Рабочая программа 3 класс
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему
Рабочая программа 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_klass_onr_2017g.docx | 43.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
3 КЛАСС, ОНР/НвОНР
Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся
(наименование предмета)
Составитель: учитель – логопед Заречная О.Ю.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Связная речь характеризуется: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объём и характер высказывания, подбирает языковой материал).
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного её восприятия, что возможно при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, с уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладения правильным чтением и грамотным письмом.
Наиболее распространенными ошибками на уровне связного текста являются нарушения структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей, на синтаксическом уровне – пропуски значимых элементов, искажения структуры предложений.
Связная речь является фундаментом для полноценного формирования письменной речи, а если письменная речь строится на дефектном фундаменте устной речи, то это служит препятствием в освоении школьной программы.
Необходимо помнить, что связная речь является средством обучения и методом контроля за полученными знаниями. Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи требует системного, последовательного, поэтапного подхода к развитию связной речи.
1. Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся третьих классов с Нв ОНР разработана с учётом диагностических данных учащихся группы на основании методических рекомендаций Т.П. Бессоновой « Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения».- М.:АПК иППРО,2008.
2. Характеристика группы
У учащихся 3-4 классов с общим недоразвитием речи основным дефектом являются недостатки чтения и письма. Недоразвитие устной речи у большинства из них менее выражено. Но тщательное изучение уровня сформированности устной речи показывает определённые проблемы в развитии всех её сторон.
При обследовании звуковой стороны учащихся данной группы выявляются отдельные недочеты в произношении звуков, но они могут испытывать значительные трудности в различении акустически близких звуков, в воспроизведении многосложных, особенно незнакомых слов, слов со стечением согласных звуков.
Своеобразие проявлений общего недоразвития речи у данных учащихся состоит и в ошибочном использовании лексико – грамматических средств языка. Причём, одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может употребляться правильно и неправильно в зависимости от условий, в которых протекает устная речь, т.е. условий их коммуникации и предъявляемых к ней требований.
Анализ речевой деятельности обучающихся говорит о том, что они отдают предпочтение диалогическим формам речи. Учащиеся испытывают существенные затруднения при продуцировании связных высказываний в ситуации учебной деятельности: дать развёрнутый ответ с элементами рассуждения, формулировании выводов, обобщений, доказательств, воспроизведении содержания текстов.
Указанные затруднения выражаются в стремлении передать содержание дословно, в «застревании» на отдельных словах и мыслях, повторении отдельных частей предложений. В ходе изложения материала, доказательства и т.п. дети отмечают не существенные признаки. Кроме того, ими нарушается и синтаксическая связь между словами, что находит своё выражение в незаконченности предложений, изменениях порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что, по – видимому, объясняется не только бедностью словаря, но главным образом, нечётким пониманием значения используемых слов, неумением уловить их стилистическую окраску.
У школьников с НВ ОНР наблюдается и недостаточно полное понимание прочитанного, поскольку для осознания содержания необходимы, прежде всего, определённый запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями. Наличие в тексте относительных и указательных слов, местоимении, наречий, предлогов и союзов ещё больше затрудняет понимание межфразовой связи. Особенно трудны для осознания школьникам данной категории метафоры и сравнения.
Вывод: Бедность словарного запаса, неумение четко выразить свою мысль, отсутствие понимания связей в тексте, а отсюда трудности последовательной передачи содержания услышанного, прочитанного увиденного, приводят к тому, что учащиеся не владеют навыками написания изложения и сочинения, следовательно, это препятствует успешному обучению по программе русского языка и литературы.
3. Основные направления работы
Уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
Совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности
Совершенствование умений построения различных видов синтаксических конструкций
Развитие навыков построения связного высказывания:
- установление логической последовательности, связности;
- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение)
Развитие коммуникативных умений и навыков (инициативные формы речи)
Формирование контрольно – оценочных действий
4. Цель коррекционно – развивающего обучения: восполнения пробелов в формировании связной речи.
Задачи:
- Расширение словарного запаса учащихся, формирование умения использовать вновь введенную лексику в самостоятельной речи в точном соответствии с замыслом высказывания.
- Формирование навыков планирования и построения связных монологических высказываний.
- Формирование смысловой и лексико – синтаксической организации связного сообщения.
- Совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.
- Формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.
- Формирование умения отражать причинно - следственные отношения между фактами действительности.
- Развитие инициативных форм речи.
- Формирование лингвистического отношения к языку.
- Развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительной, слуховой и объем линейной вербальной памяти.
5. Содержание коррекционно - развивающей программы
Коррекционное обучение развитию связной устной и письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи состоит из 3 этапов.
1-ый этап. Работа над формированием практических представлений о тексте.
Задачей этого этапа является:
- формирование у детей практических представлений о связном высказывании как едином целом на основе умений узнавать существенные признаки текста в процессе его восприятия.
II - ой этап. Работа по формированию практических умений и навыков анализировать текст.
Задачами этого этапа являются:
- развитие умения определять последовательность и связность предложений в тексте; устанавливать смысловую зависимость между предложениями.
- Развитие умения определять главную мысль и тему текста ( учим отличать тему от основной мысли: тема - это то, о чем говорится, а основная мысль - что об этом говорится)
- Развитие умения ориентироваться в языковых средствах языка.
- Развитие навыка связного говорения практическими методами.
- Активизация содержательно-смысловой и языковой стороны высказывания.
III – ий этап.
Особое внимание уделяется развитию у учащихся умений и навыков создавать и активно реализовать в разных ситуациях сложные учебные тексты - высказывания в виде рассуждений и доказательств. Составление плана развёрнутого высказывания. Определение темы высказывания, основной мысли. Построение собственных сообщений в логической последовательности.
Занятия проводятся индивидуально и в группах. Продолжительность индивидуального занятия составляет – 20 минут. Продолжительность группового занятия – 40 минут (основание:Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения»).
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся не менее 3 раз в неделю. Общее количество занятий – 90 часов.
Программой определены требования к описательно-повествовательной речи, ориентирующие на усложнение и нарастание степени самостоятельности в умении связно и последовательно строить высказывания. В соответствии с этим работа по развитию связной монологической речи планируется в следующих направлениях: развитие понимания содержательной стороны высказывания и формирование умения составлять различные варианты рассказов.
6. Ожидаемые результаты коррекционно – развивающего обучения. К концу обучения учащиеся должны знать:
- Типы речи (повествование, описание, рассуждение);
- Структуру и правила построения повествовательного текста;
- Части повествовательного текста (начало, основная часть, концовка);
- Структуру и правила построения описательного текста;
- Правила смысловой (содержательной) и языковой (лексико – синтаксической) организации связного сообщения;
- Средства межфразовой связи (личные, указательные местоимения; наречия, обозначающие место и время действия (тут, там, тогда и др.); текстовые синонимы )
К концу обучения ученики должны уметь:
- Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
- словосочетания по типу согласования и управления;
- предложения по данным словам и словосочетаниям; по вопросам с опорным словом и без него и др.;
- распространять и сокращать предложения;
- находить предложения в сплошном тексте
- Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:
- текст и набор предложений;
- текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему рассказа).
- Анализировать текст:
- распознавать вид текста (повествование, описание, рассуждение);
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части;
- устанавливать связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- составлять план связного высказывания
- Самостоятельно строить связные высказывания:
- определять замысел высказывания;
- программировать смысловую структуру высказывания;
- устанавливать последовательность развёртывания высказывания (план);
- отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки);
- составлять и записывать небольшой текст по картине, серии картин, на заданную тему, по наблюдениям;
- составлять рассказ по заданному началу, середине, концу;
- писать изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.
- Вести диалоги по учебной теме:
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
- сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.
- Формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия;
7.Формирование универсальных учебных действий:
личностные учебные действия:
а) самоопределение (мотивация учения)
б) смыслообразования
в) нравственно-этическое оценивание (оценивание усваемого содержания,исходя из социальных и личностных ценностей)
познавательные учебные действия:
а) общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации,моделирование)
б) логические (анализ, синтез, классификация объектов, построение логической цепи рассуждений и т.д.)
коммуникативные учебные действия:
а) планирование (определение цели, способов взаимодействия)
б) постановка вопросов (сотрудничество в поиске и сборе информации)
в) управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль,коррекция,точность и полнота выражений своих мыслей)
регулятивные учебные действия:
а) целеполагание (постановка учебной задачи на основе уже известного и еще неизвестного материала)
б) планирование (определение последовательности цели, составление плана действий)
в) прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения)
г) контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)
д) коррекция (внесение дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона)
е) оценка (выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,осознание качества и уровня усвоения)
ё) волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
8. Способы проверки умений и навыков учащихся
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть сентябрь | 4 четверть май | Год | итого |
Проведение диагностик речи и письма | 1 | 1 |
Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 уч. год
№ | Тема | Кол-во час | Предпол дата | Фактич. дата | Примечание |
1 | Вводно – организационное занятие | ||||
2 | Речь. Виды речи | ||||
3 | Части речи | ||||
4 | Слово | ||||
5 | Словосочетание | ||||
16 | Предложение | ||||
7 | Слово, словосочетание, предложение | ||||
8 | Виды предложений | ||||
9 | Составление предложений | ||||
10 | Составление предложений по картинке | ||||
11 | Деформированные предложения | ||||
12 | Выделение признаков связного текста | ||||
13 | Текст. Основная мысль текста | ||||
14 | Текст – повествование | ||||
15 | Деформированный текст – повествование | ||||
16 | Устное сочинение | ||||
17 | Текст – описание | ||||
18 | Устное сочинение | ||||
19 | Текст – рассуждение | ||||
20 | Устное сочинение | ||||
21 | Редактирование текста | ||||
22 | Изложение – повествование | ||||
23 | Изложение – описание | ||||
24 | Изложение комбинированного текста | ||||
25 | Изложение – рассуждение | ||||
26 | Изложение с творческим заданием | ||||
27 | Сочинение - повествование | ||||
28 | Сочинение – повествование с элементами описания | ||||
29 | Сочинение – описание | ||||
30 | Редактирование сочинений |
Перспективный план логопедических занятий
№ | Тема занятий | Кол –во часов | Программный материал | Речевая практика | Нормализация учебной деятельности |
1. | Вводно-организационное занятие. | 1 | Правила речи. Речевое дыхание, темп речи, громкость голоса. | Наречия: быстро, внимательно, громче, тише. | Развитие внимания самоконтроля. |
2. | Речь. Виды речи. | 1 | Речь письменная и устная. Интонационные границы предложения. Границы предложения на письме. | Речевая этика. Устное и письменное поздравление, просьбы, извинения. Письмо, телеграмма. | Работа над темпом, громкостью речи. Развитие речевого дыхания. |
3. | Части речи. | 3 | Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. | Постановка вопроса. Определен.рода имени сущ. Соотнесение сущ. Местоимением. Основа предложения. | Развитие памяти, мышления, внимания. |
4. | Слово. | 2-3 | Смысловое содержание, грамматическое значение слова. Однозначные, многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы. | Обобщение. Нахождение и объяснен.значения в предложении. слов-синонимов, слов-омонимов, подбор слов-антонимов. Предложения с многозначными словами. | Развитие слухового, вербального анализа и синтеза слоговой структуры слова. Пополнение словаря |
5. | Словосочетание | 3-4 | Согласование, управление, примыкание. Главное, зависимое слово. Предлоги. Фразеологизмы. | Составление словосочетаний. Согласование Существительных с прилагательным Определение формы главного и зависим. слова в словосочетании. Определен. прямого и переносного значения слов в словосочетаниях. | Развитие пространственных представлений, интереса к языковым явлением. |
6. | Предложение | 3 | Предложение, как смысловая и структурно- грамматическая единица речи. Простые, сложные предложения. | Деление сложных предложений на простые. Простые предложения, соединённые между собой союзным и бессоюзным способом. Конструи- рование сложных предложений по схеме. Границы предложения. | Развитие логического мышления, памяти на линейный ряд |
7. | Слово, словосочетание, предложение. | 2 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Предложение- минимальная единица речи, представляющая собой грамматич. орган.соед. слов или словосочет. | Определение существ.признаков предмета на основе цвета, формы, велич. Выделение предложений из потока речи. | Развитие слухового, вербального анализа предложения. Определение кол-ва слов в предложении. |
8. | Виды предложений | 4 | Виды предложений. По цели высказывания. По эмоциональной окраске. | Смысловая и интонационная законченность предложений. Повествовательное, вопросительное, восклицательное, побудительное предложение. Правила обозначения границ предложения. на письме. | Развитие сообразительности. Умение выстраивать логические цепочки. |
9. | Составление предложений | 3 | Грамматическое оформление предложений. Связь слов в предложении. Границы предложения. | Предложение из слов данных в правильной грамматической форме, в начальной форме. Полные и краткие ответы на вопросы. | Развитие внимания. |
10. | Составление предложений по картинке | 2 | Составление полных и кратких предложений с использованием опорных слов и схем. Грамматическое оформление предложений. | Полные и краткие предложения по картинке. Обозначение границ предложения. | Пополнение и активизация словаря. Развитие интереса к занятиям. |
11. | Деформированное предложение. | 3 | Речевые и логические ошибки в предложении. Грамматическое оформление предложения. Редактирование предложения | Восстановление правильного порядка слов в предложении. Восстановление неполного предложения. с пропущенными предлогами. | Развитие чувства ритма, формирование умения находить рифму с учетом стихотворного размера. |
12. | Деление сплошного текста на предложения | 2-3 | Приемы выделения предложений из сплошного текста.обозначение границ предложения на письме. | Восприятия сплошного не пунктированного текста. Нахождение границ каждого предложения. | Развитие исследовательской деятельности, наблюдательности. Развитие памяти, логического мышления. Формирование контрольно – оценочных действий. |
13 | Выделение признаков связного текста | 2-3 | Понятие «текст» Дифференциация понятий «текст» - «набор предложений», «текст и его деформированные варианты» | Выделение признаков связного текста, смысловая связь предложений в тексте. | Развитие логического мышления. Формирование причинно – следственных, временных связей |
14 | Текст. Основная мысль текста | 2 | Понятие «диалогическая» - «монологическая» речь. Определение темы текста. Определение основной мысли текста. | Определение и толкование семантики слов, употреблённых в контексте. | Развивать понимание логико – грамматических конструкций. |
15 | Текст - повествование | 5 | Понятие «текст цепной структуры» Схема построения повествовательного текста. Деление текста на части. Последовательность частей в тексте. Составление плана рассказа. Озаглавливание текста. | Пересказ (последовательный, краткий) повествовательного текста с опорой на серию сюжетных картин, опорные слова, план рассказа, пиктограммы. Употребление текстовых синонимов | Развитие вербальной, ассоциативной памяти. Формирование причинно – следственных, временных связей. |
16 | Деформированный текст - повествование | 3-4 | Определение и раскрытие темы, основной мысли текста. Восстановление последовательности событий по обозначенному началу, середине, концу. Составление плана текста. Озаглавливание текста | Творческий пересказ восстановленного текста с опорой на составленный план, пиктограммы. Употребление в речи указателей начала рассказа (« однажды, как-то раз, сначала»), его продолжения («затем, потом, вдруг, неожиданно) и конца | Пополнение и активизация словаря. Формирование причинно – следственных связей. Формирование планирующей и регулятивной функции речи. |
17 | Устное сочинение | 3 | Составление плана развёрнутого высказывания. Программирование смысловой структуры высказывания. Установление связности и последовательности высказывания. | Рассказ по вопросам, серии картин, опорным словам, графическим схемам, представлению. Выбор языковых средств адекватных замыслу высказывания. | Формирование контрольно – оценочных действий Формирование планирующей, коммуникативной функции речи. |
18 | Текст - описание | 3-4 | Понятие «текст параллельной структуры» Схема построения описательного текста. Сравнение описательного текста с его некомплектным вариантом. Понятие «совокупность признаков и свойств предмета» Составление графического плана | Пересказ описательного текста с опорой на графический план, опорные слова Употребление глаголов с перцептивной семантикой (увидел, услышал, заметил, почувствовал), прилагательных Употребление личных и указательных местоимений. | Развитие исследовательской деятельности, наблюдательности. Пополнение и активизация словаря. Развитие интеллектуальной функции речи. |
19 | Устное сочинение | 3 | Составление плана высказывания. Программирование смысловой структуры высказывания. Установление связности и последовательности высказывания. | Повествовательный рассказ с элементами описания по картине с опорой на графический план. Выбор языковых средств адекватных замыслу высказывания. | Формирование контрольно – оценочных действий Формирование планирующей и коммуникативной функции речи |
20 | Текст - рассуждение | 4-5 | Понятие «текст – рассуждение» Схема построения рассуждения. Характерные признаки текста – рассуждения. Определение темы и основной мысли текста. Деление текста на части. Составление плана текста. Озаглавливание текста | Пересказ текста по плану, опорным словам. Употребление текстовых синонимов, слов – доказательств (следовательно, так как, потому, в- третьих и т.д.) | Анализ причинно – следственных связей. Пополнение и активизация словаря. Развитие вербальной памяти, логического мышления. |
21 | Устное сочинение | 1-2 | Определение темы высказывания. Программирование смысловой структуры высказывания. Установление связности и последовательности высказывания. | Повествовательный рассказ с элементами рассуждения по картине, серии картин с опорой на план. Употребление в речи слов – доказательств (во – первых, во – вторых, потому что, следовательно). | Развитие произвольности, логического мышления. Формирование коммуникативной функции речи. |
22 | Редактирование текста (итоговое) | 3-4 | Дифференциация типов текста (повествование, описание, рассуждение) Определение темы и основной мысли текста, последовательности событий. Составление плана текста. | Исправление ошибок в содержании и построении текста. Пересказ (запись) отредактированного текста по плану, опорным словам. | Развитие логического мышления, памяти, самоконтроля. Сравнение, обобщение, вывод, доказательство. |
23 | Изложение - повествование | 4 | Понятие «изложение». Определение признаков текста. Структурный анализ текста, Составление плана текста. | Изложение на основе зрительного, слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, пунктам плана, опорным словам. Употребление текстовых синонимов. | Развитие объёма зрительной, слухоречевой памяти. Формирование контрольно – оценочных действий. Формирование коммуникативной функции речи. |
24 | Изложение - описание | 2-3 | Структурный анализ текста. Определение темы текста. Характеристика предмета на основе совокупности его признаков и свойств. Составление графического плана | Изложение на основе зрительного восприятия текста по графическому плану, опорным словам. Употребление текстовых синонимов | Развитие исследовательской деятельности, наблюдательности. Развитие памяти, логического мышления. Формирование контрольно – оценочных действий. |
25 | Изложение комбинированного текста | 2 | Определение признаков текста. Структурный анализ текста. Определение темы и основной мысли текста. Составление плана текста. | Изложение - повествование с элементами описания на основе зрительного, слухового восприятия по краткому плану, опорным словам, по памяти. Употребление текстовых синонимов | Развитие наблюдательности, произвольности. Формирование регулятивной и коммуникативной функций речи |
26 | Изложение - рассуждение | 2-3 | Признаки текста. Анализ содержания и структуры текста Определение темы и основной мысли текста. Составление плана текста | Изложение на основе зрительного, слухового восприятия текста по плану, опорным словам Употребление языковых средств: синонимов, доказательств (во – первых, во – вторых, кроме того, поэтому, значит и т.д.) | Пополнение и активизация словаря. Формирование контрольно – оценочных действий, коммуникативной функции речи. |
27 | Изложение с творческим заданием | 2 | Определение темы и основной мысли текста. Восстановление последовательности событий по обозначенному началу. Составление плана | Творческое изложение восстановленного текста с опорой на составленный план, ключевые слова. Употребление в речи указателей начала рассказа (« однажды, как-то раз, сначала»), его продолжения («затем, потом, вдруг, неожиданно) и конца | Формирование причинно - следственных связей, контрольно – оценочных действий. |
28 | Сочинение - повествование | 3 | Понятие «сочинение» Определение и раскрытие темы, основной мысли рассказа. Определение последовательности, связности частей в рассказе. Составление плана. | Коллективное сочинение по вопросам по серии картин, сюжетной картине, ключевым словам с опорой на план. Выбор языковых средств адекватных замыслу высказывания. | Формирование планирующей, регулятивной и коммуникативной функций речи. |
29 | Сочинение - повествование с элементами описания | 2-3 | Определение и темы, основной мысли. Анализ структуры сочинения (вводная, основная, заключительная части) Составление плана. | Сочинение повествовательного текста с элементами описания по сюжетной картине, представлению, опорным словам, плану. Употребление текстовых синонимов, глаголов с перцептивной семантикой, наречий, прилагательных. | Формирование планирующей, регулятивной и коммуникативной функций речи. Формирование контрольно – оценочных действий, |
30 | Сочинение - описание | 2-3 | Характеристика предмета на основе совокупности его признаков и свойств. Анализ структуры сочинения. Составление плана | Сочинение - описание на основе личного опыта, наблюдения с опорой на ключевые слова, графический план. Выбор языковых средств адекватных замыслу высказывания. | Развитие исследовательской деятельности, наблюдательности. Развитие самоконтроля. |
31 | Редактирование сочинений (итоговое) | 2 | Дифференциация типов текста. Редактирование ошибок в содержании и построении текста. | Осознанное овладение связным высказыванием на основе усвоения правил смысловой и лексико-синтаксической организации текстового сообщения. | Формирование контрольно – оценочных действий. |
11. Методическое обеспечение
1. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 1. Устная связная речь. Лексика. –М.: ВЛАДОС, 2006.
2. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 2.Предложение. Текст. –М.: ВЛАДОС, 2008.
3. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 3.Письменная связная речь. –М.: ВЛАДОС, 2010.
4. Т.П. Бессонова. Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения. – М.: АПК и ППРО,2008.
5. В.К. Воробьёва. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: Астрель: транзиткнига, 2006.
6. Л.П. Доблаев. Логико – психологический анализ текста – Саратов, 1969.
7. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: ВЛАДОС, 2006.
8. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.
9. И.Н. Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2005.
10. Г.Я. Солганик. Стилистика текста. - М.: Флинта; наука, 2000.
11. А.В. Ястребова. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1979.
12. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
Заключение
Эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий:
- систематичность проведения занятий;
- распределение их порядка нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений;
- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого – педагогических особенностей детей;
- дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;
- соблюдение охранительного режима: осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.
- формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регуляторных.
Целенаправленное формирование связной устной и письменной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Конечный результат обучения связной речи определяется, умением правильно и адекватно воспринимая и используя языковые единицы всех уровней, получить или передать логически последовательно информацию, как в устной, так и в письменной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...