Постановка звука [ш]
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.
Задачи:
- Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
- Учить правильно произносить звук [ш].
- Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
- Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
- Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_sh.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Постановка звука [Ш].
Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.
Задачи:
- Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
- Учить правильно произносить звук [ш].
- Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
- Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
- Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: зеркало; игрушка «Нюша»; картинки «артикуляционной гимнастики»; ватный шарик на нитке, «Копатыч» с воротами; «поезд с картинками:«собака», «шуба», «мышь», «жираф», «шкаф», «ромашка», «кукушка», «малыш»; картинки к игре «Вкусные пирожки»
- Организационный момент
Логопед: - Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?
Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие!
- Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Губки пожуем мы, шарики надуем,
И губами вправо-влево потанцуем!
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша правильной была!
2. Постановка цели занятия.
Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].
- Сегодня к тебе в гости пришла «Нюша» - герой из мультфильма «Смешарики». Она узнала, что ты будешь учиться шипеть, и пришла вместе с тобой поучиться.
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: - Сейчас мы будем вместе с Нюшей выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то посмотри, как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимателен, и старайся не делать ошибок!
- «Улыбка», «Бублик»(Слайд3)
Наша Нюша утром встала,
Потянулась, улыбнулась,
Губы бубликом сложила,
Несколько раз она повторила!
- «Расчёска»(слайд 3)
Нюша сделала укладку,
Причесала кудри гладко.
Ну и я возьму расчёску,
Тоже сделаю причёску.
- «Блинчик»(слайд 4)
Нюша решила
всех накормить.
Тесто месила,
блины выпекала,
На стол выставляла.
- «Вкусное варенье»(слайд 5)
Очень вкусное варенье
Что за чудо угощенье!
Чтоб ни капли не пропало,
Нюша губки облизала.
- «Чашечка» (слайд 6)
Блинов с вареньем Нюша съела,
Выпить чаю захотела.
- «Шарик»(слайд 7)
Нюша шарики надула,
Ленточкой перетянула.
Красный, желтый, голубой,
Не угонятся за мной.
Лопнет шарик, не беда!
Новый шар надую я.
Логопед: Всё мы выполнили все упражнения. Ты справился, сделал всё правильно! Молодец!
4.Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.
- Покажем фокусы Нюше. ( ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см).
Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка, шарик отлетел вверх.
«Нюша» любит играть со своими друзьями. Сегодня она пригласила своего друга поиграть с тобой в футбол. «Копатыч» уже стоит на воротах. Нужно забить мяч в ворота. Также подними язычок в форме чашечки к верхней губе, дуй на кончик языка и забивай мяч в ворота.
5. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Гусь».
Послушай внимательно загадку, про кого эта загадка?
Ходит к речке смело
Он в наряде белом,
У него на ножках
Красные сапожки (гусь)
- Покажем Нюше какой бывает гусь.
Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и упереть на большой палец.
Гусь гогочет и гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(выполнить правой и левой рукой)
6.Постановка звука.
- Ты знаешь, что когда гусь сердится, он шипит. Давай мы с тобой попробуем пошипеть, как гуси. Но прежде чем мы начнём это делать. Давай с тобой вспомним в каком положении губы и язык, когда произносим звук[ш].
Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука [Ш]
1. губы несколько вытянуты вперёд;
2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».
- постановка звука при помощи логопедического зонда.
Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».
- Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).
- Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!
7.Изолированное произношение звука
Поучимся шипеть как гусь.
- Покажем Нюше как «свистит» водичка в кране: с-с-с. приподними язычок и послушай, слышится «шипенье гуся». (постановка звука [ш] .)
- Посмотри, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [Ш] Губы в форме «бублика», язычок поднят за верхние зубы, в форме «чашечки».
- Игра « ТЫ шипи, как гусь, а я буду договаривать слово»
Ребенок произносит звук [Ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш...(утки), Ш...(лак), Ш....(топка), Ш...(куры), Ш...(рамы).
Нюше очень нравится как ты справляешься с заданиями.
8.Физминутка
Наша Нюша потянулась
Раз нагнулась, два нагнулась.
Руками замахала,
По дороге зашагала.
9. Образование относительных прилагательных.
Игра «Вкусные пирожки»(Слайд 8)
- Нюша очень любит вкусные пирожки. Угостим её пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков.
Этот пирожок с малиной, он малиновый.
С яблоками – яблочный.
С вишней.. (Вишневый.)
С грушей,.. (грушевый.)
С клубникой.. (Клубничный.)
С ягодами.. (Ягодный.)
С фруктами.. (Фруктовый).
10. Определение наличие звука [Ш] в словах.(слайд 9)
- Веселой Нюше пора возвращаться к своим друзьям Смешарикам. Она поедет на паровозе, но она с собой возьмёт только предметы, в названиях которых есть звук «Ш». Помоги Нюше выбрать картинки со звуком «Ш».
Картинки:
«собака», «шуба», «мышь», «жираф», «шкаф», «ромашка», «кукушка», «малыш».
11. Итог занятия
-Покажи ещё раз Нюше, как нужно правильно шипеть -Ш.
- Какой звук мы сегодня учились произносить?
- Кто к нам в гости приходил?
-Давай посмотрим на Нюшу, не изменилось ли у него настроение. Оно также нам улыбается. Но к сожалению, ей пора возвращаться к своим друзьям Смешарикам.
- Молодец, ты хорошо поработал сегодня на занятии и Нюше очень понравилось. На этом наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка звуков з-с
В данном материале даётся непосредственно план индивидуальной работы по постановке звука....
Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".
В конспекте представлены задания для постановки звука...
Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)
логопедическое занятие по постановке звука (л)....
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)
логопедическое занятие по постановке звука (л)....
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)
логопедическое занятие по постановке звука (л)....
Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
Постановка звука [р]Автоматизация звука [Э]Восприятие текста на слух и ответы на вопросы...