Эффективные игровые приемы в работе учителя с учащимися 2 класса, испытывающими трудности в усвоении темы: "Родственные слова".
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Методическая разработка основана на востребованности дидактического материала на уроках русского языка в начальных классах. Необходимость применения игровых приемов на уроках помогает осмысленному восприятию материала на уровнях понимания и применения базовых знаний учащихся по данной теме. Интересная подача материала, простые виды заданий, готовые карточки для применения на уроках как в групповой, так и в индивидуальной работе- это лучший материал для учителя. Даны упражнения на умение группировать слова на " словесные семейки" с одинаковым корнем, искать "чужака" среди родственных слов, подбирать семейку слов, уметь объяснять лексическое значение слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effekt._ispolz._obuch._priemov.pptx | 551.16 КБ |
rodstvennye_slova.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика категории обучающихся: Это учащиеся 2 классов с выраженными трудностями в овладении программным материалом по русскому языку. Как правило, у данной группы детей, на момент диагностического обследования выявлены: 1.Недостаточная сформированность компонентов фонематических дифференцировок и лексико-грамматических категорий. 2. Трудности в воспроизведении последовательности и упорядочения речевых единиц. 3. Дефицит зрительного и слухового внимания. 4. Нарушение или несформированность пространственно-временных ориентировок.
Цели и задачи в работе с данной группой обучающихся: Формирование базовых знаний для успешного овладения программным материалом по русскому языку. Развитие основных речевых компонентов. Обогащение словарного запаса, необходимого для применения в обучении. Развитие языкового чутья.
Работа по формированию представлений о родственных словах. Данный раздел делится на 2 уровня: Уровень понимания материала. Уровень применения полученных знаний. Рассмотрим уровень понимания материала (адаптирован для данной группы учащихся). Учитель знакомит обучающихся с понятием «корень слова», рассказывая о появлении «волшебного словесного деревца». Дети упражняются в проговаривании речевых рядов слов, при этом учитель уточняет, что слова каждого ряда созвучны и являются, как бы, «словесной семейкой». Корень «словесного деревца», как и корень слова – это главная часть и основа образования «словесной семейки». Об общем корне всей «семейки» мы слышим, произнося каждое слово. Для формирования понятия о родственные словах детям можно предлагать вот такие упражнения:
1. Упражнение: «О чём говорят слова?» Учитель «утрированно» произносит ряд родственных слов, пример: «Лесной, лесовичок, лесистый, лесополоса, лесничий, лесопарк». Дети, выслушав словесный ряд, делают вывод, что все слова «говорят» о ЛЕСЕ. И так далее: о воде, о море, о часе, о горе, о доме…….. Лексический материал доступен для учителя, при использовании пособия В.В. Коноваленко «Родственные слова» (см. приложение к презентации) 2. Упражнение: «Найди словесную семейку». У ребят на партах карточки-листы формата А-4, на которых изображены в рядах «словесные семейки». Учитель называет основу семейки- корень, дети должны найти ряд слов, прочитать и обвести корень в каждом слове. Карточка-лист А-4 в приложении. 3. Упражнение: « Вершки и корешки». Учитель дает разъяснение понятий « вершки и корешки» на примере растений, которые можно употреблять в пищу. Далее, детям предлагается набор «корешков» и рифмовка : « Кто узнает корешок, положи ко мне в мешок». «Мешком» может служить пакет из-под новогоднего подарка. И упражнение начинается. Учитель чётко проговаривает словесную семейку из 5-6 слов, а тот из детей, у кого есть «корешок» данной семейки, называя его, кладет в мешок. Это упражнение можно использовать, заменив «корешки» карточкой-листом формата А-4 в приложении к презентации.
Приложение №1
Упражнение №1. «Вершки и корешки». ЧАС ДАР БЕГ ЛИСТ МОРОЗ ЛЕС ГРИБ ГОД ХОД СВЕТ ЦВЕТ ТРАВ РЕЧ НОС РЫБ МЯС ДОМ ДВОР БЕРЁЗ СНЕГ ДЕРЕВ ЧИСТ ЗЕМЛ НОЖ ХЛЕБ ЛЁД ЖАР ГОР ЖИВ САД ЗВОН ДОЖД УМ ХОЛОД СТОЛ ДИВ ШИП
Упражнение № 2. Найди «словесную семейку ». СВЕТЛО СВЕТИЛЬНИК СВЕТ СВЕТЛЯЧОК ЗИМОВКА ЗИМА ЗИМОВАТЬ ЗИМУШКА ЗВОНКО ЗВОННИЦА ЗВОНИТ ЗВОН ЛЕСОК ЛЕС ЛЕСНИЧИЙ ЛЕСОВИЧОК ДОМОВОЙ ДОМИШКО ДОМИК ДОМ ГОРНЫЙ ГОРИСТЫЙ ГОРА ГОРОЧКА ВОДИЧКА ВОДА ВОДОСТОК ВОДОВОРОТ ТРАВНИК ТРАВА ТРАВИНКА ТРАВОЯДНЫЕ ЗЕМЕЛЬКА ЗЕМЛЯ ЗЕМЛЕКОП ЗЕМЛЕМЕРКА БЕГУНОК БЕГ БЕГУЩИЕ БЕГОТНЯ ВАРЕНИКИ ВАРКА ВАР ПОВАРЁНОК
Уровень применения знаний по изученному материалу. Упражнение: «Мяч по кругу». Учитель заранее готовит речевой материал в виде карточек со словами или картинок с изображением воды, дома, леса, земли, гриба, сада, травы и т.д. А так же мяч. Ученики (5-6 человек) встают в круг, объясняются правила игры. Мяч передается по кругу от одного ребенка к другому до тех пор, пока учитель проговаривает считалку: «Мяч по кругу передай и семейку называй». Тот, в чьих руках оказался мяч, выбирает картинку или карточку со словом-корнем и начинает словесную семейку с данным корнем, каждый ученик называет по одному слову, передавая мяч другому. Далее игра повторяется уже с другим корнем и т.д.
2. Упражнение : «Кто заметит чужака, покричит издалека». Перед данным упражнением, учитель рассказывает историю о «чужаке», которого не заметили в семейке «матушки Воды», когда она пригласила всех своих родных в гости. А к ней в гости пожаловали: водопад, водомерка, водяной, водитель, водоросли, водолаз. И только она своей чуткостью разгадала секрет «чужака» и выгнала его из семейки. Кто же он? Водитель. Дети сравнивают созвучность всех слов и делают вывод, вместе с учителем, что «слово-чужак » имеет тот же корень, что и слова из семейки, но корень этот не расскажет нам о воде, как другие. Далее дети упражняются в поиске «слов-чужаков». Например: МЕДВЕДЬ МЕДУНИЦА МЕДНЫЙ МЕДОК МЕДОВИК ДУБОК ДУБРАВА ДУБЛЬ ДУБОВЫЙ ДОРОГА ДОРОГОВИЗНА ДОРОЖНЫЙ ПОДОРОЖНИК ЛЕДОК ЛЕДОВИТЫЙ ЛЕДИ НАЛЕДЬ ЛЕДЯНКИ Лексический материал доступен для учителя, при использовании пособия В.В. Коноваленко «Родственные слова» (см . приложение в презентации).
3 . Упражнение : «Разноцветные семейки». Данное упражнение можно проводить как с небольшой группой детей, так и с целым классом. Учитель раздает ученикам карточки-листы А-4 и объясняет задание. На листе даны слова из разных «словесных семеек», которые между собой «перепутались». Необходимо «проводить» каждое слово в свою «семейку», обозначив его цветом. Так, каждая «семейка» собирается по цвету. Например: НОЖИЧЕК НОЖНИЦЫ НОЖЕНЬКИ НОЖЕТОЧКА ПОДНОЖКА НОЖИЩИ НОЖНОЙ НОЖЕВЫЕ НОСИК НОСИЛКИ НОСОВОЙ НОСИЩЕ ВЫНОСИТ НОСИТЕЛЬ КУРНОСИКИ ПЕРЕНОСКА
Приложение №2
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Упражнение № 2. Найди «словесную семейку».
СВЕТЛО СВЕТИЛЬНИК СВЕТ СВЕТЛЯЧОК
ЗИМОВКА ЗИМА ЗИМОВАТЬ ЗИМУШКА
ЗВОНКО ЗВОННИЦА ЗВОНИТ ЗВОН
ЛЕСОК ЛЕС ЛЕСНИЧИЙ ЛЕСОВИЧОК
ДОМОВОЙ ДОМИШКО ДОМИК ДОМ
ГОРНЫЙ ГОРИСТЫЙ ГОРА ГОРОЧКА
ВОДИЧКА ВОДА ВОДОСТОК ВОДОВОРОТ
ТРАВНИК ТРАВА ТРАВИНКА ТРАВОЯДНЫЕ
ЗЕМЕЛЬКА ЗЕМЛЯ ЗЕМЛЕКОП ЗЕМЛЕМЕРКА
БЕГУНОК БЕГ БЕГУЩИЕ БЕГОТНЯ
ВАРЕНИКИ ВАРКА ВАР ПОВАРЁНОК
ХОДИКИ ХОДУЛИ ХОД ПОХОДКА
ГРИБНИК ГРИБОЧЕК ГРИБНИЦА ГРИБ
РЕЧУШКА РЕКА РЕЧНОЙ РЕЧЕНЬКА
ЛИСТОЧКИ ЛИСТОПАД ЛИСТ ЛИСТВЕННИЦА
ХЛЕБНЫЙ ХЛЕБОРОБ ХЛЕБ ХЛЕБОПЁК
ЧАЕПИТИЕ ЧАЙ ЧАЕВЫЕ ЧАЁВНИЧАТЬ
Упражнение №1. «Вершки и корешки».
ЧАС ДАР БЕГ ЛИСТ МОРОЗ ЛЕС
ГРИБ ГОД ХОД СВЕТ ЦВЕТ ТРАВ
РЕЧ НОС РЫБ МЯС ДОМ ДВОР
БЕРЁЗ СНЕГ ДЕРЕВ ЧИСТ ЗЕМЛ НОЖ
ХЛЕБ ЛЁД ЖАР ГОР ЖИВ САД ЗВОН
ДОЖД УМ ХОЛОД СТОЛ ДИВ ШИП
Упражнение № 3. Кто заметит чужака….
МЕДВЕДЬ МЕДОВЫЙ МЕДУЗА МЕДУНИЦА
ДУБОК ДУБРАВА ДУБИНКА ДУБЛЬ
ЛЕДОК ЛЕДОВЫЙ НАЛЕДЬ ЛЕДИ ЛЕДЯНКИ
ДРУГ ДРУЖНЫЕ ВДРУГ ДРУЖИЩЕ ПОДРУЖКА
КУПАНИЕ ПОКУПКА КУПАЛЬНИК КУПЕЛЬ
НОСИЩЕ НОСОРОГ НОСИЛКИ НОСАТЫЙ
ДОРОГА ПОДОРОЖНИК ДОРОЖЕ ДОРОЖЕНЬКА
РЕЧКА РЕЧУШКА ПОРЕЧЬЕ РЕЧЕВОЙ РЕЧНИК
УШАНКА ПОДУШКА УШАСТИК УШИБ НАУШНИК
ЛОСЬ ЛОСЯТКИ ЛОСОСЬ ЛОСЯТИНА ЛОСЕФЕРМА
РУЧКА РУКАСТЫЙ РУЧЕНЬКИ РУЧНОЕ РУЧЕЙ
БРАТИК БРАТСТВО ПО- БРАТСКИ СОБРАТЬ
ДИВО ДИВИТЬСЯ ДИВАННЫЙ УДИВЛЕНИЕ
БЕЛЫЙ БЕЛОК БЕЛКА БЕЛИЛА БЕЛИЗНА
СОЛЬ СОЛЕНЬЯ СОЛИСТ ПОСОЛИЛИ
МАЛЮТКА МАЛЮСЕНЬКИЙ МАЛЕВАТЬ МАЛЫШКА
ЖУРАВЛЬ ЖУРАВУШКА ЖУРАВЛИНАЯ ЖУРНАЛ
ПЯТЫЙ ПЯТАЧОК ПЯТКА ПЯТЕРОЧКА ПЯТАК
Упражнение № 4. «Разноцветные семейки».
ШИПЕНИЕ ШИП ШИПУЧКА ШИПЯЩИЕ ШИПОВАННЫЙ ШИПОВНИК ШИПУЧИЙ
ВОДИЧКА ВОДОСТОК ВОДЯЩИЙ ВОДОПАД
ВОДИТЕЛЬ ВОДОМЕРКА ВОДЯНОЙ ПРИВОДИТЕ
НОЖИК НОЖЕТОЧКА НОЖКИ НОЖНОЙ НОЖНИЦЫ НОЖОВКА ПОДНОЖИЕ НОЖИЩИ
ЛИСИЦА ЛИСТИК ЛИСТВЕННИЦА ЛИСЯТКИ
ЛИСЬЯ ЛИСТОВЁРТКА ЛИСТОПАД ЛИСТОВОЙ
ПАР ПАРНИК ПОПАРНО ПАРОВОЙ
ПАРОЧКА ПАРОХОД ИСПАРЕНИЕ ПАРНЫЙ
ЛУЧИК ЛУЧИСТЫЙ ЛУКОВКА ЛУЧОК
ЛУКОВЫЙ ИЗЛУЧЕНИЕ ЛУЧИ ЛУЧИНА
ГОЛОВАСТИК
ПОДЗЕМЕЛЬЕ
ВОДОМЕРКА
БЕЛОРУЧКА
ДВОРЕЦКИЙ
ДОМОЧАДЦЫ
ГЛАЗНИЦА
ЗВОННИЦА
ЖАРОПРОЧНЫЙ
КОЛЬЦЕБРОС
РОЗЫГРЫШ
ЛЕСОПИТОМНИК
БУКВОЕД
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
ЛИСТОВЁРТКА
СТОЛЕШНИЦА
СОЛНЦЕПЁК
ТРАВНИК
КАМЕНКА
КАРТОТЕКА
КУРНИК
МАСЛЁНКА
НАРУКАВНИК
НАБОР ИГР ДЛЯ МАСТЕР-КЛАССА С УЧИТЕЛЯМИ
- МЯЧ ПО КРУГУ ( по 6 человек)
Учителя делятся на 3 команды. У первого мяч. Он выбирает слово-корень и каждый игрок, получая мяч, придумывает с корнем слово.
- СЛОВЕСНАЯ ГОЛОВОЛОМКА
Каждый учитель берёт карточку со словом из словесной семейки. Необходимо объяснить значение выбранного слова.
3. КТО ЗАМЕТИТ ЧУЖАКА ?
Задача играющих: быстро находить в словесной семейке слово- чужака.
- СЛОВЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ.
Учителя решают словесные словесные примеры, используя матаматические знаки ( плюс и минус).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)
Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить, различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...
Статья: «Игра, как метод работы учителя с детьми, испытывающими трудности в обучении».
Игра - это территория детства и основной вид деятельности ребёнка, который в школе зачастую вытесняется трудом и учением. Игру можно характеризовать как педагогический феномен, ведь оставаясь отдыхом ...
Система работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении.
Описание опыта «поддерживающей» работы, помогающей детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное сопровождение от учителя....
Эффективные игровые приёмы в работе с учениками 2-х классов, испытывающими трудности в усвоении темы:"Родственные слова".
Представлен методический и дидактический комплекс упражнений для понимания и применения материала в работе с родственными словами. Дидактческий материал пррименяется для расширения с...
С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1 класс.
С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1 класс....
Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программы
Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы...