Материалы по подготовке руки к письму
методическая разработка по логопедии на тему

Башкатова Людмила Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_k_pismu.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. 
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Как готовить руку ребенка к письму:

(речь пойдет о детях возраста 5-6 лет, хотя многие задания вполне под силу и четырехлеткам)
Предложенные задания выполняются простым карандашом или ручкой (они не должны быть слишком тяжелыми или толстыми).
Занятие должно длиться не более 15-20 минут. Ребенок должен быть заинтересован и выполнять задания с удовольствием. От крупных рисунков постепенно переходите к более мелким. 

Этап первый: задания на оттачивание точных движений:

1. Очень полезно предлагать ребенку прописывать «в воздухе» перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии и так далее.
2. Если есть готовые трафареты, - предложите ребенку обводить их, составлять из них узоры или картинки. Если трафаретов нет, изготовьте их сами, - вырежьте из картона фигурки животных, фруктов, облака, домики, - все, что придет в голову. Ребенок с удовольствием будет обводить эти трафареты.  
3. Предлагайте ребенку заштриховывать нарисованные предметы. Нарисуйте мяч и попросите заштриховать его ровными параллельными линиями. Другую фигурку попробуйте заштриховать волнистой линией, «галочками» или точками. Сейчас есть много специальных тетрадок в продаже с подобными заданиями.
4. Ребенок может соединять по точкам с числами контур рисунка. Если нужна ваша помощь, будьте рядом.
5. Полезно обводить сначала крупные, а потом более мелкие рисунки по пунктиру. Это вырабатывает точность движений.
6. Пусть ребенок раскрашивает раскраски. Начинайте с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей.



7. Предлагайте ребенку выполнять различные задания с линейкой, - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее.
8. Если у вас по счастливой случайности завалялась копировальная бумага (из детства), - научите ребенка ею пользоваться. Малыш будет в восторге (проверено) от «волшебной» бумаги.
9. Нарисуйте вверху листа воздушные шарики, внизу - человечков. Предложите ребенку проводить прямые линии (ниточки) от шариков к человечкам.

Этап второй: тренируем наблюдательность, развиваем внимание к деталям и способность точно воспроизводить нужные элементы.

Какие занятия нам нам помогут в этом:
1. Если сможете найти, купите ребенку книжку, в которой объясняется, как рисовать животных или еще что-то. Там на каждой иллюстрации к рисунку добавляется новая деталь. Пусть малыш рассматривает эти картинки и пытается рисовать так же, поэтапно предложенные объекты.
2. Хорошо развивает внимание к деталям игра «Что появилось?». Для этой игры возьмите чистый лист, просите ребенка закрывать глаза, а вы дорисовывайте одну деталь за один раз на картинке. Например, рисуем домик, добавляем трубу, дым, солнышко, дорогу, облако, цветочек, птичку и так далее. Малыш должен находить и называть, что появилось на рисунке.
Детям нравится, когда в этой игре вы меняется «ролями», и теперь уже вы находите, что дорисовал ребенок. 
3. Игра «Повтори за мной». Рисуйте любой узор, букет цветов или другую картинку. Пусть ребенок наблюдает, какую деталь вы добавляете и повторяет на своем листе то же самое. Хвалите ребенка, если ему удается точно повторить рисунок за вами. Если то, что рисует ребенок не похоже на ваш «оригинал», уточняйте, что именно не соответствует.
4. «Рисуем парочки». В этом задании взрослый просит малыша нарисовать два животных, предмета, растения и т. п., имеющих отличия. Это помогает ребенку сравнивать детали. Задания могут быть такими:
- нарисуй толстую змею и тонкую,
- нарисуй дом с одним окном, а другой - сдвумя окнами
- нарисуй большой арбуз и маленький
- нарисуй длинный шарф и короткий и так далее.
Выполнение подобных заданий научит ребенка концентрировать внимание и поможет малышу научиться в будущем правильно писать буквы и цифры.

Третий этап: учим ребенка ориентироваться на листе.

Ребенок, который берет в руки тетрадь, должен уметь свободно ориентироваться на листе, понимать такие термины, как «поля», «стока», «клетка»  и другие.
1. Покажите малышу в тетради поля. Расскажите ребенку историю, о том, что за полями живет вредная крыса, которая всех кусает. Объясните малышу, что если его буковки попадут за поля, крыса их погрызет. Так, в игровой форме, ребенок быстро запомнит, что за полями ничто не должно оказаться.
2. Строки в тетради «в косую» можно сравнить с мостом над речкой (вспомогательными строками). Расскажите малышу, что буквы могут ходить только по мостику, если они попадут на следующую строку, они упаду с моста в воду. Для наглядности, первый раз закрасьте вспомогательные строки голубым карандашом.
3. Знакомимся с клетками. Просите ребенка закрашивать или обводить по одной клетке. Объясняйте, что значат выражения «в каждой клетке, через клетку, отступить две клетки».
Хорошо помогает в знакомстве с тетрадями в клетку игра, где малыш должен рисовать «дорогу» по диктовку. Вы говорите: три клетки вверх, две клетки вправо, пять клеток вниз, а ребенок «прокладывает дорогу» на листе «согласно инструкции».     
4. Очень полезно рисовать на листах в клетку узоры различной сложности, «печатать» буквы, рисовать несложные фигуры, повторять фигуры как бы в зеркальном отображении и так далее.

Если вы поэтапно будете выполнять предложенные задания, уверена, - прописи вашего школьника будут вас только радовать. А ребенок будет чувствовать уверенность в своих силах, и как следствие - желание учиться.    

В течении недели предусмотрены такие виды деятельности:

1. Лепка.
Очень полезное занятие. В качестве материала используем различный пластилин, соленое тесто, глину. Лепим что-то конкретное или по желанию дочки.

2. Рисование.
Здесь есть множество вариантов, - рисовать карандашами, красками, раскрашивать картинки, перерисовывать со специальной книжки животных и так далее
3. Вырезание и аппликации.
В этой деятельности много вариаций - вырезать из цветной бумаги, вырезать части картинки и складывать их, как пазлы, вырезать из ненужных журналов картинки и делать коллаж, и тому подобное. Не забудьте научить ребенка правильно держать ножницы и безопасно ими пользоваться (под присмотром взрослого).
4. Письмо.
Под письмом мы подразумеваем не прописи для первоклашек. Мы готовим руку к письму разными способами. Пишем пальчиком или карандашом в манке, обводим по контуру картинки, учимся проводить ровные линии, рисуем фигуры под линейку, обводим трафареты, штрихуем и так далее. Делаем, конечно, и первые попытки прописывания более мелких деталей, но не спешим перейти на этот уровень.
Как вы убедились, 15-20 минут в день занятия любым творчеством, - это как раз то, что вам нужно! Почему советую разбить занятия по дням? Это поможет не готовить ребенка «однобоко», - ведь бывает, - рисовать умеет, а ножницы держать не может. Различные виды деятельности развивают различные умения и навыки.

Чем ребенок может заниматься самостоятельно в течении дня для развития моторики ручек:

- Собираем мозайку в любом виде
- Собираем конструкторы крупные и мелкие
- Складываем пазлы (большие и маленькие, простые и посложней)
- Пришиваем большой иголкой пуговицы (лучше процесс контролировать)
- Одеваем - раздеваем кукол
- Ездим машинками по специально нарисованным трекам
- Делаем фигурки из змейки (той, что в детстве все крутили, - они есть в продаже и сегодня)
- Занимаемся оригами или просто делаем из бумаги кораблики - самолетики - веерки
- Плетем косички из шнурков
- Делаем фигурки из цветных пушистых проволочек 
- Нанизываем на шнурки пуговицы, бусины, макароны и все, что нанизывается
- Шнуруем что-нибудь. Если у вас нет специальных шнуровок, их легко изготовить. Возьмите плотный картон. Вырежьте из него круг, овал или прямоугольник. Наклейте в средину красивую картинку (можно фото животного из журнала или что вам придет в голову). Дыроколом сделайте по краю картона дырочки на одинаковом расстоянии друг от друга. Ваша шнуровка готова. На ней ребенку можно показывать различные типы шнурования, - «вперед иголку», «через край» и так далее.
- Застегиваем пуговицы. Это занятие хорошо тренирует координацию пальчиков, но для этого не обязательно покупать дорогие пособия с пуговицами. Пусть бабушка или дедушка попросит внука помочь застегнуть кофту. Или предложите папе посмотреть, как дочка научилась застегивать свою кофточку (малышка будет очень стараться!). 
- Другие виды деятельности, которые нравятся вашему малышу ( например, любимое всеми детьми занятие, - крутить ручную мясорубку!)

Развиваем моторику с помощью пальчиковых игр.



У пальчиковых игр несколько преимуществ, - помогают ребенку запоминать рифмованные стишки, развивают воображение (представляем сюжет), тренирую пальчики.  Пальчиковые игры лучше проводить между играми, в перерывах между занятиями письмом или рисованием.
Вот несколько наших любимых пальчиковых игр:

Зоопарк. (выполняется на столе)

К нам на стол забрался слон, (стучим кулачками по столу)
Начал громко топать он, 
И лошадки прибежали, (перебираем пальчиками рук по столу)
Копытами застучали, 
Тихо по земле, шурша, (ладони, лежащие на столе немного выгибаем вправо-влево)
Ползет змейка не спеша, 
Грациозны и легки, («крадемся», перебирая легко пальцами по столу и «заползаем» на ребенка)
Приползли к нам паучки!

Морская.

Чайка парит над водою, (большие пальцы рук соединили, остальными пальцами изображаем махи крыльев)
Резвится, играет с волною.
На берег волна набегает,( две руки ведем от себя по столу, ладонями вверх, возвращаем руки к себе, ведя по столу ладонями вниз, - волны)
Шустрые крабы друг с другом играют. (пальцами перебираем по столу и наш «крабик» может залезть на руку малышу).

Замок.

На двери висел замок. (пальцы рук сцеплены)
Я открыть его не мог. (пытаемся «разъединить» руки)
Мы замочком покрутили, (вращаем в запястье сцепленными руками в одну сторону)
Мы замочком повертели ( вращаем в другую сторону)
И открыли! (расцепляем руки, стряхиваем пальцами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)

Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...

Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.

Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...

Упражнения для подготовки руки к письму.

Упражнения для подготовки руки к письму....

Упражнения для подготовки руки к письму.

Упражнения для подготовки руки к письму....

Подготовка руки к письму

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу....

Подготовка руки к письму

Статья содержит описание основных направлений для работы над развитием мелкой моторики, критерии для успешного овладения письмом, а также задания для детей....

Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)

Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...