Рабочая программа 1 класс ОНР
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Рабочая программа 1 класс ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_klass_onr_2017g.docx | 65.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
составитель: Заречная О.Ю.
МОСКВА 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | ||
1. | Обоснование программы |
|
2. | Характеристика речи учащихся данной группы |
|
3. | Базовая программа коррекционного обучения | Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения», Т.П.Бессонова, Москва, АПК и ППРО, 2008 год
«Коррекция нарушений речи» Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, Москва, «Просвещение», 2008 год |
4. | Цели программы |
|
5. | Задачи программы |
Приложение № 2 |
6. | УМК учителя
|
«Русский язык», А.В. Полякова «Чтение», В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова |
7. | УМК учащегося
|
«Русский язык», А.В. Полякова «Чтение», В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова |
8. | Количество учебных часов | 79 часов |
9. | Систематичность занятий | 3 раза в неделю (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). |
10. | Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 1 класса. | К концу учебного года обучающиеся должны знать:
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
|
11. | Универсальные учебные действия | Личностные универсальные действия:
Регулятивные универсальные действия:
Познавательные универсальные действия:
Коммуникативные учебные действия:
|
12. | Виды деятельности 1.Общеучебные виды деятельности 2.Здоровьесберегающие виды деятельности |
|
13. | Критерии оценки |
|
14. | Основные методы работы |
|
15. | Принципы логопедической работы, лежащие в основе программы | Общедидактические принципы:
Личностно-ориентированные принципы:
Деятельностно-ориентированные принципы:
Специальные принципы КРО:
Принцип системности КРО, обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития ребенка. |
16. | Формы организации учебного процесса |
Виды занятий: диагностическое занятие, обучающее занятие, тестирование, итоговая работа. |
17. | Виды и формы контроля | Предусмотрены следующие виды контроля:
Формы контроля:
контрольной работы (3 четверть) слухового диктанта (4 четверть).
|
18. | Ожидаемые результаты |
|
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Проведение диагностики речи и письма | 1 устная речь | - | - | 1 устная речь, навыки письма и чтения | 2 |
Плановые проверочные работы | - | - | 1 проверочная работа | 1 слуховой логопедический диктант | 2 |
Учебно-тематический план | ||||||||||||
I этап - 5 занятий Коррекционные задачи: развитие восприятия, внимания (зрительного и слухового), памяти, пространственных представлений; Развитие артикуляционной и мелкой моторики. | ||||||||||||
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Программный материал | Лексический материал | Коррекционные задачи | |||||||
1. | Вводно-организационное занятие Л.т. Я – ученик! | 1 | Правила речи Правила поведения | Название школьных и учебных предметов | Развитие слухового внимания. | |||||||
2. | Делу – время. Л.т. Делу - время, потехе - час! | 1 | Временные понятия: время года, месяца, дни недели. Расписание занятий, режим дня. | Название временных понятий речевые цепочки скороговорки | Развитие логики, временных представлений, Обобщений. | |||||||
3. | Сказка о пальчиках рук | 1 | Дыхание, голос. Пальчиковая гимнастика Как связаны речь и пальчики? | Стихи и сказки о пальцах рук | Развитие мелкой моторики. Синхронизация движений и речи | |||||||
4 | Мир вокруг нас. Л.т Пространство и мы Артикуляционная гимнастика | 1 | Ориентировка в схеме тела человека, животных. Понятия «симметрия, право, лево правая рука, верх, низ» Направление движения | Названия частей тела. пространственных понятий слова: круг, квадрат, бабочка и др. | Развитие пространственных представлений Ориентировка в пространстве | |||||||
5 | Мир вокруг нас. Л.т Пространство и мы | 1 | Ориентировка на плоскости листа Понятия « центр листа , верхний – нижний правый угол, верхний – нижний левый угол». Направление движения | Названия пространственных понятий слова: круг, квадрат, клетка, линия. | Развитие пространственных представлений Ориентировка в пространстве | |||||||
II этап – 61 занятие Развитие фонетико-фонематической стороны речи Коррекционные задачи: коррекция дефектов звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков. Формирование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов. Пропедевтика акустических парафазий. | ||||||||||||
6. | Речь и предложение Л.т. Времена года. | 1 | Виды речи. Границы предложения 3 правила о предложении. Связь слов в предложении. | Названия и приметы времен года, 3 месяца осени. | Развитие временных представлений. Темп, интонация. | |||||||
7. | Предложение и слово. Л.т. Приметы осени | 1 | Деление предложений на слова. Связь слов в предложении. Составление предложений с опорой на наглядность и схемы. | Короткие предложения об осени, распространение предложений. Вопросы к словам в предложении. | Дифференциация понятий «слово», «предложение» Развитие памяти | |||||||
8 | Слово и слог Л т. Осень в деревне. Урожай | 1 | Деление слов на слоги. Слоговые схемы. Игра «Собираем урожай» | Названия овощей, фруктов, ягод, грибов. Слова из 1; 2; 3; 4-х слогов | Дифференциация понятий «слово – слог» Логоритмика. | |||||||
9. | Звуки речи. Л.т. Осень в городе. | 1 | Понятие о звуках речи. Образование звуков. Понятие об артикуляции звуков Деление слов на слоги. | Слоги, слова с гласными звуками: А, О, У, Ы Определяем последовательность звуков | Дифференциация понятий «слог – звук» | |||||||
10. | Гласные звуки . Л.т. Имена людей. | 1 | Понятие о гласных звуках. Артикуляция гласных звуков. | Слоги, слова с гласными звуками: А, О, У, Ы Имена: Аня, Оля, Уля и др. Словосочетания: Олин бант, мамины бусы, Асина кукла | Дифференциация понятий «слог – звук» Дифференциация понятий «звук – буква» | |||||||
11 | Ударение | 1 | Смыслоразличительная функция ударения. Определение ударного гласного в слове. | Слова: замок – замок, ирис –ирис, белки – белки и т.д. | Развитие чувства ритма, внимания к языковым явлениям. | |||||||
12 | Звук и буква А. Л.т. Перелетные птицы – аисты. | 1 | Звуковой и звукобуквенный анализ. Определение места звука А: начало, середина, конец слова. Ударный гласный | Слова: Аня, аист, аисты, астры, мама, папа, брат, Слава. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | |||||||
13 | Звук и буква У. Л.т. Домашние птицы. | 1 | Звуковой и звукобуквенный анализ. Определение места звука У: начало, середина, конец слова. Звуковые схемы. | Звуковой и звукобуквенный анализ. Определение места звука У: начало, середина, конец слова. Звуковые схемы. | Закрепление понятий – ударение, ударный гласный | |||||||
14 | Дифференциация звуков и букв: А – У. Л.т. Имена людей, клички животных. | 1 | Сравнительная артикуляция звуков. Образ букв, печатные и прописные буквы. Ударный и безударный гласный | Слова из 1-4 -х слогов Предлог О Слова: Аля, Уля, раки, руки, Предлог У. | Развитие навыков звукового и звукобуквенного анализа и синтеза | |||||||
15 | Звук и буква О. Л.т. Осень в лесу. | 1 | Определение последовательности звуков в слове Ударный гласный, безударный. | Кот – крот, сон – стон - слон Сок – сток, скок Числительное - один | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | |||||||
16 | Дифференциация звуков и букв: А – О. | 1 | Слова: Аня, Оля, Саня, Соня | |||||||||
17. | Дифференциация звуков и букв: А- У - О. | 1 | Безударный гласный | Слова: Аня, Оля, Уля, Саня,Соня усы, осы, плот, плут, стук, сток, стол, стул | Слогообразующая роль гласных | |||||||
18. | Звук и буква Ы. Л.т. Животные готовятся к зиме. | 1 | Единственное и множественное число существительных Твердые согласные | Слова: сын, дым, сыр, бык, кот – коты, куст – кусты Много – мало - один | Образование множественного числа существительного | |||||||
19. | Гласные I ряда | 1 | Дифференциация гласных «а-о-у-ы-э». Добавление в слова пропущенных гласных в начале, середине, конце. | Слова: мал, мол, мул, Мэл, , мыл | Слогообразующая роль гласных. Развитие навыков самоконтроля | |||||||
20. | Звук и буква И. Л.т. Игры. Игрушки. | 1 | Уменьшительно-ласкательная форма существительных. Мягкие согласные. | Сани, гуси, ноги, котик, сомик, домик, гномик Союз И. | Развитие навыков словообразования Пальчиковый театр | |||||||
21. | Дифференциация звуков и букв: Ы – И. Игра «Превращение». | 1 | Обозначение твердости и мягкости согласных на письме при помощи гласных Ы – И. | Слова: мил – мыл, выл – вил, был – бил, пыл – пил Включение данных слов в предложение. | Дифференциация понятий: твердый согласный, мягкий согласный | |||||||
22. | Звук и буква Й. Л.т. Приближаются новогодние праздники. Новогодняя елка. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составляем устный рассказ о новогодних праздниках. | Май, майка, чай, чайка Пой, стой, лей, шей, пей Новогодние игрушки, гирлянды, флаги, огоньки | Развитие внимания к звукам. Определение места звука в слове. | |||||||
23. | Гласные II ряда | 1 | Звукообразование. Понятие «йотированный звук». | Сказка о звуке «й» и его весёлой песенке | Дифференциация понятий «звук – буква». Развитие внимания, зрительной памяти. | |||||||
24. | Йотированные гласные в начале слова и после гласных. Е, Ё, Я, Ю. Л.т. Зимовье зверей. | 2 | Образование йотированных гласных Сравниваем слоги и слова с йотированными гласными и Й. Зрительный диктант. | Слова: ели, ёлка, ёжик, юбка Юра, Яша, маяк, союз Глаголы: поёт – поют, роет – роют, воет – воют Мой-мои-моя-моей-мою | Согласование глаголов с существительными в роде и числе. | |||||||
25 | Звук и буква П. Л.т. Почта. Путешествие письма. | 1 | Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный. Родственные слова | Почта, почтальон, почтовая марка, конверт, письмо, открытка, посылка | Развиваем интерес к письму и письменной речи. | |||||||
26. | Звук и буква Б. Экскурсия в библиотеку. | 1 | Дифференциация звуков б-бь Понятие «звонкий согласный» Книги и портреты русских писателей и поэтов | Бумага, библиотека, книги, библиотекарь, читальный зал С.Я.Маршак «Как печатали книгу» | Прививаем интерес к чтению и авторам книг. | |||||||
27. | Дифференциация звуков и букв: П – Б. | 1 | Понятие о парных согласных по глухости, звонкости. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | Почка – бочка, порт – борт Снег падает, снежное поле, снежное покрывало, первые морозы | Развитие умений дифференциации оппозиционных фонем | |||||||
28. | Звук и буква Ф. Л.т. Фото | 1 | Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный. Деление слов на слоги Сравни две фотографии, опиши | Фото, фотоаппарат, фотограф, фотографировать, фотография - фотографии | Развитие зрительного внимания и контроля. | |||||||
29. | Звук и буква В. Л.т. Л.т. Приметы зимы. | 1 | Характеристика звука. Понятия «звонкий согласный», «твердый – мягкий» согласный. Составление предложений с предлогами В, НА, У | Слова: вол, волк, волки, волчонок, волчок, волчий Предлог В | Развитие пространственных представлений | |||||||
30. | Дифференциация звуков и букв: Ф – В Л.т. Фамилии людей. | 1 | Большая буква в начале слова Происхождение фамилий Звуковой и слоговой анализ слов | Федя, Федин, Фома, Фомин, Иван, Иванов, Волк, Волков Игра «Чьи вещи?» | Развитие навыков словообразования и словоизменения | |||||||
31. | Звук и буква Т. Л.т. Ткани. Одежда. | 1 | Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный. Обогащение словарного запаса. Предлоги В, У. | Ткань, ткани, ткач, ткачиха Ситцевая, льняная, вяза | Развитие любознательности. | |||||||
32. | Звук и буква Д. Л.т. Дом. Семья. | 1 | Характеристика звука. Понятия «звонкий согласный», «твердый – мягкий» согласный. Звуковой и слоговой анализ слов В.Осеев «Просто старушка». Предлог У. | Дом, домик, домашний, домовничать, домашние животные, домашние дела, дедушка - дедушкин | Прививаем уважительное отношение к старшим. | |||||||
33. | Дифференциация звуков и букв: Т – Д. Л.т. Труд людей. | 1 | Парные согласные звуки по глухости – звонкости. Ищем пропавшую букву в начале, середине, конце слова | Тима, Дима, точка, дочка, уточка, удочка, день, тень труд, трудно, трудиться, трудовой, трудности | Прививаем уважительное отношение к труду людей | |||||||
34. | Звук и буква К. Л.т. Кормушка для птиц. | 1 | Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный. Дифференциация понятий: слово, слог, звук, буква. | Корм, кормить, кормушка Слова для звукового анализа: кто, кот, крот, киты | Прививаем любовь к природе. Пальчиковый театр | |||||||
35. | Звук и буква Г. Л.т. Времена года. | 1 | Характеристика звука. Понятия «звонкий согласный», «твердый – мягкий» согласный. Сказка «Старик – годовик» | Год, года, годовой, годик Звуковой анализ слов: гора, горка, горочка, пригорок. | Развиваем навыки составления предложений. | |||||||
36. | Дифференциация звуков и букв: К – Г. Л.т. Круглый год. | 1 | Понятие о парных согласных по глухости, звонкости Сказка «Старик – годовик» | Куст, густ, кость, гость, горка, корка, сток, стог, галька, калька | Развитие умений дифференциации оппозиционных фонем | |||||||
37. | Звук и буква Х. Л.т. Хлеб | 1 | Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный. Загадки о зерне, хлебе. Пословицы и поговорки о хлебе. После, между, за. | Хлеб, хлебушек, хлебница, хлебороб, хлебные крошки Сеять, косить, молотить, жать, убирать хлеб | Прививаем бережное отношение к хлебу. Рисунки. | |||||||
38. | Дифференциация звуков и букв: К – Г - Х. Л.т. Новый год. | 1 | Развиваем умения выделять и давать характеристику оппозиционным звукам. Загадки о зиме, новом годе, елке. | Мок, мог, мох, код, год, ход Коля, ледяная корка, ледяная горка, холод, холодный. | Согласование прилагательных с существительными | |||||||
39. | Звук и буква С. Л.т. Сад. Садовые растения | 1 | Характеристика звука. Понятие «глухой согласный». Дифференциация «твердый – мягкий согласный Составление устного рассказа. Предлоги ПОД, НАД | Слова: сад, сады, садик, Соня, скамейка, садовод, садовник, сажать, посадить | Работа над дикцией Обогащение словарного запаса. | |||||||
40. | Звук и буква З. Л.т. Зимние забавы детей. | 1 | Характеристика звука. Понятие «звонкий согласный». Дифференциация «твердый – мягкий согласный Понятие о родственных словах Родственные слова. Включение слов в предложения. | Зима, зимушка, зимние, зимовать, зимующие, Зина, Зоя, замерзнуть, слепить, заехать, заболеть. | Развитие навыков описания. Развитие логического мышления. | |||||||
41. | Дифференциация звуков и букв: С – З Л.т. Зимние забавы детей | 1 | Понятие о парных согласных по глухости, звонкости Словосочетания с предлогом ЗА, С. | Слова: соя – Зоя, сайка – зайка, лиса – Лиза Снегокат, съехать с горки | Развитие внимания к оппозиционным звукам. | |||||||
42. | Звук и буква Ц. Л.т. Где растут цветы зимой? | 1 | Характеристика звука. Понятие «глухой, твердый согласный». Правописание ЦЫ, ЦИ | Название комнатных и оранжерейных цветов Анализ слов: цирк, цыпленок | Развитие навыков рисования пальчиковыми красками. | |||||||
43. | Дифференциация звуков и букв: С – Ц; Т – Ц Л.т. Свет и цвет. | 1 | Добавь пропущенное словечко со звуками С, Ц, Т Впиши нужную букву. | Цветик – семицветик, цветные, разноцветные Светит, светило, цветет | Пропедевтика акустической дисграфии | |||||||
44. | Гласные II ряда после согласных. Дифференциация а-я, о-ё, у-ю Л.т. Слова – признаки. | 2 | Обозначение мягкости согласных на письме Значение слов: мал, мял, мол, мёл | Слова со звуками и буквами, пройденными в классе и на логопедических занятиях | Развиваем навыки чтения слов с гласными I-II ряда | |||||||
45. | Звук и буква Ш. Л.т. День защитника Отечества. | 1 | Характеристика звука. Понятие «глухой, твердый согласный». Правописание: ШИ | Слова: шины, машина, малыши, карандаши. Дядя Степа – старшина. | Читаем о хороших людях. Активизация словаря. | |||||||
46. | Звук и буква Ж. Л.т. Опиши животное. | 1 | Характеристика звука. Понятие «звонкий, твердый согласный». Правописание: ЖИ | Ежи, моржи, жирафы Опиши зверя по плану. Где они живут? | Пополняем лексику словами – признаками. | |||||||
47. | Дифференциация звуков и букв: Ш – Ж Л.т. Мамин день. | 1 | Правописание слов со слогами ШИ, ЖИ, шипящими на конце слова. Печатаем слова с ШИ, ЖИ | Шил, жил, шест, жест Читаем стихи о мамах и бабушках. | Пропедевтика дисорфографии. | |||||||
48. | Дифференциация звуков и букв С – Ш Л.т. Ранняя весна. | 1 | Сравнительная артикуляция звуков. Определение последовательности и количества звуков в словах: усы, уши, Мишка, миска, веснушка. | Сосульки, солнце, веснушки Светит, пришла, крошится Ранняя весна, шустрые воробышки, весенний шум | Пополняем лексику словосочетаниями по типу согласования. | |||||||
49. | Дифференциация звуков и букв З – Ж Л.т. Первоцветы. | 1 | Восстановление деформированных предложений с буквами З - Ж Устный рассказ. | Подснежники, проталины, лужи, Зина, Женя, узнал, Звонкий ручеёк, зеленеет | Пропедевтика акустической дисграфии | |||||||
50. | Звук и буква Ч. Л.т. Чайные слова. | 1 | Характеристика звука. Понятие «глухой, мягкий согласный». Правописание слов со слогами ЧА, ЧУ, ЧН, ЧК. | Родственные слова для слова ЧАЙ Ст. «Речка бежала весной» | Развитие навыков словообразования, словоизменения. | |||||||
51. | Дифференциация звуков и букв: Ч - ТЬ. Как хорошо уметь читать! | 1 | Восстановление деформированных предложений с буквами Ч, ТЬ. | Слова: челка, телка, качалка, котелок, чешется, тянется | Пропедевтика акустической дисграфии. | |||||||
52. | Дифференциация звуков и букв: Ч - Ш. Как хорошо уметь читать! | 1 | Правописание слов со слогами ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ, ШИ. шипящими в конце слова. | Читаем и пересказываем скороговорки, пословицы, поговорки о чтении, книгах | Автоматизация техники чтения. Развитие памяти | |||||||
53. | Звук и буква Щ. Л.т. Мамины помощники | 1 | Характеристика звука. Понятие «глухой, мягкий согласный». правописание слов со слогами ЩА, ЩУ, ЩН, шипящими в конце слова | Составляем устные рассказы по серии картин. Придумываем название | Определение последовательности событий. | |||||||
54. | Дифференциация звуков и букв: Ш – Щ. Л.т. Мамины помощники. | 1 | Сравниваем буквы, их элементы Составляем слова из рассыпанных букв. | Шесть щенят, шесть щёток Пищит, трещит, плещет | Пропедевтика оптической дисграфии | |||||||
55. | Дифференциация звуков и букв: Щ – Ч. Слова – действия. | 1 | Правописание слов со слогами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЩН, шипящими в конце слова | Лещ, лещи, ключ, ключи, плащ, плащи, щука, щуки, щучка, речка, помощники | Пропедевтика акустической дисграфии. | |||||||
56 | Зачем нам нужен Ь знак? Сказка о мягком знаке | 1 | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь | Лось, кон, конь, коньки Читаем отрывок из сказки о Ь знаке. | Обозначение мягкости согласных | |||||||
57. | Звук и буква Л. Ь в конце слова Л.т. Весна в лесу. | 1 | Характеристика звука. Понятие «звонкий согласный». Дифференциация «твердый – мягкий согласный». Выделение звука в разных позициях. | Слова: угол-уголь, мол-моль полка - полька Загадки и стихи о весне | Развитие навыков чтения и пересказа прочитанного | |||||||
58. | Дифференциация звуков и букв Л – Й Л.т. Весна. Весенние месяцы | 1 | Дифференциация звуков в начале, середине и конце слов. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. | Слова: май, апрель, капель, лай, край и т.д. | Развитие временных представлений. Формирование причинно – следственных связей | |||||||
59. | Звук и буква Р. Л.т. Транспорт. | 1 | Характеристика звука. Понятие «звонкий согласный». Дифференциация «твердый – мягкий согласный». Выделение звука в разных позициях. | Наземный, подземный, воздушный транспорт. Ехать - доехать, лететь – долететь, плыть – доплыть | Развитие дикции. Автоматизация навыков чтения. Работа над дикцией | |||||||
60 | Дифференциация звуков и букв: Л – Р. Л.т. Апрель, апрель! | 1 | Восстановление деформированных предложений с буквами Л, Р. Загадки, скороговорки. | Лара, Рома, лучи, ручьи, грачи, скворцы, скворечник. Журчат, кричат, чирикают | Составление устного рассказа по вопросам | |||||||
61 | Итоговое занятие. Все пройденные буквы | 1 | Составление устного рассказа по опорным картинкам и словам | Рассказ «Мой домашний любимец» | Развитие навыков связной речи. Развитие логического мышления. | |||||||
62 | Контрольная работа | 1 | Контроль формирования навыков звукобуквенного анализа | Букв, обозначающие оппозиционные звуки, гласные II ряда | Развитие навыков зрительного и слухового контроля |
III этап Пропедевтический этап – 13 занятий Коррекционные задачи: преодоление возникших у учащихся в течение учебного года проблем при формировании навыков письма и чтения. Пропедевтика оптических и акустических парафазий «п—т», «л—м», «х—ж», «к—н»,«т—н», «п—н», «ш—щ», «и—ш», «б—д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «Е – З» | |||||
63. | Дифференциация букв п - т | 2 | Виды работы на данном этапе: Ищем и выделяем заданную букву. Вставляем нужную букву. Шифруем слова. Объясняем значение слов с данными буквами. Составляем словосочетания, предложения, устные рассказы – описания и повествования. Записываем опорные слова. | Лексические темы данного этапа: Праздник Победы. Профессии. Весна. Цветы цветут. | Развитие навыков связной речи. Развитие навыков письма и чтения. Развитие навыков контроля над письменной речью |
64. | Дифференциация букв: л-м | 2 | |||
65. | Дифференциация букв: д-в | 2 | |||
66. | Дифференциация букв: б-д | 2 | |||
67. | Дифференциация букв: ш-щ | 1 | |||
68. | Дифференциация букв: и-ш | 1 | |||
69. | Дифференциация букв: Е-З | 2 | |||
70. | Логопедический слуховой диктант | 1 | |||
Всего 70 тем, 77 занятий, 2 контрольные работы. |
Календарно-тематический план
2017-2018 учебный год.
№ | Тема занятия | Запланировано | дата проведения | Примечание |
1. | Вводно-организационное занятие | |||
2. | Делу – время | |||
3. | Сказка о пальчиках рук | |||
4. | Мир вокруг нас | |||
5. | Мир вокруг нас | |||
6. | Речь и предложение | |||
7. | Предложение и слово | |||
8. | Слово и слог | |||
9. | Звуки речи | |||
10. | Гласные звуки | |||
11. | Ударение | |||
12. | Звук и буква А | |||
13. | Звук и буква У | |||
14. | Дифференциация звуков и букв А - У | |||
15 | Звук и буква О | |||
16 | Дифференциация звуков и букв: А – О. | |||
17 | Дифференциация звуков и букв: А- У - О. | |||
18 | Звук и буква Ы | |||
19 | Гласные I ряда | |||
20 | Звук и буква И | |||
21 | Дифференциация звуков и букв: Ы – И. | |||
22 | Звук и буква Й. | |||
23 | Гласные II ряда | |||
24 | Йотированные гласные в начале слова и после гласных. Буква Я Е | |||
25 | Йотированные гласные в начале слова и после гласных. Буква Ю Ё | |||
26 | Звук и буква П. | |||
27 | Звук и буква Б. | |||
28 | Дифференциация звуков и букв: П - Б | |||
29 | Звук и буква Ф | |||
30 | Звук и буква В
| |||
31 | Дифференциация звуков и букв: Ф-В | |||
32 | Звук и буква Т. | |||
33 | Звук и буква Д. | |||
34 | Дифференциация звуков и букв: Т - Д | |||
35 | Звук и буква К. | |||
36 | Звук и буква Г. | |||
37 | Дифференциация звуков и букв: К - Г | |||
38 | Звук и буква Х. | |||
39 | Дифференциация звуков и букв: К – Г - Х | |||
40 | Звук и буква С. | |||
41 | Звук и буква З. | |||
42 | Дифференциация звуков и букв: С - З | |||
43 | Звук и буква Ц | |||
44 | Дифференциация звуков и букв: С – Ц | |||
45 | Дифференциация звуков и букв: Т – Ц | |||
46 | Гласные II ряда после согласных. Дифференциация А - Я | |||
47 | Гласные II ряда после согласных. Дифференциация О - Ё | |||
48 | Гласные II ряда после согласных. Дифференциация У - Ю | |||
49 | Звук и буква Ш | |||
50 | Звук и буква Ж | |||
51 | Дифференциация звуков и букв: Ш – Ж | |||
52 | Дифференциация звуков и букв: С- Ш | |||
53 | Дифференциация звуков и букв: З – Ж | |||
54 | Звук и буква Ч. | |||
55 | Дифференциация звуков и букв: Ч - ТЬ | |||
56 | Дифференциация звуков и букв: Ч - Ш. | |||
57 | Звук и буква Щ. | |||
58 | Дифференциация звуков и букв: Ш – Щ. | |||
59 | Дифференциация звуков и букв: Щ – Ч. | |||
60 | Зачем нам нужен Ь знак? | |||
61 | Звук и буква Л. | |||
62 | Дифференциация звуков и букв: Л - Й | |||
63 | Звук и буква Р. | |||
64 | Дифференциация звуков и букв: Л -Р | |||
65 | Итоговое занятие. Все пройденные буквы. | |||
66 | Контрольная работа | |||
67 | Дифференциация букв п - т | |||
68 | Дифференциация букв п - т | |||
69 | Дифференциация букв: л-м | |||
70 | Дифференциация букв: л-м | |||
71 | Дифференциация букв: д - д | |||
72 | Дифференциация букв: д - д | |||
73 | Дифференциация букв: д - в | |||
74 | Дифференциация букв: д - в | |||
75 | Дифференциация букв: ш-щ | |||
76 | Дифференциация букв: и - ш | |||
77 | Дифференциация букв: Е-З | |||
78 | Дифференциация букв: Е-З | |||
79 | Логопедический слуховой диктант |
Приложение 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, НвОНР)
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы
начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной
сформированности речевой функции и психологических предпосылок
к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- Дефектное произношение сложных звуков и оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся от 2 до 15 звуков (очень редко).
- Чаще всего наблюдаются замены и/или смешения звуков по акустико-артикуляционному сходству в группах: лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), звонкие – глухие согласные, соноры, свистящие и шипящие, аффрикаты; смешиваются между собой, не только они, но и составляющие их компоненты (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС, ЛЬ-РЬ, ЛЬ-Й, Л-Р)
- Недостаточная сформированность, в более тяжелых случаях — несформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
1.Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
2.Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.
3.Трудности овладения письмом и чтением, наличие специфических логопедических ошибок на фоне большого количества орфографических.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение и замены слов по смыслу и акустическому сходству.
- Отсутствие или значительное ограничение в самостоятельной речи обобщающих понятий, временных и пространственных понятий.
- Несформированность навыков словообразования и словоизменения, ошибки в употреблении падежных окончаний существительных, ошибки согласования прилагательных с существительными.
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
- Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.
- Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
- Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- Недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточное развитие произвольности в общении и деятельности.
- Низкий уровень учебной мотивации.
- Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
- Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
- Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; умение работать в определенном темпе).
- Медленное формирование функции контроля деятельности.
- Формирование негативного отношения к учебному процессу.
Приложение 2
Основные направления работы
- Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового и звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, обобщающих понятий, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи:
- Развитие навыков построения связного высказывания и смысловой культуры высказывания.
- Установление логики, программирование смысла высказывания: определение связности, последовательности, причинно-следственных отношений, скрытого смысла, переносного значения.
- Точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
- Отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (описание, повествование, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины, серии сюжетных картин).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания; наблюдательности, особенно к языковым явлениям; способности к запоминанию, способности к переключению;
развитие навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности, произвольности общения и поведения.
Приложение 3
Формирование полноценных учебных умений
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе: умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации
учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии);
- соблюдение речевого этикета при общении: обращение, просьба, диалог. Вежливое обращение к окружающим: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...