Сказкины загадки
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Развивающая игра с использованием загадок, ребусов, кроссвордов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkiny_zagadki.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновский детский дом-школа»
Глуховская Л.Т., учитель-логопед
«Сказкины загадки»
Развивающая игра с использованием загадок, кроссвордов, ребусов.
(1-2 классы)
Задачи:
1.Познавательные: формирование умения разгадывать кроссворды, ребусы, отгадывать загадки; закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; активизация словаря по обобщающей теме «Животные».
2.Коррекционные: активизация мыслительной деятельности на материале загадок; развитие логического мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, связной речи.
3.Воспитательная: воспитание интереса и любви к устному народному творчеству – сказке.
Оборудование: карточки с кроссвордами по количеству учащихся; предметные картинки с изображением медведя, слона, кролика, рыси, дрозда; сюжетная картина «Деревня» (ведро, дым, лапти, пояс); планшет с ребусом; книга сказок, игрушка Буратино.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши весёлые сказки.
Я приглашаю вас в гости к сказке.
2. Основная часть.
А помогать нам будет сказочная девочка, которую зовут… Попробуйте сами назвать её имя, пользуясь подсказкой: как зовут принцессу с золотыми волосами? (Златовласка). А у нашей сказочной девочки синие глаза. Догадались, как её зовут? (Синеглазка).
Синеглазка очень любит читать. Хотите узнать название её любимой книги? Для этого нужно разгадать кроссворд. Если вы всё сделаете правильно, то в красных клеточках по вертикали вы сможете прочитать название книги. Вписать слова в клеточки по горизонтали вам помогут загадки.
С | О | Б | А | К | А | ||||
В | О | Л | К | ||||||
Б | А | Р | А | Н | |||||
З | А | Я | Ц | ||||||
У | Л | И | Т | К | А | ||||
Л | И | С | А |
1) Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк.
2) Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
3) По горам и долам ходит шуба и кафтан.
4) Зимой на снегу его не видно – волку и лисе обидно!
5) Очень медленно ползёт, на себе свой дом несёт.
6) Рыжая плутовка в лесу живёт, в деревне кур крадёт.
А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Назовите героев этих сказок.
Молодцы! Вы знаете много сказок! Я предлагаю вам вписать название картинок в клетки этого кроссворда, и тогда вы узнаете имя героя одной известной русской народной сказки. (Картинки: ведро, дым, деревня, луна, пояс = Емеля).
В | Е | Д | Р | О | |||
Д | Ы | М | |||||
Д | Е | Р | Е | В | Н | Я | |
Л | У | Н | А | ||||
П | О | Я | С |
Как называется сказка, в которой живёт Емеля? Как вы думаете, почему сказку так назвали?
Чтобы встретиться ещё с одним сказочным героем, нужно отгадать загадку:
С букварём шагает в школу мальчуган,
Попадает вместо школы в балаган. (Буратино).
А вы знаете, что такое «балаган»? (Старинное народное театральное смешное зрелище, представление).
Из какой сказки пришёл к нам Буратино? Кто придумал этого сказочного героя?
Динамическая пауза. Буратино – весёлый, неунывающий мальчуган; он очень любит играть. Я предлагаю поиграть вместе с ним.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Топнул правой ножкой в пол.
Вот и кончилась игра:
Заниматься нам пора!
И ещё одна загадка: У порога плачет, коготки прячет, тихо в комнату войдёт, замурлычет, запоёт. Догадались? Это… (Кот).
Кот – герой многих сказок. В какой сказке кот ходит в обуви? («Кот в сапогах»).
У Синеглазки тоже есть кот. Его имя она спрятала в ребус. Вы уже знаете, что в ребусе слова изображаются при помощи рисунков и различных значков. Для того, чтобы прочесть и отгадать слово, нужно знать и понимать, какой знак что изображает. Попробуйте отгадать, как зовут кота Синеглазки: (ребус - гриб, шар = Гриша).
Как нужно писать это слово? Почему? Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
У кота Гриши много друзей. Вот их фотографии. Назовите, с кем дружит кот Гриша? (С медведем, рысью, кроликом, слоном, дроздом).
Все друзья кота Гриши любят ходить на … (маскарад). (Маскарад – это бал, гулянье, участники которого надевают маски или костюмы).
Однажды на маскараде Гриша не смог найти своих друзей: они все были в масках. Вы догадались, кто под какой маской прячется? Тогда помогите коту Грише найти друзей, впишите слова в клеточки кроссворда.
М | А | С | К | А | Р | А | Д |
Е | Л | Р | Ы | Р | |||
Д | О | О | С | О | |||
В | Н | Л | Ь | З | |||
Е | И | Д | |||||
Д | К | ||||||
Ь |
Динамическая пауза. Спасибо, ребята, вы помогли коту Грише найти всех его друзей. А теперь я предлагаю вам показать, как ходит по лесу медведь; как качает головой слон; как прыгает кролик; как крадётся за добычей рысь; как летает дрозд. Молодцы! Грише очень понравилось, как вы изображали его друзей.
Однажды, друг кота Гриши – кролик, вернувшись с прогулки, нашёл на дверях своего дома странную записку. Давайте поможем кролику прочитать её: сначала прочитайте по порядку буквы в жёлтых клеточках. Что у вас получилось? (Приходи к нам в гости). А теперь прочитаете буквы в красных клетках, и узнаете, кто написал эту записку. (Кот. Пёс).
п | т | р | в | и | х | о | о | д | и | и |
д | к | р | н | у | а | з | м | ь | в | я |
г | к | о | о | т | с | п | ё | т | с | и |
Молодцы ребята, вы успешно справились со всеми заданиями. А теперь попробуйте по отрывку определить название русской народной сказки. (Ведущий читает отрывок из сказки, пока кто-то из играющих не определит её название.
1. «Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду а рыбой».
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл, а лисичка не ворохнётся, лежит, как мёртвая…» («Лиса и волк»)
2. «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошёл старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собравши немного муки, стали месить …» («Колобок»)
3. «Вези, вези её, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь…» («Морозко»)
4. «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…» («Царевна-лягушка»)
5. «Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал. На вторую ночь пошёл средний сын…» («Сивка-бурка»)
3. Подведение итогов.
Ну, вот, все задания выполнены, пришло время прощаться с девочкой Синеглазкой и героями любимых сказок. Синеглазке вы очень понравились, и она оставила вам в подарок свою любимую книгу сказок. Читайте и набирайтесь ума: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.
В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....
презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)
ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...