Выступление на заседании методического объединения.
учебно-методический материал по логопедии
Выступление на заседании методического объединения: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в рамках ФГОС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_zasedanii_mo_2.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казённое образовательное учреждение
«Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в рамках ФГОС».
Подготовила:
учитель-логопед
Копылова Н.П.
2018-2019 учебный год
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в рамках ФГОС .
Развитие и перспективы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам школьных логопунктов важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:
∙ придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
∙ более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
∙ существенное повышение мотивации и интереса к учению;
∙ обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
В концепции фундаментального ядра общего образования определены следующие основные виды универсальных учебных действий (далее – УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) смыслообразования;
2) нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности и включают:
– целеполагание;
– планирование;
– прогнозирование;
– контроль в форме сличения способа действия и его результата;
– коррекция;
– оценка, элементы волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного учителя-логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.
Компонентами логопедического сопровождения являются: профилактика речевых нарушений; логопедическая диагностика; коррекция речевых дефектов; формирование всех сторон (компонентов) речи; развитие невербальных психических функций; развитие эмоционально – волевой сферы; формирование нравственных установок ребёнка.
Определим цель, задачи, направления деятельности учителя – логопеда по организации сопровождения детей с ОВЗ в рамках требований и показателей новых стандартов. Целью логопедического сопровождения является коррекция и развитие устной и письменной речи. В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка с ОВЗ специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач:
1. Провести логопедическую диагностику:
2. Корректировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:
3. Сформировать лексический компонент речи:
4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:
5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
6. Выявить и корректировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.
7. Коррекция проявления заикания, развить просодический компонент речи.
8. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:
9. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:
10. Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.
11. Устранять эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности.
12. Формирование коммуникативных умений и навыков.
13. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.
Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:
1. Диагностическое.
К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности школьных учителей-логопедов:
- обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.
В первых классах проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
2. Коррекционно - развивающее.
К коррекционно-развивающему направлению относятся:
- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
- работа в составе школьного психолого- педагогического консилиума;
- проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающихся, обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии, подготовка пакета документов на психолого-медико-педагогическую комиссию совместно с психологом, социальным педагогом, учителем.
3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности.
К данному направлению логопедического сопровождения относятся:
- консультирование педагогических работников;
- консультирование родителей;
- выступления на школьных методических объединениях учителей начальных классов, районных методических объединениях учителей – логопедов; школьных методических объединениях.
- проведение открытых логопедических занятий;
- выступления на родительских собраниях;
- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;
- работа по теме самообразования;
- совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно-развивающей программы, при необходимости внесение корректив в программу, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ);
- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
Литература:
1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17.
2. Битов, А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000.
3.Ишимова, О.А. Бондарчук, О.А Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. -http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=136
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....