Конспект урока. Деление слов на слоги.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Короткова Лариса Сергеевна

В работе преставлены упражнения для закрепления данного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В 1 КЛАССЕ

ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ,

СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ»

Составила:

                                                                    Короткова Лариса Сергеевна

                                                                    учитель-логопед

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                    МОУ для детей, нуждающихся

                                                                    в психолого-педагогической и

                                                                    медико-социальной помощи

                                                                    «Центр Диагностики и Консультирования»

                                                                    г. Нижнекамск

2017 г.

Цели.

 1. Упражнять в различении слогов и слов.

 2. Дать понятие об открытых и закрытых слогах.

 3. Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного,      упражнять в выделении гласного из слов.  

 4. Упражнять в словообразовании односложных слов в двухсложные  суффиксальным способом.

 5. Учить делить двухсложные слова на слоги.

 6. Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.

 7. Продолжать учить детей изображать слова графически- схемой.

 8. Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.

 9. Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.    

10. Развивать мелкую моторику.

11. Развивать память.  

12. Развивать интерес к логопедическим занятиям.     

Оборудование.

 Карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.                      

I. Оргмомент.

   У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА.

Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).

-Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (о словах и слогах)

II. Понятие о закрытых и открытых слогах.

- Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ.

Логопед показывает демонстрационные карточки- символы этих слогов:

замок и полуоткрытая дверь.

- Когда в конце слога воздух выходит свободно- это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ:

ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ.

- А когда в конце слога воздух встречает преграду- это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ:

ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ.

- Какой может быть преграда? (зубы, губы, язык).

III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками- символами слогов).

- Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ:

НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА, КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.

V. Составление слова из слогов.                               

 Логопед произносит слог КА (показывает карточку- слог).

-Вам понятно, что я произнесла? Почему?

Логопед произносит слог ПЕЛЬ (показывает карточку- слог).

-А сейчас понятно, что я произнесла? Почему?

Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.

1

ВЫВОД:

- Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.

V. Работа со словом. Штриховка.

 –Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ?                                                                      

(Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки).

- В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной).

 Апрель, апрель!                                Звонко капают капели                                                                                                 На дворе звенит КАПЕЛЬ.               Возле нашего окна,

                                                            Птицы весело запели:

                                                            «Чив- чив- чив, пришла весна!»

Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.

VI. Работа с карточками.

-Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.

1) ДРО                                              2) СКИ                                   3) ШУБ            

    СНЕГ                                                ГОД                                       ЛУЧ

4) ЛИСТ                                           5) САД                                   6) ЦВЕТ

    ЖУР                                                 ЛЫВ                                       БРО  

Физкультминутка «Танец в кругу».

Мы сейчас пойдём направо дружно.

А потом пойдём налево дружно.

В центре круга соберёмся дружно.

И на место все вернёмся дружно.

Мы тихонечко присядем дружно.

Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

И немножечко приляжем дружно.

Дети складывают руки под щекой.

Мы поднимемся тихонько дружно.

И попрыгаем легонько дружно.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Пусть попляшут наши ноги дружно.

Дети притопывают ногами.

И похлопают ладони дружно.

Хлопают в ладоши.

Повернёмся мы направо дружно.

Кружатся в правую сторону.

Не начать ли всё сначала дружно?

Дети снова берутся за руки.

Упражнение для глаз (выполняется за столами

с индивидуальными карточками-

слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок ).

Рисунок: ваза с весенними цветами- тюльпанами.

2

VII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов.

- Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков.

Логопед показывает, как разделить слово ЖУК (один хлопок)- 1 гласная У.

Значит, 1 слог. Ласково называем слово ЖУЧОК (2 хлопка)- 2 гласные У, О.

________________                   ________________                   ЖУК

               У                                        У              О

         _______                            _______     _______                  ЖУ- ЧОК

ВЫВОД:

- СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ (СТОЛЬКО И ХЛОПКОВ).

- Вспомните, какое слово у вас было на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ).

Далее по очереди это выполняет каждый ученик.

- Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его с помощью хлопков (СНЕГ- СНЕЖОК, ГОД- ГОДИК, САД- САДИК, ЦВЕТ- ЦВЕТОК, ЛИСТ- ЛИСТИК, ЛУЧ- ЛУЧИК).                

           

VIII. Работа с карточками. Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги:

ЛУ- ЧИ     РЕ- КА     ТУ- ЧА     РО- ЗА     ВО- ДА    

Физкультминутка с мячом.

Игра «Доскажи словечко»

1) ЁЛ- …(КА)          СКВО- …(РЕЦ)          ЦВЕ- …(ТЫ)          ТРА- …(ВА)

СЛО- …(ВА)         ГНЕЗ- …(ДО)

2) РУ- …(ЧЕЙ)          ПАЛЬ- (ТО)             КУРТ- …(КА)           РУ-  …(КА)

ЛА-   …(ПА)          ДЕ- …(ТИ)

  3) ВЕС- …(НА)         ВЕТ- …(КА)            ЗОН- …(ТИК)         ШАП- …(КА)

ЧЕР- …(ВЯК)          КУС- …(ТЫ)

IX. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги.

У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая, чёрточками надо разделить предложения на слоги.

Лиза взяла зонтик.

Мама вела Машу.

Вова видел жука.

Птицы пили воду.

Вика рвала  цветы.

Весной была капель.

X. Изготовление игры: работа с ножницами.

У каждого ученика на тарелочке лежит по шесть двухсложных слов. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части.

- Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ)

- Разрежьте слова на слоги!

Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК.

- Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!

3

XI. Итог.                                                                                                                                           - Что  нового вы узнали на занятии?  

- Что такое СЛОГ?

- Что такое СЛОВО?

-  Какое задание вам было интересно выполнять?

В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми.

4

   Процесс последовательного вычленения и сочетания звуков в словах различной слоговой структуры лежит в основе формирования навыков письма и чтения. В предложенном конспекте предлагается много занимательных приёмов, которые увлекают учащихся, чем достигается эффективность занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»

Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать  понятие у  учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Разработка урока "Деление слов на слоги"

Тема: «Деление слов на слоги.»   Цель: Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематически...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....

Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"....

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....