План самообразования
материал по логопедии

Халитова Эльмира Маратовна

Овладение морфологической системой тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_halitova_e.m.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования учителя-логопеда

 Халитовой Эльмиры Маратовны

Тема самообразования: «Развитие навыков словообразования у младших школьников с ТНР».

Сроки разработки темы: с 2015 -2019 учебные года

Цели самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Для достижения выбранной цели по самообразованию были поставлены  следующие задачи:

-  изучение научно-методической литературы по данной теме;

     -определение направления и содержания логопедической работы по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи;

- проведение логопедического обследования учащихся 1-4 классов;

     - проверка  эффективности логопедической работы по формированию навыка словообразования в условиях логопедического пункта.

Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта (развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматического строя речи;  обогащение словарного запаса; развитие связной речи),   необходимо  развитие психологической базы речи. Данная работа ведётся по следующим  направлениям:

- развитие пространственных представлений;

- развитие временных представлений;

- формирование зрительного гнозиса;

-формирование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления.

Актуальность выбранной темы:

    За последние десятилетия заметно возросло количество детей, имеющих различные речевые нарушения, в том числе и общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, в том числе и морфологической системы языка. Овладение морфологической системой тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы. Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьирования словами, к трудностям образования производных слов, что является необходимым условием расширения словаря, а в дальнейшем затрудняет овладение орфографией.

Учитывая то, что особенности словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи недостаточно изучены, недостаточно раскрыты основные закономерности и содержание процесса формирования и   системной коррекции нарушений словообразования, данную проблему следует считать актуальной.

В русском языке сравнительно немного основных правил словообразования, и поэтому нормально развивающемуся ребенку овладеть ими несложно. Что же касается детей с отставанием или отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них самостоятельное овладение этими правилами представляет большую сложность. В процессе формирования навыков словообразования необходимо уделять особое внимание: уточнению связи между значением морфемы и ее звучанием; сравнению слов с одинаковой морфемой; выделению общей морфемы, уточнению ее значения; закрепление продуктивных словообразовательных моделей.

Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер и должна быть направлена на развитие мыслительных операций с одной стороны, а с другой на формирование словообразовательных процессов на основе тесной взаимосвязи словообразования, словоизменения, лексики, синтаксиса и фонетико-фонематического компонента речи.  

План работы

п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по теме: «Развитие навыков словообразования у младших школьников с ТНР»:

Гризик Т.И. «Занимательная грамматика»;
Земская Е.А. «Развитие грамматики и лексики современного русского языка»;

Земская Е.А. «Словообразование как деятельность»;

Виноградов В.В. «Вопросы современного  русского словообразования»;

Винокур Г.О. «Заметки по русскому словообразованию»;

Лопатин В.В. «Русская словообразовательная морфемика»;

Тамбовцева А.Г. «Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду»;

Парамонова Л.Г. «Упражнения на развитие письма для подготовки ребёнка к школе»;

Быстрова Г.А., Сизова Э.Я., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания»;

Шанский Н.М. «Очерки по русскому словообразованию»;

Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение»;

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

2015-2016 г.

2.

Практическое решение проблемы.

-Разработать методические рекомендации, консультации для учителей начальных классов и родителей по формированию и развитию навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с ТНР.

-Разработать дополнительный практический материал в приложение авторского методического пособия «Формирование навыков словообразования у младших школьников с ОНР» (развитие навыков словообразования существительных, прилагательных, глаголов).

- Обобщение знаний специальной литературы, обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития учащихся, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах.

-Посещение муниципальных и региональных семинаров учителей - логопедов.

-Обмен опытом, презентации на тему семинаров.

-Изучение новых методов и приемов по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.

-Изготовить методические пособия   по развитию лексико-грамматического строя речи, обогащению словарного запаса.

-Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений

для занятий родителей с детьми дома.

-Оформить уголок логопеда для повышения качества коррекционной работы.

-Проведение круглого стола по обсуждению организации методической помощи  детям с ОВЗ (ТНР)  в школе и дома.

 

2016-2018 г.

3.

Этап оценивания.

Составить отчёт о проделанной работе.

Эффективность логопедической работы по формированию навыка словообразования в условиях логопедического пункта.

2018-2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования

представлен план работы над  методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...

План самообразования учителя

Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

План самообразования

В плане  отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....

план самообразования

формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...