Презентация "Проблема дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи".
презентация к уроку
Под термином дисграфия понимают частичное специфическое расстройство процесса письма, которое проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слов и структуры предложения.
Актуальность проблемы преодоления дисграфии:
53% учащихся 2-х классов общеобразовательных школ имеют дисграфию;
- 37% учащихся переходит в среднюю школу с так и не устраненной дисграфией, что говорит о трудностях ее преодоления спонтанным путем;
- 39% старшеклассников (8-9 классы) также имеют дисграфию, в большинстве случаев «осложненную» дизорфографией , т.к. при переходе к морфологическому принципу письма, связанному с необходимостью применения множества грамматических правил, симптоматика нарушений усугубляется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_disgrafii_u_detey_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi_1.pptx | 105.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под термином дисграфия понимают частичное специфическое расстройство процесса письма, которое проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слов и структуры предложения.
Актуальность проблемы преодоления дисграфии : - 53% учащихся 2-х классов общеобразовательных школ имеют дисграфию ; - 37% учащихся переходит в среднюю школу с так и не устраненной дисграфией , что говорит о трудностях ее преодоления спонтанным путем; - 39% старшеклассников (8-9 классы) также имеют дисграфию , в большинстве случаев «осложненную» дизорфографией , т.к. при переходе к морфологическому принципу письма, связанному с необходимостью применения множества грамматических правил, симптоматика нарушений усугубляется.
Классификация дисграфии артикуляторно-акустическую дисграфию , связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия; акустическую дисграфию , связанную с нарушением фонемного распознавания; дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза; аграмматическую дисграфию , связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи; оптическую дисграфию , связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Артикуляторно-акустическая дисграфия Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии, это акустическая дисграфия . Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ( ч-тъ , ч-щ , и-т , ц-с ). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных ( « лубит », «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о-у (туча — «точа»), е-и (лес — «лис»).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза . В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант — « дикат », школа — «кола»); пропуски гласных (собака – « сбака », дома — « дма »); перестановка букв (тропа — « прота », окно — « коно »); добавление букв (таскали — « тасакали »); пропуски , добавления, перестановки слогов (комната — «кота», стакан — «ката»).
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса , анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (в — д , т — ш ); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и — ш , п — т, х — ж , л — м); зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент ( ау-оу ), лишние ( ш-ии ), и неправильно расположенные элементы ( х-сс , т-пп ).
Аграмматическая дисграфия Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексикограмматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.
Перечень логопатических ошибок 1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия; 2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи; 3. Ошибки на смешение букв по кинетическому сходству; При нарушениях письма и чтения могут проявляться от 17 до 54 видов специфических ошибок. Отмечается также большое количество ошибок на правила, изученные и неизученные в классе.
Ошибки, характерные для учащихся среднего и старшего звена 1. Ошибочное словообразование; 2. Нарушение связи слов в предложении; 3. Ошибки в построении предложений.
Основные разделы работы по устранению дисграфии : 1. Работа по развитию фонематического восприятия; 2. Работа по развитию оптико-пространственных представлений; 3. Работа по уточнению и практическому использованию словоформ; 4. Работа по уточнению и расширению лексического запаса, включающая работу над составом слова и словообразованием; 5. Работа над многозначными словами; 6. Работа над согласованием слов в словосочетании и предложении; 7. Работа над построением предложений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи
Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем инструмент отслеживания результатов. Таким инструментом технологические карты. На основании резул...
Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи
Данная статья отом, как правильно и грамотно работать над формированием словаря и развитием лексико-грамматических сторон речи детей с ОНР III уровня.В материале раскрывается роль и функции игры...
«Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи»
Выступление на педагогическом совете...
Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках...
Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.
В данной статье описывается как на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....
- Мне нравится (1)