Значение игры в речевом развитии ребёнка
статья по логопедии
В публикации говорится о значении игры в речевом развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruzdeva_yu.v._znachenie_igry_v_rechevom_razvitii_rebenka.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игры в речевом развитии ребенка
Груздева Юлия Вячеславовна учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга
Поговорим о значении игры в речевом развитии ребенка. Что такое игра?
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те высшие психические функции, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять образовательных областей.
В совместной деятельности и на занятиях с дошкольниками широко используют дидактические игры и упражнения, которые строятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементы занимательности, включают физкультминутки.
В работе по всем образовательным областям педагоги используют ИКТ. У большинства детей информационные и коммуникационные технологии всегда вызывают повышенный интерес, поэтому применение интерактивных мультимедиа-технологий в обучении стало мировой тенденцией. Но в разных странах масштаб и темпы их внедрения в образовательный процесс различны.
Технология мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления. Это позволяет задействовать все органы чувств ребенка для постижения нового, формировать красочный, объемный образ изучаемого объекта, создавать ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала, активизировать полученные ранее знания, развивать логическое мышление, усилить творческую составляющую процесса обучения.
Информационные технологии, являясь эффективными средствами обучения, все чаще применяются в специальной педагогике. Для детей с ОВЗ компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Целевыми ориентирами в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы. Необходимо развивать речевую активность детей, использовать речевые и неречевые средства общения (мимика, жесты), учить детей задавать вопросы, расширять словарный запас, развивать способности к словообразованию и словоизменению, формировать мотивацию к школьному обучению.
Целевыми ориентирами в рамках образовательной области «Познавательное развитие» является развитие представлений о форме, величине, пространственных отношений элементов, умения сравнивать элементы между собой.
Основы математических понятий закладываются у детей уже в дошкольном возрасте в процессе предметно-практической, игровой деятельности.
Элементарные математические представления играют важную роль в познавательном развитии детей с нарушениями речи. На занятиях дети обучаются планированию математической деятельности, её контролю с участием речи.
Игры с правилами (дидактические и подвижные) позволяют на наглядно-практическом уровне расширить представления детей об окружающем мире, используют экспериментальные действия, познакомить их с качествами предметов и обогатить их сенсорно-перцептивный опыт.
В ходе игр с природными материалами у детей в естественной ситуации закрепляются образцы правильных словообразовательных моделей и словоформ, их словарный запас пополняется за счет использования существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов. (Прутик из дерева – деревянный прутик. Д/и «поплывет или утонет».)
Целевыми ориентирами в рамках образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Игры с дидактическими игрушками и настольно-печатные игры имеют большое значение в развитии коммуникативных навыков детей и направлены на решение общеразвивающих и специфических логопедических задач их обучения.
Предметные игры подготавливают детей к освоению сюжетно-ролевой игры.
Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра детьми театрализованных представлений с использованием театральной ширмы, фланелеграфа, ковролинографа, настольного театра, театра кукол бибабо, режиссерские игры. Театрализованные игры стимулируют речевую активность каждого ребенка в виде дополнений отдельных фраз в диалогах героев, придумывания зачина и концовки сказки.
Особое значение имеет общение ребенка со сверстниками, где наиболее полно раскрываются его потенциальные возможности.
Целевыми ориентирами в рамках образовательной области «Художествено-эстетическое развитие » является развитие интереса к изобразительной деятельности и ее результату, умения описывать замысел изображения и объяснять содержание получившегося продукта деятельности. различать виды живописи, виды росписи народно-прикладного искусства.
Одним из главных целевых ориентиров в рамках образовательной области «Физическое развитие» является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, предлагать свои игры, варианты игр, комбинации движений (в хороводной игре «У дядюшки у Трифона»), уточнять и закреплять значение слов, отражающих пространственные отношения «Каравай», обозначающих названия движений, спортивного инвентаря. Д/и по ЗОЖ.
Таким образом, работа по всем образовательным областям направлена на разностороннее развитие детей с нарушениями речи, развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности.
Литература
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. – СПб,2014.
- Груздева Ю.В. Применение ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2018/12/28/primenenie-ikt-v-prakticheskoy-deyatelnosti-uchitelya
- Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк; авторизованный пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2007.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия успешного речевого развития ребёнка
Проблема paзвития речи остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в социализаци...
"Значение игры в умственном развитии младших школьников."
В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....
Значение игры для психического развития ребенка.
Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали значение игры для психического развития ребенка. ...
Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе.
Уровень речевого развития ребёнка....
Консультация для родителей Речевое развитие ребёнка.
Этапы речевого развития ребёнка дошкольника....
Консультация для родителей Значение пальчиковых игр для развития ребёнка
Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила…», - говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке. ...
Игра, как средство развития ребёнка. Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе.
Презентация "Игра, как средство развития ребёнка.Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе"....