Развитие речи через коммуникативные игры
проект по логопедии
Развитие речи через коммуникативные игры у детей с задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_cherez_kommunikativnye_igry.rar | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3 г. Волжского Волгоградской области»
(МОУ СШ № 3)
404106 г. Волжский, Волгоградской области, ул. Прибрежная,91; тел./факс: 27-15-02
Педагогический проект
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Выполнила:
учитель-логопед Белякова С.В.
2020
Содержание:
1.Пояснительная записка
1.1 Актуальность
1.2 Цель; задачи
1.3 Участники
1.4 Приёмы
1.5 Материал
1.6 Длительность, тип проекта
2.Основная часть
I этап –подготовительно-информационный
2.1 Календарно - тематический план на месяц
2.2 Модель взаимодействия с другими педагогами
2.3 Перечень методов и приемов на развитие коммуникации в начальной школе
II этап – практический-познавательный
2.4 Специфические особенности речевого развития детей с ЗПР
2.5 Перечень методик коммуникативного развития
- Картотека коммуникативных игр
- Групповое логопедическое занятие в образовательной организации
- Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР
2.9 Рекомендации для педагогов
2.10 Рекомендации для родителей
III этап- заключительный
3.1 Презентация по основным этапам проекта
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность.
Важным фактором психического развития школьника является его общение со сверстниками и взрослыми. Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности.
Известно, что коммуникация- процесс установления контактов между людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Это способность общаться, понимание и осознание себя.
Практика работы в условиях школьного логопункта показывает, что обучающиеся первых классов с ЗПР испытывают значительные трудности в овладении коммуникативными навыками. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Используя игровой ресурс, можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми. Коммуникативная игра- совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга. Через коммуникативные игры школьнику с ЗПР легче адаптироваться в школе, выполнять требования учителей.
1.2 Цель проекта:
- развитие речи обучающихся с ЗПР через коммуникативные игры
Задачи проекта:
- создание благоприятных условий для преодоления речевых нарушений у обучающихся с ЗПР;
- совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся с ЗПР;
- подбор и адаптация дидактического материала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с ЗПР;
- развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся с ЗПР.
1.3 Участники проекта: обучающиеся первого класса с ЗПР (вариант 7.2)
1.4 Приёмы:
- обсуждение, беседа;
- двигательные упражнения;
- игра (детям объясняется, что игра — это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);
- драматизация (разыгрывание различных ситуаций);
- работа в парах;
- работа в малых группах
1.5 Материал: картотека игр и упражнений, аудио и видео записи, презентации, памятки и буклеты, информационные стенды, компьютерные игры, специальные атрибуты для игр и драматизаций и т.д.
1.6 Длительность, тип проекта: краткосрочный,педагогический,коррекционно-развивающий.
2.Основная часть
I этап –подготовительно-информационный
2.1 Календарно - тематический план на месяц
Дата февраль | Тема | Содержание | Прогнозируемые результаты |
1 неделя | Владение речью — средство общения и культуры | Учить владеть речью, как средством общения и культуры | Научатся владеть речью |
2 неделя | Невербальные средства общения | Формировать у ребёнка невербальные средства общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра,смотреть в глаза партнёра при общении | Научатся использовать невербальные средства общения |
3 неделя | Рука как средство коммуникации | Формирование умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами | Научатся пользоваться рукой как средством коммуникации |
4 неделя | Побуждать детей к речевому высказыванию | Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий | Научатся высказываться по результатам действий |
2.2 Модель взаимодействия с другими педагогами
2.3 Перечень методов и приёмов на развитие коммуникации в начальной школе
Наглядные | Словесные | Практические |
Непосредственное наблюдение Экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание картин и предметов | Чтение и рассказывание художественных произведенийЗаучивание наизусть Пересказ Обобщающие беседы Рассказывание без опоры на наглядный материал | Дидактические игрыИгры-драматизацииИнсценировки |
II этап – практический-познавательный
2.4 Специфические особенности речевого развития детей с ЗПР.
Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития. К шестилетнему возрасту словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь шестилетнего ребёнка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения. В этом же возрасте дети уже подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (морфемы). В основе этого явления лежит ориентировка ребёнка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
•ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
•низкий уровень познавательной активности,
•недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
•более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с ЗПР преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР у детей отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.
Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.
У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки:твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.
Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. Изменение характера предъявления речевого материала (дополнительное предъявление, замедление темпа воспроизведения) не улучшает качества воспроизведения. Дети повторяют два слога вместо трех (да-та-да как да-та) или изменяют их последовательность.
Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов. Малодоступны такие задания, как определение количества и последовательности звуков в слове, установление позиционных соотношений звуков.
Словарный запас школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.
Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.
Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.
Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений речи у школьников с ЗПР должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные этим детям специфические особенности высших психических функций, индивидуальные возможности и потенциальные способности каждого ребенка, вовлеченного в коррекционную работу.
Особенности речевого развития детей с ЗПР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от учителей-логопедов специально организованной коррекционной работы.
2.5 Перечень методик коммуникативного развития
НАЗВАНИЕ | ЗАДАЧИ | РЕЗУЛЬТАТЫ | ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ |
Коммуникативные игры для логопедического самомассажа. | Нормализовать мышечный тонус. Подготовка к артикуляции. Развитие коммуникативных навыков. | Сокращение сроков коррекции звукопроизношения, формирования слоговой структуры, развитие речевого дыхания. Развитие коммуникативных навыков. | Регулярное применение самомассажа улучшает артикуляцию, соответственно облегчает понимание речи ребенка, повышает его самооценку. |
Коммуникационные игры и игровые упражнения для развитие интонационной выразительности. | Развитие эмоциональности и выразительности речи, мимики, движений. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Развитие коммуникативных навыков. | Ребенок владеет навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета. | Ребенок учится грамматически правильно строить предложения, легче идет на контакт с другими детьми и педагогами. |
Нетрадиционные методы и приемы. | Сокращение сроков коррекционной работы. Развитие ВПФ. Снятие напряжения. Развитие коммуникативных навыков. | Повышенный интерес к содержанию занятий. Сокращение сроков коррекционной работы. Стимуляция познавательной активности. | Применение нетрадиционных методов и приемов в логопедической работе позволяет более эффективно решать проблемы в общении. |
- Картотека коммуникативных игр (1дополнительный класс (вариант 7.2)
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Изобрази пословицу
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
Закорючка
Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.
Логопед предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.
Испорченный телефон
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.
Липучки
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Мой хороший попугай
Цель: развитие умения работать в группе.
Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова. Ведущий предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.
Моё начало – твой конец
Цель: учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, продолжать мысль собеседника. Оснащение: игрушки.
Педагог разделяет детей на две команды. Участникам одной команды нужно придумать начало истории про игрушку, игрокам другой команда – её конец. По окончании команды меняются местами.
Четвертый лишний
Цели: развитие навыков слуховой дифференциации длинных и коротких слов.
Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак - бак - так - банан
Сом - ком - индюк - дом
Лимон - вагон - кот - бутон
Мак - бак - веник - рак
Совок - гном - венок - каток
Пятка - ватка - лимон - кадка
Ветка - диван - клетка - сетка
А я сегодня такой!
Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.
Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося:«Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли ведущего.
Вопрос – ответ
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).
Робот
Цель: сплочение коллектива, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
Удержи предмет
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
Я хочу с тобой подружиться
Цель : сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.
Встаньте, все кто…
Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.
- 2.7 Групповое логопедическое занятие в образовательной организации
(1дополнительный класс (вариант 7.2)
Тема. Дата 28.02.20 Цели: Оборудование: 1. Орг.момент. 2.Сообщение темы и целей. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Дыхательная гимнастика. 5.Закрепление. 6. Итог занятия. Рефлексия. | Дифференциация звуков Ш-Ж. 1.Закрепить правильное произношение звуков ш-ж. 2.Упражнять учащихся в различении звуков ш-ж в слогах, словах и предложениях и обозначении их соответствующими буквами. 3.Вырабатывать диафрагмальное дыхание и развивать силу голоса. 4. Развивать фонематический слух, пространственную ориентацию. 5.Развивать навык слогового анализа и синтеза. 6. Упражнять учащихся в согласовании имени существительного с именем прилагательным в роде и числе. 7.Закрепить навык правописания сочетаний ши-жи. 8. Воспитывать уважение друг к другу. зеркала, буквы ш-ж, индивидуальные буквы, фишки, схема для характеристики звуков, полоски с буквами, игра «Покупки», картинки, мяч, индивидуальные карточки на согласование им. сущ. с им. прил.. Ход занятия. Мотивация ( отметка на шкале). Выполнение артикуляционных упражнений : для губ- «Улыбка»,«Трубочка», «Заборчик»; для языка – «Оладушки», «Лопаточка»,«Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка». Выполнение дыхательных упражнений: нос-нос, нос-рот, нос-рот(выдох на звук о длительно и прерывисто); (контроль за диафрагмальным дыханием с помощью руки ребёнка и визуально логопедом). Работа над силой голоса. Характеристика звуков ж-ш, обозначение буквами. Жук летит далеко- близко(тихо-громче- громко). Характеристика звука ж( по схеме), обозначение буквой; зачеркнуть неправильно расположенные в пространстве буквы (по полоске букв),(взаимопроверка в парах). Проколотая шина у грузовика и у велосипеда( громко-тихо). Характеристика звука ш( по схеме), обозначение буквой; зачеркнуть неправильно расположенные в пространстве буквы (по полоске букв), (взаимопроверка в парах). Слоговые ряды (уч-ся повторяют слоговые ряды, выкладывают буквы и фишки): шо-шо-жо жи-ши-ши жу-шу-шу ша-жа-ша (контроль логопеда, подведение итога выполнения задания) Игра «Покупки»(картинки: машина, шар, лыжи, ножницы, пирожное, журнал, мишка, флажок, карандаши). Беседа о работе продавца. Задание: выложить картинки на полки :слева- картинки, в названии которых есть звук ж, справа- картинки, в названии которых есть звук ш.(проверка: стучалочка) Составление слов из слогов(закрепление написания сочетаний жи-ши) . Слоги написаны на доске, уч-ся составляют слова и выделяют орфограмму жи-ши (работа в тетрадях): раф жи ши гру жи га ра жи ё ки на ма ши лан ши ды Физминутка. Игра с мячом «Доскажи словечко». Задание : добавить слоги жок-шок, назвать слово полностью, объяснить значение слова: ме… сне… пиро… кру… пу… утю…. пры… пету… Пальчиковая гимнастика «Семья»(сила голоса: громче- тише-шёпотом): Этот пальчик- дедушка. Этот пальчик- бабушка. Этот пальчик- папочка. Этот пальчик- мамочка. Этот пальчик – это я. Вот и вся моя семья. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде и числе. Работа по индивидуальным карточкам. Задание: вставить буквы ш-ж, соединить подходящие по смыслу слова стрелками: кни…ный уро…ай …идкая ка…а хоро…ий ре…ение по…арная …каф ва…ное ма…ина …ивой мы…онок Составить предложение с любой парой слов. |
Выводы: использование разнообразных методов и приёмов на занятии обеспечило мотивацию деятельности детей, достижение поставленных коррекционно-развивающих задач.
2.8 Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка с ЗПР
Цель: Коррекция речевых нарушений с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка
Задача: Овладение ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Нарушены несколько групп звуков Наблюдаются значительные нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры). Артикуляционная и мелкая моторика недостаточно сформирована. | Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Постановка и автоматизация нарушенных звуков. Работа над слоговой структурой слова. Развитие мелкой моторики. |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Фонематический слух недостаточно сформирован: не выделяет звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Не дифференцирует звуки. Не владеет навыком звукового анализа и синтеза. | Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Активный словарь недостаточно сформирован: трудности в подборе обобщающих понятий, слов-антонимов. Использование глаголов и прилагательных ограничено бытовым уровнем. | Вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам.Расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. |
4 | Грамматический строй речи | Не владеет навыком образования слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения несформированы Опускает в речи все предлоги(или использует 1-2 неадекватно). Не согласовывает части речи. | Образование слов уменьшительно-ласкательного значения. Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи .в роде, числе |
5 | Связная речь | Недостаточно сформирована: трудности составления предложений. Не владеет навыком составления рассказа по картине Не составляет рассказ по серии картин, рассказ-описание. Пересказать текст не может Коммуникативная функция речи неразвита (с трудом вступает в диалог, элементы речевого негативизма и т.п.) | Составление предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам) Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание Развитие коммуникативной функции речи, формирование положительного отношения к занятиям , желание речевого общения и т.д. |
2.9 Рекомендации для педагогов.
1.Научите ребенка высказывать свои мысли.
2.Не бойтесь «нетрадиционных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
3.Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
4.Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий, беседы. Приучите ребенка самого задавать вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
5.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
2.10 Рекомендации для родителей.
1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".
3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
4. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.
5. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
6. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.
7. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.
8. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
9. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".
10. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми.
11. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а):", "Сколько раз я тебе говорила».
12.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей.
III этап- заключительный
3.1 Презентация по основным этапам проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Актуальность темы проекта определена необходимостью личностного развития младшего школьника через развитие речи в процессе использования коммуникативных игр. Используя игровой ресурс можно ...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Напрвление проекта- развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, овладения навыками практического общения в результате жизненных ситуаций....
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Презентация....
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования общества.Речь является орудием для выражения наших представлений мыслей, познаний и средства к их обогащению ...
Презентация "Развитие речи через коммуникативные игры"
Развитие речи через коммуникативные игры....
ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры».
В последнее время всё реже можно услышать правильную, грамотную речь. Ребёнку сложно донести своё понимание, умение, не умея владеть речью. Поэтому чтобы ребёнок научился ясно выражать свои мысли, нуж...
Развитие речи через коммуникативные игры
Презентация на тему "Развитие речи через коммуникативные игры"...