«Буква ь. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Бинарный урок совместно с учителем-логопедом: внедрение логопедических приёмов на уроки обучения грамоте с целью профилактики нарушений чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_._upotreblenie_myagkogo_znaka_dlya_oboznacheniya_myagkosti_soglasnykh_na_pisme.rar | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский педагогический конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером». Заболоцкая С.А., Карнышева Л.С.
Бинарный урок по теме:
«Буква ь. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости
согласных на письме»
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Метод обучения: эвристическая беседа.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: проблемно-диалогический
Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.
Цель урока:
Образовательная:
- познакомить учащихся с буквой «мягкий знак»
Логопедическая:
- учить учащихся слышать твёрдое и мягкое звучание согласных;
Задачи:
Образовательные:
- подвести детей к необходимости нахождения нового способа обозначения мягкости согласного звука на письме;
- активизировать словарный запас учащихся посредством лексической работы со словами;
- совершенствовать технику чтения учащихся.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие зрительно-пространственного гнозиса посредством упражнения «Муха»;
- развитие мелкой моторики при помощи самомассажа кистей рук;
- развитие динамического праксиса посредством упражнений «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь»;
- предупреждение переутомления детей, сохранение осанки и зрения.
Воспитательные:
- воспитание общеучебных навыков, самостоятельности;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину;
Оборудование:
- медиапроектор;
- презентация к уроку;
- цветные магниты для звукового анализа слов;
- учебники;
Обоснование проведение бинарного урока совместно с учителем-логопедом: внедрение логопедических приёмов на уроки обучения грамоте с целью профилактики нарушений чтения и письма.
Для решения образовательной и логопедической целей урока учащиеся подводятся к проблемной ситуации, в ходе решения которой приходят к выводу о необходимости буквы ь. В течение всего урока дети повторяют и закрепляют знания о том, что данная буква – только знак, используемый на письме для обозначения мягкости согласного. С этой целью проводятся звуковой анализ слов, преобразование слов с последующим наблюдением над изменением значения слова.
При обучении грамоте учащиеся испытывают различные трудности при знакомстве с буквами русского алфавита, а именно: запоминание зрительного образа букв, соотнесение их со звуками, которые эти буквы обозначают. Причиной этого зачастую является слабо развитое зрительно-пространственное восприятие и ориентирование, которое, в свою очередь, обусловлено незрелостью межполушарных связей. Для профилактики и коррекции обозначенных нарушений учителем-логопедом на уроке проводится упражнение «Муха», а для развития межполушарного взаимодействия упражнения «Кулак-ребро-ладонь» и «Ухо-нос». Эти упражнения также способствуют снятию эмоционального напряжения, поэтому целесообразно их использование в середине урока.
Активизация словаря учащихся решается посредством словарной работы, которая проводится в двух направлениях: объяснение лексического значения слова и нахождение слова по его лексическому значению. Данный вид работы способствует также совершенствованию навыка чтения, так как выполнение задания требует от учащихся неоднократного прочтения изучаемых слов. В целях предупреждения переутомления и переключения на другой вид работы в урок вводится динамическая пауза и упражнения на развитие мелкой моторики, в частности, самомассаж кистей рук, который стимулирует деятельность головного мозга.
В процессе урока большое значение уделяется формированию правильной читательской деятельности учащихся. Эта работа проводится на основе текста «Московский Кремль» размещённого в «Букваре».
В конце урока дети дают эмоциональную окраску своей работе, что способствует формированию самооценки своей деятельности.
Учитывая, что ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление, урок сопровождается мультимедийной презентацией, с помощью которой и реализуется принцип наглядности.
Ход урока:
Этапы урока, временной интервал | Содержание этапа | Деятельность учащихся | ||
1 | Организационный момент. 1 мин. | У.: Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики. - Умницы! - Молодцы! | Приветствие учителя, самоорганизация садятся девочки садятся мальчики | |
2 | Развитие зрительно-пространственного гнозиса 1 мин. | Слайд 2 | Игра «Муха». (На экране квадрат, разделённый на 9 маленьких квадратов) - Чтобы на уроке нам хорошо работалось, потренируем наши глазки и внимание. Следите за перемещением воображаемой мухи по моим командам. Муха находится в правом верхнем углу. Влево, вниз, вправо, вниз. Где остановилась муха? -Следим дальше. Влево, вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Где остановилась муха? | Учащиеся перемещают взор, следуя командам учителя - правый нижний угол - в центре |
3 | Введение в тему. Постановка проблемы. 2-3 мин. | Слайд 3 | Л.:Я расскажу вам одну историю. Ходили в лесную школу Волчонок, Слонёнок, Лосёнок и детёныши других зверей. Они учились там читать и писать. Очень хотелось зверятам поскорее вырасти. Однажды учитель Филин и говорит им: «Кто сумеет правильно назвать себя и правильно написать это слово, тот быстрее станет взрослым». Стали детёныши писать. Первым написал Слонёнок слово слон – и получил отметку «пять». Потом написал Волчонок: волк – и тоже получил отметку «пять». Дошла очередь до Оленёнка и Лосёнка. Один написал олен, а другой написал лос. «Разве ты олен?» -спросил учитель Филин Оленёнка. «А ты разве лос?» - спросил он у Лосёнка. «Нет, я олень!» - говорит Оленёнок. «А я лось!» - говорит Лосёнок. Стали все снова читать написанные слова и снова прочитали: олен, лос. Обиделись Оленёнок и Лосёнок и побежали к царице Грамматике. «Почему в словах олен и лос никто не хочет последнюю согласную читать мягко, ведь звук мягкий? Послушайте: оленя, оленю, оленем, лося, лосем..» А царица Грамматика им отвечает: «Потому что в этих словах после согласных н и с пишутся гласные я, ю, е, а в словах олен и лос этих гласных нет». Огорчились Оленёнок и Лосёнок: «Значит, мы никогда не вырастем? Никогда не станем взрослыми?» «Не огорчайтесь, - говорит им царица Грамматика, - Я вашему горю помогу». -Как вы думаете, ребята, что придумала Царица Грамматика? -Правильно, она придумала для них новую букву – букву мягкий знак. | Выдвигают версии |
4 | Формулирование темы урока. 1 мин. | У.:- Обозначьте тему нашего урока. - Какие перед собой поставим задачи? - Чему вы должны научиться? | - буква ь -узнать, какой/какие звуки обозначает эта буква, какую роль играет Ь знак в словах,… - научиться читать слова с буквой Ь | |
5 | Основной этап урока. 13-15 мин. 1. Организация чтения и анализа слов с буквой Ь а) Звуковой анализ слов. б) Словарная работа 2.Преобразование слов. | Слайды 4-6 Слайд 7 Слайд 8 | 1. У.: Прочитайте пары слов. Объясните значение каждого слова. Составьте предложение с каждым словом из пары а) Л.: Откройте тетради для печатания. Напечатайте слова «пыл» и «пыль». Сделайте звуковой анализ. Что можете сказать об этих словах? -Сколько букв? Сколько звуков? Почему? Л.: Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится. Почему у дома угол превратился сразу в уголь – Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. Сделать нам не так уж трудно, Чтоб на мель не село судно: Мягкий знак перечеркнуть – И свободен водный путь. Корабли, плывите смело! Стала мель кусочком мела. (Е Измайлов) Л.: Какой вывод сделаем? б) У.: Найдите в 3-м столбике слова, обозначающие здание для богослужения (учебник с. 154) - Чем отличаются эти слова? - В нашем городе есть церковь? А собор? Где он находится? - Объясните значение слова КОЛОКОЛЬНЯ. - Найдите слово, обозначающее городскую крепость в старых русских городах. - Где она находится КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ? КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ - это часть Кремля. Почему площадь называется КРАСНОЙ? - Запомните эти слова, на уроке мы с ними ещё встретимся. 4. Л.: Бабка баньку затопила, Мягкий знак позвать забыла. Тут же банька банкой стала – вот как бабка сплоховала! - Прочитайте пары слов. Объясните значение каждого слова. полка – полька булка - Булька уголки – угольки - Что произошло со словами? - Почему так произошло? - Что вы можете ещё сказать о роли мягкого знака? | Чтение и анализ слов. Составление предложений Индивидуальная работа в тетрадях по печатанию Два ученика у доски составляют схемы слов Делают вывод - мягкий знак не обозначает звука, он указывает на мягкость согласного, меняет значение слов - церковь, собор - ЦЕРКОВЬ - здание для богослужений в христианской религии. СОБОР - главная и большая церковь в больших городах - башня с колоколами на здании церкви. - КРЕМЛЬ - в Москве - это значит, красивая Произносят согласный, стоящий в середине слова мягко, объясняют значение слова Изменилось значение слова Потому что в словах второго столбика согласный читается мягко. Он меняет значение слова. |
6 | Физминутка 2 мин. | Л.: А сейчас немного отдохнём и выполним упражнение на укрепление внимания: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Я хороший». - А теперь помассируем ладошки для улучшения памяти. Упр. «Тёрка», «Утюг», «Котёнок» У.: Утром встал гусак на лапки, приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, приседанья сделал справно, Клювиком почистил пух, и скорей за парту – плюх! | Выполняют упражнения | |
7 | Работа с текстом «Московский Кремль» 10-15 мин. |
Слайды 9-12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 | 1) Работа с текстом до чтения. Антиципация У.: Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию, сделайте предположение о чем текст. Как вы думаете, каким будет рассказ. 2) Работа с текстом во время чтения. Комбинированное чтение. Вопросы по ходу чтения. 1-ый абзац (читает учитель): - Чем любуются взрослые и маленькие дети? (Соборами Кремля, т.е. главной, большой церковью в г. Москве, колокольней Ивана Великого). 2-ой абзац: - Прочитайте 1-е предложение во 2-м абзаце. - Кто запомнил слово Кремль? - Сколько лет Москве? Из чего были сделаны стены Кремля? - Как называли потом Москву? Почему? 3-й абзац: - Как выглядит современный Кремль? - Какая самая старая башня в Кремле? Интересное название: сравните со словом тайна. - Какая башня самая красивая? Что находится на ней? - Ещё в Кремле есть башни: Царская, Троицкая. В Кремле находится резиденция правительства. - Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка? Рассказ о Царь-пушке. Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне. 4-ый абзац (читает учитель): - Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля? - Почему Красная площадь получила такое название? - Что видела Красная площадь? 5-ый абзац (самостоятельное чтение про себя): - Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? 3) Работа с текстом после чтения. Повторное выразительное чтение текста. У.: Какую главную мысль хотел до нас донести автор? | беседа о предполагаемом содержании - о нашей Родине, о Москве, о президенте,… Рассказ будет выразительным, торжественным, красивым - городская крепость в старинных русских городах - стены построили из белого камня и стали звать Москву Белокаменной - стены из красного кирпича, есть башни - Тайницкая башня - башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне. - Спасская башня. Бой башенных часов-курантов по радио слышат каждый день люди всего мира. - это наша история |
8 | Закрепление учебного материала. 2 мин. | Слайд 17 | Л.: Давайте немного поиграем, проверим, какие слова с мягким знаком вы запомнили с урока. Какое слово я задумала? - Это домашнее животное. В его названии 1 слог, 4 букв, 3 звука. Это слово обозначает полезное ископаемое. В нём 2 слога, 5 букв, 4 звука. - Почему в этих словах букв больше? - Для чего нужен мягкий знак? Какие слова с мягким знаком вы запомнили? |
Отгадывают слова - конь - уголь - мягкий знак звука не образует Вспоминают слова |
9 | Задание на дом (творческое). 1 мин. | У.: Что интересного вы сегодня узнали о Москве? Кто из вас, ребята, был в Москве? Что вам понравилось? Составьте небольшой рассказ по своим впечатлениям, нарисуйте рисунок к своему рассказу или к тексту «Московский Кремль». | ||
10 | Рефлексия Итог урока 1 мин. | Слайд 18 | У: Какая была тема урока? - Какие мы перед собой поставили задачи? Л.: Что вы узнали об этой букве?
-У кого были затруднения? Какие? -Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках. | - мягкий знак не обозначает звука, Ь меняет значение слов, Ь знак указывает на мягкость согласного Рассказывают о своих затруднениях Показывают сигналы самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
урок 1 класс по теме "мягкий знак"...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».
Конспект урока обучения грамоте по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме».
Закрепление мягкого знака на конце и в середине слова....
конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме», 2 класс
конспект данного урока составлен по программе "Школа России", по стандартам ФГОС...
Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».
Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Дополнене к уроку по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...