Парные согласные З-С
учебно-методический материал по логопедии на тему
Материал "Парные согласные З-С" представлен в виде практичеких заданий от простого к сложному
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_soglasnye_z-s.odt | 73.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ З — С
I. Организационный момент.
Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь спинами»
II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.
Перед вами картинки, посмотрите внимательно и выявите общую закономерность в этих словах (начало со звуком З, а конец у слов звук С)
(зонт, забор, кактус, автобус, компас, заяц, зима, глобус, ананас)
1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков З-С.
Произнесите звуки [з] и [с]. Губы в улыбке, зубы сближены и расстояние между зубами 3-5 мм, кончик языка упирается в нижние зубы. Назовите отличие этих звуков.
- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [з]. (Дрожит).
С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [с] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).
Вывод: что [з] звонкий звук, а [с] глухой”.
Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося
Название упражнения | Инструкция для ученика | Содержание задания
|
«Послушайте слова и назови первый звук» | «Послушайте слова и назови первый звук» | Стул, зонт, сад, салат, салют, самовар, сапоги, самовар, сахар, столб, сом, сыр, земля, спорт, слова, столб, столовая, столяр, солнце, стол, сосна, спасибо |
«Прочитайте и повторите слоги» | «Прочитайте и повторите слоги» | - За-са зо-со зы-сы зу-су са-за со-зо сы-зы су-зу за-са зы-сы су-зо зе-си зё-сё зи-зю - за-са-за са-за-са ся-зя-ся за-ся-зя зи-си-зи си-зи-си зо-со-зо зо-су-зе за-со-си - аза-аса-аза осу-озу-осу азы-асы-азы асы-азы-асы изы-исы-изы ези-еси-ези |
«Послушайте слоги и запишите их» | «Послушайте слоги и запишите их» | - зя-ся сё-зё зи-си зе-се ся-зя сё-зё си-зи се-зе - су-зу-су зу-су-зу зы-сы-зы са-за-са ся-зя-ся зе-се-зе со-зо-со - узу-усу-узу узы-усы-узы ясы-язы-ясы аза-аса-аза узе-усе-узе осо-озо-осо езу-есу-езу |
«Послушайте слова и определите их место» | Послушайте слова и определите место звука с и з | - Гроза, сок, зонт, зуб, зебра, зеркало, сталь, звон, пустой, сытый, забота, суровый, зима, друзья, арбузы, восемь, пузырь, василёк, пузырёк, нарцисс, магазин, кислый, поднос, квас, парус, звонкий, паровоз, глобус; - автобус, зонт, азбука, столб, троллейбус, абрикос, гнездо, гвоздика, козлёнок, самосвал, скакалка, рассказ, ласточка, столб, спорт, звонок, коза |
«Сравните пары слов по звучанию» | «Сравните пары слов по звучанию» | Зоя — соя зуб — суп зуд — суд Роза — роса коза — коса зайка — сайка Захар — сахар Лиза — лиса везло — весло |
«Вставьте пропущенный слог в словах» | а) Закончите и запишите слово, добавляя слоги с согл. «с» и «з»; б) Закончите и запишите слово, добавив слоги: за или са в) Закончите и запишите слово, добавив слоги: зы или сы | а) Ли - … ли - … ко - ….. мимо - … но -… ва - …. ро -…. моро -… воло - ... поло - … б) ли... Ли … ко... мимо... ...пог ...мок …хар ...жег ...бота ...гадка ...поги ...веса пи...тель вя...ли пи...ла ли...ла в) но... ва... ро... Воло... моро... стреко... Зано... занаве... капри... на...вать на...пать по...пать |
«Вставьте пропущенные буквы в словах» | а) Напишите в словах буквы «с» или «з» б) Вставьте пропущенные буквы «С» или «З» в слова, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово; в) Вместо точек вставьте пропущенные буквы «С» или «З». г) Вставьте пропущенные букву с или з. В скобках напишите проверочное слово д) Вставьте пропущенные букву с или з. | а) Хво…т, …ливы, …абор, …вонок, па…тух, мага…ин, по…адил, ку…нец, гу…и, елень, уго…тил, за…охнуть, но…ы, моро…ы, арбу…ы, автобу…ы, …ебра, …такан, …ливы, капу…та, гне…до, … акон, … ладкий, ...доровье, ...оловей, ...драв...твуй, б) …еркало, ва…елин, ва…илёк, пу…ырёк, берё…ы, вы…тавка, …текло, коля…ка, кра…ота, обе…ьяна, …умочка, …оловей, …ве…да, …па…ибо, …а…венел, …а…найка, на…о…ы, …о…на, …о…тавить, …ано…а в) Погляди –ка, погляди-ка, что за кра…ный огонёк? Это дикая гво…дика новый пра…днует денёк. …имним утром от моро…а на …аре звенят берё…ы. Все берё…ы - …еркала из …елёного …текла. Белка пе…енки поёт да орешки в…ё гры…ёт, А орешки не про…тые в…е …корлупки …олотые. г) Образец: у...кий (узенький) Кра...ка, тру..., зака..., дер...кий, бли...ко, бере...ка, овё..., гла..., вку..., водола..., автобу..., троллейбу..., сколь...кий, ни...ко, повя...ка, свя...ка д) - На...тупила ...има. Были ...ильные моро...ы. ...ина в...яла ...анки и пошла на горку. Она катала...ь на ...анках ... горки. За ней бегала ...обака Тре...ор. Не боится ...ина моро...а. - В ...аду берё...ка. Берё...ка была ...ухая. На берё...ке гне...до ...яблика, ...яблик та...кал в гне...до ли...тики. |
«Измените слово по образцу» | а) К данным словам присоедините приставку за. Назовите и напишите получившиеся слова; б) Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный. Слова запишите: Образец: вяз — вязы, лес — леса в) Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный. Слова запишите: Образец: низко — низок, коляска — колясочка | а) Образец: нести — занести вязать, светить, нести, возить, носить, стелить, солить, сорить, просить. б) Глаз - … Пояс - ... Насос - … Занос - ... Нос - ... Арбуз - ... Водолаз - ... Трус - … Мороз - ... Груз - ... Вкус - ... Шлюз - .. Овёс - ... Компас - ... Обоз - ... Воз - ... Грязь - ... Заказ - ... Автобус - в) Низко - ... Сказка - … Замазка - ... Стамеска - ... Узкий - ... Берёзка - ... Повязка - ... Просьба - ... Близко - ... Коляска - ... Краска - ... Дерзкий - ... Скользко - ... Указка - ... Маска - ... Редиска - ... |
«Запишите слова в три колонки» | Прослушайте слова и запишите в три колонки: с букво з — в первую, с буквой с — во вторую, с буквами з с — в третью: | Санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка, стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, записка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засада. |
«Прослушайте загадки» | «Отгадайте загадки» | - Рыжая плутовка, -Если б нос был просто носом, - Серый, толстый, южный зверь… - Это старый наш знакомый: - Пришла без красок и без кисти - Снежные шапки наденут дома, - Вот стальная птица - Зелёный полосатый шар, - У извилистой дорожки - В этих жёлтых пирамидках - Что за звездочки сквозные на пальто и на платке. - Колосится в поле рожь. - Хоть не зверь я и не птица, |
«Составьте предложения из словосочетаний» | «Составьте предложения из словосочетаний» | серая сова; звери в лесу; весёлый смех; зимняя спячка; знойный день; синий самокат; звонкая песня; срочные письма; старый галстук; звонкие голоса; озеро замёрзло; высокие заборы; полосатая зебра; интресеная игра; сторожевая собака; шерстяные носки; морозный воздух; знойная пустыня; загорелые спины; вернулись домой; заботливая сестра, морозный воздух; раскалённый песок; |
«Составьте предложения из слов» | Составьте и запишите предложения из данных слов. | За, собака, забором, залаяла. Взяла, зайца, собака, след. В, стог, змея, сена, уползла. На, засверкала, кустах, роса. За, собака, гналась, зайцем. Звонко, в, запел, саду, соловей. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно. Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз. Света, и, собирали, Зина, смородину, Лиза, и, землянику. |
«Вставьте в предложения пропущенный предлог» | Вставь в предложения предлоги — С, СО, ИЗ, ИЗ-ЗА, ЗА | Зайка выглядывает ____ куста Дети сидят ___ партой Посуду убрали ___ стола Синица слетела ___ ветки Дети встали ___ стола Лиса следит __ зайцем |
«Закончите предложение» | а) Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу; б) Закончите стихотворения вставляя нужные по смыслу слова со звуками «с» и «з» в начале слова. в) Вставьте в предложения подходящее по смыслу слова | а) Утром на траве … Расцвела пышная … /роза – роса/; У Зои разболелся коренной … Бабушка сварила вкусный … /зуб-суп/; У Зины красивая, пышная … В огород забрела … /коса – коза/; Огурцы надо … рассолом На зиму огурцы надо … /залить – солить/; Не надо … собаку Остатки воды можно … /злить – слить/; б) В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс …, Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на … , Целый день он спать не прочь, но, едва наступит ночь, Запоёт его смычок. Музыканта звать … ; Мчится что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, кто же это? … ; И в море не купаются, и нет у них щетинки, А всё же называются они морские … ; в) Зазвенел … , и ученики вошли в … . Пошёл дождь, люди раскрыли … . Самолёт набрал … и … . После … наступает весна. На ёлку к детям пришёл Дед … . Солнце … мало. Вот пришли … , и зима … . |
«Прослушайте рассказ, запишите» | Заноза Соня срезала розу в саду. У розы шипы. У Сони заболела рука. Эта была заноза. Мама вытащила занозу и смазала ранку зелёнкой. Зайка Захар и Слава были в лесу. Вот следы зайки. Под кустом сидел зайка. Захар закричал. Зайка испугался и ускакал. Зимой На дворе холодно. Снег покрыл землю. Мороз разрисовал стёкла замысловатыми узорами. Воробьи прыгают по заснеженным дорожкам. Голодно им зимой. Зимний лес. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".
Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе Тема: Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова. Учитель начальных ...
урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"
Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...
Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"
Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....
Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"
С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слабая и сильная позиция согласного. Парные согласные по звонкости-глухости"
Урок открытия новых знаний....
отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные
материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...