Дифференциация гласных и согласных звуков . Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий.
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Конспект группового занятия с детьми 1-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1tema_differentsiatsiya_glasnyh_i_soglasnyh_zvukov.doc | 41.5 КБ |
differentsiyaatsiya_zvukov_1.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия с детьми 1-го класса
Учитель – логопед ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная»
Лямкина Н.С
Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков . Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий.»
Учитель – логопед ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная»
Задачи :
Коррекционные :
- развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха.
- Развитие речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики, интонационной выразительности, речевого дыхания, восприятия и воображения. .
3)Учить детей внимательно слушать и различать звуки, выделять из них речевые и дифференцировать: гласные - согласные; тихие громкие.
Обучающие :
1) Закреплять умение выделять первый звук в слове, определять количество звуков и слов в слове.
2. Познакомить детей с символами слов-предметов, слов-действий и определений.
3). Работа над общими речевыми навыками.
Воспитательные :
1) Воспитание инициативности, активности, самостоятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное сопровождение, схема : нос, глаза, уши; отдельно рот ,домики-звуки, обозначающие гласные и согласные ,набор картинок, интерактивная доска, карточки-схемы для индивидуальной работы «Сколько звуков в слове?
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент.
Л: Ребята, давайте немного помолчим и послушаем.(запись звуков )
Что вы услышали?
Л: Как одним словом назвать то, что вы слышали? (звуки). Вы знаете, какие бывают звуки? (неречевые и речевые) То есть, те, что создаются разными предметами и деятельностью человека, а так же речью человека.)
Л: Можно ли звуки понюхать? (потрогать, увидеть). А что с ними можно сделать? Только услышать и произнести.
Вывод: Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать и произнести.
Л: На какие две большие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные) А кто знает как отличить буквы от звуков?
II. Основная часть .
1.«Узнай и назови звук по символу».
Л: Мы с вами выяснили, что звуки нельзя увидеть.
назвать звуки, обозначенные символами: [А][У][О][И][Ы][Э])
Л: Как называются все эти звуки? (гласные). Почему? (их можно протянуть и пропеть, а во рту для воздуха нет преграды)
2. «Поймай звуки – сложи слоги».
Логопед предлагает соединить звуки, которые он будет произносить, в слоги.
А… У – АУ, Н… У- НУ, И. М – ИМ И Т. Д.
Л: Ребята, все ли звуки в названных слогах были гласными? Какие еще произносились звуки? (согласные Н, М) Почему они так называются? (потому, что сами согласные не могут петь и тянуться, они согласились это делать с гласными звуками) .
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
В. Берестов.
3. Игра «сундучок»
Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, радуга,
- Ребята, назовите картинку ,которую вы увидите , определите первый звук в слове.
Ребенок видит картинку, называет ее и определяет первый звук в ее названии: мак – звук М; кукла – звук К. Параллельно дети определяют мягкость-твердость звука в слове.
4. Игра «Сколько звуков в слове? » индивидуальное
У каждого ребенка карточка. На ней изображен предмет и схемы с разными количествами кружков. Количество кружков – количество звуков в слове. Нужно соединить слова с картинками при помощи линий.
5. «Выложи слово из символов».
Дети выкладывают слова: КОТ, КОШКА, КОТЕНОК с помощью символов, определяют, в каком слове есть мягкий согласный, какое слово из них длиннее – короче (указывают количество слогов). Логопед предлагает назвать количество гласных в каждом из слов и сравнить с количеством слогов. Дети делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.
6. Физминутка
. Я на мостике стою (Ноги расставляют широко,руки на поясе)
И бинокль в руках держу. ( С помощью пальцев изображаем бинокль)
Волны плещутся слегка (Руками изображаем мелкую волну)
Качка тихая пока (Покачиваемся из стороны в сторону)
Волны сильными вдруг стали (Изображаем руками более сильную волну)
И от качки все упали (приседаем)
За канат держусь я крепко. (Изображают перебирание каната обеими руками)
Вдруг сорвало ветром кепку (Руки подносят к голове, резко отводят в сторону)
Я ловить рукою стал ( «Ловят сначала одной ,потом другой рукой)
Чуть с мосточка не упал. ( Балансируют руками)
7.Упражнение «Слова-предметы».
Логопед обращает внимание детей на то, что они из звуков составляли слоги и слова.
Л: Вокруг нас великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря слово, кладите фишку в коробку.
Стол ,стул, рука ,шкаф..
Л: Слова, как и звуки, можно обозначить символами. Мы называли с вами слова-предметы. И будем их обозначать вот такой карточкой (логопед показывает карточку обозначение предмета - чистый прямоугольник) .
8.Игра «Узнай слово».
Л: Мы называли с вами слова-предметы, а есть еще красивые слова, которые рассказывают о том, какие бывают предметы.
-Поиграем в игру. Я буду называть красивые слова о каком либо предмете, а вы догадываться, о чем я говорю.
Круглый, большой, резиновый, легкий (мяч) .
Темная, дождевая, низкая, большая (туча) .
Голубое ,большое ,красивое ,глубокое .(море)
Яркое ,жаркое , летнее (солнце)
Вкусное ,полезное ,белое (молоко)
Кислый ,желтый, круглый (лимон)
Теперь попробуем наоборот, я покажу половине из вас картинку, и они будут подбирать красивые слова, другая половина – отгадывать предмет.
Мама … добрая, хорошая, родная, ласкова.
Яблоко… сладкое, твердое, круглое, зеленое.
Л: Для красивых слов тоже есть свой символ (прямоугольник с красной волнистой линией внизу) .
9.Упражнение «Слова-действия».
Л: Предметы могут действовать, т. е. что-то делать. Например: мяч – прыгать, катиться лететь…
-Сейчас я попрошу вас назвать слова-действия.
Мальчик что делает ?
Девочка что делает?
Лошадь что делает?
Учитель что делает?
Дети, что делают?
Логопед знакомит детей со схемой слов-действий – в прямоугольнике бегущий человечек.
10.Составление схем предложений.
Л: - Ребята, что мы составляли с вами из звуков? (слоги, слова) Как, по-вашему, что мы можем составить из слов? (предложения)
Л: - Идет дождь. Это предложение или нет? (да) О чем в нем говориться? О дожде. Какую карточку-символ можно положить? (прямоугольник). А что говориться о дожде? (он идет). Это красивое слово или слово действие? Подберите нужную картинку-схему (бегущий человечек в прямоугольнике). В каком порядке стоят слова? (сначала слово-действие – идет, затем слово-предмет - дождь). Сколько слов в нашем предложении? (2) Как еще можно записать предложение? (полосками)
А если мы скажем с вами, какой был дождь: сильный, холодный, весенний. Какую карточку мы должны добавить в наше предложение? Каким по порядку стоит красивое слово в предложении? (вторым) Значит, и карточку положим на второе место. Прочтите по карточкам наше предложение. (Идет сильный дождь.)
III. Итог.
Л: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали?
Спасибо за занятие. Мне было очень приятно с вами играть. Вы со всем справились замечательно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как же отличить буквы от звуков ?
Узнай и назови звук по символу: [А] [У] [О] [И] [Ы] [Э]
А согласные… согласны Шелестеть, шептать скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. В. Берестов.
Определите первый звук :
Физминутка ! Я на мостике стою И бинокль в руках держу. Волны плещутся слегка, Качка тихая пока, Волны сильными вдруг стали И от качки все упали, За канат держусь я крепко. Вдруг сорвало ветром кепку Я ловить рукою стал Чуть с мосточка не упал.
О чем я говорю ? Круглый , большой, резиновый, легкий … Темная, дождевая, низкая, большая.. . Голубое ,большое ,красивое ,глубокое … Яркое ,жаркое , летнее …. Вкусное ,полезное ,белое… Кислый ,желтый, круглый…
Что делает ? Слова –действия . Мальчик что делает ? Девочка что делает ?
Лошадь что делает ? Учитель что делает ?
Дети что делают?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а первоклассникам оценить уровень знаний по теме....
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв
Тема: Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Грамматическая тема – Образование притяжательных прилагательных. Лексическая тема – Лес. Задачи Оборудование Структура занятия ...
Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс
Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...
Урок "Предложение.Практическое знакомство с построением простого предложения"
Цель урока: Знакомство с построением простого предложения. Закрепление написания предложений, составление предложений по схеме....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных и согласных звуков"
Учит детей различать гласные и согласные звуки и буквы....
СДО тест по русскому языку, тема "Слово. Предложение. Текст. Гласные и согласные звуки и буквы". 3 класс
СДО тест по русскому языку, тема "Слово. Предложение. Текст. Гласные и согласные звуки и буквы". 3 класс...
Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков с применением акватерапии»
Акватерапия, как развивающая методика для ознакомления, повторения и закрепления материала....