Конспект урока. Деление слов на слоги.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему
В работе преставлены упражнения для закрепления данного материала
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ,
СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ»
Составила:
Короткова Лариса Сергеевна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МОУ для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи
«Центр Диагностики и Консультирования»
г. Нижнекамск
2017 г.
Цели.
1. Упражнять в различении слогов и слов.
2. Дать понятие об открытых и закрытых слогах.
3. Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов.
4. Упражнять в словообразовании односложных слов в двухсложные суффиксальным способом.
5. Учить делить двухсложные слова на слоги.
6. Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.
7. Продолжать учить детей изображать слова графически- схемой.
8. Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.
9. Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.
10. Развивать мелкую моторику.
11. Развивать память.
12. Развивать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование.
Карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.
I. Оргмомент.
У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА.
Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).
-Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (о словах и слогах)
II. Понятие о закрытых и открытых слогах.
- Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ.
Логопед показывает демонстрационные карточки- символы этих слогов:
замок и полуоткрытая дверь.
- Когда в конце слога воздух выходит свободно- это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ:
ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ.
- А когда в конце слога воздух встречает преграду- это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ:
ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ.
- Какой может быть преграда? (зубы, губы, язык).
III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками- символами слогов).
- Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ:
НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА, КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.
V. Составление слова из слогов.
Логопед произносит слог КА (показывает карточку- слог).
-Вам понятно, что я произнесла? Почему?
Логопед произносит слог ПЕЛЬ (показывает карточку- слог).
-А сейчас понятно, что я произнесла? Почему?
Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.
1
ВЫВОД:
- Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.
V. Работа со словом. Штриховка.
–Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ?
(Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки).
- В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной).
Апрель, апрель! Звонко капают капели На дворе звенит КАПЕЛЬ. Возле нашего окна,
Птицы весело запели:
«Чив- чив- чив, пришла весна!»
Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.
VI. Работа с карточками.
-Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.
1) ДРО 2) СКИ 3) ШУБ
СНЕГ ГОД ЛУЧ
4) ЛИСТ 5) САД 6) ЦВЕТ
ЖУР ЛЫВ БРО
Физкультминутка «Танец в кругу».
Мы сейчас пойдём направо дружно. А потом пойдём налево дружно. В центре круга соберёмся дружно. И на место все вернёмся дружно. Мы тихонечко присядем дружно. | Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом. |
И немножечко приляжем дружно. | Дети складывают руки под щекой. |
Мы поднимемся тихонько дружно. И попрыгаем легонько дружно. | Выполнять движения в соответствии с текстом. |
Пусть попляшут наши ноги дружно. | Дети притопывают ногами. |
И похлопают ладони дружно. | Хлопают в ладоши. |
Повернёмся мы направо дружно. | Кружатся в правую сторону. |
Не начать ли всё сначала дружно? | Дети снова берутся за руки. |
Упражнение для глаз (выполняется за столами
с индивидуальными карточками-
слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок ).
Рисунок: ваза с весенними цветами- тюльпанами.
2
VII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов.
- Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков.
Логопед показывает, как разделить слово ЖУК (один хлопок)- 1 гласная У.
Значит, 1 слог. Ласково называем слово ЖУЧОК (2 хлопка)- 2 гласные У, О.
________________ ________________ ЖУК
У У О
_______ _______ _______ ЖУ- ЧОК
ВЫВОД:
- СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ (СТОЛЬКО И ХЛОПКОВ).
- Вспомните, какое слово у вас было на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ).
Далее по очереди это выполняет каждый ученик.
- Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его с помощью хлопков (СНЕГ- СНЕЖОК, ГОД- ГОДИК, САД- САДИК, ЦВЕТ- ЦВЕТОК, ЛИСТ- ЛИСТИК, ЛУЧ- ЛУЧИК).
VIII. Работа с карточками. Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги:
ЛУ- ЧИ РЕ- КА ТУ- ЧА РО- ЗА ВО- ДА
Физкультминутка с мячом.
Игра «Доскажи словечко»
1) ЁЛ- …(КА) СКВО- …(РЕЦ) ЦВЕ- …(ТЫ) ТРА- …(ВА)
СЛО- …(ВА) ГНЕЗ- …(ДО)
2) РУ- …(ЧЕЙ) ПАЛЬ- (ТО) КУРТ- …(КА) РУ- …(КА)
ЛА- …(ПА) ДЕ- …(ТИ)
3) ВЕС- …(НА) ВЕТ- …(КА) ЗОН- …(ТИК) ШАП- …(КА)
ЧЕР- …(ВЯК) КУС- …(ТЫ)
IX. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги.
У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая, чёрточками надо разделить предложения на слоги.
Лиза взяла зонтик.
Мама вела Машу.
Вова видел жука.
Птицы пили воду.
Вика рвала цветы.
Весной была капель.
X. Изготовление игры: работа с ножницами.
У каждого ученика на тарелочке лежит по шесть двухсложных слов. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части.
- Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ)
- Разрежьте слова на слоги!
Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК.
- Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!
3
XI. Итог. - Что нового вы узнали на занятии?
- Что такое СЛОГ?
- Что такое СЛОВО?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми.
4
Процесс последовательного вычленения и сочетания звуков в словах различной слоговой структуры лежит в основе формирования навыков письма и чтения. В предложенном конспекте предлагается много занимательных приёмов, которые увлекают учащихся, чем достигается эффективность занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-153989-1354123483.jpg)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»
Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать понятие у учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-282972-1377072777.jpg)
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...
Разработка урока "Деление слов на слоги"
Тема: «Деление слов на слоги.» Цель: Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематически...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/10/picture-454116-1639157211.jpg)
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-201507-1512917705.jpg)
Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"
Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-1098998-1548218860.jpg)
Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.
Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....