Методика Э.Ф. Замбицявичене
тест по логопедии (1 класс)

Чечулина Людмила Николаевна

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет

Э.Ф. Замбицявичене

1 субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса зна­ний испытуемого;

2         субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

3         субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4         субтест — выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при  помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновре­менно про себя.

Текст методики

Субтест 1.

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно за­кончит начатое предложение:

A. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

Б. В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

B.  В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

Г. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

Д. Самая большая птица…. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

Е. Розы это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).

Ж. Сова всегда спит... ( ночью, утром, днем, вечером).

3. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

И. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

К. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

  

Субтест 2.

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.

А.        Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Б.        Река, озеро, море, мост, болото.

В.        Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата,

Г.        Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

Д.        Тополь, береза, орешник, липа, осина.

Е.        Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

Ж.       Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

З.         Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

И.         Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

К.          Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

 

Субтест 3.

Внимательно прочитайте эти примеры. В них слева написана пер­вая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (напри­мер: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой, (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья). Примеры:

лес/деревья – библиотека (сад, двор, город, театр, книги);

бежать/сто­ять – кричать (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать).

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

 

Огурец / овощ………….георгин (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

Учитель / ученик………врач (шприц, таблетки, больной, палата, термометр);

Огород / морковь………сад (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы);

Цветок / ваза…………..птица (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья);

Перчатка / рука……….сапог (чулки, подошва, кожа, нога, щетка);

Темный / светлый…….мокрый (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный);
Часы / время…………..термометр (стекло, температура, кровать, больной, врач);

Машина /мотор……….лодка (река, моряк, болото, парус, волна).

Стул / деревянный……игла (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная);

Стол  / скатерть………пол (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди).

 

Субтест 4.

Эти пары слов можно назвать одним названием, например:

брюки, платье… — одежда;

треугольник, квадрат... — фигура.

Придумай название к каждой паре:

а.  Метла, лопата... –

б. Окунь, карась… -

в. Лето, зима… -

г.  Огурец, помидор... -

д. Сирень, шиповник... -

е. Шкаф, диван… -

ж. День, ночь... -

з. Слон, муравей... -
и. Июнь, июль... -

к. Дерево, цветок... -

Правильные ответы:

1 субтест.

 

а. подошва

б. верблюд

в. 12

г. февраль

д. страус

е. цветы

ж. день
з. жидкая
и. корень
к. Москва

2 субтест

 

а. фасоль

б. мост

в. песок
г. Москва

д. орешник

е. указка

ж. Нестеров

з. лебедь

и. число

к. вкусный

3 субтест

 

 а. георгин/цветок

б. врач /больной

в. Сад / яблоня  

г. птица / гнездо

д. сапог / нога

е. мокрый/сухой

ж. термометр /температура

з. лодка/парус  

и. игла / стальная

к. пол / ковёр

 

4 субтест

 

а. рабочие инструменты          е. мебель

б. рыба                                   ж. растение

в. время года                          з. время суток

г. овощ                                    и. животное

д.куст                                     к. месяц лета

Оценка и интерпретация результатов

1 субтест (дифференциация признаков, запас знаний).

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ис­пользуется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении после­дующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест (исследование операций обобщения и абстрагирования,

умения выделять существенный признак)

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему?и. При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9,10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребе­нок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест (исследование способности устанавливать логические связи и отношения)

За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

4 субтест (способность к обобщению).

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки ана­логичны вышеприведенным. При решении 3 и 4 субтестов уточняю­щие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 баллов (100 процентов оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей ЗПР (задержка психического развития) относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = К х 100% / 40

где  К — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4 уровень успешности — 32 балла и более (80 — 100%  ОУ),

3 уровень - 31,5 - 26 баллов (79,0 - 65%),

2 уровень - 25,5 - 20 баллов (64,9 - 50%),

 

1 уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zambatsyavichene.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене

1 субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;

2         субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

3         субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4         субтест — выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при  помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

Текст методики

Субтест 1.

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение:

A. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

Б. В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

B.  В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

Г. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

Д. Самая большая птица…. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

Е. Розы это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).

Ж. Сова всегда спит... ( ночью, утром, днем, вечером).

3. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

И. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

К. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

  

Субтест 2.

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.

А.        Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Б.        Река, озеро, море, мост, болото.

В.        Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата,

Г.        Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

Д.        Тополь, береза, орешник, липа, осина.

Е.        Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

Ж.       Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

З.         Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

И.         Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

К.          Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

 

Субтест 3.

Внимательно прочитайте эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой, (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья). Примеры:

лес/деревья – библиотека (сад, двор, город, театр, книги);

бежать/стоять – кричать (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать).

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

 

Огурец / овощ………….георгин (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

Учитель / ученик………врач (шприц, таблетки, больной, палата, термометр);

Огород / морковь………сад (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы);

Цветок / ваза…………..птица (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья);

Перчатка / рука……….сапог (чулки, подошва, кожа, нога, щетка);

Темный / светлый…….мокрый (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный);
Часы /
 время…………..термометр (стекло, температура, кровать, больной, врач);

Машина /мотор……….лодка (река, моряк, болото, парус, волна).

Стул / деревянный……игла (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная);

Стол  / скатерть………пол (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди).

 

Субтест 4.

Эти пары слов можно назвать одним названием, например:

брюки, платье… — одежда;

треугольник, квадрат... — фигура.

Придумай название к каждой паре:

а.  Метла, лопата... –

б. Окунь, карась… -

в. Лето, зима… -

г.  Огурец, помидор... -

д. Сирень, шиповник... -

е. Шкаф, диван… -

ж. День, ночь... -

з. Слон, муравей... -
и. Июнь, июль... -

к. Дерево, цветок... -

Правильные ответы:

1 субтест.


а. подошва

б. верблюд

в. 12

г. февраль

д. страус

е. цветы

ж. день
з. жидкая
и. корень
к. Москва

2 субтест


а. фасоль

б. мост

в. песок
г. Москва

д. орешник

е. указка

ж. Нестеров

з. лебедь

и. число

к. вкусный

3 субтест


 а. георгин/цветок

б. врач /больной

в. Сад / яблоня  

г. птица / гнездо

д. сапог / нога

е. мокрый/сухой

ж. термометр /температура

з. лодка/парус  

и. игла / стальная

к. пол / ковёр

 

4 субтест

 

а. рабочие инструменты          е. мебель

б. рыба                                   ж. растение

в. время года                          з. время суток

г. овощ                                    и. животное

д.куст                                     к. месяц лета

Оценка и интерпретация результатов

1 субтест (дифференциация признаков, запас знаний).

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест (исследование операций обобщения и абстрагирования,

умения выделять существенный признак)

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему?и. При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9,10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест (исследование способности устанавливать логические связи и отношения)

За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

4 субтест (способность к обобщению).

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 баллов (100 процентов оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей ЗПР (задержка психического развития) относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = К х 100% / 40

где  К — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4 уровень успешности — 32 балла и более (80 — 100%  ОУ),

3 уровень - 31,5 - 26 баллов (79,0 - 65%),

2 уровень - 25,5 - 20 баллов (64,9 - 50%),

 

1 уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)

Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД...

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...

Оптимизированный вариант известных методик по развитию устойчивых каллиграфических навыков.Методики Потаповой Е.Н, Безруких М.М.и Илюхиной И.А.

Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитани...