Типичные недостатки чтения и слушания, способы их предовращения и исправления
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Никитина Алёна Вячеславовна

В статье расссатриваются особенности чтения, которые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочитанного, упражнения для преодоления типичных трудностей чтения, основные ошибки слушания и советы для развития техники слушания . 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cht.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина «Теоретические основы и практика речевой деятельности»

Недостатки традиционного чтения и говорения, их преодоление

Рассмотрим особенности чтения, которые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочитанного.

1. Регрессии, т. е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, являются самым распространенным недостатком традиционного чтения. Почти все люди читают любой текст дважды независимо от его сложности. При традиционном чтении количество регрессий составляет в среднем 10–15 на каждые 100 слов. Это, безусловно, замедляет процесс чтения.

2. Артикуляция, т. е. внутреннее проговаривание читаемого текста, присуща очень многим. Она формируется еще в детстве, когда ребенок учится читать. Постепенно между читаемым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и складывается привычка проговаривать текст сначала вслух, потом шепотом, а затем про себя.

Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений зависит прежде всего от уровня развития навыков чтения и сложности текста. Внутреннее проговаривание сильно тормозит скорость чтения, поскольку скорость говорения в четыре раза меньше скорости работы мысли. Отсюда следует, что если научиться читать без проговаривания (только мысленно), то процесс чтения будет протекать в три-четыре раза быстрее.

3. Малое поле зрения. При традиционном чтении, когда за одну фиксацию взгляда воспринимается одно-два слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, поэтому процесс чтения более эффективен. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать не два-три слова, а всю строку, а иногда и абзац.

4. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки называют также явлением антиципации. При отсутствии такого умения человек вынужден читать текст от и до каждого слова, слога, буквы, хотя иногда при прочтении лишь первых двух-трех букв смысл слова становится достаточно ясным. Точно так же по сочетаниям слов в предложении часто можно судить о том, какое слово будет написано дальше.

5. Низкий уровень организации внимания. Внимание называют катализатором процесса чтения. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания, если бы могли контролировать свое внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается. Такой человек читает механически, и смысл прочитанного не доходит до сознания. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое необходимо тренировать для совершенствования навыков чтения.

6. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Обычно люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. Поэтому многие, прочитав книгу, статью, не помнят их названия, автора, не могут выделить основные идеи автора, сжато изложить содержание прочитанного. Одним из важных приемов чтения является использование различных программ чтения, т. е. алгоритмов чтения.

Существуют специальные приемы, позволяющие преодолеть перечисленные недостатки. Эти приемы требуют регулярных и целенаправленных занятий и могут помочь человеку, решившему усовершенствовать свои навыки чтения. Одним из таких приемов является умение выбрать необходимый способ чтения в зависимости от цели.

Способы устранения недостатков чтения

Наиболее распространенные недостатки традиционного чтения – это, как уже указывалось, регрессии (неоправданные возвраты к уже прочитанному) и внутреннее проговаривание (артикуляция). Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо, во-первых, преодолеть в себе силу привычки, а во-вторых, побороть причины, которыми эти недостатки обусловлены. Одной из таких причин является отсутствие внимания, неумение сосредоточиться.

Для преодоления силы привычки используются приемы самовнушения и аутогенная тренировка. Рекомендуются, в частности, следующие упражнения[10].

Упражнение для преодоления регрессий

Запишите содержание приводимого ниже правила чтения в двух экземплярах на отдельном листочке небольшого формата. Повторите его несколько раз и постарайтесь запомнить. Один экземпляр укрепите над рабочим столом на вашем экране мысленного взора, а второй экземпляр постоянно носите с собой в записной книжке. Открывая записную книжку, вы будете постоянно натыкаться на это правило.

Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.

Упражнения для расширения поля зрения

Упражнение 1. Посмотрите в окно и зафиксируйте свой взгляд на одном из увиденных объектов (дерево, антенна не крыше, балкон и т. п.). Не двигая зрачками, назовите как можно больше предметов, окружающих избранный объект. Результат сверьте с данными при фиксировании каждого предмета в отдельности.

Упражнение 2. Выберите любое слово в тексте. Глядя только на него, не двигая зрачками, постарайтесь прочитать как можно больше близлежащих слов.

Упражнение 3. Выберите самую узкую газетную колонку. Проведите по ее центру сверху вниз яркую линию. Скользя взглядом по этой линии сверху вниз, старайтесь, не двигая зрачками, читать по всей ширине строки. Когда вы научитесь считывать узкие колонки, выбирайте более широкие, постепенно осваивая навык охватывать взглядом всю ширину страницы книги, журнала.

Упражнение 4. Прочитайте пирамиду, скользя взглядом сверху вниз только по первым буквам слов: я

еж

чай

день

жизнь

стакан

колония

кампания

живучесть

литература

лаборатория

менингококки

перенаселение

машиностроение

здравоохранение

микроэлектроника

мертворождаемость

кинопромышленность

благоприятствование

засвидетельствование

электрорентгенография

Кроме указанных упражнений для развития периферического зрения эффективны упражнения с буквенными, цифровыми или любыми другими знаковыми таблицами[11].

Упражнения для подавления артикуляции

Упражнение 1. Читайте про себя с зажатым зубами языком, рот закрыт.

Упражнение 2. Читайте про себя с зажатым в зубах предметом, рот закрыт.

Упражнение 3. Попробуйте прочитать текст про себя одновременно считая вслух или произнося, например, алфавит, стихотворение и т. д.

Упражнение 4. При чтении текста вслух рекомендуется простукивать карандашом ритм любой знакомой вам мелодии (например, на восемь ударов).

При простукивании ритма необходимо соблюдать следующие правила:

• простукивание производите по твердой поверхности стола, ударяя карандашом в одно место;

• карандаш держите в руке без напряжения;

• при простукивании в активном движении должна находиться вся рука (локоть не лежит на столе);

• контролируйте правильность ритма на слух и его непрерывность до тех пор, пока не добьетесь автоматизма.

При чтении текстов вслух с одновременным простукиванием определенного ритма освоение навыка будет осуществляться по следующим этапам:

1) удается или чтение текста с пониманием его смысла, или только простукивание ритма;

2) чтение происходит с правильным простукиванием, но без понимания смысла текста;

3) текст читается сравнительно легко, ритм простукивается без особых сбоев, но коэффициент усвоения материала низок;

4) текст читается, и ритм простукивается свободно, легко запоминается основное содержание прочитанного материала;

5) простукивание ритма совершенно не мешает чтению и усвоению содержания текста.

Полное подавление артикуляции достигается через полных 15–25 ч чтения с простукиванием. Для этого надо ежедневно читать с одновременным простукиванием в течение не менее получаса.

Упражнения для тренировки внимания

Упражнение 1. «Пальцы».

Сядьте удобно, переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными, медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые две недели следует выполнять упражнение ежедневно по 5 мин., затем по 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев. Нужно заставить себя преодолеть трудность концентрации внимания на этом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние.

Упражнение 2. «Стрелка».

В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаружите, что уже не следите за стрелкой, а думаете о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке. Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день.

Упражнения для тренировки памяти

Упражнение 1. За 6 с прочитайте и запомните названия столиц 12 государств и одновременно сгруппируйте их по частям света: Багдад, Париж, Вена, Каир, Гавана, Осло, Хошимин, Кабул, Бразилиа, Прага, Пекин, Тегеран.

Упражнение 2. В течение 20 с изучите и запомните информацию, взятую из текста «О чае»:

О ЧАЕ

Чай впервые упоминается в древнекитайских рукописях, относящихся в 2700 г. до н. э.

В мире ежегодно расходуется более 2 млн т чая.

В Россию чай впервые попал в 1638 г., на четверть века раньше, чем в Англию.

Лучшие индийские чаи – дарджилингский и ассамский. Чай стареет, полгода – почти предельный срок.

Через 15–20 мин. после заваривания чай начинает утрачивать некоторые свои качества.

Теперь попытайтесь без использования текста ответить на вопросы:

Когда и в каких источниках впервые упоминается о чае?

Когда чай был завезен в Англию?

Назовите лучшие сорта индийского чая.

Сверьте свои ответы с текстом. Выполняйте подобные упражнения при первой же возможности.

Упражнение 3. Прочитайте в течение 20 с заготовленный для вас список из 10 неоднородных слов с порядковыми номерами. По памяти запишите запомнившиеся слова и их номера. Если слово и номер совпадают, оценивайте такой ответ в 10 баллов. Если вспомнилось только слово – 5 баллов. Суммировав набранные баллы, вы получите процент эффективности вашей зрительной памяти.

Для большей достоверности данное упражнение выполните несколько раз, а за основу возьмите средний показатель. Повторяйте тест после каждой недели тренировок.

Упражнение 4. Вырежьте из картона небольшие карточки (не менее 40–50 штук), напишите на них различные слова, знаки, разложите на столе надписями вниз и перемешайте. Откладывайте последовательно пять, семь, девять карточек и, закрыв глаза, переворачивайте их надписями вверх. Открыв глаза, смотрите на карточки не более двух-трех секунд, пытаясь запомнить увиденное. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете за это время запоминать обозначения одновременно на семи-девяти карточках.

Упражнения для выработки смысловой догадки

Упражнение 1. Прочитайте текст. В нем на каждой строке пропущено по две буквы.

ТЕКСТ 1

Первая и единственная страна на нашей .. —

..те, уже однажды применившая страшное о.. —

..е – США, – продолжает насыщать им св..

..сеналы. Эта же страна с настойчивост..

..яка «оспаривает первенство» в размещен..

..ерного оружия на территории западноев.. —

..йских стран, милитаризации космоса. Да..

..мая ухищренная пропаганда не может за.. —

..вать того факта, что этот опасный ку..

..авящей верхушки США и тех, кто ее подд.. —

..вает, нацелен против тех стран, котор..

..ердо и последовательно отстаивают м.. .


Упражнение 2. Прочитайте текст, в котором пропущены окончания слов.

ТЕКСТ 2

В окрестное. Токио действ… 71 станц… по прогнозиро… землетряс…. Их сооруже… начал… семь лет наз…, когда японс… парламе… издал соответству… закон. 20 таких станц… находят… на земн… поверх…, остальн… – в скважи…, глубоко под зем…. Станц… имею… сверхчувствитель… электрон… оборудо…; вся информа…, получае… ими, поступа… в специаль… цент…, где обрабатыва… с помощ… компью…. За пять лет, с серед… 1979 г. до серед… 1984 г., аппараты стан… зарегистри… 28 тыс… подзем… толч… различ… сил….


Упражнение 3. Прочитайте текст с пропущенными в словах двумя первыми буквами.

ТЕКСТ 3

Впрочем, следователи… нюдь не. едлагают заменять. лимерными… гнитами.. адиционные —..таллические. У..ганических ферромагнетиков.. йдутся свои.. ласти.. именения. Их. трудно. учить чутко.. агировать на.. менения.. ешней.. еды. Они будут.. еличивать или.. еньшать милу, ..ажем в ..висимости от ..вещенности или от.. нцентрации того или.. ого газа, дксти.. ачит, обы.. гистрировать.. формацию, им не… жна... ектроэнергия. ойство.. икальное. В..рвую.. ередь им.. интересовались экологи, давно.. рспективы.. имесей.. сматривались на… ждународном.. мпозиуме «..мплексные.. тоды.. нтроля.. чества природной Среды», ..оходившем в Москве.


Упражнение 4. Возьмите любой текст. Закройте полосками бумаги по две-три буквы справа и слева страницы. Затем постарайтесь быстро его прочитать, домысливая недостающее. Проверьте правильность своих догадок.


Упражнение 5. Прочитайте текст с пропущенными словами. Старайтесь сделать это как можно быстрее.

ТЕКСТ 4

Наибольшее … оказывают на природу … промышленности, обеспечивающие весь комплекс … человека. Среди них по величине наносимого … нужно … энергетику, целлюлозно-бумажную …, черную и цветную …, химическую и нефтехимическую … и некоторые другие …. За рубежом неоднократно … мнение, будто бы есть простой …, исключающий … цивилизации на … природную …. Он заключается в том, что … якобы должен потреблять только те …, которые дает естественная дикая …, то есть предлагает … к первобытному … жизни. В связи с этим ……, сможет ли … человек довольствоваться таким … жизни и … ли природа обеспечить хотя бы минимальные потребности для … нормального существования всего земного шара?

Проверьте правильность своих ответов: влияние, отрасли, потребностей, ущерба, отметить, промышленность, металлургию, промышленность, отрасли, высказывалось, выход, воздействие, окружающую, среду, человек, продукты, природа, возврат, образу, возникает вопрос, современный, образом, сможет, поддержания.

Приведенные комплексы упражнений при условии регулярных занятий помогут усовершенствовать технику чтения. Но эти приемы не являются единственными и главными. Основными приемами техники рационального чтения являются так называемые алгоритмы чтения, которые содержат правила обработки текста в соответствии с поставленной целью.

Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели. Психологи считают, что каждый человек имеет свои алгоритмы и программы чтения. Однако их эффективность у большинства читателей довольно низкая. Необходимо научиться более организованной работе с текстом.

Интегральный алгоритм чтения

Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает иногда 75 %. Эта избыточность возникает, с одной стороны, по объективным причинам – она заложена в самой структуре языка.

Например, окончания слов иногда избыточны, в чем можно убедиться, проделав приведенные выше упражнения на выработку смысловой догадки.

С другой стороны, избыточность часто возникает из-за склонности многих людей к многословию, из-за стремления придать своей речи наукообразный стиль и т. п.

Анализ избыточности в речи провел В. Сухачевский, специальный корреспондент газеты «Известия». Он писал: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, сказать так: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100 %. Использование интегрального алгоритма чтения позволяет преодолеть подобную «пустоту» текста и извлечь из него действительно полезную информацию. Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текста (статьи, книги и т. п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. Перечисленные показатели и составляют основу интегрального алгоритма чтения.

Дифференциальный алгоритм чтения

Рациональное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации, как это осуществляется в интегральном алгоритме чтения, но и ее анализ и осмысление, что осуществляется в процессе смыслового сжатия текста. При чтении простых текстов понимание как бы сливается с восприятием. Чтение сложных текстов требует гораздо большего умственного напряжения и использования различных приемов. Одним из таких приемов является выделение смысловых опорных слов текста. На нем и основывается дифференциальный алгоритм чтения.

Типичные ошибки в процессе слушания

Слушать партнера - дело сложное, требующее напряжения. Если вы не очень внимательно прислушиваетесь к собеседнику, то упускаете многие важные моменты. В результате вы не только потеряете драгоценное время, но и будете раздражать партнера. Человек, который говорит только о себе и о своей фирме, не проявляя интереса к своим деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов.

Самая распространенная ошибка у неопытных людей, старающихся склонить собеседника к своей точке зрения, - это стремление слишком мною говорить самим. Не стоит допускать такой ошибки. Дайте возможность выговориться собеседнику, ведь он лучше вас осведомлен о своих проблемах и нуждах. Если же вы не согласны с ним, то не спешите перебивать и не ждите с нетерпением паузы в разговоре, чтобы вставить свое замечание. Помните, что если вы не дадите высказаться собеседнику до конца, то у него может создаться впечатление, что его лишили этого права. Он на время затаит свои мысли и чувства, но потом неожиданно их выскажет, вызвав ряд дополнительных проблем.

Поэтому партнеров всегда следует внимательно выслушивать, хотя в силу целого ряда причин это оказывается нелегким делом. Что именно может помешать внимательному слушанию?

1. Отключение внимания. Отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, внешний вид говорящего, его голос или произношение, мимика и жесты.

2. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в раза быстрее, чем говорим. Именно поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

3. Антипатия к чужим мыслям. Любой человек всегда больше ценит свои мысли, и для него обычно приятнее и легче следовать своим мыслям, а не за тем, что говорит другой.

4. Избирательность внимания. Мы привыкли слушать многое, не уделяя всему пристального внимания. Попытка слушать все - непосильное занятие. И в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас максимальный интерес.

5. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием "разгромных" комментариев, с которыми мы хотим выступить по окончании речи.

Какие ошибки чаще всего допускают те, кто слушает?

1. Удаление от основного предмета разговора, которое свойственно многим слушателям, в результате чего может потеряться полностью нить изложения.

2. Заострение внимания на "голых" фактах. Они, конечно, важны, но на них не следует зацикливаться. Психологи утверждают, что даже самые тренированные и внимательные люди могут точно запомнить не более пяти основных фактов.

3. "Уязвимые места". Для многих людей это такие критические слова, которые особенно действуют на психику, выводя человека из состояния равновесия. И в этот момент люди уже не следят за тем, что говорят в этот же момент другие.

Развитие техники слушания

И. Атватер, как бы обобщая все вышесказанное, дает следующие рекомендации по развитию навыков эффективного слушания.

1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прерывать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Подчеркните своими действиями, что вам интересно его слушать.

2. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и наощупь идут к своей точке зрения. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что вам слишком трудно слушать.

3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно для того, чтобы подчеркнуть заинтересованность.

4. Если собеседник уже высказался, то повторите главные пункты его монолога своими словами. Это гарантирует вас от любых неясностей и недоразумений.

5. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения.

6. Не лицемерьте, не притворяйтесь. Когда нам уже ясно, что беспристрастная, надоедливая и неинтересная речь собеседника начисто лишена информации, мы часто начинаем притворяться; высказываем подчеркнутое внимание к партнеру, но в то же время взгляд останавливается и мы становимся рассеянными. Стоит партнеру заметить это, как его мысли путаются и он теряет пить высказывания.

7. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах партнера.

8. Ищите истинный смысл слов собеседника. Помните, что не всю информацию удается "уложить" в слова. Слово дополняется изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движениями и наклоном тела.

9. Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты. Если мы концентрируем внимание только па частных фактах, то из-за этого возникают недоразумения.

Использование перечисленных приемов поможет вам улучшить свои способности слушать людей. И, кроме того, следует каждый день, по меньшей мере два раза по 10 минут, полностью отключившись от собственных мыслей, слушать кого-нибудь: коллегу, подчиненного, диктора, соседку и т.д. Привычка к концентрации внимания благотворно скажется на способности слушать.

Умение слушать - дело непростое. Именно поэтому во многих странах пользуются популярностью курсы для руководителей по повышению квалификации в умении слушать сотрудника. Например, лекции и семинары Я. Стала, специалиста по проблемам слушания, преподающего в университете штата Миннесота, посещают сенаторы и члены Конгресса США и видные бизнесмены.

Как сказал П. Буаст, французский лексикограф, "кто говорит - тот сеет; кто слушает - тот собирает жатву". И в этом лаконичном высказывании - один из секретов успеха делового общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПИЧНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Рекомендации по выполнению типичных домашних заданийучащимися начальных классов....

Типичные затруднения у учащихся

Материал о трудностях , с которыми сталкиваются учащиеся при овладении письма...

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Типичные каллиграфические ошибки и их исправления при обучении ребенка письму

Каллиграфические ошибки - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья ...

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...