Пальчиковые игры
методическая разработка по логопедии
Пальчиковые игры - это веселые стихотворные упражнения, которые являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Способтвуют развитию речи, восприятия, памяти, эмоциональности, творческой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 50.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ
Методическая разработка по ритмике к разделу
«Логопедическая ритмика»
«Пальчиковые игры»
Учитель ритмики
Алексеева Светлана Васильевна
Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг».
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок. прибауток при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и развивает способности ребенка к рисованию, письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
- «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! - (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю - (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)
Всех я вас приветствую!
- «Варим суп»
Эй, ребята! Эге-гей! - (дети хлопают в ладоши)
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту - (поднимают и опускают ладони «рубят»)
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку, - (поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони)
Чистим очень ловко,
Мы натрем морковку, - (имитируют терение морковки)
Красную головку.
А потом, а потом -(стучат по левой ладони ребром правой)
Мы покрошим помидор,
И головку лучка,
И зубок чеснока.
Мы посолим супчик. - (мелко перебирают пальцами, собранными в щепоть)
Попробуй, голубчик! - (протягивают обе ладони вперед)
- «Дом»
На горе мы видим дом, -(дети руками изображают гору и дом)
Много зелени кругом, -(рисуют руками круг)
Вот деревья, вот кусты, -(рисуют в воздухе деревья и кусты)
Вот душистые цветы. - (двумя руками изображают цветы)
Окружает всё забор, -(рисуют круг и показывают «решётку» из пальцев)
За забором чистый двор, -(делают вытирающие движения рукой по ладошке)
Мы ворота открываем, - (из ладошек делают закрытые ворота, затем их открывают)
К дому быстро подбегаем. - («пробегают» пальцами по бёдрам)
В дверь стучимся: Тук-тук-тук, -(стучат кулачком одной руки по ладошке другой)
Кто-то к нам идёт на звук. - (прикладывают руку к уху)
В гости к другу мы пришли - (протягивают раскрытые ладони, как будто что-то несут в них)
И гостинцы принесли.
- «Строим дом»
Тук-ток, тук-ток! - (дети ударяют кулачками друг о друга)
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом, -(поднимают руки)
С окнами большими, - (сгибают руки в локтях и кладут одну ладонь на другую)
Со ставнями резными. - (разводят руки в стороны, «раскрывают ставни»)
Тук-ток, тук-ток! - (дети ударяют кулачками друг о друга)
Замолчал молоток. - (опускают руки)
Вот готов новый дом. - (соединяют руки над головой, «крыша»)
Будем жить мы в нем. - (прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед)
- «Осень»
Ветер по лесу летал, -(дети делают кистями плавные движения вперед - к груди)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, -(поочередно загибают пальцы на руке)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. - (встряхивают кистями рук)
- «Мастера»
Все, что только захотим, - (дети лепят «снежки», сверху то одна рука, то другая)
Мы из снега смастерим.
Лепит Саша колобок, -(соединяют пальцы рук и округляют их, «колобок»)
А Наташа - теремок, - (соединяют под прямым углом ладони над головой)
Лева лепит разных рыб, -(прижимают ладони друг к другу и покачивают ими)
А Иринка - белый гриб. - (ладонь левой руки прикрывает кулачок правой)
- «Снеговик»
Давай, дружок, смелей дружок, - (дети показывают, как лепят снежки)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком, -(разводят руки в стороны, показывая большой ком)
И станет ком снеговиком. - (ставят руки на пояс)
Его улыбка так светла! - (показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, -(показывают руками глаза)
Шляпа, -(кладут одну ладонь на голову)
Нос, - (приставляют ладошки с растопыренными пальцами к носу, как у Петрушки)
Метла, -(поднимают одну руку вверх и широко раздвигают пальцы)
Но солнце припечет слегка -(поднимают вверх скрещенные руки с раздвинутыми пальцами)
Увы! - и нет снеговика. - (пожимают плечами и разводят руки в стороны)
- «Умываемся»
Ай, лады, лады, лады, -(хлопают)
Не боимся мы воды, -(отрицательно мотают головой)
Чисто умываемся, -(имитация умывания)
И маме улыбаемся. - (улыбаются)
- «Украшаем ёлочку»
Елочку пушистую - (дети в воздухе рисуют елочку, перебирая пальцами)
Дети наряжали,
Разными игрушками
Елку украшали.
Шарики повесили, - (соединяют все пальцы правой руки с левыми, «шар»)
Звонкие хлопушки, - («скользяще» хлопают ладонями друг о друга)
Яркие фонарики, -(вращают кистями рук, «фонарики»)
Клоуна Петрушку, - (показывают руками длинный нос)
Льдинки серебристые, - (поднимают вверх указательные пальцы)
Сосульки ледяные, -(опускают указательные пальцы вниз, «сосульки»)
Мишуру пушистую, - (поднимают и плавно опускают руки, перебирая пальцами)
Звезды золотые. - (поднимают руки, широко раздвинув пальцы)
Елочка нарядная, -(вытягивают правую руку)
Все встанем в хоровод, -(вытягивают левую руку)
Песнями и плясками - (берутся за руки и встают в хоровод)
Встретим Новый год!
- «Гуси»
Гуси песню распевали: «Га-га-га». - (смыкают большой палец с остальными пальцами на руке)
Посидели, -(кулачки сжимают и ложат на коленки)
Поклевали, -(пальцы щепоткой и стучат ими по коленкам)
Маму с Борей пощипали: - (щипают ножки)
Но от них мы убежали. – (пальчики бегут по ножкам).
- «Две мартышки»
Две мартышки слов не тратя, -(дети, раздвинув пальцы, показывают «мартышкины» уши)
Раз подрались на кровати. - (боксируют кулаками)
Друг из друга в этой схватке - (стучат кулаками друг о друга)
Вышибли ума остатки. - (легонько стучат кулаком по лбу)
Врач пришел, -(складывают руки на груди)
Уселся в кресле
И сказал мартышкам: «Если - (грозят пальцем)
Драться будете, мартышки -(боксируют)
Выгоню из этой книжки!» - (показывают на дверь)
- «Гусеница»
Этот странный дом без окон - (дети складывают руки домиком над головой)
У людей зовется «кокон». - (обхватывают ладонями локти)
Свив на ветке этот дом, -(делают вращательные движения указательным пальцем)
Дремлет гусеница в нём. - (соединяют большой и указательный пальцы)
Спит без просыпа всю зиму. - (кладут сложенные ладони под щеку)
Но зима промчалась мимо -(сгибают руки в локтях, поднимают ладони вверх-вниз)
Март, апрель, капель, весна… - (поочерёдно сгибают пальцы, начиная с большого)
Просыпайся, соня-сонюшка! - (поднимают руки и потягиваются)
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна -(через стороны опускают руки вниз)
Стала бабочкой она! - (делают маховые движения руками)
- «Маляр»
Размешаю краску я, -(дети водят указательным пальцем по ладони)
Ярко-ярко красную. - (прижимают ладони друг к другу)
Кисти в краску я макну,
Капли лишние стряхну. - (встряхивают кистями рук)
Что за серая стена? - (пожимают плечами)
Станет яркою она. - (поочерёдно поднимают и опускают руки, «красят»)
Потихоньку, осторожно - (рисуют в воздухе два квадрата)
Обведу я два окна.
До чего ж красивый дом! - (соединяют прямые руки над головой, «крыша»)
Вместе жить мы будем в нём. - (скрещивают руки на груди)
- «Гном»
Кто живёт под потолком? - Гном! - (кончики пальцев соединяют над головой, делая крышу)
У него есть борода? - Да! - (ладони прижимают к щекам и подбородку)
А манишка и жилет? - Нет! - (разводят руки в стороны)
Как встаёт он по утрам? - Сам! - (ставят руки в боки)
Кто с ним утром кофе пьёт? - Кот! - (указательными пальцами рисуют на лице усы)
И давно он так живёт? - Год! - (указательным пальцем показывают «единичку»)
Кто с ним бегает по крыше? - Мыши! - («пробегают» пальчиками по бёдрам)
Он капризничает, да? - Ни-ког-да! - (качают головой из стороны в сторону)
Ну, и как его зовут? - Скрут! - (пальцы скручивают в «замок» и поднимают их над головой)
- «Наши пальцы»
Дружно пальцы встали в ряд -(дети показывают ладони)
Десять крепеньких ребят. - (сжимают пальцы в кулак)
Эти два - всему указка, -(показывают указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы - два середнячка, -(показывают средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны, - (показывают безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки - (вытягивают мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них -(показывают большие пальцы)
Два больших и удалых.
- «Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят -(сжимают и разжимают кулачки)
Космонавт летит в ракете. - (потирают ладонь о ладонь)
День летит и ночь летит -(сжимают и разжимают кулачки)
И на землю вниз глядит. - (имитируют бинокль)
Видит сверху он поля, -(разводят руки в стороны ладонями вниз)
Горы, - (руки поднимают вверх, показывая высоту гор)
Реки - (ладони соединяют и выполняют волнообразные движения, имитируя реку)
И моря. - (разводят руки в стороны ладонями вверх)
Видит он весь шар земной, - (соединяют руки над головой)
Шар земной - наш дом родной. – (попеременно пожимают руки)
- «Пальчики уснули»
Пальчики уснули, -(сжимают пальцы обеих рук в кулачки)
В кулачки свернулись.
Один, два, три, четыре, пять - (разгибают поочерёдно пальцы правой руки)
Захотели поиграть. - (шевелят пальцами)
Разбудили дом соседей, -(стучат одним кулачком о другой)
Там проснулись шесть и семь. - (разгибают поочередно пальцы левой руки)
Но пора обратно всем: - (шевелят пальцами обеих рук)
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся, - (сгибают поочерёдно пальцы сначала на правой, затем на левой руке)
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один -
Снова мы в кроватках спим.
- «Гроза»
Закапали капли, -(стучат двумя пальцами каждой руки по коленкам)
Идёт дождь. - (стучат четырьмя пальцами)
Он льёт как из ведра! - (стучат сильнее всеми пальцами)
Пошёл град, -(стучат друг о друга косточками пальцев)
Сверкает молния, -(рисуют молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! - (барабанят кулаками или хлопают в ладоши)
Все быстро убегают домой. - (прячут руки за спиной)
А утром снова ярко светит солнце! - (описывают руками большой круг)
- «Тук-тук»
- Тук-тук-тук. - (три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да. - (три хлопка в ладоши)
- Можно к вам? - (три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда! - (три хлопка в ладоши)
- «Домик»
Стенка, стенка, -(показывают щёчки)
Две ступеньки, - (показывают губки)
Потолок, - (показывают лоб)
Два окошка, -(показывают глазки)
Дзы-ы-ынь звонок! - (нажимают на носик)
- «Скворечник»
Мы построили скворечню
Для весёлого скворца. - (попеременно постукивают кулачками друг о друга)
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца. - (сводят руки над головой)
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том: -(попеременно постукивают кулак о кулак, и ладонь о ладонь)
Мать, отец и скворушки -
Чёрненькие пёрышки. - (соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно
- «Идём в гости»
К Жене гости прибежали - (пальчиками пробегаются по коленкам)
Все друг другу руки жали. - (делают несколько дружеских рукопожатий)
Здравствуй, Жора! - (большие и указательные пальцы соединяют, образуя колечки)
Здравствуй, Жанна! - (соединяют подушечки больших и средних пальцев)
Рад, Серёжа! - (соединяют большие и безымянные пальцы)
Рада, Снежанна! - (соединяют большие пальцы и мизинцы)
Не хотите ль пирожок? - (ладошки соединяют в виде пирожка)
Может, коржик? - (показывают раскрытые ладони)
Иль рожок? - (сжимают кулачки на обеих руках)
Вот драже вам на дорожку -(раскрывают ладошку и стучат по ней пальчиками)
Все берите понемножку -(щиплют свою ладошку, как бы собирая драже)
С ручек все стряхнули крошки - (энергично встряхивают кистями рук)
И захлопали в ладошки! - (хлопают в ладоши)
- «Правая и левая»
Смотрите-ка, вот две руки: -(вытягивают обе руки вперёд, показывая)
Правая и левая!
Они в ладоши могут бить -(хлопают в ладоши)
И правая, и левая!
Они мне могут нос зажать -(по очереди зажимают нос правой и левой рукой)
И правая, и левая!
Ладошкой могут рот прикрыть -(прикрывают рот той и другой рукой)
И правая, и левая!
Дорогу могут показать -(показывают направление то правой рукой, то левой)
И правая, и левая!
В носу умеют ковырять -(ковыряют в носу по очереди каждой рукой)
И правая, и левая!
А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть! - (затыкают руками уши)
С руками я всегда дружу -(дружеское рукопожатие)
И с правою, и с левою!
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут -(обхватывают себя руками - «обнимают»)
И правая, и левая!
- «Мышка»
Весёлая мышка -(раскрывают ладошку, пальцы растопырены, поворачивают
руку вправо-влево)
Перчатку нашла.
Гнездо, в ней устроив, -(складывают руки «ковшом»)
Мышат позвала. - («зовут» к себе)
Им корочку хлеба - (кончиком указательного пальца стучат по остальным пальцам)
Дала покусать,
Погладила всех -(большим пальцем гладят остальные пальцы)
И отправила спать. – (ладони прижаты друг к другу, кладут под щеку)
- «Куколка»
Не плачь, куколка моя, -(имитируют укачивание куклы)
Остаёшься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, -(загибают пальцы)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток, - (имитируют движение налива воды)
В таз насыплю порошок,
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду, -(трут один кулачок об другой)
Пока светит солнышко,
Натяну верёвочку
К ней одежду прикреплю, - (имитируют движение развешивания белья)
Ветерком всё просушу.
Утюгом туда - сюда - (движения ладонями вправо-влево - глажка)
Бельё быстро глажу я.
Поработали вдвоём, -(кладут руки на колени)
А теперь и отдохнём.
- «Тесто»
Тесто мы месили - (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили - (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! - (разводим руки)
- «Птички»
Прилетайте птички к нам, к нам, к нам! - (машут руками так, как будто к себе зовут)
Зернышек для птичек дам, дам, дам! - (показывают раскрытые ладони - дают зернышки)
Клювиками птички клю-клю-клю, - (по ладошке пальцами другой руки стучат)
Я смотрю на птичек и пою. – (руками делают «фонарики»)
- «Мои пальчики»
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут. - (поворачивают ручки попеременно ладошками вверх и вниз)
Пять их на моей руке. - (сжимают и разжимают кулачки)
Все делать могут,
Всегда помогут. - (попеременно ударяют кулак о кулак, и ладонь о ладонь)
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают, - (имитируют описываемые движения)
Всё успевают. - (открывают ручки ладошками вверх)
- «Дом»
Стук, стук, постук, раздаётся где-то стук, - (стучат кулачками друг о друга)
Молоточки стучат, строят домик для зайчат.
Вот с такою крышей, - (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, - (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, - (ладошки перед лицом)
Вот с такой дверью, - (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком. - (сцепляют руки «замком»)
- «Маланья»
У Маланьи, у старушки - (хлопают в ладоши, то правая рука сверху, то левая)
Жили в маленькой избушке - (слаживают руки углом над головой)
Семь сыновей, - (показывают семь пальцев)
Все без бровей, - (очерчивают на лице брови)
Вот с такими ушами, - (растопыренные ладони подносят к ушам)
Вот с такими носами, - (показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами)
Вот с такими усами, - (очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой, - (очерчивают большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! - (показывают руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели, - (одной рукой подносят ко рту «чашку», другой - «ложку»)
На Маланью всё глядели. - (держа руки у глаз, хлопают пальцами, как ресницами)
- «Звери»
Смотри - страус, -(одну руку вверх, локоть согнут, кистью делают «голову страуса»)
Большой и высокий.
Он выпрямляется, потом нагибается, - (руку вверх высоко, потом вниз)
И видит червячков - (пальцем показывают червячка - сгибаем-разгибаем)
В норке глубокой.
А тут - смотри - ёжик - (пальцы переплетаем и выпрямляем)
Свернулся клубком и не видно ножек; - (сгибаем пальцы)
А тут пришел паук, -(свешивают кисть, пальцы вниз и шевелят ими)
У него ног аж восемь штук!
А тут - смотри - птички:
Голуби, синички.
Полетали - полетали, крылышками помахали; -(машут кистями рук, как крыльями)
А тут… детки!
Спят сладко и крепко; - (кладут руки под щеку)
А из леса - сова, круглая голова, - (руками делают очки-глаза)
Кричит - угу!
В гости всех зову!
- «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка, -(руку сжать в кулак, разгибать пальцы,начиная с большого)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Ну а это я. - (сжать руку в кулак несколько раз)
Вот и вся моя семья!
- «Кулачок»
Как сожму я кулачок, -(сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок. - (поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, - (распрямить кисть)
Положу на ножку. - (положить руку на колено ладонью вверх)
- «Осень»
Разбросала осень листья, -(выполняют волнообразные движения ладонями)
Разукрасила их кистью. - (выполняют плавные взмахи ладонями вверх-вниз)
Мы в осенний парк пойдём, -(«шагают» средним и указательным пальцами обеих рук)
В букеты листья соберём. - (перекрещивают кисти рук, пальцы раскрыты)
Лист клиновый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист -(поочередно загибают пальчики на каждый лист)
На дорожку спрыгнул вниз. - (звонко хлопают в ладоши)
- «Маша и варежка»
Маша варежку надела: - (сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, -(все пальцы разжать, кроме одного)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: - (разогнуть оставшийся согнутым палец)
«Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь, - (сжать пальцы в кулачок)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
- «Утята»
Первый, второй – шли утята. – (поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого)
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался,
Громко – громко запищал:
«Пи-пи-пи!» - (ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
«Не пищи, мы тут рядом,
Поищи!»
- «Замок»
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог? - (переплетают пальчики, делают «замочек»)
Повертели, повертели -(кисти рук поворачивают влево и вправо)
Покрутили, покрутили -(кисти рук поворачивают вперед и назад)
Постучали, постучали - (постукивают «замочком» по коленям)
Потянули, потянули -(тянут ручки в разные стороны)
И открыли замок!!! - (расцепили пальцы рук)
- «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, -(«шагают» пальчиками по коленям)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, -(загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. - (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе -(попеременные удары кулаками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? - (загибают пальчики на обеих руках.)
Капуста?
Морковка?
Горох,
Петрушка иль свекла?
Ох! - (хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла -(стучат ребром каждой ладони по столу)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, -(загибают пальчики)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу. Ох! - (хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке -(ладони складывают крест - накрест)
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, - (загибают пальчики)
Капуста,
Морковка,
Горох
Петрушка и свекла. Ох!
И суп овощной оказался неплох! - (показывают, как едят суп)
- «Ёжик»
По сухой лесной дорожке -(потирают ладонь о ладонь)
Топ-топ-топ - топочут ножки. - (постукивают ладошками по коленям)
Ходит, бродит вдоль дорожек
Потираем ладонь о ладонь.
Весь в иголках серый ёжик. - (складывают замочек и поднимают пальчики вверх, имитируя иголки)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки. - (загибают указательным пальцем правой руки пальчики
на левой руке)
- «Алые цветки»
Наши алые цветы распускают лепестки, -(плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. - (помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, - (плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. - (плавно опустить их на стол)
- «Осень»
Ветер по лесу летал, -(плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, -(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки -(спокойно укладывают ладони на колени)
Ветер бросил на тропинку.
- «Огород»
Вышла Люба в огород -(«шагают» средним и указательным пальцами правой руки)
Сколько у неё хлопот! - (держатся руками за голову и покачивают головой)
Нелегко полить на грядке
Овощи все по порядку: -(пожимают плечами и разводят руки в стороны)
Помидоры, лук, капуста
И горошек очень вкусный.
Репа, огурцы, чеснок,
Свёкла, редька и укроп. - (загибают указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке)
- «Кто где живет?»
Кто в деревне живёт? - (складывают ручки «домиком», изображая крышу)
Лежебока - рыжий кот,
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком! - (загибают указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке)
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать! - (сжимают и разжимают кулачки)
Кто в лесочке живет? - (переплетают пальчики, имитируя лес)
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом - лисичка,
На сосне - синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать. - (загибают указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке)
- «Компот»
Будем мы варить компот, - (левую ладошку держат «ковшиком»,указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, -(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. - (опять «варят» и «мешают)
Угостим честной народ.
- «Машина каша»
Маша каши наварила, -(указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке - в чашку, -(загибают по одному пальчику на левой руке)
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, -(разжимают кулачок)
Все до крошки раздала. - (сдувают «крошку» с ладошки)
- «Подарки»
Дед Мороз принес подарки: -(дети «шагают» пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки, -(загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой)
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав! - (делают из пальчиков мордочку щенка)
- «Повар»
Повар готовил обед, - (ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет - (загибают большой палец на левой руке)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, -(загибают указательный палец)
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой, - (загибают средний палец)
Угли бьет поварешкой. - (загибают безымянный палец)
Сахар сыплет в бульон. - (загибают мизинец)
И очень доволен он! - (разводят руками)
- «Грибочки»
Как в лесу-лесочке - (руки сцеплены «в замок»)
Выросли грибочки. - (поднимают постепенно руки вверх)
Мы корзиночки возьмем - (левая рука согнута в локте наподобие корзинки)
И грибочки соберем: (правой рукой «собирают в корзинку грибы»)
На лесной опушке - (загибают на левой руке пальцы по одному)
Красуется волнушка,
На пеньке - опята,
Дружные ребята.
А в траве - лисички,
Рыжие сестрички.
Подбоченившись стоит
Под березкой боровик.
Ну а груздь на крепкой ножке
Так и просится в лукошко!
- «Хлебушек»
Бублик -(большой и указательный пальцы образуют круг)
Баранку -(большой и средний пальцы образуют круг)
Батон -(большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку -(большой палец и мизинец образуют круг)
Пекарь из теста -(имитация лепки хлеба)
Испек спозаранку.
- «Солнышко»
Светит, светит солнышко, - (дети изображают солнышко пальчиками)
Мы сажаем зернышки, - (имитационные движения)
Поливаем их водой,
Засыпаем их землей.
Светит, светит солнышко, - (дети изображают солнышко пальчиками)
Проросли все зернышки, - (движения руками снизу вверх, покачивание руками)
Стали травкой луговой,
Пахнет солнцем и весной.
Ах! - (втягивание воздуха, выдох на слово «ах!»)
- «Апельсин»
Мы делили апельсин. - (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, - (показывают 10 пальцев)
А он один. - (показывают один палец)
Эта долька - для ежа. - (загибают большой палец левой руки)
Эта долька - для стрижа. - (загибают указательный палец)
Эта долька - для утят. - (загибают средний палец)
Эта долька - для котят. - (загибают безымянный палец)
Эта долька - для бобра. - (загибают мизинец)
А для волка - кожура. - (бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас - Беда! - (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
- «Прогулка»
Раз,два,три, четыре,пять - (загибают пальчики)
Мы во двор пошли гулять. - (указательным и средними пальчиками "идут" по ножкам)
Бабу снежную слепили - (катают ручками «комок»)
Птичек крошками кормили. - («кормят птичек»)
С горки мы потом катались, - (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. - (кладут ладошки на колени то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли, - (отряхивают ладошки)
Суп поели - («едят суп»)
Спать легли. - (ладошки под щечку)
- «Рыбка»
Рыбка в озере живёт,
Рыбка в озере плывёт - (дети соединяют ладошки и делают плавные качательные движения из стороны в сторону)
Хвостиком ударит вдруг - (ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы - плюх, плюх! - (ладошки соединить у основания и так похлопать)
- «Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор - (дети шлепают ладошками по коленям)
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил - (показывают обратную сторону ладони с вытянутым вверх большим пальцем - жест «Рукавичка»)
Рукавичку обранил.
Мышка по полю бежала, - («бегают» пальчиками одной руки по другой руке)
Рукавичку увидала. - (жест «Рукавичка»)
- Кто, кто здесь живет? - (стучат правым кулачком по левой ладошке)
Мышку здесь никто не ждет? - (грозят пальцем)
Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать. - (хлопки)
Зайка по полю бежал, - (жест «Зайчик»)
Рукавичку увидал. - (жест «Рукавичка»)
- Кто, кто здесь живет? - (стучат правым кулачком по левой ладошке)
Звонко песенку поет? - (хлопки)
Мышка зайку пригласила, - (зовут, жестикулируя правой рукой)
Сладким чаем напоила. - (вытягивают вперед руки, ладошки в виде чашечки)
Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напек. - («пекут» пирожки)
Как по полю шла лисичка, - (мягкие движения кистями рук)
Увидала рукавичку. - (жест «Рукавичка»)
- Кто, кто здесь живет? (стучат правым кулачком по левой ладошке)
Звонко песенку поет? - (хлопки)
И лисичку пригласили. - (мягкие движения кистями рук)
Пирожками угостили. - («пекут» пирожки)
Стала жить там, поживать,
Пол метелкой подметать. - (движения руками влево-вправо)
Мишка по полю гулял, - (стучат кулачками по коленям)
Рукавичку увидал. - (жест «Рукавичка»)
- Кто, кто здесь живет? - (стучат правым кулачком по левой ладошке)
Звонко песенку поет? - (хлопки)
Звери испугались, - (сжать пальцы рук в «замок»)
В страхе разбежались. - (развести руки в стороны)
- «Пчёлы»
Вот улей, - (дети показывают кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика - (поочередно отгибают пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
- «Хозяйка»
Кукле кашу я сварю: - (мешают кашу)
В миску молока налью, - (наливают молоко)
Положу туда крупу - (насыпают крупу)
И поставлю на плиту. - (поставить на плиту)
Будет каша хороша! - (хлопают в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. - (грозят пальчиком)
- «Солнышко»
Утром солнышко встаёт выше, выше, - (дети поднимают руки высоко вверх)
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. - (опускают руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, - (делают ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся - (хлопают в ладоши)
- «Снежок»
Раз,два,три,четыре, - (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили. - (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый,крепкий,очень гладкий. - (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз - подбросим, - («подбросить» ,посмотреть вверх)
Два - поймаем. - («ловят», приседают)
Три - уроним - (встают, «роняют»)
И … сломаем! - (топают)
- «Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять - (пальчики «бегут» по ножкам)
Вдруг, ворона вылетает, - (машут ладошками, как крыльями)
Каркает: «Вот и обед» - (указательный и большой пальчики «каркают»)
Глядь - (разводят ручками)
А червячков уж нет - (сжимают пальчики в кулачки)
- «Черепаха»
Шла по полю черепаха - (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха - (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь! - (большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! - (отрицание - указательным пальцем)
- «Гномики»
Жили - были в домике - (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. - (загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять - (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать - (тереть кулачки друг о друга)
Таки - рубашки, - (загибать пальчики ,начиная с большого)
Тики - платочки,
Лики - штанишки,
Чики - носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
- «Домик»
Я гуляю во дворе - (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе - (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! - (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)
Литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
- Новиковская О.А. «Логоритмика» – Санкт-Петербург, «Корона», 2005 г.
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл»,1997.
- ЦОР – цифровые образовательные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры для детей...
пальчиковые игры
Интересная подборка. Можно испльзовать при подготовке к школе ....
Пальчиковые игры - упражнения с мячом
Массажный мячик - эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучша...
Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры...
«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры в старшей группе...