ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л-Л’» «В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА ЗИМА» 1 класс, группа ФФНР
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Тема: «Дифференциация звуков Л-Л’»
«В гости к нам пришла зима»
1 класс, группа ФФНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naumova.rar | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИВАДИЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Методическая разработка
итогового логопедического занятия
ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л-Л’»
«В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА ЗИМА»
1 класс, группа ФФНР
Составила: учитель-логопед
Наумова Л.А.
пгт. Ливадия – 2017
Тип занятия: итоговое
Тема: В гости к нам пришла зима. Дифференциация звуков Л-Л'
Цели:
1. Образовательные
1.1. Закреплять у учащихся знания о твердых и мягких согласных звуках, их признаках;
1.3. Продолжать учить осуществлять звуковой и слоговой анализ слова и отображать его графически.
1.4. Упражнять учащихся в образовании прилагательных от существительных;
1.5. Уточнять представления учащихся о зиме.
2. Коррекционно-развивающие:
2.1. Продолжать развивать артикуляционную моторику, формировать подачу сильной воздушной струи, подготавливать речевой аппарат к произношению звука [ Р]
2.1. Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звуков [ Л ]- [ Л' ] в слогах, словах, предложениях, ритмизированной и связной речи.
2.1. Осуществлять коррекцию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
2.2. Развивать связную речь учащихся;
2.3. Уточнять словарный запас по теме «Зима»
2.4. Формировать мелкую моторику,
2.5. Развивать аналитико-синтетические процессы мышления, произвольную память, внимание
3. Воспитывающие:
3.1. Формирование экологической культуры, милосердия и потребности в заботе о живых существах;
3.2. Развитие эмоционально-волевой сферы детей: настойчивости, дисциплинированности, собранности;
3.2. Формирование доброжелательности в отношениях, чувства здоровой конкуренции.
Развивающая среда: компьютерное слайд-шоу, мультимедийная логопедическая игра «Игры для Тигры», индивидуальные карточки-раскраски, карточки для звукового анализа, зеркала по количеству детей, цветные карандаши, фишки, наклейки.
Используемые технологии: традиционная классно-урочная с элементами игровых и мультимедийных технологий
Ход занятия:
1. Организационный момент (3 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь и внимательно посмотрите на монитор.
2. Основная часть (34 мин)
- Выполняем артикуляционную гимнастику (5 мин.):
Улыбка-трубочка
Лопаточка
Иголочка
Болтушка
Лошадка
Грибок (слайд № 2 - 7)
Подойдите ко мне и постройтесь друг за другом.
Сейчас вместе с Тигрой мы будем выполнять упражнения на дыхание. Положите язычок на нижнюю губку, наберите воздух носом и сильно-сильно, долго-долго дуйте на просунутый между губами язычок, чтобы все-все лопасти мельниц от вашего ветра закружились.
Уточнение представлений о зиме (2 мин) (слайд № 8)
Звучит загадка о зиме :
Все бело, ой, все бело,
Белым цветом расцвело.
Бел зайчонка легкий след,
На березке бел берет,
И на рощице ольховой
Белым-бел платок пуховый.
- Когда это бывает? А что такое «Зима»?
- Назовите зимние месяцы.
- Что происходит в природе зимой?
Звуковой и слоговой анализ слова «гололед» (2 мин) (слайд № 9)
- Сегодня на занятии с нами будет Зимушка-зима. Ох, она и разная бывает – бывает добрая, веселая, а бывает и неласковая. Принесла она нам сегодня загадку: (слайд № 10)
- Под ногами всё куда-то
- Ускользает и плывёт.
- И смешно, и страшновато:
- На дороге … (гололед)
Что такое «Гололёд»? (это когда дороги покрывает слой льда, лед не прикрыт снегом. По такому льду опасно ходить)
Давайте определим, какие звуки содержит слово «гололед» Но прежде поднимите значок, который обозначает гласный звук. Поднимите значок, который обозначает твердый согласный звук, поднимите значок, который обозначает мягкий согласный звук.
(дети по очереди называют звуки последовательно выкладывают схему слова)
Сколько в слове «гололед» гласных звуков, назовите? Сколько слогов? Какое мы знает правило о гласных и слогах?
Назовите одинаковые согласные букву в слове «гололед» (буквы Л). А одинаковы ли звуки, которые они обозначают? (нет, они обозначают звуки Л и Л') А чем они отличаются? (звук Л – твердый, Л' – мягкий)
Уточнение правильной артикуляции звуков Л и Л'(3 мин)
Когда мы произносим звук Л что делают губки? (улыбаются) (слайд № 11)
Где находится язычок? (за верхними зубками)
А какой язычок – острый или толстый? (острый)
Когда мы произносим звук Л, что делает горлышко (дрожит)
Какой звук Л – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой? (согласный, твердый, звонкий)
(Аналогично уточняется артикуляция звука Л') (слайд № 12)
Дифференциация звуков Л и Л' в словах (5 мин) (слайд № 13)
- Зимушка-зима просит, чтобы вы рассказали о ней, какая она бывает.
- Если зимой холод, то зима какая? (Холодная) Поднимите знак, обозначающий, какой звук есть в слове «холодная» - Л и Л' – если звук – Л – поднимите значок «твердый звук», если Л' – значок «мягкий звук». Где находится звук Л в этом слове – в начале, конце или середине слова?
- Если зимой все вокруг бело, то зима какая? (Белая) Поднимите знак, обозначающий, какой звук есть в слове «белая» - Л и Л' Где находится звук Л в этом слове – в начале, конце или середине слова?
- Если зимой все вокруг покрыто льдом, то зима какая? (Ледяная) Поднимите знак, обозначающий, какой звук есть в слове «ледяная» - Л и Л' Где находится звук Л' в этом слове – в начале, конце или середине слова?
- Если зимой на дороге скользишь, то дорога какая? (Скользкая) Поднимите знак, обозначающий, какой звук есть в слове «скользкая» - Л и Л' Где находится звук Л' в этом слове – в начале, конце или середине слова?
Динамическая пауза (3 мин.) (слайд № 14, фонограмма)
- Пришла зима – трут ладони
- Принесла мороз. – хлопают себя по плечам
- Пришла зима, - трут ладони
- Замерзает нос. – трут нос
- Снег - плавные движения кистями рук
- Сугробы, - стучат кулачками по парте
- Гололед. – «скользят» ладонями по столешнице
- Все на улицу — вперед! - хлопают ладонями по бедрам
- Зимний месяц называй! - сжимают кулаки
- Декабрь, Январь, Февраль – кулак, ребро, ладонь
Дифференциация звуков - Л и Л' в предложении (3 мин) (слайд № 15)
- Но не только холод и лед несет с собой Зимушка-зима. Знаете, что такое «метель»? (Когда дует ветер и поднимает в воздух снег с земли). Так вот, метель перепутала снежинки. А на снежинках записаны слова. Если вы сумеете расставить их в нужном порядке, то получится предложение о том, что нам несет зима (читаю слова: «на нашей», «иголочке», «колючие», «ёлочке», дети по очереди определяют последовательность слов)
«На нашей ёлочке колючие иголочки»
Дифференциация звуков - Л и Л' в ритмизированной речи (5 мин)
(слайд № 16-18)
- Так что же еще приготовила нам Зимушка-зима? (Новогодний праздник, ёлку);
- На Ёлке принято дарить подарки, Зимушка-зима приготовила вам подарки, но не подарит их просто так, а только тогда, когда вы прочитаете стихотворение о зиме.
(дети по очереди читают стихотворения, получают в подарок новогоднюю игрушку из бумаги)
Дифференциация звуков - Л и Л' в свободной речи, пересказе (5 мин)
(слайд № 19)
И о празднике зимнем мы поговорили, и забавы веселые, зимние вспомнили. Хорошо зимой? (ДА) А всем ли зимой хорошо? Кому зимой несладко приходится? (Птицам).
Сейчас я расскажу вам историю об одной девочке и ее пернатых друзьях.
Лана и птицы
Стояла зима. Все замело снегом. Тяжело стало птичкам без еды. Пожалела птичек девочка Лана. Она стала сыпать хлеб у своей лавочки. Птички стали клевать хлеб и больше не голодали. Так Лана заботилась о птичках до самой весны.
Ответьте на вопросы:
- Какое время года настало?
- Чем все замело?
- Как стало птичкам без еды?
- Кто пожалел птичек?
-Что стала делать Лана?
- Что стали делать птички?
- До какого времени Лана заботилась о птичках?
- Как можно оценить поступок Ланы? Почему?
- А кто-нибудь из вас заботился о птицах или бездомных животных зимой?
(Повторное чтение рассказа)
Кто попробует пересказать эту историю?
Развитие мелкой моторики (5 мин) (слайд № 20)
Зимушка-зима велела облакам прилететь и засыпать землю снегом. Но скажите, какого цвета наши облачка? (Белого) . А снег посыплется только тогда, когда облачка станут тёмными – синими или серыми. Мы должны их заштриховать. Первое облако мы штрихуем сверху вниз (дети заштриховывают. Когда у всех детей облачка заштрихованы, из облака на мониторе начинает сыпать снег). Второе облако мы штрихуем снизу вверх. Третье – слева направо, четвертое – справа налево.
3. Заключительная часть (3 мин)
Помогли мы Зимушке-зиме. С какими звуками мы сегодня работали?
Что нового вы сегодня узнали? Дома вы должны пересказывать историю о Лане и птичках, четко произнося звуки Л и Л'
(Оценка деятельности)
Наше занятие окончено, а Зимушка-зима с нами не прощается, она будет с нами целых три месяца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс
Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш
ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].
Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....
Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков В – В.\' (группа НЧП обусловленное ФФНР , 2 класс)
Данное занятие разработано для логопедической группы 2 класса, имеющих нарушение чтения письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Оно позволяет расширить и активизировать слова...
Групповое логопедическое занятие "В гости к нам пришла зима" Дифференциация звуков Л-Л\'
Итоговое занятие "В гости к нам пришла зима" Дифференциация звуков Л-Л\' Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся знания о твердых и мягких согласных звуках, их призн...
Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»
Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов, изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...
План-конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С’]» для обучающихся 2-го класса со смешанной дисграфией
Класс: 2 класс. Логопедическая группа, программа «Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся вторых классов»Тема: «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С&rsquo...