Рабочая программа 1 класс с УО
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО начальной школы ___________________/Шкелева А.Ф./ Протокол №______ «____» _______________ 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ ИРМО «Марковская СОШ» ________________/Журова А.Н./ «____» _______________ 2018 г. | «Утверждено» Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ» ________________Е.В.Ехлакова приказ №______от ___________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно – развивающего (логопедического) курса
для обучающихся 1 класса
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной общеобразовательной программе образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)
на 2018 – 2019 учебный год
Разработчик программы:
Предеина Галина Петровна
учитель-логопед
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
- Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 7 декабря 2017 г. Протокол 6/17.
Основная цель формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
∙ формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
- формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
- коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
∙ развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;
∙ формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
∙ развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Подгрупповые занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану АООП НОО всего на изучение предмета « коррекционно- развивающего логопедического курса» выделяется 2 часа в неделю.
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Ценностными ориентирами в достижении результатов освоения содержания коррекционно- развивающего логопедического курса выступают основные направления коррекционно-педагогической работы:
- Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
- Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
- Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
- Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паутизации, интонации, логического ударения).
- Профилактика нарушений чтения и письма.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностными результатами являются:
∙ развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
∙ желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
∙ умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
∙ наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются:
∙ развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- развитие умения контролировать собственную речь.
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический
Данный раздел включает в себя:
- сбор анамнестических данных
- обследование состояния общей и артикуляционной моторики
- обследование неречевых психических функций
- диагностика уровня форсированности фонематического восприятия
- обследование состояния произносительных навыков
II раздел – подготовительный. Он включает в себя:
- формирование артикуляторной базы
- развитие органов артикуляционного аппарата
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- развитие слухового внимания и слухового контроля
III раздел – коррекционно-развивающий, включает в себя:
- постановку и автоматизацию нарушенных звуков
- дифференциацию смешиваемых звуков
- введение звуков в самостоятельную речь
- развитие фонематического восприятия
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза
В программу включены следующие темы:
- Обследование речи – 1 час;
- Звуки и буквы – 2 часа;
- Гласные звуки – 15 часов;
- Согласные звуки – 48 часов;
- Повторение – 1 час
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО (ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО) КУРСА
№ п/п | Тема фронтальной части занятия и индивидуальной работы | Цели и задачи фронтальной части занятия | Оборудование и дидактический материал | Календарные сроки | ||
Обследование речи. | ||||||
1 час | ||||||
Звуки и буквы | 2 часа | |||||
1/1 | Понятие о звуке и букве; гласные и согласные. | Научить различать устную и письменную речь. в совместной деятельности с учителем получать возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека | Демонстрационная схема отличие звука от буквы. | 2 часа | ||
2/2 | Звуки и буквы; дифференциация гласных и согласных звуков и букв. | |||||
Гласные звуки | 15 часов | |||||
3/1. 4/2. | Звук и буква А | Научить писать и распознавать строчную и заглавную буквы А, соотносить печатную и письменную буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 2часа | ||
Звук и буква О | Научить писать плавно букву О, о, соотносить печатную выделять звук [о] из речи и видеть буквы О, о в словах; ориентироваться на странице тетради. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | |||
5/3. 6/4. | ||||||
7/5 8/6 | Звук и буква У | Научить писать и распознавать строчную и заглавную буквы У, соотносить печатную и письменную буквы. Выделять звук [у] из речи и видеть букву У в словах; ориентироваться на странице тетради | Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
9/7. 10/8. | Звук и буква И | Научить писать плавно букву И, и, соотносить печатную | Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
11/9. 12/10 | Звук и буква Ы | Научить писать и распознавать букву ы, знать особенность этой буквы, писать под диктовку изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
13/11 14/12 | Звук и буква Э | Научить писать и распознавать букву э, Э соотносить печатную и письменную буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
15/13 16/14 17/15 | Гласные звуки и буквы (А,О,У,И,Ы,Э) | Научить писать и распознавать гласные буквы и звуки, соотносить печатные и письменные буквы. Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с гласными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 3 часа | ||
Согласные звуки | 48 часов | |||||
18/1. | Звонкие и глухие согласные; перенос слов по слогам. | Научить различать согласные по акустическим признакам, анализировать, делить и записывать слоги и слова | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
19/2. | Буква Н. Звуки Н, Нь | Научить писать строчную и заглавную буквы н, Н, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
20/3. | Буква С. Звуки С, Сь | Научить писать строчную и заглавную буквы с, С, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
21/4 | Буква К. Звуки К, Кь | Научить писать строчную и заглавную буквы к, К. анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
22/5. | Буква Т. Звуки Т, Ть | Научить писать строчную и заглавную буквы т, Т, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
23/6. | Буква Л. Звуки Л, Ль | Научить писать строчную и заглавную буквы л, Л, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
24/7. | Буква Р. Звуки Р, Рь | Научить писать строчную и заглавную буквы р, Р, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
25/8. | Дифференциация звуков и букв Р - Л | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
26/9 | Дифференциация звуков и букв Р - Л | 1 час | ||||
27/10. | Буква В. Звуки В, Вь | Научить писать строчную и заглавную буквы в, В, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
28/11. | Буква П. Звуки П, Пь. | Нучить писать строчную и заглавную буквы п, П, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
29/12 | Буква М. Звуки М, Мь | Научить писать строчную и заглавную буквы м, М, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
30/13. | Буква З. Звуки З, Зь | Научить писать строчную и заглавную буквы з, З, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
31/14. | Дифференциация звуков и букв З - С | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
32/15. | Дифференциация звуков и букв З - С | 1 час | ||||
33/16. | Буква Б. Звуки Б, Бь | Научить писать строчную и заглавную буквы б, Б, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
34/17 | Дифференциация звуков и букв Б - П | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
.35/18. | Буква Д. Звуки Д, Дь | Научить писать строчную и заглавную буквы д, Д, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
36/19 | Дифференциация звуков и букв Д - Т | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
37/20. | Буква Г. Звуки Г, Гь | Научить писать строчную и заглавную буквы г, Г, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
38/21. | Дифференциация звуков и букв Г - К | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
39/22. | Буква и звук Ч | Научить писать строчную и заглавную буквы ч, Ч. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
40/23 | Буква и звук Ш | Научить писать строчную и заглавную буквы ш,Ш. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать с печатного текста, контролировать этапы | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
41/24. | Буква и звук Ш | 1 час | ||||
42/25. | Буква и звук Ж | Научить писать строчную и заглавную буквы ж, Ж. Слова с сочетанием Жи. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать с печатного текста, контролировать этапы | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
43/26. | Буква и звук Ж | 1 час | ||||
44/27. | Дифференциация звуков и букв Ш - Ж | Научить распознавать звуки и буквы ш-ж, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
45/28 | Дифференциация звуков и букв Ш – Ж | 1 час | ||||
46/29 | Дифференциация звуков и букв Ш - С | Научить распознавать звуки и буквы ш-с, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
47/30 | Дифференциация звуков и букв Ш – С | 1 час | ||||
48/31. | Дифференциация звуков и букв Ж - З | Научить распознавать звуки и буквы ж-з, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
49/32. | Дифференциация звуков и букв Ж - З | 1 час | ||||
50/33. | Буква и звук Й. | Научить писать строчную и заглавную буквы й, Й. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
51/34 | Буква Х. Звуки Х, Хь | Научить писать строчную и заглавную буквы х, Х. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
52/35 | Буква и звук Ц | Научить писать строчную и заглавную буквы ц, Ц. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
53/36. | Буква и звук Щ | Научить писать строчную и заглавную буквы щ, Щ. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
54/37. | Дифференциация звуков и букв Ч - Щ | Научить распознавать звуки и буквы ч-щ, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
55/38. | Дифференциация звуков и букв Ч - Щ | 1 час | ||||
56/39. | Буква Ф. Звуки Ф, Фь | Научить писать строчную и заглавную буквы ф, Ф. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
57/40. | Дифференциация звуков и букв В - Ф | Научить распознавать звуки и буквы ч-щ, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
58/41. | Дифференциация звуков и букв В - Ф | 1 час | ||||
59/42 60/43 | Буквы Ъ и Ь | Научить дифференцировать парные согласные по твердости – мягкости. Различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
Буквы Ъ и Ь | ||||||
61/44. | Буквы Ъ и Ь | 1 час | ||||
Повторение | 1 час | |||||
62/1. | Повторение Итоговая контрольная работа. | Проверка изученного. Обозначать звуки соответствующими буквами, записывать слова и предложения после слого- звукового разбора с учителем. | Карточки с заданиями | 1 час |
8. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
- Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
- М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
- Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
- Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
- Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...