РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПИЧНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья по теме
Рекомендации по выполнению типичных домашних заданийучащимися начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_po_dam_zad.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по выполнению типичных домашних заданий
учащимися начальнЫХ КЛАССОВ
I. Письмо (русский язык)
Как подготовить домашнее задание по русско му языку
- Выполнение домашнего задания начинайте с рабо ты над ошибками (последовательность работы с ор фограммами см. ниже).
- Повторите правила, которые забыли.
- Выучите или повторите заданное правило.
- Придумайте свои примеры на это правило.
- Прочитайте задание для упражнения.
- Прочитайте все упражнение. Устно выполните за дания к нему.
- Выполните упражнение письменно.
- Проверьте всю работу.
Как научиться списывать текст
- Прочитайте весь текст как говорите.
- Прочитайте первое предложение, чтобы понять и запомнить его.
- Найдите орфограммы в списываемом предложении.
- Прочитайте предложение так, как оно написано (как будете себе диктовать во время письма).
- Повторите, не глядя в текст, предложение так, как будете его писать.
- Пишите, диктуя себе, так, как проговаривали пос ледние два раза.
- Проверьте написанное:
- читайте то, что написали, отмечая дужками слоги;
- подчеркните (выделите) орфограммы в написан ном;
• сверьте каждую орфограмму с исходным текстом.
- Продолжайте работу со следующими предложени ями, начиная с пункта 2.
- Прочитайте по тетради весь текст выразительно.
Как проверять письменные работы
1. Проверьте смысл написанного вами предложе ния:
- прочитайте предложение вслух;
- проверьте, подходят ли слова друг к другу;
- определите, нет ли пропуска слов в предложе нии;
- ответьте на вопрос «О чем говорится в предложе нии, бывает ли так?»
2. Проверьте написание предложения:
• прочитайте предложение, начиная с последнего слова, по слогам, выделяя гласные (нет ли пропуска или замены букв);
• прочитайте предложение, начиная с последнего слова и проверяя при этом орфограммы.
3. Внимательно прочитайте записанное предложение от начала до конца еще раз.
Как выполнять работу над ошибками по русско му языку. Последовательность работы над орфограммами.
- С новой строчки выпишите слово или словосочета ние, в котором допущена ошибка.
- Подчеркните (выделите) орфограмму.
- Определите, в какой части слова или части речи до пущена ошибка.
- Выясните, на какое правило допущена ошибка (оп ределите характер орфограммы), повторите это пра вило.
- Выполните указания правила. Графически обозначь те орфограмму.
- Выберите ошибки на то же правило и исправьте их.
- Приведите 1-2 примера на это правило.
Как исправить ошибку
Характер орфограммы (правило) | Как исправить ошибку | Пример |
1 Заглавная буква в начале предложения ! Предложение — это группа слов, которые выражают законченную мысль. | 1. Запишите предложение правильно. 2. Подчеркните заглавную букву | Мальчики гуляли во дворе. |
Заглавная буква в именах собственных Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с заглавной буквы. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите заглавную букву. 3. Объясните написание по образцу | Иван — имя Петрович — отчество Украина — географическое название пес Филька — кличка |
Перенос слое 1 Переносите слова по слогам. 2. Нельзя оставлять или переносить одну букву. (Я-зык — переносить нельзя!) 3. Нельзя отрывать буквы Й, Ь, Ъ от предыдущих букв (конь-ки, лей-ка, подъ-езд). 4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский). 5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при-крыть, про-спать, но не прик-рыть, прос-пать) | 1. Напишите слово правильно, разде лите его на слоги. 2. Подчеркните, выделите гласные буквы. 3. Напишите все случаи переноса данного слова. | про-пус-тил про-пустил пропус-тил |
Если пропустили (кроме непроизносимых согласных), не- дописали, переставили букву в слове | 1. Напишите слово правильно. 2. Разделите на слоги. 3. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили. | пло-щад-ка |
I Гласные после шипящих. I Запомните: | жи-ши — пишите с И I ча-ща — пишите с А | чу-щу — пишите с У | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите цветом сочетание или подчеркните. | машина широкий чаща щука чугун |
I Сочетания чк-чн, нч-нщ Запомните: чк-чн, нч-нщ — пишите без Ь | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите цветом сочетание или подчеркните. | банщик диванчик одуванчик |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Безударные гласные А, Я, И, О, Ё можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на данную гласную падало ударение. | 1. Подберите и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную. 2. Напишите правильно слово с безударными гласными, поставьте знак ударения, выделите корень и безударную гласную в корне. | мост-мосты корм-кормушка |
Проверяемые согласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р) | 1. Подберите и запишите проверочное слово, выделите корень и подчеркните букву после проверяемой согласной. 2. Напишите правильно слово с проверяемой согласной. 3. Выделите корень и проверяемую согласную в корне. | морозы, морозный — мороз глаза, глаз- ной — глазки резок — резкий |
Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т в корне слова. Измените слово или подберите однокоренное так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал. | 1. Подберите и запишите проверочное слово. 2. Выделите корень и подчеркните гласную после непроверяемой согласной. 3. Напишите правильно слово с непроверяемой согласной. 4. Выделите корень и непроверяемую согласную в корне. | звезда, звездочка— звездный |
Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова запоминаем. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите цветом или подчеркните орфограмму. 3. Подберите два однокоренных слова (или два слова с подобной орфограммой) | мороз морозный морозец (город, топор) |
Двойные согласные в слове. Две одинаковые согласные пишутся: а) в корне слова (их нужно запомнить); б) если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной; в) если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же согласной; г) в суффиксе (двойные согласные запоминаем) | а) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в корне). б) Запишите правильно слово. Объяс ните графически (выделите приставку и корень, подчеркните двойные согласные). в) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс, подчеркните двойные со гласные). г) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите суффикс и двойные согласные в суффиксе) | а) группа, ванна б) рассказ, оттолкнуть, в) ранняя, г) клюквенный |
Мягкий знак — показатель мягкости согласных Пишется после согласных: а) в конце слова; б) в середине слова между согласными. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите Ь. 3. Обозначьте стрелкой или подчерк- ните согласный, мягкость которого на письме показывает Ь | а) конь, морковь, девять; б) коньки, мальчик, пальцы, листья |
Разделительный мягкий знак. Пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что соглас ный звук не сливается с гласным. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите Ь. 3. Обозначьте стрелкой, подчеркни | вьюга листья платье |
Разделительный твердый знак. Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Ё, Ю, Я. Исключения: объект, субъект, адъютант. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите приставку и Ъ. 3. Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ. | съезд объявление |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. На конце имен существительных женского рода в именительном падеже после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется | 1. Определите род имени существительного. 2. Напишите слово правильно. 3. Объясните графически. | Дочь —ж. р. Луч — м.р. |
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч. На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настояще го и будущего времени пишется Ь. |
| Пишешь – гл., н.вр., ед.ч., 2-е л. |
Раздельное написание предлогов с другими словами Предлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог — это часть речи. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос. |
| Сосна росла у берега. У(какого?)берега – у крутого берега |
Гласные и согласные в приставках Правописание приставок запоминаем. (рас-), из- (ис-), без- (бес-), воз- (вос-), вз- (вс-) |
| залетел заехал забежал |
Правописание суффиксов Правописание суффиксов запоминаем |
| беленький |
НЕ с глаголами НЕ с глаголами пишется раздельно |
| не пришел не увидел не услышал |
Безударные падежные окончания имен суще ствительных Алгоритм написания падежных окончаний имен су ществительных:
1-е склонение — доска, земля, сестра 2-е склонение — стол, конь, окно. 3-е склонение — степь. 5. Записать окончание данного существительного. |
| Шел (по чему? Где?) по дорог… - сущ., ед.ч., ж.р., 1-е скл., в Д.п., по земле, окон. – е По дороге |
Безударные окончания имен прилагательных
Имя прилагательное согласовано с именем су ществительным. Следовательно, стоит в том же роде, числе и падеже. |
| по льду (какому?) крепкому – м.р., в ед.ч., в Д.п. – ому Сиреневым кустом, кустом – сущ., м.р., ед.ч., Т.п., -ым, -им (каким?) сиреневым |
Безударные личные окончания глаголов Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
Если ДА — глагол II спряжения -И, -ат, -ят. Если НЕТ — глагол I спряжения -Е, ут, -ют |
| весна наступает – наступать, I спр. – ет мальчик гонит – гнать, II спр., искл. -ит папа бреется – бриться, I спр., искл. -ет |
II. Чтение
Как выучить стихотворение
- Приготовление уроков начинайте с работы над сти хотворением.
- Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значе ние трудных слов.
- Прочитайте стихотворение выразительно. Постарай тесь прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
- Прочитайте стихотворение еще 2-3 раза. Постарай тесь его запомнить.
- Запоминайте текст стихотворения по строчкам. Чи тайте строчку и повторяйте ее, не заглядывая в текст.
- Если стихотворение разбито на четверостишия, то после заучивания каждой из четырех строк по от дельности попытайтесь повторить четверостишие.
- Если стихотворение не разбито на четверостишия или другие составляющие, то попытайтесь самостоя тельно разделить его на части и выучить по частям.
- После того как стихотворение выучено по строчкам и четверостишиям (по частям), повторите стихотворе ние вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. Выполните такое повторение несколько раз, до тех пор, пока не убедитесь, что хорошо запомни ли стихотворение.
- После окончания домашней работы еще 2-3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.
- Повторите стихотворение перед сном.
- Утром следующего дня еще раз прочитайте сти хотворение, потом выразительно расскажите его наизусть.
Как подготовить пересказ текста
- Внимательно, не торопясь, прочитайте текст вслух.
- Обратите внимание на непонятные слова, постарай тесь объяснить их значение.
- Разделите текст на логически законченные части.
- Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план пересказа.
- Подумайте над видом пересказа. Пересказ мо жет быть подробным, кратким, выборочным, с заме ной лиц.
- Рассказывайте, придерживаясь плана.
- При необходимости прочитайте и перескажите текст еще раз.
- Утром следующего дня еще раз прочитайте текст, а затем перескажите его.
Как подготовить домашнее задание по чтению
- Откройте книгу на нужной странице.
- Вспомните, что узнали на уроке.
- Прочитайте рассказ вслух, не торопясь. Походу чте ния ставьте знаки ударения над словами.
- Отметьте непонятные слова, постарайтесь объяс нить их значение.
- Подумайте, какова главная мысль этого рассказа.
- Разделите рассказ на части, озаглавив их.
- Перескажите текст по плану.
- Ответьте на вопросы и выполните задания после текста.
- Прочитайте текст еще раз выразительно.
Упражнения на отработку скорости и правильнос ти чтения
Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это поло жение, используя специальные упражнения. Вот не которые из них:
- Ежедневное чтение про себя.
- Ежедневное домашнее чтение вслух, фиксирова ние результатов в читательском дневнике.
- Еженедельный замер скорости чтения с занесе нием результатов в специальную тетрадь, закладку, дневник.
№ п\п | автор книги | название книги | дата замера | скорость чтения (кол-во слов в минуту) |
4. Чтение с карандашом в руках:
- деление на слоги;
- постановка знаков ударения;
- подчеркивание непонятных слов и выражений.
- Режим щадящего чтения (мало текста при боль шом рисунке).
- Обязательное чтение перед сном.
- Чтение до первой ошибки с замером количест ва слов.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Многократное чтение в паре или индивидуально.
- Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую часть.
- Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа «важна не длительность, а частота».
III. Окружающий мир
Как подготовить домашнее задание
1. Вспомните, не открывая учебник, о чем узнали на прошлом уроке:
• о чем рассказал учитель;
- какие ставили опыты;
- какие проводили наблюдения;
- какие рассматривали картины, таблицы или кар ты.
- Прочитайте в учебнике вопросы перед параграфом, ответьте на них.
- Прочитайте текст заданного параграфа учебника.
- Подготовьтесь отвечать по теме урока:
- продумайте (составьте) план ответа;
- расскажите материал по этому плану;
- постарайтесь не просто пересказать текст учеб ника, но и привести примеры наблюдений, опытов, примеры из своей жизни, из просмотренных пере дач, прочитанных книг;
- сделайте выводы.
- Откройте учебник. С помощью рисунков, текста и выводов учебника проверьте, как вы усвоили мате риал.
- Выполните задания учебника в конце параграфа.
IV. Математика
На начальном этапе обучения очень важно, чтобы ре бенок понимал смысл выполняемых действий, то есть зачем он считает, пишет, рисует. Связь обучения с жизнью напрямую прослеживается в текстовых зада чах, так как задача — это жизненная ситуация, требу ющая решения.
Работа над задачей
- Прочитайте задачу. Представьте себе то, о чем в ней говорится.
- Докажите, что это задача (выделите условие и воп рос).
- Определите, какая задача по составу (простая или составная). Докажите это.
- Запишите задачу кратко или выполните чертеж.
- Если задача составная (то есть сразу ответить на вопрос задачи нельзя), определите, что нужно узнать в первую очередь, а что — потом.
- Составьте план решения задачи и решите ее в соот ветствии с планом.
- Запишите и прочитайте решение задачи. Проверь те его.
- Запишите и прочитайте ответ на вопрос задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов,ведение классного журнала,оформление рабочих тетрадей...
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов
Данный материал содержит рекомендации к текущей проверке в 1-м классе, единый орфографический режим, программу проверки рабочих тетрадей учащихся, программу проверки классных журналов, нормы оценок пи...
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов.
Критерии оценки знаний обучающихся 1-4 классы....
методические рекомендации Технология работы над сочинением в начальных классах
Одной из основных целей, стоящих перед учителем, является повышения уровня речевых способностей у ребёнка. написание сочинений-- один из наиболее интересных и сложных методов. Данные рекомендации помо...
Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»
Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...
Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов
Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его ра...
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов ...