Парные согласные В-Ф
учебно-методический материал по логопедии на тему
Материал по теме "Парные согласные "В-Ф" содержат практический материал от простого к сложному
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_soglasnye_v-f.odt | 72.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В — Ф
I. Организационный момент.
Приветствие: “Ребята, сядет тот, у кого в имени есть парная согласная»
II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.
Отгадайте загадки и ответьте на вопрос, какие парные согласные чаще всего слышно в отгадках:
- Очень лёгкий мой вопрос: как зовётся птичий нос (клюв)
- В любое время днём и ночью,
Везу груз важный и нужный очень (кузов)
- Железный жучок,
На кончике червячок (булавка)
- Красна девица, сидит в темнице
А коса на улице (морковь)
- Суши маленький кусочек
Но бывает иногда
Он большой и даже очень,
А вокруг всегда вода (остров)
1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков В-Ф.
Произнесите звуки [в] и [ф]. Губы принимают положение следующего гласного, нижние зубы надкусывает нижнюю губу. Назовите отличие этих звуков.
- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [в]. (Дрожит).
С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [ф] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).
Вывод: что [в] звонкий звук, а [ф] глухой”.
Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося
Название упражнения | Инструкция для ученика | Содержание задания |
«Послушайте слова и назови первый звук» | Послушайте слова и назови первый звук | Вафли, фуражка, фиолетовый, фабрика, булочка, велосипед, великий, вкусная, Виктор, внук, Валентина, футбол, фигура, видео, вата, вставать, факел, ванна, филин, футболка, фантазия, вагон, балкон, варежки, фокус, вежливый; |
«Прочитайте и повторите слоги» | «Прочитайте и повторите слоги» | Ва-фа во-фо ву-фу вы-фы фа-ва фо-во ве-фе ви-фи ве-фе во-фо-фо фи-ви-фи ве-фе-фе фи-фи-ви фу-ву-ву фе-ва-фе |
«Послушайте слоги и запишите их» | «Послушайте слоги и запишите их» | Ва, вы, фа, во, фу, вы, ве, фе, ви, вя, фя, вю, фю, фла, вла, флу, фло, влы, вра, фру, вру, вры, фле, вле, вля, фля, фри, фре, флю, влю |
«Послушайте слова и определите их место» | «Послушайте слова и определите место согласных В и Ф» | - Велосипед, говорить, фиолетовый, вафли, фамилия, вата, слива, корова, туфли, ваза, вокзал, ворона, правый, садовод, фантик, трава, хвост, фокус, сарафан, цифра; - варежки, факел, вареники, подкова, водитель, сейф, водолаз, вода, восемь, крапива, канава, рифма, голова, левый, подошва, клятва, тыква, взрослый, фабрика, фонарь, Африка; |
«Сравните пары слов по звучанию» | Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются: | Ваня - Фаня вата – фата ваза – фаза олива — олифа сова – софа дрова – дрофа гривы – грифы сливы – скифы |
«Вставьте пропущенный слог в словах» | Вставьте пропущенный слог в словах. Запишите слова | - ВА или ФА ...(ва)та, ...(ва)за, сара...(фа)н, кро...(ва)ть, ...(ва)фли, ...(ва)трушка, ...(ва)гон, сли...(ва), ян...(ва)рь, ...(ва)трушка, ...(ва)фельница, - ВУ или ФУ соло...(ву)шка, ...(фу)ражка, - ВО ил ФО ...(фо)то, ...(фо)нарь, свето...(фо)р, ...(во)рон, ...(во)робей, о...(во)щи, ...(фо)кус, ...(фо)кусник, теле...(фо)н, - ВЫ или ФЫ со...(вы), шка...(фы), шар...(фы), ...(вы)сокий, ...(вы)веска, - ВЕ или ФЕ кон...(фе)ты, ...(фе)стиваль, ...(ве)сло, ...(фе)рма, |
«Вставьте пропущенные буквы в словах» | а) Вставьте пропущенные буквы "В" или "Ф" в слова, подчеркните на каждой сточке "лишнее слово". б) Вставить в слова пропущенные буквы в или ф в) Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы | а) Коро-а, с-ёкла, - утбол, кла-иши. -илин, -артук, кон-ета, кон-ерт. -орон, -ратарь, шар-, -аза. -а-ли, -у-айка, -ар-ор, -отогра-ия. -рукты, -оробей, -иалка, -орточка. -ода, -лажок, сли-ы, -оздух. б)
...ежли...ый, ...рукто...ый, ...ор...ался, ...иолето...ый, го...орли...ый, ...е...раль, ...ести...аль, ...отогра...ия, ...а...ли; в) В классе показы...али учебный …ильм. ...аря надела шар... и ...арежки. У … анюши мехо...ая шубка. В походе нужны ...онари и ...ляжки. У Вити но...ая ...уражка. |
«Измените слово по образцу» | Измените слово так, чтобы чтобы после согласных в, ф появился гласный | Образец: шарф — шарфы шкаф, рукав, посев, бровь, кровь, ветвь, ров, лев, слив; |
«Запишите слова в три колонки» | Запишите слова со звуком «в» в первую колонку, а со звуком «ф» – во втору, в третью — со звуками ф и в. | Вата, фото, ваза, ива, фонарь, флоксы, совы, шкафы, шарфы, конфеты, сарафан, фрукты, кровать, овраг, Африка, вафли, светофор, соловушка, ватрушка, ворон, вагон, воробей, цифра, слива. рукава, львы, овощи, январь, высокий, фокус, флажок, фокусник, телефон, Ватрушка, фуражка, лифтёр, вывеска, вафельница, филин, нафталин, фестиваль, весло, завернул, суфле, ферма, фруктовый, поспевает, ворон, финик, шарфик. |
«Прослушайте загадки» | «Прослушайте загадки» | - Три глаза - три приказа, - Кто приходит, кто уходит, - Хохотун Егорка взялся за уборку, - Снег мешками валит с неба, - Утка в море, хвост на заборе. (Ковш) - Тает снежок, ожил лужок. - Чик-чирик! К зернышкам прыг! - Дом - стеклянный пузырек, - Через поле и лесок подается голосок. - Днем спит, ночью летает. - Не ботинки, не сапожки, |
«Составьте предложения из словосочетаний» | Придумайте предложения с данными словосочетаниями. | Вафельный торт; Красный флаг; Вкусная форель; Новые туфли; Фарфоровая ваза; Финиковое дерево; Фиолетовый свитер; Вкусное варенье; Сладкая слива; Северный ветер |
«Составьте предложения из слов» | Составьте предложения с опорными словами. | Форточка, Вера, закрывать. Ночью, хорошо, видеть, филин. Федя, свёкла, и, Вера, выращивать. Варя, ставить, в, фарфоровая, фиалки, ваза. Вова, фиолетовые, на, найти, васильки, лугу. Играть, футбол, в, Федя, забить, и, ворота, в, гол. Вера, фиалки, подарить, и, васильки, фиолетовые. Вера, покупать, Вова, и, вишни, в, сливы, магазин, крыжовник, и. |
«Вставьте в предложения пропущенный предлог» | «Вставьте в предложения пропущенный предлог» | Ребята купались ...(в) реке. Чемодан лежал ...(в) шкафу. Бык побежал ...(за) ребятами. ...(За) окном бушует вьюга. ...(На) ветках висят красивые игрушки. Маленький лучик остановился … (во) дворе. Света купила ...(в) магазине фруктовые вафли. … (В) густой траве сидит большой зелёный кузнечик. |
«Закончите предложение» | Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова. | В магазине продаётся красивая … . … . – ночная птица. / софа – сова/ Весной на полях много … . На крышах домов развеваются … . / флаги - влаги / ….. – красивая степная птица. Приготовлены на зиму ….. для печки. /дрофа - дрова / |
«Прослушайте рассказ, запишите» | «Прослушайте рассказ, запишите» | ПАРК. …от краси…ый парк. В парке бьют …онтаны. Около …онтано… ц…етут …иалки и …ысокой стеной растёт тра…а. На …етках дере…ьев …есело чирикают …оробьи. НАШ ОГОРОД. В нашем огороде растут с…ёкла, морко…ь и …асоль. Сорная тра…а мешает расти о…ощам. Мы …ыры…аем сорную тра…у. …сю осень мы будем есть о…ощи, …ыращенные в нашем огороде. ПТИЧКА. …аня и …ая услышали стук. Это птичка стучала в окно с…оим клю…ом. …аня открыл …орточку и …пустил …тичку в комнату. Птичка …летела. …сю зиму дети ухажи…али за птичкой. Наступила …есна. …аня открыл …орточку и …ыпустил птичку на …олю. *** В школьном буфете продавали вафли, Положи в портфель пенал, букварь и тетради. В комнате — стол, кровать, диван и софа. Картофель, морковь, фасоль — овощи. Вера нарисовала льва и жирафа. Февраль — зимний месяц. Вьются флаги у ворот. *** Мама купила два метра фланели. Из фланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась фланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке фуфайку. Валя ходит в новой фуфайке. *** Около школы красные фонтаны. Около фонтанов цвели левкои и флоксы. За школой фруктовый сад. Осенью мы снимем спелые фрукты. В нашей столовой всегда есть свежие фрукты, ктороые мы сами выращиваем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".
Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе Тема: Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова. Учитель начальных ...
урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"
Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...
Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"
Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....
Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"
С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слабая и сильная позиция согласного. Парные согласные по звонкости-глухости"
Урок открытия новых знаний....
отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные
материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...