Парные согласные Ж-Ш
учебно-методический материал по логопедии по теме

Материал "Парные согласные Ж-Ш" содержат практическиезадания от простого к сложному

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_zh-sh.odt69.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРНЫЕ  СОГЛАСНЫЕ  Ж — Ш

I. Организационный момент.

Приветствие: “Ребята, поприветствуйте друг друга»

II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадки и отгадки помогут нам понять, какая следующая тема:

  • Кто квакает (лягушка)
  • Что делает жук (жужжит)
  • Чем дышит рыба (жабрами)
  • Кто боится кошки (мышка)
  • Кого боится мышка (кошка)
  • Что растёт на ёлке (шишка)

Кто догадался?

Проверяем ответы. В ответах должны быть звуки Ш или Ж.

1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков Ж-Ш.

Произнесите звуки [ж] и [ш]. Губы трубочкой и принимают положение следующей гласной. Язык широкий за верхними зубами

- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [ж]. (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

- А теперь произнесите звук [ш] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).

Вывод: что [ж] звонкий звук, а [ш] глухой”.

Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося

Название упражнения

Инструкция для ученика

Содержание задания

«Послушайте слова и назови первый звук»

«Послушайте слова и назови первый звук»

Ножи, жук, жидкий, шалаш, шуба, жёлтый, жёлудь, шиповник, шар, шоколад, шар, шатёр, шахтёр, жилет, шептать, шуметь, шуршать, жираф,  жаркий, жёсткий, шутка, шлюпка, швабра, шкатулка, школа, живот, железный

«Прочитайте и повторите слоги»

«Прочитайте и повторите слоги»

Жа, ши, ша, жи, жу, шо, же, шта, жда, шту, жду, жде, шло, жне, шты, шти, шни

«Послушайте слоги и запишите их»

«Послушайте слоги и запишите их»

Жа-ша

шу-жу

ше-же

ши-же

шо-ше

Жа-ша-ша

жу-жу-шу

ше-же-ше

ши-жи-жи

ше-ши-ше

же-жа-ша

«Послушайте слова и определите их место»

Прослушайте слова. Определите наличие и место в этих словах звуков ж, ш.

- Шум, жук, жаба, жила, шила, шапка, шуба, жал, шаги, шумел, журчал, жевать,  шпагат, шалун, ждал, штаны, жалел, железо, бежать, бережливый, южный, массаж, дружба;

- кошка, мошка, лужа, лыжи, кожа, мешал, мешок, кожаный, ромашка, стрижи, пешеход, кружил, вишня, ужин, вежливый, жемчужина, Золушка;

«Сравните пары слов по звучанию»

«Сравните пары слов по звучанию. Устно составь с каждым словом предложение»

Шар — жар

жили — шили

шаль — жаль

жали — шали

шила — жила

уши — ужи

шито — жито

шарить — жарить

шить — жить

крушить — кружить

шалить — жалить

Луша - лужа

«Вставьте пропущенный слог в словах»

а) Вставьте пропущенный слог ша или жа

б) Вставьте пропущенный слог ши или жи

в) Вставьте пропущенный слог шу или жу

г) Вставьте пропущенный слог шок или жок

а) ка..., лу..., лу..., ма..., ко..., Ми..., Да..., са..., лы..., ло..., лап..., кры..., бар..., сар..., Па..., мы...та, е...та, кало..., ку...ет, сту...;

б)  мы..., лы..., но..., лу..., ма..., кры..., вож..., ска..., спе..., сло..., стри..., поло..., дока..., напи...,удер..., эта..., клави..., ма...на, дю...на, лу...ца, пету...ный, поло...ла, ма...нист

в) ви..., но..., пи..., си..., ре..., ле..., сту..., гля..., про..., ска..., спе..., сло..., воро..., поло..., нака..., напи..., дока..., удер..., ми...ра, на...мел, пи...щая, вя...щая, ...,мели, ...,равли

г) ме..., пу..., пры..., лу..., малы..., пиро..., утю..., вер..., творо..., лапу..., сто..., сапо..., сне..., пету..., коре..., сти..., пасту..., кру..., фла...

«Вставьте пропущенные буквы в словах»

а) Вставьте пропущенные буквы в словах, выделите цветом буквы ж и ш

б)

а) - ...уба, ...ук, ...ум, кра...а, ...ивой, ви...ня, вра...да, ли...ний, булы...ник, умно...ение, ве...алка, пе...ка, сло...ение, дви...ение, дол...ен, ти...е, бли...е, творо...ники, ...ирный, бума...ный, ...поры, ...палы, кры...овник;

- мо...е...ь, ...а...ки, ...ур...ал, ...ивё...ь, ле...и...ь, ...тани...ки, ...ари...ь, ма...е...ь, ...мё...ь, ...ур...ит;

б) Ребяти...ки побе...али к ма...ине. ...еня вя...ет деду...ке … акет. Ко...ка ле...ит на ле...анке. В ...ивом уголке ...ивут мы...и. Шура ...ивёт около ...колы.  По...арные поту...или по...ар. Ребяти...ки бе...али по лу...айке.

На теле...ке ле...али ме...ки. Ми...а поло...ил кни...ку в ...каф. Бабу...ка набрала луко...ко кры...овника. Жанна и Серё...а поло...или е...а в ...апку. Сбросили рома...ки белые руба...ки.

На столе стоит кру...ка.

В глаз попала мо...ка.  

На теле...ке я во...у траву.

Деду... ...ивёт в сторо...ке.

Сторо...ка стоит на опу...ке леса.

Далеко на озере квакает лягу...ка.

Петя сделал ...есть флажков.

Метель заметает доро...ки.

Сбросили рома...ки белые руба...ки.

«Измените слово по образцу»

а) Измени слово по образцу

б) Измените слово по образцу

в) запишите предложения по образцу

г) запишите предложения по образцу

д) Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в собках

а) Образец: водил — вожу

водил, писал, носил, сидел, кружил, махал, служил, положил, сказал, спешил, возил, сушил

б) Образец: кружка — кружечка

подушка, подружка, лягушка, кошка, пробежка, матрёшка, рогожка, старушка, стрижка, кружка, ложка, мошка, стружка, крышка, окошко, плошка, мушка, пышка, катушка

в)

Образец: Я жду — ты ждёшь

Я жду - …

я жму - …

я жую - …        

Я покажу - …

я жалею - …

я мажу - …        

Я режу - …

я уважаю - …

я держу - …        

Я жарю - …

я лежу - …

я дежурю - …

г) Образец: Ты ждёшь — я жду

Ты режешь - …

ты мажешь - …

ты жалеешь - …        

Ты жаришь - …

ты лежишь - …

ты дежуришь - …        

Ты ужинаешь - …

ты сидишь - …

ты глядишь - …

д) Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.

«Запишите слова в три колонки»

Выпишите слова в три колонки: в первую — с буквой ж, во вторую — с буквоц ш, в третьей -  с буквами ж, ш

Лежит, пишет, кружит, машет, положишь, жалеешь, жакет, дружно, живёшь, калоша, кружева, ужинаешь, катушка6 крыжовник, окошко, душ, держишь, режешь, журавль, лошадь, должна, ждёшь, лужайка, жуки, лукошко, окошко

«Прослушайте загадки»

«Отгадайте загадки»

- Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)

- На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

- А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десять братьев двух шуб хватает?
(Варежки)

- Очень быстрых два коня
По снегам несут меня -
Через луг к березке,
Тянут две полоски. (Лыжи)

- Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти. (журавли)

- Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять (картошка)

- С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (пожарники)

- Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик. (ножницы)

- Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (мышка)

- Зимой- звезда,
Весной- вода. (снежинка)

- Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (лошадь)

- Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (лягушка)

- Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (жук)

- Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомого встречу, соскчу — привечу. (шапка)

- Есть и есть его не лень
Было нам с сестрёнкой Ниной.
А на следующий день
Заболели мы ангиной. (мороженое)

«Составьте предложения из словосочетаний»

а) Из данных слов и словосочетаний составьте и запишите рассказ, придумайте название к этому рассказу

б) Из данных слов и словосочетнаий составьте и запишите рассказ

в) С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения

а) В шалаше, шалаш на лужайке, большой дуб, погода жаркая и душная, жужжат шмели, набежали тучи, пошёл дождь, капли дождя, по крыше шалаша.

б)

Дедушка

Дедушка, жил, сторожка, сторожил, внучка Маша, ужин.

После дождя

Серёжа, Шура, побежали, лужайка, лужа, жаба, подбежали, прыгнула, в лужу, жалко, жаба, ушла.

в)

Большой мешок

жадный медведонок

крошечный мышонок

свежий творожок

жёлтый кружок

кожаная шапка

шустрый жеребёное

живой уголок

небольшой снежок

страшное сражение

жирное жаркое

нужные машины

«Составьте предложения из слов»

Составьте из данных слов предложения

   

Чижик, в, Маша, у, живёт, клетка; ужи, трава, в, шуршат; на, выбежали, школьники, дорожка, беговая; Гриша, жёлтого, жука, нашёл, дорожке, на; по, жеребёное, лужайке, бежал, рыженький; каникулы, школьные, приближаются, уже.

Шарик, уши,вдруг, насторожить; он, слышать, чужого, шаги; у, Маши, живут, ежи; намокла, дождя, от, одежды; мы, и, жёлуди, нашли, в, положили, мешок; Женя, жёлтым, раскрашивает, карандаш, кружок.

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

Вставьте в предложения пропущенные слова. Запишите получившиеся предложения целиком

В болоте квакала … . Маша и Жанна — хорошие … . Миша пил молоко из … . Бабушка печёт вкусные … . Кошка ловит … . Мышка боится … . Суп едят … . У портнихи ровная … . Забавная игрушка - … . Туристы воду носят во … .

  1. Весь день лил проливной … . Я на камушке сижу и в руках блокнот … . Я пришью ему новые … , он опять побежит по … . Тише, … , кот сидит на нашей … . Эти ребята не ссорятся, они всегда играют … .

«Закончите предложение»

а) Вставьте в предложения подходяще по смыслу слова. Запишите получившиеся предложения

б) Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами ж или ш.

а) - Жар - шар        

У Жени жёлтый …

У Шуры сильный …;

 - Шаль - жаль        

Мама купила новую …

Нам … расставаться с летом;

- Ужи - уши        

У зайца длинные …

… совсем не опасны;

- Жили - шили        

 … - были старик со старухой у самого синего моря.

К новогоднему балу ребята сами … себе костюмы;

- Шалит — жарит

Оса сильно …

Женя … на уроках;

- Луша - лужа        

После дождя большая …

… надела шерстяную шапку.

б) В болоте квакала … .

Маша и Жанна — хорошие … .

Миша пил молоко из … .

Бабушка печёт вкусные … .

Кошка ловит … .

Мышка боится … .

Суп едят … .

У портнихи ровная … .

Забавная игрушка - … .

Туристы воду носят во … .

(слова для справок: лягушка, подружки, кружки, кружки, пирожки, мышку6 кошки, ложкой, стёжка, матрёшка, фляжке)

«Прослушайте рассказ, запишите»

В деревне

Миша и Женя летом жили в деревне. Они там видели комбайн. Эта машина жала и молотила пшеницу. Люди собрали большой урожай.

Гроза

Ребята пошли в лес. Солнце закрыла тяжёла ятуча. Хлынул дождь. Ребятишки побежали к шалашу.

Пришла осень

Дует с севера холодный ветер. С деревьев падают жёлтые листья. Днём и ночью моросит дождик. В небе слышен крик журавлей. Пришла осень.

Журка

Миша нашёл за садом журавля. У журавля было ранено крыло. Он не мог лететь. Миша взял журавля домой и стал за ним ухаживать. Он назвал журавля Журкой. Журка скоро поправился. Хорошо жилось Журке у Миши.

Телеграмма из леса

Мы дежурили на деревьях у берлоги. Вдруг показалось большая голова медведицы. За медведицей вышли два медвежонка. Медведица пошла в лес, медвежата побежали за ней.

Жук

Наташа выбежала на лужок. Она увидела на дороге жука. Жук лежал животом вверх. Он никак не может улететь. Наташа пожалела жука. Она перевернула жука веткой. Жук помахал крыльями, пожужжал и улетел.

Солнечная ванна гадюки

Гадюка каждое утро выползает на сухой пенёк. Она с трудом ползёт. У неё на холоде остыла кровь. На солнышке она оживает и ползёт шурша за мышами и лягушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"

С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные

материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...