Текст и предложение
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Котлагазиева Сабина Салауатовна

Цель: Дать понятия текста и предложения, закрепить на практическом материале.

Задачи:

·         Учить детей определять границы предложения.

·         Уточнить правило написания предложения.

·         Развивать слуховое и зрительное восприятие.

·         Развивать артикуляционный аппарат для повышения чёткости произношения.

·         Развивать внимание, память.

·         Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_logopeda.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие логопеда: «Текст и предложение»

Тема: Текст. Предложение.

Цель: Дать понятия текста и предложения, закрепить на практическом материале.

Задачи:

  • Учить детей определять границы предложения.
  • Уточнить правило написания предложения.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  • Развивать артикуляционный аппарат для повышения чёткости произношения.
  • Развивать внимание, память.
  • Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.


Цели: научить детей определять границы предложения на интонационной основе (паузы, понижение голоса), правильному оформлению предложения на письме (большая буква в начале предложения, в конце предложения – точка), формирование навыка полного ответа на поставленные учителем вопросы, навыков организации учебной работы, активизация мыслительной деятельности , формирование слухового восприятия, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: ИКТ, мячики, опорные схемы, рабочие тетради, корзиночка.

Ход занятия.

1. Оргмомент

Учитель: 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть. Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Мы спокойны, добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть весеннего утра, красоту, доброту. Выдохните через рот обиду, злобу, огорчение.( выдох вдох 2 – 3 раза).

− Ребята, сегодня к нам на занятие пришли эти мячики. Я предлагаю вам познакомиться с мячиками и пожелать друг другу доброго утра. (Дети держат в руках мячики и желают друг другу доброго утра: «Доброе утро, Саша» и т. д.

− эти мячики считают себя самыми быстрыми и умными, они, кажется, хотят испытать наши знания, наше умение работать быстро, слаженно, грамотно. Докажем им, что и мы сообразительные, дружные, знающие ребята?

2. Работа по теме. Объяснение нового материала.

Учитель: Мячики спрашивают нас, для чего человеку нужна речь? (слайд 1) Давайте попробуем ответить на этот вопрос (общаться, понимать друг друга, говорить, передавать вести, общаться). Все это правильно, но мячики нам картинку зачем–то показывает. Как думаете, что общего между картинкой и речью? (по картинке можно рассказать историю, описать событие)(слайд 2). Еще по картинке можно ответить на поставленные вопросы. Посмотрите на картинку) и скажите мне, что делает кот, что было в бидоне, почему молоко потекло, кто толкнул бидон? − Что мы составили, отвечая на поставленные вопросы? (рассказ). Значит, рассказ, по-другому, ребята, можно назвать текстом, где все предложения связаны между собой по смыслу и идут в определённом порядке.

- Сейчас я повторю рассказ, а вы внимательно слушайте, сколько остановок я сделаю.

– Сколько же было остановок? (4) Правильно. Значит, наш рассказ можно разделить на 4 предложения.

-Что же такое предложение? (Предложение-это часть текста между паузами, остановками)

-Посмотрите, что это такое? (Полоски)

- Выложите столько полосок ,сколько предложений у тебя в тексте.

-Кто вспомнит, какое было первое предложение (2,3,4)? (один ученик у доски крепит 4 полоски)

3. Дифференциация понятия «текст» и «предложение».

-Итак, что мы с вами составили? (рассказ,текст) (слайд 3)

- Но мячики считают, что они поняли тему. Что все написанные предложения – это текст. Так ли это мы сейчас узнаем. Посмотрите на доску (слайд 4)

- Можно ли это назвать текстом,рассказом? Почему? (В тексте все предложения связаны по смыслу)

− А сейчас поиграем в физминутку. На слово «текст» вы раздвигаете руки в стороны, а на слово «предложение» вытягиваем руки вперед /Дети играют/. Текст,предложение,текст,предложение…

− Мячики благодарят вас за хорошую работу и хотят, чтобы вы с ними поиграли,сделали массаж  рук. Теперь они уже точно знают, что такое текст.

4. Определение границ предложения.

− А сейчас я вам прочитаю рассказ «Ватрушка». (детям раздаются карточки с текстом). (Текст читается монотонно, без пауз).

- Вам всё понятно? (нет)

-Что надо делать, чтобы стало понятно? (читать с паузами, остановками)

- А теперь вы прочитайте с паузами, правильно.(ученик  правильно читает)

5. Определение границ предложения на письме.

− Что мы ставим в конце предложений?  (точку) Итак, вместо паузы на письме мы ставим точку.  (один ученик выразительно читает стих про точку на доске)

- Как предлагает отдохнуть точка?  (сделать паузу, набрать воздух для следующего предложения)

− Как на письме обозначить начало предложения?

− Как обозначить на схеме, что предложение начинается с большой буквы? (схема  /___.)

Физкультминутка. Мячики  предлагают отдохнуть. (Слайд 5)

 -Как живёшь? -Вот так! –А плывёшь? -Вот так! -Как бежишь? –Вот так! –Вдаль глядишь? -Вот так! – Ждёшь обед? –Вот так! –Машешь вслед? Вот так! –Утром спишь? –Вот так! –А шалишь? –Вот так!

5. Знаки препинания в конце предложения.

− Мой знакомый мяч утверждает, что есть среди знаков препинания у него хорошие знакомые, тоже очень похожие на него. Кто скажет, что это за знаки? Если предложение произносится с сильным волнением, восхищением, то мы поставим восклицательный знак. Если предложение произносим с вопросительной интонацией, то ставим восклицательный знак. (на доске схемы предложений с разными знаками)

6. Составление предложений с разной интонационной окраской.

− Перед вами корзиночка. В ней находятся знаки препинания. Вы вытягиваете любой знак препинания и составляете предложение по картинке, придавая ему нужную интонационную окраску.

7. Определение границ предложения. Работа в тетрадях.

−Мячи предлагают нам новое задание. В тексте надо расставить знаки препинания. Мячики будут очень рады за вас, если вы справитесь с заданием быстро и без ошибок.

/Учитель читает текст: Вова играет в мячик. Высоко прыгает мяч! Чайник разбился. Вова  расстроен!

− Спишите предложения себе в тетрадь, изменив в последнем предложении знак препинания так, чтобы предложение стало произноситься с вопросительной интонацией.

8. Итог урока. Рефлексия.

− Мячи и я благодарим вас за работу на уроке. Думаю, что мячикам в нашем классе понравилось. Давайте вспомним, о чем же мы говорили на уроке. /Мяч бросается ученику и задается вопрос, ученик дает ответ и бросает мяч учителю/.

− Из чего состоит текст? Как определить в устной речи, что предложение закончилось? Как на письме определить, что предложение закончилось? Как определить, что началось новое предложение? Какие знаки могут стоять в конце предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в первом классе:Текст. Оформление предложений в тексте.

Урок русского языка с применением дифференцированного подхода. Задание на уроке разделено на 3 группы по уровню развития учащихся. Урок разработан в виде путешествия на паруснике, где парусами служат ...

Закончи предложение. Обобщение по теме" Текст и предложение "

1 класс , обощение темы "Текст и предложение "...

Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.

Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения"...

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Тема: Как отличить простое предложение от сложного.– Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схе...

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.ПРЕДЛОЖЕНИЯС ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ...

Радели текст на предложения. Составь из слов предложения. Карточки

Радели текст на предложения. Составь из слов предложения. Карточки...