Парные согласные К-Г
учебно-методический материал по логопедии на тему
Материал "Парные согласные К-Г" представлен в парктическом материале, может быть использован для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_soglasnye_g-k.odt | 64.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Г — К
I. Организационный момент.
Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ПРАВЫЕ ПЛЕЧИ”
II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.
Перед вами картинки, рассмотрите внимательно. Если обратить внимание, какой звук чаще всего встречается, то догадаетесь какая тема сегодня. Ответьте на вопрос: какой звук чаще всего встречается в этих картинках (картинки: кот, кубик, гусь, лягушка, стакан, коза, голубь)
1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков К-Г.
Произнесите звуки [к] и [г]. Губы принимают положение следующего гласного, корень языка смыкается с нёбом. Назовите отличие этих звуков.
- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [г]. (Дрожит).
С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [к] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).
Вывод: что [г] звонкий звук, а [к] глухой”.
Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося
Название упражнения | Инструкция для ученика | Содержание задания |
«Послушайте слова и назови первый звук» | «Послушайте слова и назови первый звук» | Картошка, картинки, голова, галстук, кубики, корабль, курица, глобус, горькиий, камень, горячий, хороший, галка, короткий, греет, кувыркается, кусает, голубой, комар, капуста, карман, голубь. |
«Прочитайте и повторите слоги» | «Прочитайте и повторите слоги» | Гы, ге, кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ога, ука, ига, его, ого, еги |
«Послушайте слоги и запишите их» | «Послушайте слоги и запишите их» | Га-ка ко-го ку-гу ге-ке га-ка-га ка-га-ка го-ко-го гу-ку-ку ги-ке-ге га-ке-ке |
«Послушайте слова и определите их место» | «Послушайте слова и определите место согласных Г и К» | Картошка, картинки, голова, галстук, кубики, корабль, курица, глобус, горькиий, камень, горячий, хороший, галка, короткий, греет, кувыркается, кусает, голубой, комар, капуста, карман, голубь. |
«Сравните пары слов по звучанию» | Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Составьте предложение с каждым словом | Горка – корка гости – кости Гол – кол калька – галька Грот – крот Галина – калина колос – голос гора – кора гонец — конец голосок — колосок стегать — стекать Глаша — Клаша гриль — криль Густ – куст игра – икра игра — икра гол – кол год – кот гон — кон голос – колос |
«Вставьте пропущенный слог в словах» | а) Закончите слова, добавив слог га или ка б) Закончить слова, добавив слог ги или ки | а) ру..., нит..., ...зета, кочер..., ма...зин, но..., ...ражи, соба..., ру...ва, ро..., сем..., ...рета, баран..., ро...тый, лу..., вет..., ...питан, лопат..., ма...роны, ре..., нор..., ...чели, бере..., бо...тый; б) но..., кеп..., сабель..., теле..., ве..., гор..., сапо..., уро..., ру..., вра... , палат..., каблу..., ре..., день..., запла..., загад...; |
«Вставьте пропущенные буквы в словах» | а) Вставьте пропущенные буквы к или г б) Вставьте пропущенные буквы «К» или «Г» в слова, подчеркните на каждой строчке "лишнее слово" в) Допишите недостающую в словах букву г или к, В скобках напишите проверочное слово г) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы "Г" или "К" д) Вставьте буквы Г и К в слова, прочитай рассказ е) Вставьте буквы Г и К в слова | а) …олос, о…но, и…ра, реч…а, ру…ава, сапо…и, …убик, …олубь, и…олка, …рибы, я…оды, и…ол…а, …ости, …уси, лу…а, …рива, раду…а, салфет…а, и…ра, …руша, о…онь, …рыша, но…а, вет…и, …лет…а, уро…и, сне…, …ула…, творо…, пау…, замо…, столби…, дуршла…, пиджа…, дру…, зна…, рыно…, плу…, …лубо…, лу…, четвер…, …олов…а, …олубо…, …возди…, …ружеч…а, …ал…а, …ри…, арандаши…, …оло…ольчи…, мар…арит…и, …лубни…а, …орь…ий, …лаз…и б) И…ла, …олуби, …артин…а, …уси. Я…нята, …орова, …ирлянда, …имнасты. Сне…ирь, …лобус, …риб, мар…а. …онь…и, …орзина, бума…а, …уби…и. Раду…а, ру…а, пу…овица, сне…овик. …у…уш…а, я…оды, попу…ай, …орох. в) сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гама..., зна..., рыно..., клубо..., четвер...; г) …аля …аждый день …ормит …олубей. …риша любит …речневую …ашу. …аля мыла …ришу мя…кой …убкой. Мы пили …орячее моло…о. У Алён…и есть …оричневые …онь…и. Наша команда выступала в …олубых май…ах. …оля забил …ол. …аля надела …расную …офту и …оричневые брю…и. д) __раницу сторожил по__ранични__. Рядом лежал верный пёс Чу__. Наступила __лубо__ая ночь. Вдру__ пёс взро__нул. Чу__ почуял вра__а. По__ранични__ спустил соба__у с повод__а. Пёс стрелой помчался на вра__а в темноту. Вра__ был остановлен. е) ПРОГУЛКА Мальчи…и пошли …улять в лес. Там они ис…али …рибы и я…оды. …риша нашёл мно…о …рибов . У не…о были подберёзови…и, …рузди, чернуш…и. …оля набрал мно…о я…од. У не…о бвло мно…о черни…и, земляни…и, брусни…и. У …риши полная …орзин…а …рибов, а у …оли полная баноч…а я…од. ГРИША И ГУСИ. Пошёл …риша по…улять. На лу…у …уляли …усь, …усыня и два ….усёнка. …риша хотел по…ладить малень…их …усят. …усыня забеспо…оилась, за…о…отала. А …усь вы…нул шею и …люнул …ришу в но…у. …риша испу…ался, но не запла…ал. Больше он ни…о….да не тро…ал …усей. |
«Измените слово по образцу» | Измените слово так, чтобы после согласного г или к появился гласный | Образец: утюг — утюги Утюг, листок, овраг, галстук, стог, молоток, берег, полог, сапог, клубок, ногти, локти, лёгкий, мягкий |
«Запишите слова в три колонки» | В первую колонку запиши слова со звуком к, во вторую колонку — звук г, в тертью — со звуком к и г | - Галя, Коля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, кино, гулять, грибы, греет, крыша, груша, клеит, кричит, радуга, ягоды, сапоги, иголка, салфетка, клетка, руки, ветки - Куры, гиря, укол, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, гигант, город, грозный, бригада, каблуки, голуби, сапоги |
«Прослушайте загадки» | «Прослушайте загадки» | - Распускает хвост павлином, - Стоит толстуха - - Лист бумаги по утрам - Вертится, стрекочет, - Он качели и кровать, - Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, - В деревянном домике - Зимой на ветках яблоки! - Если дождик, мы не тужим - - Ежедневно в шесть утра, - Рядом разные подружки, |
«Составьте предложения из словосочетаний» | Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните буквы "Г" и "К" | Грозди калины Кисти винограда Мешок картофеля Горсть крупы Высоко прыгнул Громко говорили Кормила голубей Грызла кость Копал грядки Кивнул головой Раскрасил гуашью Загадал загадку Грелся на солнышке Катился с горки Скакал по дороге Качался в гамаке Играл на скрипке Ловко прыгает |
«Составьте предложения из слов» | Составьте предложения из данных слов, изменяя из по смыслу. Запишите предложения | Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; колхозники, в, складывать, сено, стог; покрыто, кругом, снегом, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики, и; скворцы, из, тёплых, стран, жаворонки, грачи, и стран, возвращаются; дорога, усыпана, вся, галькой; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята. |
«Вставьте в предложения пропущенный предлог» | «Вставьте в предложения пропущенный предлог» | … (к) концу мая снег расстаял. Я быстро зашагал … (к) деревне. Осенью осёл ушёл в лес … (к) своим. Все радостно потянулось … (к) солнцу. Звери от холода жались друг … (к) другу. Самый сильный аист подлетел … (к) дереву. … (К) кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. |
«Закончите предложение» | Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова. | Собачка грызёт …, В четверг к нам придут … / кости – гости/; Тащит мышонок в норку огромную хлебную …, Зимой в парке заливают снежную … / корка – горка/; Футболист забил в ворота …, В землю вбили острый … / гол – кол /; Раздался радостный детский …, Золотится на солнце каждый … /колосок – голосок/; В саду цветёт …, Катину подругу зовут … /калина – Галина/; Какая у меня интересная …, Очень полезна чёрная … /игра- икра/; |
«Прослушайте рассказ, запишите» | 1) Береги книги. Береги свои учебники. Не загибай уголки страниц. Пользуйся закладкой. Не делай пометок ручкой. Тогда твои книги будут в порядке. 2) Прогулка. Мальчики пошли гулять в лес. Там они искали грибы и ягоды. Коля нашёл много грибов. У него были подберёзовики, грузди, чернушки. Гриша набрал много ягод. Домой прибежали довольные дети. У Коли полная корзинка грибов. У гриши целая банка ягод. 3) Гроза прошла. К вечеру пришла гроза. Она долго ворчала в лесах. Молния ударила в далёкие стога. Внезапно дождь перестал. Гром затих.разожгли костёр и согрелись. В овраге кричали ночные птицы. Наконец всё успокоилось, и мы крепко уснули. 4) Гриша и гуси Мама отпустила Гришу погулять. На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. Гриша хотел погладить маленьких гусят. Гусыня заеспокоилась, загоготала. А угсь вынул шею и больно клюнул Гришу в ногу. Гриша испугался, но не заплакал. Больше он никогда гусей не трогал. 5) Мышка испугалась Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась первая звёздочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблудилась. Вдруг мышка видит, между ёлками светятся два глаза. «Наверное, это кошка», - испугалась мышка и юркнула под пенёк. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испугалась окон своего дома. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".
Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе Тема: Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова. Учитель начальных ...
урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"
Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...
Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"
Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....
Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"
С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слабая и сильная позиция согласного. Парные согласные по звонкости-глухости"
Урок открытия новых знаний....
отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные
материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...