Методическая разработка по развитию познавательных процессов детей с ОВЗ для начальной школы
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Цель: работа направлена на коррекцию и развитие уровня познавательных процессов (восприятия, внимания, память, логического мышления); развитие пространственной ориентации, зрительно-пространственного анализа и синтеза; коррекцию речи; формирование общей осведомленности, временных представлений и коррекция мелкой моторики.
Задачи:
1. Развитие и коррекция познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления;
2. Развитие пространственной ориентации, зрительно-пространственного анализа и синтеза;
3. Коррекция речи;
4. Формирование общей осведомленности, временных представлений;
5. Коррекция мелкой моторики;
6. Формирование и развитие произвольности поведения: умения ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований.
Форма организации:
- Программа включает в себя 8 занятий.
- Занятия проводятся 3 раза в неделю в индивидуальной и групповой форме, в кабинете психолога/учителя-дефектолога.
- Продолжительность занятий 20-25 минут.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию познавательных процессов детей с ОВЗ для начальной школы
Цель: работа направлена на коррекцию и развитие уровня познавательных процессов (восприятия, внимания, память, логического мышления); развитие пространственной ориентации, зрительно-пространственного анализа и синтеза; коррекцию речи; формирование общей осведомленности, временных представлений и коррекция мелкой моторики.
Задачи:
1. Развитие и коррекция познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления;
2. Развитие пространственной ориентации, зрительно-пространственного анализа и синтеза;
3. Коррекция речи;
4. Формирование общей осведомленности, временных представлений;
5. Коррекция мелкой моторики;
6. Формирование и развитие произвольности поведения: умения ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований.
Форма организации:
- Программа включает в себя 8 занятий.
- Занятия проводятся 3 раза в неделю в индивидуальной и групповой форме, в кабинете психолога/учителя-дефектолога.
- Продолжительность занятий 20-25 минут.
Содержание:
Программа рассчитана на обучающихся с ОВЗ и включает в себя 6 блоков:
1 блок - Коррекция и развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Данный блок рассчитан на 4 занятия и предполагает (если это необходимо) отход от их последовательности, ориентируясь в большей степени на динамику, происходящею в психическом развитии ребёнка.
С помощью специальных (коррекционных) упражнений, в данном блоке, осуществляется тренировка психических познавательных процессов. В задачи данного блока входят: развитие и коррекция восприятия, внимания, памяти, логического мышления;
2 блок - Развитие пространственной ориентации, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Данный блок рассчитан на 4 занятия.
С помощью специальных (коррекционных) упражнений, в данном блоке, осуществляется:
- Ориентировки в схеме тела и лица (право-лево);
- Ориентировки от себя (вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево);
- Выполнение простых проб ХЭДА;
3 блок - Коррекцию речи.
Данный блок рассчитан на 4 занятия.
С помощью специальных (коррекционных) упражнений, в данном блоке, осуществляется развитие фонематического восприятия.
4 блок - Формирование общей осведомленности, временных представлений.
Данный блок рассчитан на 5 занятий.
С помощью специальных (коррекционных) упражнений, в данном блоке, осуществляется формирование и дифференциация временных понятий, формирование сведений о себе, семье и др.
5 блок - Коррекция и развитие мелкой моторики.
Данный блок рассчитан на 4 занятия.
С помощью специальных (коррекционных) упражнений, в данном блоке, осуществляется тренировка и развитие мелкой моторики, развитие волевой регуляции и контроль поведения.
6 блок - Воспитательно-образовательный процесс.
Данный блок рассчитан на просвещение, на просвещение родителей и учителя с целью повышения эффективности реализации коррекционно-развивающей программы. Их просвещение осуществляется через проведение консультаций, составление буклетов, информационных листовок, проведение семинаров – практикумов.
Рекомендации для родителей детей с ОВЗ.
Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учится, он учится лучше. Интерес лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
План работы коррекционных групп
Занятие № 1
Форма организации:
1. Индивидуальная и групповая форма проведения;
2. Продолжительность психокоррекционного занятия 20-25 минут
- Коррекция зрительного гнозиса
Цель: развитие зрительного восприятия.
Содержание:
- Упражнение «Зашумленные изображения» - перед ребенком поочередно кладут карточки и просят назвать предмет или животное, которое он видит.
- Упражнение «Наложенные изображения» -перед ребенком кладут «наложенные» изображения и просят перечислить предметы, которые он видит.
2. Коррекция произвольного внимания
Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.
Содержание:
- Д/и «Шифровка»
- «Найди отличия»
Обучающая задача: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.
Игровая задача: развивать умения находить отличая.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Игровые действия: Ребенку предлагаются:
1) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
2) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
Подведение итогов: После проведения игры ребенка хвалят, вне зависимости от результата.
3. Коррекция логического мышления, мыслительных операций и произвольной деятельности.
Цель: развитие словесно-логических операций.
Содержание:
- Сравнение предметов, сюжетных изображений, понятий.
- «Кто летает?»
Цель: выделить существенные признаки предметов.
Занятие № 2
Форма организации:
1. Индивидуальная и групповая форма проведения;
2. Продолжительность психокоррекционного занятия 20-25 минут
- Коррекция зрительного гнозиса
Цель: развитие зрительного восприятия.
Содержание:
-Д/и «Назови изображения»
-Д/и «Лабиринт»
2. Коррекция произвольного внимания
Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.
Содержание:
-Упражнение «Заполни узор» - ребенку предлагается образец с узором, состоящим из геометрических фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и зарисовать.
- «Строители»
Обучающая задача: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Игровая задача: развитие умение видеть недостающие детали и дорисовывать их до целого.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.
Игровые действия: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так. Чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
3. Коррекция логического мышления, мыслительных операций и произвольной деятельности.
Цель: развитие словесно-логических операций.
Содержание:
- Предметная классификация (12-30 картинок);
- Игра "Простые рисунки"
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".
Занятие № 3
Форма организации:
1. Индивидуальная и групповая форма проведения;
2. Продолжительность психокоррекционного занятия 20-25 минут
1. Коррекция памяти
Цель: развитие памяти.
Содержание:
- Д/и «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди отличия»;
- Д/и «Узнай предмет»
2. Развитие пространственной ориентации, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Цель: развитие пространственной ориентации, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Содержание:
- Ориентировки в схеме тела и лица (право-лево);
- Ориентировки в пространстве (право-лево)
Занятие № 4
Форма организации:
1. Индивидуальная и групповая форма проведения;
2. Продолжительность психокоррекционного занятия 20-25 минут
1. Коррекция памяти
Цель: развитие памяти.
Содержание:
- Пересказ небольших рассказов по памяти, плану.
- Д/и «Запомни и нарисуй»
2. Развитие пространственной ориентации, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Цель: развитие пространственной ориентации, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Содержание:
- Ориентировки от себя (вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево);
- Д/и «Право-лево»
Занятие № 5
Форма организации:
1. Индивидуальная и групповая форма проведения;
2. Продолжительность психокоррекционного занятия 20-25 минут
1. Коррекция речи.
Цель: развитие речи.
Содержание:
- Составление предложений, рассказов по сюжету, серии сюжетных картинок;
2. Формирование общей осведомленности, временных представлений.
Цель: формирование общей осведомленности, временных представлений.
Содержание:
- Формирование сведений о себе, семье через д/и;
Занятие № 6
Форма организации:
1. Индивидуальная и групповая форма проведения;
2. Продолжительность психокоррекционного занятия 20-25 минут
1. Коррекция речи.
Цель: развитие речи.
Содержание:
- Д/и «Что это?», «Скажи правильно»;
2. Формирование общей осведомленности, временных представлений.
Цель: формирование общей осведомленности, временных представлений.
Содержание:
- Д/и «Определи по признакам», «К какому времени года относится?»;
Занятие № 7
Форма организации:
1. Индивидуальная и групповая форма проведения;
2. Продолжительность психокоррекционного занятия 20-25 минут
1. Коррекция мелкой моторики
Цель: развитие мелкой (тонкой) моторики рук.
Содержание:
- Игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика;
- Различные виды штриховок;
2. Коррекция зрительного гнозиса
Цель: развитие зрительного восприятия.
Содержание:
- Упражнение «Золотой коврик» - залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались.
Занятие № 8
Форма организации:
1. Индивидуальная и групповая форма проведения;
2. Продолжительность психокоррекционного занятия 20-25 минут
1. Коррекция мелкой моторики
Цель: развитие мелкой (тонкой) моторики рук.
Содержание:
- Игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика;
- Упражнение «Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр» - взяв пластилин, ребенку предлагается вылепить различные буквы (печатные и прописные), цифры, геометрические фигуры. Затем предлагается распознавание с закрытыми глазами на ощупь фигуры.
2. Коррекция зрительного гнозиса
Цель: развитие зрительного восприятия.
Содержание:
- Упражнение «Золотой коврик» - залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались.
- Д/и «Следопыт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей в период подготовки к школе
В работе представлены разнообразные виды деятельности по формированию познавательных способностей детей в период подготовки к школе, на уроках математики в 1 классе....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...
Развитие познавательных процессов на уроках чтения в начальных классах
Пути совершенствования навыков чтения у учеников начальной школы....
Отчет по методической теме «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».
Изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более высокого развития всех познавательных процессов.Поэтому считаю ва...
Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."
Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно. Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для учащихся 1-2 классов начальной школы "Спички детям - не игрушки!"
Внеклассное мероприятие "Спички детям - не игрушки!" посвящено "Дню пожарной охраны". Целью мероприятия является закрепление знаний о пожарной безопасности у школьников начальных к...
Дидактические игры для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Сделана подборка дидактических игр для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Будет полезна для дефектологического сопровождения детей с ОВЗ,...