Парные согласные П-Б
учебно-методический материал по логопедии на тему

Материал по теме "Парные согласные П-Б" представлен в виде практического материала от простого к сложному. Предназначен для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_b-p.odt68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ  Б - П

I. Организационный момент.

Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ПРАВЫЕ ПЛЕЧИ”

II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.

Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

(бочка)

На ветках -

Плотный комочек.

В нём дремлет

Зеленый листочек.

(почка)

Какими звуками отличаются эти слова?

"Итак, сегодня мы и поговорим о буквах Б и П о звуках, которые они обозначают».

1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются).

- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [б]. Б-Б-Б. (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

- А теперь произнесите звук [п] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).

Вывод: что [б] звонкий звук, а [п] глухой”.

Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося

Название упражнения

Инструкция для ученика

Содержание задания

«Послушайте слова и назови первый звук»

«Послушайте слова и назови первый звук»

Папка, батон, билет, банан, башня, пароход, пышный, букварь, булавка, пистолет, банка, булка, палатка, привет, пуговица, бульон, поднос, пушка, пуховик, пыль, бамбук, борщ, будильник;

«Прочитайте и повторите слоги»

«Прочитайте и повторите слоги»

- Па,ба, бо, по, пу, бя, пя, бу, бы, пе

- пло, пла, про, плы, бро, бли, блу, пле, плу

«Послушайте слоги и запишите их»

«Послушайте слоги и запишите их»

Па-ба-па

ба-па-ба

пу-бу-пу

бу-пу-бу

по-бо-по

би-пи-би

бе-пе-бе

пу-бу-бу-пу

бу-пу-пу-бу

па-ба-па-ба

ба-па-ба-па

«Послушайте слова и определите их место»

Послушайте слова, выделите слоги со звуками б и п и определите их место в слове

- Пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугай, апрель, аптека, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать, братик, плывёт, балет, шуба, рыба, шайба, пружина, бутылка, бумага, уборка, бобы;

- заботливый, грибы, блокнот, абрикос, добрый, проводник, лапка, тёплый, предлог, теплица, крепкий, кнопки, забор, баклажан, балкон, баран, белый, барбарис, поросёнок, паровоз;

«Сравните пары слов по звучанию»

Сравните пары слов по смыслу и звучанию. Устно составьте словосочентания с каждым словом

Балка – палка

башня – пашня

бабочка – папочка

бар – пар

баба – папа

бас — пас

банда — панда

банк — панк

блеск — плеск

борт — порт

бравый — правый

брезент - презент

«Вставьте пропущенный слог в словах»

а) вставить в слова пропущенные слоги:

- по или бо

б) вставить в слова пропущенные слоги:

- па или ба

в) вставить в слова пропущенные слоги:

- пу или бу

г) вставить в слова пропущенные слоги:

- пе или бе

д) вставить в слова пропущенные слоги:

- пи или би

а) …ты, ...ка, ...ле, ...вар, ...жар, ...лото, …лет, ...шёл, ...нёс, ...гас, ...лел, ...бер, са...ги, ра...иа, за...та, за...ры

б) ры..., ла..., ар..., ли..., лам..., ...кет, ...нан, ...ран, ...ром, ...лет, ...гаж, ...гор, ...мять, ...рень, ...мятник, ...бочка, ло...та, ры...ки, ...зары, ...рады

в) ...сы, ...ля, ...ря, ...кет, ...динг, ...дильник,         ...чок, ...тон, ...мага, ...лемёт, ...ран, ...мажка,         …кашка, …зырёк, …ренка, …зина, …говица,

...ровая, ар…зы, по…гай, ре…сы, гло…сы, ис…гать, раз...дить

г) ...ро, ...лый, ...рег, ...нал, ...карь, ...чет, ...жит, ...рет,  ...да, ...пел, ...сок, ...ред, по...да, за...гал, за...вал, по...жать

д) ...лот, ...тон, ...нокль, ...ла, ...та, ...лить, ...сать, ...дон, ...рюза, ...оны, ...онер, ...точки, со...рать, за...рать, от...рать, от...вать

«Вставьте пропущенные буквы в словах»

а) вставить пропущенные буквы Б или П в словах

б) вставьте пропущенные буквы Б или П. В скобках напишите проверочные слова

в) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы

г) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы

а)

- ...ок, ...ол, су..., зу...ы, ...лины, за...ор, ...елка, та...очки, ...ольшой, ...удка, ка...ли, хло...ок, ..латок, ...лузка, ...альто, ...антик, то....ор, о...ои

- ...а...очка, ...о...ловок, ...о...елка, ...о...ольше, ...о...ктный, ...о...еда, ...о...оище, ...ро...олка, ...о...итый, ...о...ороть, ...оку...ка

б)

- кра..., стол..., зо..., зу..., су..., ду..., пото..., клу..., ло..., шта..., кар..., ра..., сно...;

- стол... , тулу..., кра..., клу..., гри..., голу..., ястре..., тулу...

в) ...олезно   ...егать  ...осиком. ...етя  и  … оря  ...о...ежали по росе.Мы нашли под ...ерёзой  ...елые  гри...ы.Мой ...рат поймал ...ольшую  ры...ку.Клу...ок лежал, да в лес  ...о...ежал.

Мама сварила вкусный су... .

У ...ори  ...олит зу... . ...уря повалила телеграфный стол...

У дома намело ...ольшой сугро...

На  о...ушке рос развесистый ду...

В ...улочную  привезли  свежий хле...

На крыше воркует ...елый голу...ь.

г) Осенью

Насту...ила осень. Стоит ненастная  ...огода. Вчера ...одул резкий ветер.  ...олетели разноцветные листья. Я лю...лю на...людать листо...ад. Вот  с  ...ерёзки летят светло-жёлтые листья, ...урые листья  то...оля  и ольхи. Ночь те...ерь длинная. Улетают  ...оследние   ...ерелётные   ...тицы.

Весна

Насту...ила весна. Стоят чудные, тё...лые деньки. Ярко светит солнышко. Дует те...лый ветерок. Весело ...оют скворцы.  ...о двору скачет воро...ей. Он долго ждал насту...ление  весны. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша ...ускают   ...умажные   кора...лики.  Все рады весне!

«Измените слово по образцу»

К данным словам добавьте приставку по, используя образец.  Запишите получившееся слово

Образец: белить — побелить

белить - …, плакать - … , бороться - … , плыть - … , беседовать - … , бежать - … , петь - … , бывать - … , благодарить - … , будить - … , бегать - … , беспокоиться - … .

«Запишите слова в три колонки»

Запишите слова в три колонки: в первую — слова с буквой Б, во вторую — с буквой П, в третью — с буквами П и Б

- Побеспокоиться, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, заплатка, бежать, побежать, победа, палуба, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, балалайка, будильник.

- брови, бумага, путь, запутал, заборы, букашка, попугаи, бублики, побелки, напугать, брусника, пальто;

болото, полотно, заплатка, басня, бутон, бутылка, барабан, сапоги, победа.

«Прослушайте загадки»

Прослушайте загадки. Отгадайте их. Скажите, в каких словах слышатся звуки б, п. Запишите эти слова

На кустах белеют чашки,

А в них нитки и рубашки (хлОпок)

Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится,

Деревянный дымок (рубанок)

Два братца

В воду глядятся,

Ни как не сойдутся (берега)

Уличный мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крошки собирает (воробей)

В поле лестница лежит.

Дом по лестнице бежит (поезд)

Как взялась кума за дело,

Запилила и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб (пила)

Узловат Кузьма,

Развязать нельзя (цепь)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам.

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом (белка)

 

«Составьте предложения из словосочетаний»

а) Составить предложения с данными словосочетаниями

б) Выпишите из каждого предложения словосочетания, в составе которого есть буква Б или П

а) Пустой пузырёк.

Полевой букет.

Зубная паста.

Пробный забег.

Плохая побелка.

Спелые яблоки.

Пополнить запасы.

Полный пакет.

Бобовый суп.

Полосатые брюки.

Бумажный пакет.

б)

Я сел под большой тополь.

Осенью мы искали белые грибы.

На песчаном берегу видны следы.

В магазин завезли спелые арбузы.

Идут по улице босоногие ребятишки.

Миша смастерил бумажный пароходик.

 На яблоне красовались спелые яблоки.

На сосне пушистая белка грызёт орешки.

На столе стояла пустая бутылка из — под молока.

 

«Составьте предложения из слов»

Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложения

- Боря, ест, суп, бобовый;

- из бумага, Боря, змей, делать;

- бабушка, внука, пирогом, угостила;

- всё, туча, большая, небо, закрыло;

- тропинка, шагал, путник, быстро, по;

- бабочка, полянка, над, порхать, белая;

- бабушка, подарить, брюки, новые, Паша;

- Паша, поблагодарить, бабушка, подарок, за.

- Полина, белая, блузка, и, покупать, платочек;

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

«Вставьте в предложения пропущенный предлог. Подчеркните слова с буквой Б синим цветом, а слова с буквой П зелёным цветом»

Мы были ...(в) магазине.

...(На) подносе стоит посуда.

...(В) лесу много белых грибов.

...(За) забором спряталсь Полина.

Папа купил билеты ...(в) парк бабочек.

Бабочка порхает ...(над) большим цветком.

Яблоки падают ...(с) самой крупной ветки.

Бабушка испекла вкусные пирожки ...(с) капустой.

Будильник разбудил спящего ...(под) одеялом Бориса.

«Закончите предложение»

Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу

- Палка — балка

Старушка опирается на …

Крыша опирается на …;

- бочка — почка

Капусту вытащили из …

Листья появились на …;

- забор — запор

Вокруг дома сделали новый …

У калитки хороший …;

- забыть — запить

Ссору надо …

Лекарство надо …;

- блещут — плещут

В синем небе звёзды …

В синем небе волны …;

- пили — били

Гуси крылышками …

Из ручья водичку …;

- быль и пыль

С книжной полки стёрли …

А теперь читаем …;

- почки — бочки

На вербе распустились …

Водой наполнили две …;

- блещут - плещут

В синем небе звёзды …

В синем море плещут...;

«Прослушайте рассказ, запишите»

Прослушайте рассказ, запишите

Помощники

Люди на лугу убирали сено. На небе показалась большая туча. Школьники шли на прогулку. Они бросились помогать. Вместе успели убрать всё сено.

Наш дом

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы.  Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окно дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

Школьный сад

Пришла весна. Хорошо весной в нашем школьном саду. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На берёзке появились зелёные листочки. Много работы в саду весной.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"

С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные

материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...