звуки речи
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Звуки речи В лесу, на улице, дома мы слышим много самых различных звуков. Это и звуки шагов человека, и гудки автомобиля, и пение птиц, и шуршание осенних листьев под ногами. Звуки речи отличаются от всех других звуков, прежде всего тем, что они образуют слова. Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звуки – самые маленькие единицы зыка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое: дым – дом – том. Нетрудно заметить, что слова дом и дым различаются гласными звуками [о] и [ы], а слова дом и том различаются согласными звуками [д] и [т]. Слова могут состоять из одного, двух и более звуков. Звуки мы произносим и слышим, буквы видим и пишем. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. Например, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л]. В некоторых словах каждый звук обозначается «своей» буквой, например, [с ] [т] [о] [л ] – стол. Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки, например, в словах дом – [ дом], дома – [дама] буква о обозначает звуки [о]и [а]. Один звук может обозначаться разными буквами: в словах клад и плот в конце слова произносим один и тот же звук [т], а обозначают его разные буквы: д и т. В русском языке есть гласные и согласные звуки. Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой – либо преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам. Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч). Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую – нибудь преграду. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие только из шума. Чтобы определить звонкий или глухой звук, нужно приложить ладонь к горлу. Когда произносим звонкий звук, то голосовые связки вибрируют, когда произносим глухой звук – голосовые связки в спокойном состоянии.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»). Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ]. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные образуют пары твердых и мягких звуков:
Не образуют пар твердые [ж], [ ш ], [ ц ] . Не образуют пар мягкие [ч ] , [ щ ], [ й ]. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.) Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
|
Выполняем фонетический (звуковой) разбор слова КИТ [К`] – согласный мягкий звук [И] – гласный звук [Т] – согласный твердый звук |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи
Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...
конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.
Урок рефлексии по технологии деятельностного метода. Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...
Презентация к уроку литературного чтения 1кл на тему "Звуки речи"
Презентация на тему "Звуки речи"....
Презентация - тренажёр по русскому языку "Звуки речи"
Тренажер очень удобен в использовании при закреплении темы "Звуки речи"...
Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."
Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...
Конспект урока "Звуки речи. Согласные и гласные звуки"
ТемаЗвуки речи. Согласные и гласные звуки.Педагогическая цельСоздать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать ...
Система фонем или звуков русского языка. Механизм образования звуков речи и их классификация.
Материал подготовлен в рамках проведения семинара-практикума для слушателей по Развитию слухового восприятия и формированию произношения...