Система комплексной речевой диагностики детей с ОВЗ(7.2) с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
учебно-методический материал по логопедии на тему
Теоретический семинар для руководителей и специалистов образовательных учреждений Центрального района Санкт-Петербурга.
«Система комплексной речевой диагностики детей с ОВЗ(7.2) с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов».
31.03.2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №5 Центрального района Санкт-Петербурга
Теоретический семинар для руководителей и специалистов образовательных учреждений Центрального района Санкт-Петербурга.
«Система комплексной речевой диагностики детей с ОВЗ(7.2) с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов».
Выступление подготовлено учителем-логопедом
высшей квалификационной категории,
руководителем ШМО учителей-логопедов
Бровиной Светланой Валентиновной.
31 марта 2016 год
Тема. Система комплексной речевой диагностики детей с ОВЗ(7.2)
с учетом новых Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления , отражающие ее основное содержание:
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения содержанием Адаптированной Основной Общеобразовательной Программы Начального Общего Образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление :
1)психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей;
2)мониторинг динамики развития обучающихся, их успешность в освоении
(Программы) АООП НОО.
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
Основным объектом оценки планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы , выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность образовательных достижений и преодоление отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур.
-1 -
Мониторинг, обладая такими характеристиками , как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить ( в случае необходимости )коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую , текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующих о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающихся на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно применять экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличии положительной динамики)или неспешности (отсутствии даже незначительной динамики) обучающихся с ЗПР в овладении программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии : продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики , позволяющей на заключительном этапе (окончание ученого года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся , их индивидуальных особых образовательных потребностей.
- 2 -
Система комплексной речевой диагностики , разработанная методическим объединением нашей школы включает в себя:
1.Диагностика речевой готовности к школе для детей с ОВЗ.
2.Речевые карты (индивидуальное обследование)
3. Приложение к речевой карте учащегося.
- обследование артикуляторной моторики;
- индивидуальный диагностический лист(нарушение письма);
- индивидуальный диагностический лист(нарушение чтения);
4.Тестовые диагностические работы в рамках речевого обследования
5.Диагностика сформированности навыка чтения ;
- Справка по результатам проверки техники чтения;
6.Результаты коррекционной работы отдельно взятого класса за каждую
четверть(текущая диагностика)
7.Диагностические тетради по учету специфических ошибок , допущенных
Учащимися в контрольных работах по русскому языку (текущая диагнос-
тика);
8. Речевые характеристики учащихся.
Диагностика речевой готовности к школе детей с ОВЗ представляет собой комплект диагностических методик. Это исследование фонематической стороны речи, языкового анализа и синтеза, исследование словарного запаса, грамматического строя речи, графо-моторных навыков и пространственных представлений. Результаты диагностического обследования заносятся в бланк . Выполнение задания оценивается по 3-х бальной системе. Общая оценка определяется суммой баллов. Эта оценка позволяет сделать прогноз успешности в освоении грамоты каждым учеником. Данные речевой диагностики позволяют учителю-логопеду определить особенности общения с каждым учеником , наметить содержание коррекционной развивающей работы.
- 3 -
Речевая карта ученика включает в себя все формы мониторинга. Первичная диагностика – заполнение карты, тестовые работы на начало учебного года по письму и чтению; текущая диагностика -это результаты речевой коррекции , которые отмечаются в диагностических листах, и финишная диагностика - тестовые работы. Выполненные в конце учебного года, написание речевой характеристики с, где отмечаются особенности и результаты логопедической коррекционной работы.
Проверка техники чтения проводится как стартовая и итоговая диагностика. На листе «Результаты проверки» в списке учащихся указывается логопедическое заключение каждого ученика, имеющего речевые нарушения. На графике отмечаются результаты скорости чтения. В таблице приводятся данные о характере ошибок, допущенных учениками, и их количестве. А диаграмма показывает уровень понимания и передачи содержания прочитанного учениками. В «Справке по проверке техники чтения « все учащиеся условно разделены на 4-е группы. Где 1-я группа – это ученики хорошо читающие и пересказывающие, 2 –я группа – ученики допускающие ошибки при чтении , но хорошо понимающее прочитанное, 3-я группа – это учащиеся хорошо читающие , но плохо передающие содержание прочитанного; 4 – я группа учащихся плохо читающих и плохо пересказывающих. В таблице стрелочками показаны передвижения учащихся из одной группы в другую. Далее описываются результаты каждой группы учащихся , наличие положительной динамики или ее отсутствие с указанием причин.
В начале и конце учебного года после проведения диагностических логопедических работ их результаты заносятся в «Диагностические листы коррекции дисграфии и дислексии»( по степени выраженности). Где желтым цветом указывается незначительное количество ошибок , зеленым – средняя степень выраженности данного речевого нарушения, а красным цветом – выраженные нарушения. По этим полученным данным можно отследить , как динамику в коррекции нарушений письменной речи отдельно взятого ученика, так и увидеть картину речевых нарушений у всего класса в целом.
В начале и конце учебного года проводится расчет логопедических контрольных параметров всей школы . Данные виды диагностики выявляют как качественный , так и количественный показатель результатов освоения программы коррекционной логопедической работы учащимися класса.
- 4 -
Такая система логопедического мониторинга позволяет выявлять речевые проблемы обучающихся, их типологические особенности; планировать коррекционную логопедическую работу и вносить изменения в «Рабочие логопедические программы»; осуществлять целенаправленную коррекцию речевых нарушений; отслеживать динамику в коррекции речевых нарушений учащихся с ОВЗ, осуществлять взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса для создания комфортных условий успешного обучения детей с ОВЗ, имеющих ЗПР, осложненную речевыми нарушениями.
-5 -
Выступление на педагогическом совете
«Контрольные логопедические параметры - результаты первичной речевой диагностики учащихся школы.
Планирование работы с учащимися, имеющими комплексные речевые нарушения».
Выступление подготовлено учителем-логопедом
руководителем ШМО учителей-логопедов
Бровиной Светланой Валентиновной.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления , отражающие ее основное содержание:
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения содержанием Адаптированной Основной Общеобразовательной Программы Начального Общего Образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление :
1)психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей;
2)мониторинг динамики развития обучающихся, их успешность в освоении
(Программы) АООП НОО.
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
Основным объектом оценки планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы , выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность образовательных достижений и преодоление отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур.
Мониторинг, обладая такими характеристиками , как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить ( в случае необходимости )коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую , текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующих о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающихся на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно применять экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличии положительной динамики)или неспешности (отсутствии даже незначительной динамики) обучающихся с ЗПР в овладении программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии : продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики , позволяющей на заключительном этапе (окончание ученого года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся , их индивидуальных особых образовательных потребностей.
Система комплексной речевой диагностики , разработанная методическим объединением нашей школы включает в себя:
1.Диагностика речевой готовности к школе для детей с ОВЗ.
2.Речевые карты (индивидуальное обследование)
3. Приложение к речевой карте учащегося.
- обследование артикуляторной моторики;
- индивидуальный диагностический лист(нарушение письма);
- индивидуальный диагностический лист(нарушение чтения);
4.Тестовые диагностические работы в рамках речевого обследования
5.Диагностика сформированности навыка чтения ;
- Справка по результатам проверки техники чтения;
6.Результаты коррекционной работы отдельно взятого класса за каждую
четверть(текущая диагностика)
7.Диагностические тетради по учету специфических ошибок , допущенных
Учащимися в контрольных работах по русскому языку (текущая диагнос-
тика);
8. Речевые характеристики учащихся.
Диагностика речевой готовности к школе детей с ОВЗ представляет собой комплект диагностических методик. Это исследование фонематической стороны речи, языкового анализа и синтеза, исследование словарного запаса, грамматического строя речи, графо-моторных навыков и пространственных представлений. Результаты диагностического обследования заносятся в бланк . Выполнение задания оценивается по 3-х бальной системе. Общая оценка определяется суммой баллов. Эта оценка позволяет сделать прогноз успешности в освоении грамоты каждым учеником. Данные речевой диагностики позволяют учителю-логопеду определить особенности общения с каждым учеником , наметить содержание коррекционной развивающей работы.
Речевая карта ученика включает в себя все формы мониторинга. Первичная диагностика – заполнение карты, тестовые работы на начало учебного года по письму и чтению; текущая диагностика -это результаты речевой коррекции , которые отмечаются в диагностических листах, и финишная диагностика - тестовые работы. Выполненные в конце учебного года, написание речевой характеристики с, где отмечаются особенности и результаты логопедической коррекционной работы.
Проверка техники чтения проводится как стартовая и итоговая диагностика. На листе «Результаты проверки» в списке учащихся указывается логопедическое заключение каждого ученика, имеющего речевые нарушения. На графике отмечаются результаты скорости чтения. В таблице приводятся данные о характере ошибок, допущенных учениками, и их количестве. А диаграмма показывает уровень понимания и передачи содержания прочитанного учениками. В «Справке по проверке техники чтения « все учащиеся условно разделены на 4-е группы. Где 1-я группа – это ученики хорошо читающие и пересказывающие, 2 –я группа – ученики допускающие ошибки при чтении , но хорошо понимающее прочитанное, 3-я группа – это учащиеся хорошо читающие , но плохо передающие содержание прочитанного; 4 – я группа учащихся плохо читающих и плохо пересказывающих. В таблице стрелочками показаны передвижения учащихся из одной группы в другую. Далее описываются результаты каждой группы учащихся , наличие положительной динамики или ее отсутствие с указанием причин.
В начале и конце учебного года после проведения диагностических логопедических работ их результаты заносятся в «Диагностические листы коррекции дисграфии и дислексии»( по степени выраженности). Где желтым цветом указывается незначительное количество ошибок , зеленым – средняя степень выраженности данного речевого нарушения, а красным цветом – выраженные нарушения. По этим полученным данным можно отследить , как динамику в коррекции нарушений письменной речи отдельно взятого ученика, так и увидеть картину речевых нарушений у всего класса в целом.
В начале и конце учебного года проводится расчет логопедических контрольных параметров всей школы . Данные виды диагностики выявляют как качественный , так и количественный показатель результатов освоения программы коррекционной логопедической работы учащимися класса.
Такая система логопедического мониторинга позволяет выявлять речевые проблемы обучающихся, их типологические особенности; планировать коррекционную логопедическую работу и вносить изменения в «Рабочие логопедические программы»; осуществлять целенаправленную коррекцию речевых нарушений; отслеживать динамику в коррекции речевых нарушений учащихся с ОВЗ, осуществлять взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса для создания комфортных условий успешного обучения детей с ОВЗ, имеющих ЗПР, осложненную речевыми нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?...
Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)
Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...
Типовые проектные решения для школ (городских и сельских) в развитии новых федеральных государственных образовательных стандартов Проекты создания учебного пространства: кабинет начальных классов
Авторский проект решения образовательного пространства класса, получивший диплом победителя Всероссийского конкурса авторских и коллективных проектов, направленных на развитие инновационной сферы, нау...
Воспитание и внеурочная деятельность в новом федеральном государственном образовательном стандарте
Данный материал подготовлен для выступления на школьном методическом объединении....
Реализация новых Федеральных государственных образовательных стандартов в контексте настоящего и будущего наших детей.
Статья из опыта работы по реализации новых ФГОС в контексте настоящего и будущего наших детей....
Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...
Выступление на МО. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...