Главные вкладки
План самообразования
материал по логопедии
Овладение морфологической системой тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_halitova_e.m.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя-логопеда
Халитовой Эльмиры Маратовны
Тема самообразования: «Развитие навыков словообразования у младших школьников с ТНР».
Сроки разработки темы: с 2015 -2019 учебные года
Цели самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Для достижения выбранной цели по самообразованию были поставлены следующие задачи:
- изучение научно-методической литературы по данной теме;
-определение направления и содержания логопедической работы по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи;
- проведение логопедического обследования учащихся 1-4 классов;
- проверка эффективности логопедической работы по формированию навыка словообразования в условиях логопедического пункта.
Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта (развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматического строя речи; обогащение словарного запаса; развитие связной речи), необходимо развитие психологической базы речи. Данная работа ведётся по следующим направлениям:
- развитие пространственных представлений;
- развитие временных представлений;
- формирование зрительного гнозиса;
-формирование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления.
Актуальность выбранной темы:
За последние десятилетия заметно возросло количество детей, имеющих различные речевые нарушения, в том числе и общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, в том числе и морфологической системы языка. Овладение морфологической системой тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы. Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьирования словами, к трудностям образования производных слов, что является необходимым условием расширения словаря, а в дальнейшем затрудняет овладение орфографией.
Учитывая то, что особенности словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи недостаточно изучены, недостаточно раскрыты основные закономерности и содержание процесса формирования и системной коррекции нарушений словообразования, данную проблему следует считать актуальной.
В русском языке сравнительно немного основных правил словообразования, и поэтому нормально развивающемуся ребенку овладеть ими несложно. Что же касается детей с отставанием или отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них самостоятельное овладение этими правилами представляет большую сложность. В процессе формирования навыков словообразования необходимо уделять особое внимание: уточнению связи между значением морфемы и ее звучанием; сравнению слов с одинаковой морфемой; выделению общей морфемы, уточнению ее значения; закрепление продуктивных словообразовательных моделей.
Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер и должна быть направлена на развитие мыслительных операций с одной стороны, а с другой на формирование словообразовательных процессов на основе тесной взаимосвязи словообразования, словоизменения, лексики, синтаксиса и фонетико-фонематического компонента речи.
План работы
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1. | Теоретический этап. Изучение методической литературы по теме: «Развитие навыков словообразования у младших школьников с ТНР»: Гризик Т.И. «Занимательная грамматика»;Земская Е.А. «Развитие грамматики и лексики современного русского языка»;Земская Е.А. «Словообразование как деятельность»; Виноградов В.В. «Вопросы современного русского словообразования»; Винокур Г.О. «Заметки по русскому словообразованию»; Лопатин В.В. «Русская словообразовательная морфемика»; Тамбовцева А.Г. «Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду»; Парамонова Л.Г. «Упражнения на развитие письма для подготовки ребёнка к школе»; Быстрова Г.А., Сизова Э.Я., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания»; Шанский Н.М. «Очерки по русскому словообразованию»; Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение»; Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | 2015-2016 г. |
2. | Практическое решение проблемы. -Разработать методические рекомендации, консультации для учителей начальных классов и родителей по формированию и развитию навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с ТНР. -Разработать дополнительный практический материал в приложение авторского методического пособия «Формирование навыков словообразования у младших школьников с ОНР» (развитие навыков словообразования существительных, прилагательных, глаголов). - Обобщение знаний специальной литературы, обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития учащихся, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах. -Посещение муниципальных и региональных семинаров учителей - логопедов. -Обмен опытом, презентации на тему семинаров. -Изучение новых методов и приемов по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. -Изготовить методические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи, обогащению словарного запаса. -Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителей с детьми дома. -Оформить уголок логопеда для повышения качества коррекционной работы. -Проведение круглого стола по обсуждению организации методической помощи детям с ОВЗ (ТНР) в школе и дома.
| 2016-2018 г. |
3. | Этап оценивания. Составить отчёт о проделанной работе. Эффективность логопедической работы по формированию навыка словообразования в условиях логопедического пункта. | 2018-2019 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования
представлен план работы над методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...
План самообразования учителя
Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...
План самообразования
В плане отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....
план самообразования
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...
План самообразования учителя начальных классов
План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....
план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;
Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...