«Диалог «взрослый-ребенок» как источник освоения родного языка»
статья по логопедии по теме

Левковская  Виктория Михайловна

«Диалог  «взрослый-ребенок»  как источник освоения родного языка»Объектом изучения специалистов  является речевая деятельность ребенка, а предметом — процесс освоения им родного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dialog_vzroslyy-rebenok.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Левковская В.М., учитель-логопед высшей кв. кат

МБОУСОШ №12 ЗАТО г. Североморска

Доклад на тему: «Диалог  «взрослый-ребенок»  как источник освоения родного языка»

Слайд №1 Речевое развитие ребенка специалистами (онтолингвистами) понимается широко: не только как развитие умения разговаривать (его индивидуальной речевой способности — способности воспринимать и продуцировать речь), но и как становление умения вступать в диалогические отношения и строить диалог — становление коммуникативной компетенции.

Объектом изучения специалистов  является речевая деятельность ребенка, а предметом — процесс освоения им родного языка. Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык представляет собой совокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений), а также правил их конструирования и употребления.

Речевая деятельность — особый ее вид, совокупность действий по рождению и восприятию речи. Она включает перевод определенного содержания в текст (при говорении) и извлечение содержания из текста (при слушании), а также процессы, связанные с производством новых единиц (особый вид деятельности, получившей в последнее время название лингвокреативной). Слайд №2 Напомним, что речь — высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция — обеспечение общения. В когнитивном аспекте — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления. (Б.Д. Карвасаский, 2001).

Слайд №3 (примеры высказываний детей)

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Известно, что речь ребенка в значительной степени отличается от речи взрослого. Самое существенное отличие — распространенность в ней так называемых «речевых инноваций» — факторов, не характерных для общего употребления. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет, и сам научиться говорить. Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно.

Слайд №4 К.Д. Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых. «Ошибочно думать, что фразами  «Лелечка бобо, она бах-бах», мы вступаем в более близкие  отношения с ребенком, развиваем его ум. У маленьких детей это достигается «Музыкой», интонацией слова, а не его звуковым составом».

Насколько прочно  закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи, видно из следующего примера.

«Мать разговаривала со своей дочерью Аней исключительно ее языком, ее звуками, в результате чего неправильное произношение у Ани удерживалось до пятилетнего возраста».

«Воспитатель средней группы с трудом научила Аню произносить звуки         [к, л, с, ш, р ] которые по-прежнему не применялись ею в устной речи в 7-летнем возрасте».

Даже среди воспитателей детских садов иногда встречается подобная слабость к детскому лепету. Одна из воспитательниц заявила логопеду: «Полно вам исправлять речь, пусть так говорит – мне это нравится». Такая сентиментальность тем более недопустима.
Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — “важнейшее средство человеческого общения”.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Стоит также отметить, что взаимодействие матери и ребенка с самого начала (еще на довербальном уровне) происходит в форме диалога. В таких диалогах мать в большинстве случаев выступает как инициатор общения. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. В школе помимо развития устной речи, развивается письменная речь.

Важно учитывать следующие ключевые принципы речевого развития ребенка.

1. Огромную роль оказывает,  речевой  материал, который ребенок перерабатывает. Материал этот поставляется на ранних этапах, прежде всего матерью, и успешность освоения ребенком родного языка во многом определяется особенностями ее речевого поведения по отношению к ребенку. Роль матери в обучении ребенка языку неоспорима, хотя часто ею и не осознается в полной мере.

2. Огромная роль диалогического единства в коммуникации «взрослый — ребенок» и «ребенок — ребенок» в речевом и психическом его развитии в дошкольный период.

3. Исследования речевого развития ребенка через   предметно-практическую деятельность, которая обслуживается языком в дошкольный и школьный период.

Анализ диалога «взрослый — ребенок» позволяет ответить на вопрос о том, каким образом получается, что ребенок овладевает основами родного языка. Этот вопрос продолжает волновать умы не только специалистов в области лингвистики, психологии и логопедии, но и педагогов и родителей. В этом процессе важна роль людей, окружающих ребенка. Несомненно, от их поведения зависит многое, но все же остается не до конца ясным, что именно делают взрослые для того, чтобы помочь ребенку как можно успешнее и быстрее освоить родной язык.

Известна проблема, суть которой заключается в том, что, как выявлено в многочисленных исследованиях, в России и на Западе, родители крайне редко напрямую исправляют ошибки ребенка в языке, обращая внимания не на правильность его речи, а скорее на ее содержание.

Но если это в самом деле так, каким же образом ребенок избавляется от своих ошибок в речи? Ведь рано или поздно у некоторых детей  ошибки исчезнут без видимых усилий самих детей или их родителей, а у некоторых недоразвитие связной речи перейдет в стойкое речевое нарушение.

Слайд №5 В процессе общения взрослым необходимо помогать ребенку овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести - семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка. Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения, - разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители, поэтому он и засыпает их вопросами. Родители должны быть рады бесконечным «как?», «почему?», «зачем?» - это значит, ребенок исследует мир.

Отметим ряд принципов речевого акта вопросов  в диалоге «взрослый — ребенок».

1. Речевой акт вопроса играет ведущую роль в организации всего диалога «взрослый — ребенок». Вопросно-ответная форма — один из важнейших способов вовлечения ребенка в коммуникативную деятельность. Дети учатся говорить так, как принято в их социальной среде.

2. С помощью вопросов взрослого в сознании ребенка осуществляется целая работа по первичной категоризации и упорядочиванию языковых явлений.

3. Вопросы взрослого позволяют отчасти проследить механизмы воздействия слова на складывающуюся языковую систему ребенка.

4. Вопросы, используемые взрослыми  в различных функциях при опоре на зону ближайшего когнитивного и языкового развития, оказываются существенными не только в становлении всех компонентов языковой системы ребенка, но и в формировании коммуникативной компетенции.

Усвоение диалогических отношений ребенком представляет достаточно длительный и сложный поэтапный процесс (В.В. Казаковская, 2000). Очевидно также, что коммуникативная компетенция ребенка развивается и совершенствуется не только при построении монолога, как считалось до недавнего времени, но и при овладении диалогической речью.

Наконец, следует помнить,  если  у ребенка проявилось отставание в развитии речи, то это  вполне преодолимо. Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего ребенка проблемы с речью, — это провести комплексное обследование ребенка у детского невролога, психиатра, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Главное при этом не занимать пассивной позиции в надежде, что все образуется само.

Слайд №6 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Основная задача взрослых при этом – помочь ребенку научиться общаться, сформировать у него желание, знания и умения делать это.

Слайд №7   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источники:

1.

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»

Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...

Предмет родного языка и литературы - главный источник в воспитании общечеловеческих ценностей учащихся

Предмет родного языка и литературы - главный источник в воспитании общечеловеческих ценностей учащихся. Статья для учителей татарского языка и литературы.Я работаю учителем родного языка и литературы,...