звуки речи
консультация по логопедии

звуки речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_rechi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки речи

В лесу, на улице, дома мы слышим много самых различных звуков. Это и звуки шагов человека, и гудки автомобиля, и пение птиц, и шуршание осенних листьев под ногами.

Звуки речи отличаются от всех других звуков, прежде всего тем, что они образуют слова.

        Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова.

        Звуки – самые маленькие единицы зыка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое: дым – дом – том. Нетрудно заметить, что слова дом и дым различаются гласными звуками [о] и [ы], а слова дом и том различаются согласными звуками [д] и [т]. Слова могут состоять из одного, двух и более звуков.

        Звуки мы произносим и слышим, буквы видим и пишем. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. Например, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л].

        В некоторых словах каждый звук обозначается «своей» буквой, например, [с ] [т] [о] [л ] – стол.

        Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки, например, в словах дом – [ дом], дома – [дама] буква о обозначает звуки [о]и [а].

        Один звук может обозначаться разными буквами: в словах клад и плот в конце слова произносим один и тот же звук [т], а обозначают его разные буквы: д и т.

        В русском языке есть гласные и согласные звуки.

        Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой – либо преграды.

        В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

           На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

    Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

   Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

   Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

          Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую – нибудь преграду.

          Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие только из шума. Чтобы определить  звонкий или глухой звук, нужно приложить ладонь к горлу. Когда произносим звонкий звук, то голосовые связки вибрируют, когда произносим глухой звук – голосовые связки в спокойном состоянии.

Звонкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

[л]

[м]

[н]

[р]

[й]

Глухие

[п]

[ф]

[к]

[т]

[ш]

[с]

[х]

[ц]

[ч]

[щ]

        Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные образуют пары твердых и мягких звуков:

Твердые

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[к]

[л]

Мягкие

[б']

[в']

[г']

[д']

[з']

[к']

[л']

Твердые

[м]

[н]

[п]

[р]

[с]

[т]

[ф]

[х]

Мягкие

[м']

[н']

[п']

[р']

[с']

[т']

[ф']

[х']

Не образуют пар твердые [ж], [ ш ], [ ц  ] .

Не образуют пар мягкие  [ч ] , [ щ  ], [ й  ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если  ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.)

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук - это то, что мы слышим и          произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.

Определяем место звука в слове

Обозначения:

                  Синий круг -  согласный твердый звук

                  Зеленый круг – согласный мягкий звук

                Красный круг – гласный звук

Позиции звука в слове

Начало слова

Середина слова

Конец слова

Например,

1. Определить место звука [С]  в слове СТАКАН

Рассуждаем так: звук [С] – согласный твердый. Обозначаем синим цветом.

 Звук [С] в слове СТАКАН находится в начале слова.

2. Определить место звука [Р`] в слове БЕРЕЗА

Звук [Р` ] - согласный мягкий. Обозначаем зеленым цветом.

Звук [Р`] в слове БЕРЕЗА находится в середине слова.

3. Определить место звука [А] в слове ЛУЖА.

Звук [А] – гласный. Обозначаем красным цветом.

Звук [А] в слове ЛУЖА находится в конце слова.

Выполняем фонетический (звуковой) разбор слова

КИТ

[К`] – согласный мягкий звук

[И] – гласный звук

[Т] – согласный твердый звук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи

Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...

конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.

Урок рефлексии по технологии деятельностного метода.  Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...

Презентация - тренажёр по русскому языку "Звуки речи"

Тренажер очень удобен в использовании при закреплении темы "Звуки речи"...

Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."

Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...

Конспект урока "Звуки речи. Согласные и гласные звуки"

ТемаЗвуки речи. Согласные и гласные звуки.Педагогическая цельСоздать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать ...

Система фонем или звуков русского языка. Механизм образования звуков речи и их классификация.

Материал подготовлен в рамках проведения семинара-практикума для слушателей по Развитию слухового восприятия и формированию произношения...