Тренажёр Дельфа-142.1 в работе с детьми с ТНР.
компьютерная программа по логопедии на тему

Пронина Евгения Николаевна

Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1»  представляет собой компьютерную приставку, работающую под управлением программы по коррекции устной и письменной речи детей с речевой патологией. Основной целью создания компьютерного тренажера являлось дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delfa.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Предназначение

Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» (далее: тренажер) представляет собой компьютерную приставку, работающую под управлением программы по коррекции устной и письменной речи детей с речевой патологией. Основной целью создания компьютерного тренажера являлось дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи учащихся школы V вида(для детей с тяжелыми нарушениями речи), в школах II вида(для слабо- слышащих детей), в детских садах и школах для детей с задержкой психического развития, в специализированных логопедических детских садах и в логопедических группах общеобразовательных детских садов, в школах VIII вида(для умственно отсталых детей). Тренажер также может быть использован при обучении грамоте нормально развивающихся детей в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях.

С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» можно решать следующие задачи логопедической работы:

-коррекция речевого дыхания;

-коррекция силы голоса;

-работа над устранением назального оттенка голоса;

-коррекция произношения гласных и согласных звуков;

-отработка дифференциации парных глухих и звонких соглас- ных;

-отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;

-работа над звукобуквенным составом слова;

-работа над слоговой структурой слова;

-формирование обобщенного лексического значения слова;

-коррекция лексико-грамматическойстороны речи;

-работа над морфологическим значением слова;

-формирование и развитие навыка чтения;

-расширение словарного запаса;

-работа над построением плана речевого высказывания;

-развитие связной монологической речи и т.д.

Тренажер позволяет:

-внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;

-многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;

-использовать различный стимульный материал — картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;

-работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;

-одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика.

Для облегчения работы с тренажером в обучающей программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуко- вых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и под- сказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дубли- руют друг друга, что позволяет работать с тренажером без звукового сопровождения. Это особенно важно при групповых занятиях.

Комплектация

Комплект логопедического тренажера включает в себя электрон-ный Блок обработки сигнала(БОС), адаптер питания, микрофон, обу-чающую программу«Дэльфа-142» на компактдиске, , паспорт изделия, настоящее практическое руководство и упаковочную коробку.

Раздел «Звук»

Программа позволяет: отработать правильное речевое дыхание; отработать правильное речевое дыхание; корректировать назальный оттенок голоса у детей с ринолалией и ринофонией; корректировать назальный оттенок голоса у детей с ринолалией и ринофонией; отработать слитное произнесение слогов, слов и фраз; отработать слитное произнесение слогов, слов и фраз; научить ребенка правильно произносить звуки различной громкости; научить ребенка правильно произносить звуки различной громкости;

Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон . Включает 19 упражнений , распределенных по типам:

" Задуй свечки ", " Чашка чая ", " Бабочка "  и  " Сказочный замок "  предназначены для отработки правильного речевого дыхания, плавности и длительности выдоха, слитного произнесения слов и фраз;

  " Колобок "  и  " Бегемотик "  помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране;

·     Чем громче звук, тем шире Бегемотик раскрывает рот.

Елочка"  и  "Репка"  - для закрепления навыка произнесения слогов и слов на одном выдохе;

  "Картинка из кубиков"   и  "Скатерть-самобранка"   - для отработки слитного и ритмичного произнесения слогов, слов и фраз;

"Вертолет"  и  "Подводная лодка"  - для выработки правильного произношения гласных и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назальности в голосе и коррекции высоты голоса;

"Паровоз"  и  "Фонтан"  - для отработки правильного произношения глухих согласных звуков;

При правильном произнесении звуков  с, ш, х  и  ф  дымок паровозного дыма поднимается соответственно до Солнца, до воздушного шара и до флажка.

При дефектном произнесении положение дымка заметно отличается от эталонного.

Космический стрелок"  и  "Индеец"  - для формирования и автоматизации навыка голосообразования (включения голоса), а также при работе с назальным оттенком голоса;

"Речевая волна"  для формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании;

  "Речевая волна 2"   - применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат;

  "Спектр"  - для отработки правильной артикуляции гласных, щелевых и сонорных согласных.

Раздел "Буква"

Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, постановка букв в слово. Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции ( 9 упражнений )

"Собери букву из 2-х частей ", "Собери букву из 4-х частей", "Собери букву (для отличников)"   предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение данных частей в пространстве. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок;

"Найди букву", "Найди букву (для отличников)"  предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения. Тренируют навык сличения печатного текста с образцом, сохраняя последовательность и количество элементов. Упражнения можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии;

Картинки"  - для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем;

Сортировка слов с пропущенными буквами"   и   "Конструктор"  помогут отработать навык дифференциации парных согласных. Можно выбрать одну из 15 пар звуков, с которыми будет работать ребенок;

"Тим и Том"  используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости.

Раздел "Слог"

Нахождение слога, постановка слога в слово, восстановление порядка слогов в слове ( 4 упражнения )

-"Найди слог"  для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.

-"Грузовик"  позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге.

-  "Волшебный колодец"   и  "Волшебный колодец (для отличников)" предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.

Раздел "Слово"

Глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификация слов по разным морфологическим и тематическим признакам. (19 упражнений)

  "Прятки простые", "Прятки сложные"  и  "Прятки (для отличников)" . С помощью упражнений данного типа формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки или аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.

  "Мозаика "  и  "Мерцающая мозаика"  для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.

"Найди имя существительное", "Найди имя прилагательное", "Найди глагол", "Классификация частей речи", "Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям", "Определи число имени существительного", "Определи род имени существительного", "Определи число имени прилагательного", "Определи род имени прилагательного", "Определи число глагола", "Определи время глагола", "Определи род глагола", "Найди предлог", "Антонимы« - все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.

Раздел "Предложение"

  Коррекция лексико-грамматической стороны речи ( 8 упражнений )

"Восстанови предложение", "Составь предложение",  "Вставь пропущенное слово",  "Выбери форму слова",  "Вставь предлог",  "Вставь предлог (для отличников),  "Вставь союз",  "Закончи предложение"

Предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и грамматических связей между словами в предложении.

Положительные аспекты работы: тренажер позволяет использовать задания разного уровня сложности, экономит время и силы логопеда, позволяет представлять учебную информацию в интересной  игровой форме.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...