Роль разделительного твердого знака в слове
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Горохова Мария Юрьевна

Задачи:

Развитие орфографической зоркости

Обогащение лексического запаса

Развитие слухового внимания

Развитие связной речи.

 

Планируемые результаты:

Предметные умения

Научиться выделять и обозначать твердый знак в словах, применять правило правописания разделительного твёрдого знака в словах.

Регулятивные:

-  формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность  действий

- исправлять ошибки в устной и письменной речи;
- контролировать результаты своей деятельности и деятельности товарища.

Познавательные:

- использовать общие приемы решения поставленных задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

- развитие умения задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;

-осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками

Личностные:

- самооценка на основе критериев успешной деятельности

- осознать практическую и личную значимость результатов каждого этапа урока.

 

Оборудование:  презентация, карточки с крупно написанными заданиями (на доску), карточки-слова для составления предложений, карточки с заданиями для каждого учащегося, листики-стикеры.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

  1. В эту субботу мне позвонил друг по имени Егор. Он разыскивает пропавшее из зоопарка животное и решил дать объявление в газету. Но в редакции не приняли текст и посоветовали исправить.

Поможем Егору?

Вот текст объявления:

Обявление

В среду, 15 января, в Ростовском зоопарке разяренный взерошенный тигр сел сумочку посетительницы и сбежал.

Все, кто сможет предявить в редакцию семку происшествия, получат вознаграждение.

 

- Почему это объявление не стали печатать в газете?

Какие слова написаны неверно?

А почему нужно писать именно так?

 

  1. Было сели – стало съели.

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен?

 

— Как вы догадались, что речь идет о твердом знаке?

— Чем отличается слово сели от слова съели? (значением)

— Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)

 

Я предлагаю посоревноваться.

Объединимся в пары.

 Вставьте букву или соедините приставку со словом, выделить орфограмму.

 

№1 

Под...ём, об...ехал, под…держать, с…едобный, об…яснил.

№2 С…давливать, раз...ярённый, об...едение, вз...ерошенный, в..лезать.

№3

В...ехал, об…явление, об…деленный, об…единить, пред…явить.

№4 Пред…ставить, с...ежились, под...ёмный, об...ём,

под...езд.

 

 

 

Задание 2

Внимательно прослушайте стихотворение. Если в слове пишется разделительный Ъ, хлопните в ладоши.

 

Все вокруг объяты страхом –
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.

 

 

Задание 3.

 

Запишите в тетрадь ответы - слова, в которых встречается разделительный твердый знак, выделите орфограмму:   

  1. Растолковать, сделать понятным (объяснить)
  2. Грибы, пригодные для еды (съедобные)
  3. Недоеденные куски (объедки)
  4. Вход в здание (подъезд)
  5. Недостаток или неисправность (изъян)
  6. Сжаться от холода (съежиться)
  7. Кран, используемый на стройплощадке для перемещения грузов (подъемный)

 

  1. ФИЗМИНУТКА

 

  1. - Что ж, ребята, вы готовы помочь моему другу Егору исправить ошибки в его тексте?

Кто увидел ошибку, поднимите руку. (Разбор и исправление текста.)

Молодцы, ребята!

Теперь, думаю, это объявление обязательно примут в редакции. Сейчас отправлю ему текст электронной почтой.

 

  1. А мы, ребята, выполним последнее задание и определим победителей нашего состязания.

Нам необходимо составить предложения из слов на каждом листе.

Цветов, от, съежились, холода, листья.

Лесу, деревьях, в, висит, на, зверей, для, объявление, открыта, что, больница, и, птиц.

Вниз, объедки, шишки, бросал, грыз, на, кто-то, ветке, свои.

 

Переверните, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас на столах. Вместе составьте из рассыпавшихся слов предложения, над словами расставьте цифры по порядку.

Самостоятельно отметьте орфограммы. Перепишите в тетрадь.

 

  1. Проверка ошибок в тетрадях соседа.

 

  1. Рефлексия.

Учитель: Наше занятие подходит к концу, и я хотела бы узнать, понравилось ли вам работать. На стикерах напишите свое имя и прикрепите его на смайлик, который выражает ваше мнение о занятии.

На слайде смайлики с изображениями эмоций.

 

  1. Похвала, прощание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_v_slove.docx13.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль разделительного твердого знака в слове

Задачи:

Развитие орфографической зоркости

Обогащение лексического запаса

Развитие слухового внимания

Развитие связной речи.

Планируемые результаты:

Предметные умения

Научиться выделять и обозначать твердый знак в словах, применять правило правописания разделительного твёрдого знака в словах.

Регулятивные:

-  формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность  действий

- исправлять ошибки в устной и письменной речи;
- контролировать результаты своей деятельности и деятельности товарища.

Познавательные: 

- использовать общие приемы решения поставленных задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

- развитие умения задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;

-осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками

Личностные:

- самооценка на основе критериев успешной деятельности

- осознать практическую и личную значимость результатов каждого этапа урока.

Оборудование:  презентация, карточки с крупно написанными заданиями (на доску), карточки-слова для составления предложений, карточки с заданиями для каждого учащегося, листики-стикеры.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

  1. В эту субботу мне позвонил друг по имени Егор. Он разыскивает пропавшее из зоопарка животное и решил дать объявление в газету. Но в редакции не приняли текст и посоветовали исправить.

Поможем Егору?

Вот текст объявления:

Обявление

В среду, 15 января, в Ростовском зоопарке разяренный взерошенный тигр сел сумочку посетительницы и сбежал.

Все, кто сможет предявить в редакцию семку происшествия, получат вознаграждение.

- Почему это объявление не стали печатать в газете?

Какие слова написаны неверно?

А почему нужно писать именно так?

  1. Было сели – стало съели.

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен?

— Как вы догадались, что речь идет о твердом знаке?

— Чем отличается слово сели от слова съели? (значением)

— Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)

Я предлагаю посоревноваться.

Объединимся в пары.

 Вставьте букву или соедините приставку со словом, выделить орфограмму.

№1  

Под...ём, об...ехал, под…держать, с…едобный, об…яснил.

№2 С…давливать, раз...ярённый, об...едение, вз...ерошенный, в..лезать.

№3

В...ехал, об…явление, об…деленный, об…единить, пред…явить.

№4 Пред…ставить, с...ежились, под...ёмный, об...ём,

под...езд.

Задание 2

Внимательно прослушайте стихотворение. Если в слове пишется разделительный Ъ, хлопните в ладоши.

Все вокруг объяты страхом –
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В с
верхъестественной тревоге
Всё зверье уносит ноги.
Даже
несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом
съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он
отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.

Задание 3.

Запишите в тетрадь ответы - слова, в которых встречается разделительный твердый знак, выделите орфограмму:    

  • Растолковать, сделать понятным (объяснить)
  • Грибы, пригодные для еды (съедобные)
  • Недоеденные куски (объедки)
  • Вход в здание (подъезд)
  • Недостаток или неисправность (изъян)
  • Сжаться от холода (съежиться)
  • Кран, используемый на стройплощадке для перемещения грузов (подъемный)

  1. ФИЗМИНУТКА

  1. - Что ж, ребята, вы готовы помочь моему другу Егору исправить ошибки в его тексте?

Кто увидел ошибку, поднимите руку. (Разбор и исправление текста.) 

Молодцы, ребята!

Теперь, думаю, это объявление обязательно примут в редакции. Сейчас отправлю ему текст электронной почтой.

  1. А мы, ребята, выполним последнее задание и определим победителей нашего состязания.

Нам необходимо составить предложения из слов на каждом листе.

Цветов, от, съежились, холода, листья.

Лесу, деревьях, в, висит, на, зверей, для, объявление, открыта, что, больница, и, птиц.

Вниз, объедки, шишки, бросал, грыз, на, кто-то, ветке, свои.

Переверните, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас на столах. Вместе составьте из рассыпавшихся слов предложения, над словами расставьте цифры по порядку.

Самостоятельно отметьте орфограммы. Перепишите в тетрадь.

  1. Проверка ошибок в тетрадях соседа.

  1. Рефлексия.

Учитель: Наше занятие подходит к концу, и я хотела бы узнать, понравилось ли вам работать. На стикерах напишите свое имя и прикрепите его на смайлик, который выражает ваше мнение о занятии.

На слайде смайлики с изображениями эмоций.

  1. Похвала, прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Опыт многолетней работы показывает, что в начальных классах существует проблема: ученики выучили правило отлично, но часто допускают ошибки в письменных заданиях, проверяющих знания по теме «Орфографи...

Презентация к уроку по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Информационно - коммуникационные технологии использовались на всех этапах повторительно-обобщающего урока «Правописание слов с разделительным твердым знаком». Методы обучения русскому языку на данном ...

Дидактический материал по русскому языку по теме "Написание слов с разделительным твердым знаком".

Часто ученики допускают ошибки при написании слов с разделительным твердым знаком: замена твердого знака на мягкий знак или отсутствие твердого знака в слове. Поэтому для учащихся разработан дидактиче...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Тема: Правописание  слов с разделительным твёрдым знакомТип урока: ОНЗЦель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка в 3 классе "Слова с разделительным твердым знаком"

Урок в форме заочного путешествия в зимний лес. Соответствует фгос, позволяет каждому учащемуся органично включаться в увлекательную проблемно- поисковую деятельность....

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...