить.

Тесто месила,

блины выпекала,

На стол выставляла.

  1. «Вкусное варенье»(слайд 5)

Очень вкусное варенье

Что за чудо угощенье!

Чтоб ни капли не пропало,

Нюша губки облизала.

  1. «Чашечка» (слайд 6)

Блинов с вареньем Нюша съела,

Выпить чаю захотела.

  1. «Шарик»(слайд 7)

Нюша шарики надула,

Ленточкой перетянула.

Красный, желтый, голубой,

Не угонятся за мной.

Лопнет шарик, не беда!

Новый шар надую я.

Логопед: Всё мы выполнили все упражнения. Ты справился, сделал всё правильно! Молодец!

4.Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

- Покажем фокусы Нюше. ( ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см).

Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка, шарик отлетел вверх.

«Нюша» любит играть со своими друзьями. Сегодня она пригласила своего друга поиграть с тобой в футбол. «Копатыч» уже стоит на воротах. Нужно забить мяч в ворота. Также подними язычок в форме чашечки к верхней губе, дуй на кончик языка и забивай мяч в ворота.

 5. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Гусь».

Послушай внимательно загадку, про кого эта загадка?

Ходит к речке смело                                                                        

Он в наряде белом,

У него на ножках                                                                      

Красные сапожки (гусь)

- Покажем Нюше какой бывает гусь.

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и упереть на большой палец.

Гусь гогочет и гогочет,                                                          

Ущипнуть тебя он хочет.

(выполнить правой и левой рукой)

6.Постановка звука.

- Ты знаешь, что когда гусь сердится, он шипит. Давай мы с тобой попробуем пошипеть, как гуси. Но прежде чем мы начнём это делать. Давай с тобой вспомним в каком положении губы и язык, когда произносим звук[ш].

Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.

При артикуляции звука [Ш]

1. губы несколько вытянуты вперёд;

2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.

  Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».

- постановка звука при помощи логопедического зонда.

Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».

Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!

7.Изолированное произношение звука

Поучимся шипеть как гусь.

- Покажем Нюше как «свистит» водичка в кране: с-с-с.  приподними язычок и послушай, слышится «шипенье гуся»(постановка звука [ш] .)

- Посмотри, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [Ш]  Губы в форме «бублика», язычок поднят за верхние зубы, в форме «чашечки».

  • Игра « ТЫ шипи, как гусь, а я буду договаривать слово»

 Ребенок произносит звук [Ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш...(утки), Ш...(лак), Ш....(топка), Ш...(куры), Ш...(рамы).

Нюше очень нравится как ты справляешься с заданиями.

8.Физминутка

Наша Нюша потянулась

Раз нагнулась, два нагнулась.

Руками замахала,

По дороге зашагала.

9.  Образование относительных прилагательных.

Игра «Вкусные пирожки»(Слайд 8)

- Нюша очень любит вкусные пирожки. Угостим её пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков.

Этот пирожок с малиной, он малиновый.

С яблоками – яблочный.

С вишней.. (Вишневый.) 

С грушей,.. (грушевый.) 

С клубникой.. (Клубничный.) 

С ягодами.. (Ягодный.) 

С фруктами.. (Фруктовый).

10. Определение наличие звука [Ш] в словах.(слайд 9)

- Веселой Нюше пора возвращаться к своим друзьям Смешарикам. Она поедет на паровозе, но она с собой возьмёт только предметы, в названиях которых есть звук «Ш». Помоги Нюше выбрать картинки   со звуком «Ш».

Картинки:

 «собака»«шуба»«мышь»«жираф»«шкаф»,  «ромашка»«кукушка»«малыш».

11. Итог занятия

-Покажи ещё раз Нюше, как нужно правильно шипеть -Ш.

-  Какой звук мы сегодня учились произносить?

-  Кто к нам в гости приходил?

-Давай посмотрим на Нюшу, не изменилось ли у него настроение. Оно также нам улыбается. Но к сожалению, ей пора возвращаться к своим друзьям Смешарикам.

 - Молодец, ты хорошо поработал сегодня на занятии и Нюше очень понравилось.  На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка звуков з-с

В данном материале даётся непосредственно план индивидуальной работы по постановке звука....

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".

В конспекте представлены задания для постановки звука...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

Постановка звука [р]Автоматизация звука [Э]Восприятие текста на слух и ответы на вопросы...