«Особенности применения специализированного программно-технического комплекса в работе учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

   В настоящее время по прежнему, остаётся актуальной проблема поиска эффективных форм, методов, технологий в работе с детьми имеющих проблемы речевого развития. Таких детей с каждым годом становится всё больше, и работать с ними всё тяжелее и тяжелее. Требуется особый подход, специальные условия и развивающая среда. Традиционные занятия и стандартное оборудование не могут в полной мере дать тот результат, на который расчитывает специалист. Поэтому встаёт остро вопрос о том, как оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, какие современные технологии и разработки помогут повысить эффективность работы специалиста в целом.

   В рамках проведения модернизации образования в последнее время стала значительно улучшаться материально-техническая база образовательного учреждения. Участие детского сада и специалистов в различных городских проектах позволило внедрить и использовать в работе логопеда самые современные технологии и оборудование, значительно улучшить техническое оснащение логопедических кабинетов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolz_ikt.docx788.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современного технического оборудования

в логопедической практике.

Учитель-логопед Данюшина Ирина Геннадьевна

   В настоящее время по прежнему, остаётся актуальной проблема поиска эффективных форм, методов, технологий в работе с детьми имеющих проблемы речевого развития. Таких детей с каждым годом становится всё больше, и работать с ними всё тяжелее и тяжелее. Требуется особый подход, специальные условия и развивающая среда. Традиционные занятия и стандартное оборудование не могут в полной мере дать тот результат, на который расчитывает специалист. Поэтому встаёт остро вопрос о том, как оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, какие современные технологии и разработки помогут повысить эффективность работы специалиста в целом.

   В рамках проведения модернизации образования в последнее время стала значительно улучшаться материально-техническая база образовательного учреждения. Участие детского сада и специалистов в различных городских проектах позволило внедрить и использовать в работе логопеда самые современные технологии и оборудование, значительно улучшить техническое оснащение логопедических кабинетов.

   Использование современных технических средств в логопедической практике имеет ряд преимуществ:

  • повышение у детей мотивации к логопедическим занятиям;
  • повышение эффективности коррекционного воздействия;
  • организация объективного контроля развития и деятельности детей;
  • визуализация акустических компонентов речи;
  • обеспечение незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной;


    Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, и технические средства должны быть доступны для восприятия детям и вызывать интерес. 

    На данный момент в логопедии используется огромное количество современных средств, которые раскрывают их коммуникационные преимущества, которые помогут в индивидуальном коррекционном обучении с учетом темпа развития каждого ребенка.         Использование именно технических средств обучения позволяет ребенку  расширить возможности в общении, самообразовании, обучении в процессе игры, что, значительно повышает результативность всего коррекционного обучения. 
   Использование на индивидуальных и подгрупповых занятиях развивающих компьютерных игр, например, интерактивных игр «Мерсибо» позволяет логопеду решать ряд коррекционных задач:

  • развитие и коррекция психических процессов;
  • развитие познавательной активности и самоконтроля;
  • активизация словаря;
  • закрепление ранее полученных навыков;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации;
  • развитие основ межличностной коммуникации через сюжетного персонажа. 

    Данные игры были апробированы в работе даже с неговорящими малышами 3-4 лет и показали свою эффективность. Использование таких игр значительно повышает у ребёнка мотивацию к возникновению речи, и помогает разнообразить и насытить логопедические занятия. В игре с весёлыми героями дети начинают активно подражать звукам и словам, наблюдать за действиями героев, укреплять и развивать речевое дыхание с помощью специальных интерактивных упражнений. Они являются отличным стимулом для ребёнка идти на занятие с радостью. А поставленная специалистом цель достигается быстрее и эффективнее.

    Уникальным пособием и незаменимым помощником в работе современного специалиста является компьютерная программа «Конструктор картинок» от «Мерсибо». Она позволяет создать уникальную индивидуальную базу дидактических пособий, которые можно использовать на фронтальных и индивидуальных занятиях. Созданные сюжеты, иллюстрации, пособия являются очень яркими, красочными.
 


   Эти пособия также можно распечатывать и использовать как раздаточный материал, сохранять в интерактивном виде и использовать на занятии, а также переносить в презентации.

  Также хочется отметить преимущества использования в логопедической практике современных компьютерных технологий и средств применяемых при обследовании речи ребёнка. От того насколько качественно и быстро проведено обследование и поставлено объективное логопедическое заключение будет зависеть вся дальнейшая коррекционная работа.

    Использование логопедом компьютерных программ тестирования и обработки данных для диагностики речевого развития детей с ОНР, позволяет осуществлять диагностику речевого развития детей на более качественном уровне. Таких методик существует множество. Мне представилась возможность апробировать и внедрить в логопедическую работу компьютерную программу тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» (В.М. Акименко) производства студии «ВиЭль» г. Санкт-Петербург. 

 Целью внедрения данной методики в работу являлась оптимизация коррекционного процесса для осуществления качественной комплексной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи, упрощение процедуры обследования и постановка объективного логопедического заключения, по сравнению с традиционными логопедическими методиками речевого обследования.

 При использовании этого программного комплекса решались следующие задачи:  

  • изучение  методического сопровождения и возможностей применения программно-аппаратного комплекса «Логопедическое обследование детей» (В.М.Акименко);                          
  • формирование компьютерной базы данных;        
  • формирование речевых карт воспитанников;                                    
  • осуществление поэтапной логопедической диагностики речи детей группы компенсирующей направленности (первоначальная, промежуточная, заключительная диагностика);
  • создание групповых протоколов по результатам обследования;
  • отслеживание динамики коррекционного процесса;
  • фиксация, анализ и сохранение полученных данных;
  • консультирование и информирование родителей, имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о результатах логопедического обследования и динамики речевого развития;                                  

    Таким образом, использование современных технических средств обучения в логопедической практике позволяет совершенствовать весь педагогический процесс, которые способствуют повышению интереса к обучению, эффективности в коррекции речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

«Применение акватерапии и криотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

В статье представлены практические материалы, подборка игр с водой для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии.Она объединяет упражнения, направленные на снятие двигательных стереотипов и суд...

Применение ИКТ в работе учителя - логопеда

Успешное использование мультимедийного оборудования на коррекционно – развивающих  занятиях  с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать их более разнообразными и...

Статья" Применение нейростимуляции в работе учителя-логопеда"

В статье описан опыт применения нейростимуляции в логопедической работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Применение балансировочного комплекса «Успех» в работе учителя-логопеда.

Балансировочный комплекс "Успех" (доска Бильгоу)  и его применение в коррекционно-развивающей работе логопеда....

ВИДЕОРОЛИКИ Демонстрация способов применения в работе учителя-логопеда балансировочной доски «Бильгоу»

Демонстрация  способов применения в работе учителя-логопеда балансировочной доски «Бильгоу» (видеоролики)...

Развивающий комплекс Тимокко в работе учителя -логопеда.

Развивающий комплекс Тимокко предназначен для занятий с детьми среднего дошкольного и младшего школьного возрастов. В комплекс включены игры которые позволяют развивать двигательные навыки и координац...