Пальчиковые игры
методическая разработка по логопедии

Светлана Васильевна Алексеева

Пальчиковые игры - это веселые стихотворные упражнения, которые являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Способтвуют развитию речи, восприятия, памяти, эмоциональности, творческой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx50.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Логопедическая ритмика»

«Пальчиковые игры»

Учитель ритмики

Алексеева Светлана Васильевна

Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.  «Рука - это своего рода внешний мозг».

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок. прибауток при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и развивает способности ребенка к рисованию, письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.  

  1. «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое! - (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки)

Здравствуй, небо голубое!                  

Здравствуй, вольный ветерок!          

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -  (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)

Всех я вас приветствую!                  

  1. «Варим суп»

Эй, ребята! Эге-гей!  - (дети хлопают в ладоши)

Чистим овощи для щей.

Режем мы капусту -  (поднимают и опускают ладони «рубят»)

Будет супчик вкусный.    

Чистим мы картошку, - (поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони)

Чистим очень ловко,                          

Мы натрем морковку,  - (имитируют терение морковки)

Красную головку.            

А потом, а потом  -(стучат по левой ладони ребром правой)

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубок чеснока.

Мы посолим супчик.   - (мелко перебирают пальцами, собранными в щепоть)

Попробуй, голубчик!  - (протягивают обе ладони вперед)

  1. «Дом»

На горе мы видим дом,  -(дети руками изображают гору и дом)

Много зелени кругом,  -(рисуют руками круг)

Вот деревья, вот кусты,  -(рисуют в воздухе деревья и кусты)

Вот душистые цветы.   - (двумя руками изображают цветы)

Окружает всё забор,  -(рисуют круг и показывают «решётку» из пальцев)

За забором чистый двор,  -(делают вытирающие движения рукой по ладошке)

Мы ворота  открываем,  - (из ладошек делают закрытые ворота, затем их открывают)

К дому быстро подбегаем.   - («пробегают» пальцами по бёдрам)

В дверь стучимся: Тук-тук-тук,  -(стучат кулачком одной руки по ладошке другой)

Кто-то к нам идёт на звук.  - (прикладывают руку к уху)

В гости к другу мы пришли  - (протягивают раскрытые ладони, как будто что-то несут в них)

И гостинцы принесли.

  1. «Строим дом»

Тук-ток, тук-ток!  - (дети ударяют кулачками друг о друга)

Застучал молоток.

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом,  -(поднимают руки)

С окнами большими,   - (сгибают руки в локтях и кладут одну ладонь на другую)

Со ставнями резными.   - (разводят руки в стороны, «раскрывают ставни»)

Тук-ток, тук-ток!  - (дети ударяют кулачками друг о друга)

Замолчал молоток.   - (опускают руки)

Вот готов новый дом.   - (соединяют руки над головой, «крыша»)

Будем жить мы в нем.  - (прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед)

  1. «Осень»        

Ветер по лесу летал,  -(дети делают кистями плавные движения вперед - к груди)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,  -(поочередно загибают пальцы на руке)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.  -  (встряхивают кистями рук)

  1. «Мастера»

Все, что только захотим,   -  (дети лепят «снежки», сверху то одна рука, то другая)

Мы из снега смастерим.

Лепит Саша колобок,  -(соединяют пальцы рук и округляют их, «колобок»)

А Наташа - теремок,   -  (соединяют под прямым углом ладони над головой)

Лева лепит разных рыб,  -(прижимают ладони друг к другу и покачивают ими)

А Иринка - белый гриб.   - (ладонь левой руки прикрывает кулачок правой)

  1. «Снеговик»

Давай, дружок, смелей дружок,   - (дети показывают, как лепят снежки)

Кати по снегу свой снежок.                

Он превратится в толстый ком,  -(разводят руки в стороны, показывая большой ком)

И станет ком снеговиком.  - (ставят руки на пояс)

Его улыбка так светла!   - (показывают руками на лице улыбку)

Два глаза,  -(показывают руками глаза)

Шляпа,  -(кладут одну ладонь на голову)

Нос,   -  (приставляют ладошки с растопыренными пальцами к носу, как у Петрушки)

Метла,  -(поднимают одну руку вверх и широко раздвигают пальцы)

Но солнце припечет слегка  -(поднимают вверх скрещенные руки с раздвинутыми пальцами)

Увы! - и нет снеговика.  - (пожимают плечами и разводят руки в стороны)

  1. «Умываемся»

Ай, лады, лады, лады,  -(хлопают)

Не боимся мы воды,  -(отрицательно мотают головой)

Чисто умываемся,  -(имитация умывания)

И маме улыбаемся.  - (улыбаются)

  1. «Украшаем ёлочку»

Елочку пушистую   - (дети в воздухе рисуют елочку, перебирая пальцами)

Дети наряжали,

Разными игрушками

Елку украшали.

Шарики повесили,   - (соединяют все пальцы правой руки с левыми, «шар»)

Звонкие хлопушки,   - («скользяще» хлопают ладонями друг о друга)

Яркие фонарики,  -(вращают кистями рук, «фонарики»)

Клоуна Петрушку,   - (показывают руками длинный нос)

Льдинки серебристые,   - (поднимают вверх указательные пальцы)

Сосульки ледяные,  -(опускают указательные пальцы вниз, «сосульки»)

Мишуру пушистую,   - (поднимают и плавно опускают руки, перебирая пальцами)

Звезды золотые.   - (поднимают руки, широко раздвинув пальцы)

Елочка нарядная,  -(вытягивают правую руку)

Все встанем в хоровод,  -(вытягивают левую руку)

Песнями и плясками   - (берутся за руки и встают в хоровод)

Встретим Новый год!

  1. «Гуси»

Гуси песню распевали: «Га-га-га».  - (смыкают большой палец с остальными пальцами на руке)

Посидели,  -(кулачки сжимают и ложат на коленки)

Поклевали,  -(пальцы щепоткой и стучат  ими по коленкам)

Маму с Борей пощипали:  - (щипают ножки)      

Но от них мы убежали.  – (пальчики бегут по ножкам).

  1. «Две мартышки»

Две мартышки слов не тратя,  -(дети, раздвинув пальцы, показывают «мартышкины» уши)

Раз подрались на кровати.   - (боксируют кулаками)

Друг из друга в этой схватке   - (стучат кулаками друг о друга)

Вышибли ума остатки.  - (легонько стучат кулаком по лбу)

Врач пришел,  -(складывают руки на груди)

Уселся в кресле

И сказал мартышкам: «Если   - (грозят пальцем)

Драться будете, мартышки  -(боксируют)

Выгоню из этой книжки!»  - (показывают на дверь)

  1. «Гусеница»

Этот странный дом без окон   - (дети складывают руки домиком над головой)

У людей зовется «кокон».  - (обхватывают ладонями локти)

Свив на ветке этот дом,  -(делают вращательные  движения указательным пальцем)

Дремлет гусеница в нём.  - (соединяют большой и указательный пальцы)

Спит без просыпа всю зиму.  - (кладут сложенные ладони под щеку)

Но зима промчалась мимо  -(сгибают руки в локтях, поднимают ладони вверх-вниз)

Март, апрель, капель, весна…  - (поочерёдно сгибают пальцы, начиная с большого)

Просыпайся, соня-сонюшка!   - (поднимают руки и потягиваются)

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна  -(через стороны опускают руки вниз)

Стала бабочкой она!  - (делают маховые движения руками)

  1. «Маляр»

Размешаю краску я,  -(дети водят указательным пальцем по ладони)

Ярко-ярко красную.   - (прижимают ладони друг к другу)

Кисти в краску я макну,

Капли лишние стряхну.  - (встряхивают кистями рук)

Что за серая стена?  - (пожимают плечами)

Станет яркою она.   - (поочерёдно поднимают и опускают руки, «красят»)

Потихоньку, осторожно   - (рисуют в воздухе  два квадрата)

Обведу я два окна.                        

До чего ж красивый дом!  -  (соединяют прямые руки над головой, «крыша»)

Вместе жить мы будем в нём.  - (скрещивают руки на груди)

  1. «Гном»

Кто живёт под потолком? - Гном!  - (кончики пальцев соединяют над головой, делая крышу)

У него есть борода? - Да!  -  (ладони прижимают к щекам и подбородку)

А манишка и жилет? - Нет!  - (разводят руки в стороны)

Как встаёт он по утрам? - Сам!  - (ставят руки в боки)

Кто с ним утром кофе пьёт? - Кот!  - (указательными пальцами рисуют на лице усы)

И давно он так живёт? - Год!  - (указательным пальцем показывают «единичку»)

Кто с ним бегает по крыше? - Мыши!  - («пробегают» пальчиками по бёдрам)

Он капризничает, да? - Ни-ког-да!   - (качают головой из стороны в сторону)

Ну, и как его зовут? - Скрут!  - (пальцы скручивают в «замок» и поднимают их над головой)

  1. «Наши пальцы»

Дружно пальцы встали в ряд  -(дети показывают ладони)

Десять крепеньких ребят. - (сжимают пальцы в кулак)

Эти два - всему указка,  -(показывают указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы - два середнячка,  -(показывают средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны,   - (показывают безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки   - (вытягивают мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них  -(показывают большие пальцы)

Два больших и удалых.

  1. «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят  -(сжимают и разжимают кулачки)

Космонавт летит в ракете.  -  (потирают ладонь о ладонь)

День летит и ночь летит  -(сжимают и разжимают кулачки)

И на землю вниз глядит.  - (имитируют бинокль)

Видит сверху он поля,  -(разводят руки в стороны ладонями вниз)

Горы,        -  (руки поднимают вверх, показывая высоту гор)

Реки   -  (ладони соединяют и выполняют волнообразные движения, имитируя реку)

И моря.  -  (разводят руки в стороны ладонями вверх)

Видит он весь шар земной,         - (соединяют руки над головой)

Шар земной - наш дом родной.  – (попеременно пожимают руки)

  1. «Пальчики уснули»

Пальчики уснули,  -(сжимают пальцы обеих рук в кулачки)

В кулачки свернулись.

Один, два, три, четыре, пять   - (разгибают поочерёдно пальцы правой руки)

Захотели поиграть.  - (шевелят пальцами)

Разбудили дом соседей,  -(стучат одним кулачком о другой)

Там проснулись шесть и семь.  - (разгибают поочередно пальцы левой руки)

Но пора обратно всем:   - (шевелят пальцами обеих рук)

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,  - (сгибают поочерёдно пальцы сначала на правой, затем на левой руке)

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один -

Снова мы в кроватках спим.

  1.  «Гроза»

Закапали капли,  -(стучат двумя пальцами каждой руки по коленкам)

Идёт дождь.  - (стучат четырьмя пальцами)

Он льёт как из ведра!  - (стучат сильнее всеми пальцами)

Пошёл град,  -(стучат друг о друга косточками пальцев)

Сверкает молния,  -(рисуют молнию пальцем в воздухе)

Гремит гром!  - (барабанят кулаками или хлопают в ладоши)

Все быстро убегают домой. - (прячут руки за спиной)

А утром снова ярко светит солнце!  - (описывают руками большой круг)

  1. «Тук-тук»

- Тук-тук-тук.  - (три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.  - (три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?  - (три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!  - (три хлопка в ладоши)

  1. «Домик»

Стенка, стенка,  -(показывают щёчки)

Две ступеньки,   - (показывают губки)

Потолок, -  (показывают лоб)

Два окошка,  -(показывают глазки)

Дзы-ы-ынь звонок!  - (нажимают на носик)

  1. «Скворечник»

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.  - (попеременно постукивают кулачками друг о друга)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.  - (сводят руки над головой)

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:  -(попеременно постукивают кулак о кулак, и ладонь о ладонь)

Мать, отец и скворушки -

Чёрненькие пёрышки.  - (соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно

  1. «Идём в гости»

К Жене гости прибежали   - (пальчиками пробегаются по коленкам)

Все друг другу руки жали.   - (делают несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Жора!  - (большие и указательные пальцы соединяют, образуя колечки)

Здравствуй, Жанна!  - (соединяют подушечки больших и средних пальцев)

Рад, Серёжа!  - (соединяют большие и безымянные пальцы)

Рада, Снежанна!  - (соединяют большие пальцы и мизинцы)

Не  хотите ль пирожок?  - (ладошки соединяют в виде пирожка)

Может, коржик?   - (показывают раскрытые ладони)

Иль рожок?  - (сжимают кулачки на обеих руках)

Вот драже вам на дорожку  -(раскрывают ладошку и стучат по ней пальчиками)

Все берите понемножку  -(щиплют свою ладошку, как бы собирая драже)

С ручек все стряхнули крошки   - (энергично встряхивают кистями рук)

И захлопали в ладошки!  - (хлопают в ладоши)

  1. «Правая и левая»

Смотрите-ка, вот две руки:  -(вытягивают обе руки вперёд, показывая)

Правая и левая!

Они в ладоши могут бить  -(хлопают в ладоши)

И правая, и левая!

Они мне могут нос зажать  -(по очереди зажимают нос правой и левой рукой)

И правая, и левая!

Ладошкой могут рот прикрыть  -(прикрывают рот той и другой рукой)

И правая, и левая!

Дорогу могут показать  -(показывают направление то правой рукой, то левой)

И правая, и левая!

В носу умеют ковырять  -(ковыряют в носу по очереди каждой рукой)

И правая, и левая!

А если кто-то завопит,

И правая, и левая

Помогут уши мне заткнуть!  - (затыкают руками уши)

С руками я всегда дружу  -(дружеское рукопожатие)

И с правою, и с левою!

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут  -(обхватывают себя руками - «обнимают»)

И правая, и левая!

  1. «Мышка»

Весёлая мышка  -(раскрывают ладошку, пальцы растопырены, поворачивают

руку вправо-влево)

Перчатку нашла.

Гнездо, в ней устроив,  -(складывают руки «ковшом»)

Мышат позвала.   - («зовут» к себе)

Им корочку хлеба   - (кончиком указательного пальца стучат по остальным пальцам)

Дала покусать,

Погладила всех  -(большим пальцем гладят остальные пальцы)

И отправила спать.  – (ладони прижаты друг к другу, кладут под щеку)

  1. «Куколка»

Не плачь, куколка моя,  -(имитируют укачивание куклы)

Остаёшься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,  -(загибают пальцы)

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.  

Я налью воды чуток,   - (имитируют движение налива воды)

В таз насыплю порошок,

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду,  -(трут один кулачок  об другой)

Пока светит солнышко,

Натяну верёвочку

К ней одежду прикреплю,   - (имитируют движение развешивания белья)

Ветерком всё просушу.

Утюгом туда - сюда   - (движения ладонями вправо-влево -  глажка)

Бельё быстро глажу я.

Поработали вдвоём,  -(кладут руки на колени)

А теперь и отдохнём.

  1. «Тесто»

Тесто мы месили  -  (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили -  
(ладошки лепят)
Шлёп, шлёп, 
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог!  -
(разводим руки)

  1. «Птички»

Прилетайте птички к нам, к нам, к нам!  - (машут руками так, как будто к себе зовут)

Зернышек для птичек дам, дам, дам!  - (показывают раскрытые ладони - дают зернышки)

Клювиками птички клю-клю-клю,   - (по ладошке пальцами другой руки стучат)

Я смотрю на птичек и пою.   – (руками делают «фонарики»)

  1. «Мои пальчики»

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут. - (поворачивают ручки попеременно ладошками вверх и вниз)

Пять их на моей руке.  - (сжимают и разжимают кулачки)

Все делать могут,

Всегда помогут.   - (попеременно ударяют кулак о кулак, и ладонь о ладонь)

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щиплют, ласкают, - (имитируют описываемые движения)

Всё успевают.  - (открывают ручки ладошками вверх)

  1. «Дом»

Стук, стук, постук, раздаётся где-то стук,  - (стучат кулачками друг о друга)

Молоточки стучат, строят домик для зайчат.

Вот с такою крышей,   - (ладошки над головой)

Вот с такими стенами,   - (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами,   - (ладошки перед лицом)

Вот с такой дверью,   - (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком.   - (сцепляют руки  «замком»)

  1. «Маланья»

У Маланьи, у старушки    - (хлопают в ладоши, то правая рука сверху, то левая)

Жили в маленькой избушке   - (слаживают руки углом над головой)

Семь сыновей,    - (показывают семь пальцев)

Все без бровей,   - (очерчивают на лице брови)

Вот с такими ушами,   - (растопыренные ладони подносят к ушам)

Вот с такими носами,   - (показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами)

Вот с такими усами,   - (очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой,    - (очерчивают большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой!   - (показывают руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели,   - (одной рукой подносят ко рту «чашку», другой - «ложку»)

На Маланью всё глядели.   - (держа руки у глаз, хлопают пальцами, как ресницами)

  1. «Звери»

Смотри - страус,  -(одну руку вверх, локоть согнут, кистью делают «голову страуса»)

Большой и высокий.

Он выпрямляется, потом нагибается,  - (руку вверх высоко, потом вниз)

И видит червячков   - (пальцем показывают червячка - сгибаем-разгибаем)

В норке глубокой.

А тут - смотри - ёжик   - (пальцы переплетаем и выпрямляем)

Свернулся клубком и не видно ножек;   -  (сгибаем пальцы)

А тут пришел паук,  -(свешивают кисть, пальцы вниз и шевелят ими)

У него ног аж восемь штук!  

А тут - смотри - птички:

Голуби, синички.

Полетали -  полетали, крылышками помахали;  -(машут кистями рук, как крыльями)

А тут… детки!

Спят сладко и крепко;   - (кладут руки под щеку)

А из леса - сова, круглая голова,   - (руками делают очки-глаза)

Кричит - угу!

В гости всех зову!

  1. «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,  -(руку сжать  в кулак,  разгибать пальцы,начиная с большого)

Этот пальчик - бабушка,              

Этот пальчик - папочка,                  

Этот пальчик - мамочка.

Ну а это я.  - (сжать руку в кулак несколько раз)

Вот и вся моя семья!

  1. «Кулачок»

Как сожму я кулачок,  -(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. - (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, - (распрямить кисть)

Положу на ножку.  - (положить руку на колено ладонью вверх)

  1. «Осень»

Разбросала осень листья,  -(выполняют волнообразные движения ладонями)

Разукрасила их кистью.  - (выполняют плавные взмахи ладонями вверх-вниз)

Мы в осенний парк пойдём,  -(«шагают» средним и указательным пальцами обеих рук)

В букеты листья соберём.  - (перекрещивают кисти рук, пальцы раскрыты)

Лист клиновый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист  -(поочередно загибают пальчики на каждый лист)

На дорожку спрыгнул вниз.  - (звонко хлопают в ладоши)

  1. «Маша и варежка»

Маша варежку надела: - (сжать пальцы в кулачок)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,  -(все пальцы разжать, кроме одного)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: - (разогнуть оставшийся согнутым палец)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь, - (сжать пальцы в кулачок)

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

  1. «Утята»

Первый, второй – шли утята.  – (поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого)

Третий, четвертый – за водой.                      

А за ними плелся пятый,                              

Позади бежал шестой.                              

А седьмой от них отстал,

А  восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Громко – громко запищал:

«Пи-пи-пи!» - (ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

«Не пищи, мы тут рядом,

 Поищи!»

  1. «Замок»

На двери висит замок

Кто его открыть бы мог?  - (переплетают пальчики, делают «замочек»)

Повертели, повертели  -(кисти рук поворачивают влево и вправо)

Покрутили, покрутили  -(кисти рук поворачивают вперед и назад)

Постучали, постучали   - (постукивают «замочком» по коленям)

Потянули, потянули          -(тянут ручки в разные стороны)

И открыли замок!!!        - (расцепили пальцы рук)

  1. «Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,  -(«шагают» пальчиками по коленям)

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку,  -(загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках)

Капусту,                                      

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..  - (хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе  -(попеременные удары кулаками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка?  -  (загибают пальчики на обеих руках.)

Капуста?

Морковка?

Горох,

Петрушка иль свекла?

Ох! - (хлопок в ладоши)

Хозяйка тем временем ножик взяла  -(стучат ребром каждой ладони по столу)

И ножиком этим крошить начала

Картошку,  -(загибают пальчики)

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу. Ох!  - (хлопок в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке  -(ладони складывают крест - накрест)

Кипели, кипели в крутом кипятке                

Картошка, - (загибают пальчики)

Капуста,

Морковка,

Горох

Петрушка и свекла. Ох!

И суп овощной оказался неплох!  - (показывают, как едят суп)

  1. «Ёжик»

По сухой лесной дорожке  -(потирают ладонь о ладонь)

Топ-топ-топ - топочут ножки.  - (постукивают ладошками по коленям)

Ходит, бродит вдоль дорожек        

Потираем ладонь о ладонь.

Весь в иголках серый ёжик.  - (складывают замочек и поднимают пальчики вверх, имитируя иголки)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.  - (загибают указательным пальцем правой руки пальчики

на левой руке)

  1.  «Алые цветки»

Наши алые цветы распускают лепестки,  -(плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.  - (помахать руками перед собой)

Наши алые цветки закрывают лепестки,   - (плавно сжать пальцы)

Тихо засыпают, головой качают.  - (плавно опустить их на стол)

  1. «Осень»

Ветер по лесу летал,  -(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,  -(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки  -(спокойно укладывают ладони на колени)

Ветер бросил на тропинку.

  1. «Огород»

Вышла Люба в огород  -(«шагают» средним и указательным пальцами правой руки)

Сколько у неё хлопот!  - (держатся  руками за голову и покачивают головой)

Нелегко полить на грядке

Овощи все по порядку:  -(пожимают плечами и разводят руки в стороны)

Помидоры, лук, капуста

И горошек очень вкусный.

Репа, огурцы, чеснок,

Свёкла, редька и укроп.  - (загибают указательным пальцем правой руки  пальчики на левой руке)

  1. «Кто где живет?»         

Кто в деревне живёт?  -  (складывают ручки «домиком», изображая крышу)

Лежебока - рыжий кот,

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!  - (загибают указательным пальцем правой руки  пальчики на левой руке)

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!  - (сжимают и разжимают кулачки)

Кто в лесочке живет?  - (переплетают пальчики, имитируя лес)

Под корягой - старый крот,

За горой лисенок,

В ельнике - лосенок.

Под кустом - лисичка,

На сосне - синичка!         

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать.  - (загибают указательным пальцем правой руки  пальчики на левой руке)

  1. «Компот»

Будем мы варить компот,   - (левую ладошку держат «ковшиком»,указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:              

Будем яблоки крошить,  -(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить.                    

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. - (опять «варят» и «мешают)

Угостим честной народ.

  1. «Машина каша»

Маша каши наварила,  -(указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)

Маша кашей всех кормила.                      

Положила Маша кашу

Кошке - в чашку,  -(загибают по одному пальчику на левой руке)

Жучке - в плошку,                                    

А коту - в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,  -(разжимают кулачок)

Все до крошки раздала.  - (сдувают «крошку» с ладошки)

  1. «Подарки»

Дед Мороз принес подарки:  -(дети «шагают» пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,  -(загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой)

Кукол, мишек и машины,                        

Попугая и пингвина,                                  

Шоколадок полмешка                              

И пушистого щенка!

Гав! Гав!  - (делают из пальчиков  мордочку  щенка)

  1. «Повар»

Повар готовил обед,  - (ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берет   - (загибают большой палец на левой руке)

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,  -(загибают указательный палец)

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,   - (загибают средний палец)

Угли бьет поварешкой.  - (загибают безымянный палец)

Сахар сыплет в бульон.  - (загибают мизинец)

И очень доволен он!  - (разводят руками)

  1. «Грибочки»

Как в лесу-лесочке  - (руки сцеплены «в замок»)
Выросли грибочки.  - (поднимают постепенно руки вверх)
Мы корзиночки возьмем   - (левая рука согнута в локте наподобие корзинки)
И грибочки соберем:   (правой рукой «собирают в корзинку грибы»)
На лесной опушке   - (загибают на левой руке пальцы по одному)
Красуется волнушка,
На пеньке - опята,
Дружные ребята.
А в траве - лисички,
Рыжие сестрички.
Подбоченившись стоит
Под березкой боровик.
Ну а груздь на крепкой ножке
Так и просится в лукошко!

  1. «Хлебушек»

Бублик  -(большой и указательный пальцы образуют круг)

Баранку  -(большой и средний пальцы образуют круг)

Батон  -(большой и безымянный пальцы образуют круг)

И буханку  -(большой палец и мизинец образуют круг)

Пекарь из теста  -(имитация лепки хлеба)

Испек спозаранку.

  1. «Солнышко»

Светит, светит солнышко,  - (дети изображают солнышко пальчиками)

Мы сажаем зернышки,   - (имитационные движения)

Поливаем их водой,

Засыпаем их землей.

Светит, светит солнышко, -  (дети изображают солнышко пальчиками)

Проросли все зернышки,   - (движения руками снизу вверх, покачивание руками)

Стали травкой луговой,                  

Пахнет солнцем и весной.

Ах!   - (втягивание воздуха, выдох на слово «ах!»)

  1. «Апельсин»

Мы делили апельсин.   - (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,   - (показывают 10 пальцев)
А он один.   - (показывают один палец)
Эта долька - для ежа.  - (загибают большой палец левой руки)
Эта долька - для стрижа.  - (загибают указательный палец)
Эта долька - для утят.  - (загибают средний палец)
Эта долька - для котят.  - (загибают безымянный палец)
Эта долька - для бобра. - (загибают мизинец)
А для волка - кожура.  - (бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас - Беда!  - (сжимают кулаки и прижимают их к груди)

  1. «Прогулка»

Раз,два,три, четыре,пять   - (загибают  пальчики)
Мы во двор пошли гулять.   -
(указательным и средними пальчиками "идут" по ножкам)
Бабу снежную слепили  - (катают  ручками «комок»)
Птичек крошками кормили.  -
(«кормят птичек»)
С горки мы потом катались,  -
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.  -
(кладут ладошки на колени то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли,  -  
(отряхивают  ладошки)
Суп поели   -
(«едят суп»)
Спать легли.  -  
(ладошки под щечку)

  1. «Рыбка»

Рыбка в озере живёт,
Рыбка в озере плывёт   -
(дети соединяют ладошки  и делают плавные качательные движения из стороны в сторону)
Хвостиком ударит вдруг  -
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы - плюх, плюх!   -
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

  1. «Рукавичка» 

Из-за леса, из-за гор   - (дети шлепают ладошками по коленям)
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил  -  (показывают обратную сторону ладони с вытянутым вверх большим пальцем  - жест «Рукавичка»)

Рукавичку обранил. 
Мышка по полю бежала,   - («бегают» пальчиками одной руки по другой руке)
Рукавичку увидала.   -  (жест «Рукавичка»)
-  Кто, кто здесь живет?   - (стучат правым кулачком по левой ладошке)
Мышку здесь никто не ждет?   - (грозят пальцем)
Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать.   -  (хлопки)
Зайка по полю бежал,  - (жест «Зайчик»)
Рукавичку увидал. -  (жест «Рукавичка»)
-  Кто, кто здесь живет?   - (стучат правым кулачком по левой ладошке)
Звонко песенку поет? -  (хлопки)
Мышка зайку пригласила,   - (зовут, жестикулируя правой рукой)
Сладким чаем напоила.   - (вытягивают вперед руки, ладошки в виде чашечки)
Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напек.   - («пекут» пирожки)
Как по полю шла лисичка,   - (мягкие движения кистями рук)
Увидала рукавичку. -  (жест «Рукавичка»)
-  Кто, кто здесь живет?   (стучат правым кулачком по левой ладошке)
Звонко песенку поет? -  (хлопки)
И лисичку пригласили. - (мягкие движения кистями рук)
Пирожками угостили. - («пекут» пирожки)
Стала жить там, поживать,
Пол метелкой подметать.  - (движения руками влево-вправо)
Мишка по полю гулял,   - (стучат кулачками по коленям)
Рукавичку увидал. -  (жест «Рукавичка»)
-  Кто, кто здесь живет?   - (стучат правым кулачком по левой ладошке)
Звонко песенку поет? -  (хлопки)
Звери испугались,  - (сжать пальцы рук в «замок»)
В страхе разбежались.   - (развести руки в стороны)

  1. «Пчёлы»

Вот улей,  - (дети показывают кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика   -
(поочередно отгибают пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!

  1. «Хозяйка»

Кукле кашу я сварю:  -  (мешают кашу)
В миску молока налью,  -
(наливают молоко)
Положу туда крупу  
- (насыпают крупу)
И поставлю на плиту.  -
(поставить на плиту)
Будет каша хороша!  
- (хлопают в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша.  -
(грозят пальчиком)

  1. «Солнышко»

Утром солнышко встаёт выше, выше,  - (дети поднимают руки высоко вверх)
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.   -
(опускают руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,   -
(делают  ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся   
- (хлопают в ладоши)

  1. «Снежок»

Раз,два,три,четыре,   - (загибают  пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили.  -
(лепить, меняя положение ладоней) 
Круглый,крепкий,очень гладкий.   -
(показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз - подбросим,   -
(«подбросить» ,посмотреть вверх) 
Два - поймаем.   
- («ловят», приседают) 
Три - уроним   -
(встают, «роняют») 
И … сломаем!  -
(топают)

  1. «Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Червячки пошли гулять   -
(пальчики «бегут» по ножкам) 

Вдруг, ворона вылетает,  - (машут ладошками, как крыльями) 
Каркает: «Вот и обед»   -
(указательный и большой пальчики «каркают») 
Глядь   -
(разводят ручками)
А червячков уж нет   -  
(сжимают пальчики в кулачки)

  1. «Черепаха»

Шла по полю черепаха   - (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха   -
(руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!  -
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!  -
(отрицание - указательным пальцем)

  1. «Гномики»

Жили - были в домике  -  (сжимать и разжимать кулачки) 
Маленькие гномики: 
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.   -
(загибать пальчики, начиная с мизинца) 
Раз,два,три,четыре,пять   -
(разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать   -
(тереть кулачки друг о друга) 
Таки - рубашки,   -
(загибать пальчики ,начиная с большого) 
Тики - платочки,
Лики - штанишки,
Чики - носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

 

  1. «Домик»

Я гуляю во дворе  -  (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе  
- (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь  

И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!
  - (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Литература:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
  3. Новиковская О.А. «Логоритмика» – Санкт-Петербург, «Корона», 2005 г.
  4. Рузина  М.С., Афонькин  С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл»,1997.
  5. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для детей...

пальчиковые игры

Интересная подборка. Можно испльзовать при подготовке к школе ....

Пальчиковые игры - упражнения с мячом

Массажный мячик  - эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучша...

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры...

«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры в старшей группе...