Понимание текста.
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Понимание текста.
Самой трудной формой импрессивной речи является понимание письменного текста. Это один из сложных аспектов обследования понимания речи, т.к. в нем выявляется взаимодействие процессов мышления, восприятия и понимания речи.
Специалистами в области психологии и логопедии неоднократно отмечалось, что у детей, имеющих нарушения моторной стороны речи, всегда в какой-то степени выявляются и нарушения ее рецепторной стороны, касающиеся процессов восприятия. Это обусловливает качественное своеобразие процесса понимания текста уже на самых ранних этапах развития ребенка.
Младший школьник не может успешно решать две задачи — овладеть техникой чтения и процессом понимания, т.к. процесс чтения не является для него подсобной операцией для восприятия содержания.
Затруднения в понимании текста происходят еще и потому, что восприятие письменного текста психологически коренным образом отличается от восприятия устной речи. Н. Г. Морозова выделяет три основные ступени понимания текста: понимание предметного или фактического содержания текста, т.е. усвоение информации о предметах, фактах, событиях; понимание подтекста, т.е. непрямо выраженной мысли; понимание отношения читателя к содержанию. Понимание текста включает в себя: · понимание значения слов, т.е. установление предметной соотнесенности между словами и явлениями действительности; · образование связей между словами; · образование связей между фразами; · образование связей между частями текста (абзацами, главами и т.п.). У детей с недоразвитием речи дефекты понимания текста обнаруживаются и часто сосуществуют во всех звеньях этого процесса. При восприятии слов страдает различение и узнавание их зрительных компонентов, поэтому на начальных этапах овладения техникой чтения часто возникает смешение слов с одинаковыми начальными элементами. Для исследования понимания текста следует использовать разнообразные речевые показатели. Например, в качестве показателя правильного понимания прочитанного могут служить следующие ответы и действия учащихся: · нахождение в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, поставленные к тексту учителем или другими учащимися, свободные ответы по прочитанному, ответы на вопросы к подтексту; · составление читающим вопросов к тексту или к отдельным его частям; · составление плана пересказа текста; · свободное воспроизведение содержания текста; · объяснение значений новых слов; · правильное интонирование отдельных предложений. Для выявления особенностей понимания текста детям, страдающим недоразвитием речи, могут быть предложены различные задания, связанные с реконструкцией текста. Наиболее простым заданием этого типа может быть задание на восстановление хронологической последовательности текста. Исходный текст (по сложности не превышающий программных требований) разделяется на относительно законченные в смысловом отношении отрезки. Напечатанные на отдельных карточках и перетасованные в случайном порядке, эти отрывки предъявляются учащимся. Им предлагается внимательно прочитать их и расположить так, чтобы восстановить исходный текст. Для этого вида задания используют несложные описательные тексты. Другим видом задания, близким к описанному, является работа с деформированным текстом. От учащихся требуется восстановить логическую последовательность в изложении содержания. Предъявляется текст и следующая инструкция: — Рассказ, который вы сейчас прочтете, составлен неверно. Предложения, из которых состоит рассказ, расположены неправильно. Исправьте недостатки и напишите его правильно. Облегченным вариантом задания может быть следующее: детям предлагается устный план, который помогает им группировать предложения вокруг соответствующего пункта плана. У многих детей с недоразвитием речи (II—III уровень) составленный рассказ не соответствует плану. Следует отметить и те случаи, когда дети не только неправильно группируют предложения вокруг определенных смысловых вех, но и возвращаются к уже выполненным смысловым разделам плана. Выявляемые у учащихся трудности восстановления логических связей указывают на фрагментарность в усвоении содержания текста и затрудняют его понимание. Для подтверждения того, что трудности понимания текста связаны не с усвоением его структуры, а именно с лексико-грамматическим недоразвитием детей, полезно использовать приемы с подстановкой значений. В тексте, соответствующем программным требованиям, каждое пятое и седьмое слово пропущено и заменено чертой определенной длины. Таким образом пропускаются и глаголы, и существительные, и предлоги и т.п., т.е. слова, относящиеся к различным грамматическим и лексическим категориям. Учащихся просят заполнить пропуски словами, которые, по их мнению, были пропущены. Логопед отмечает, совпадает ли слово, названное учеником, с пропущенным, является ли его синонимом или совсем не связано с ним семантически. В каждой из этих групп ответов выделяют грамматически правильные и неправильные. Возможен и другой вариант, когда логопед исключает, по своему усмотрению, отдельные лексические и грамматические элементы, достаточно легко подсказываемые контекстом. Исключают слова таким образом, чтобы ученику пришлось вставлять знаменательные и служебные слова. При этом важно обратить внимание на то, что представляет большую трудность для ребенка — вставка знаменательных или служебных слов. При анализе результатов выясняется: а) достиг ли ребенок необходимого понимания текста; б) какой уровень понимания, семантический или грамматический, страдает в большей степени. У детей младшего возраста более отчетливо проявляются ошибки в восприятии читаемых слов (смешение по звуко-буквенному сходству), которые свидетельствуют о неавтоматизированности процесса восприятия. У них не сформировано в нужной степени одно из необходимых условий для правильного понимания читаемого. У детей более старшего возраста преобладают смешения по лексическому значению, которые говорят о нечеткости, диффузности словесных значений. Однако зачастую ошибки, обусловленные нарушением фонологической и семантической систем, сосуществуют у детей с недоразвитием речи вплоть до старших классов. Описанные нами приемы направлены на выявление особенностей понимания речи в процессе ее формирования от уровня восприятия словоформ до раскрытия смысловых связей речевого сообщения. Литература 1. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1961. 2. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998. 3. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989. 4. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975. 5. Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. — М.: Педагогика, 1989. 6. Морозова Н. Г. О понимании текста // Известия АПН РСФСР, 1947. — Вып. 7 . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приём «клоуз – тест» как эффективное средство формирования техники понимания текста
В статье представлен анализ работы с приемом "клоуз-тест" на различных уроках, в том числе дан комментарий к мастер-классу по технике понимания текста, проведённом в г.Красноярске...
Особенности понимания текстов на уроках чтения глухими младшими школьниками имеющими задержку психического развития.
В работе рассматриваются следующие вопросы:-Проблема обучения чтению глухих детей-Проблема обучения чтению глухих детей с задержкой психического развити...
Развитие навыков чтения с полным пониманием текста
Презентация к уроку немецкого языка предназначена для учащихся 2 класса, занимающихся по программе И. Бим. Разработана самостоятельно, с учётом темы урока и возростных особенностей младших...
Оценочный материал "Понимание текста. Шум"
В разработке "Понимание текста. Шум" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе статьи и данных о шуме учащимися 3 класса, отследить динамику результат...
Оценочный материал "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка"
В разработке "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе сказки Бориса Заходера "Серая Звёздочка" учащим...
Оценочный материал "Понимание текста. Пословицы"
В разработке "Понимание текста. Пословицы" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе пословиц и поговорок учащимися 1, 2, 3, 4 классов, отследить дина...
Формирование у учащихся умений понимания текста путём использования диалоговой формы обучения.Мастер-класс
Знакомство участников мастер – класса с опытом использования диалоговой формы обучения при решении текстовых задач....