| Невротическая форма заикания | Неврозоподобная форма заикания |
Причины | Психические травмы: острые / хронические. Психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. | Нерезко выраженные органические поражения мозга резидуального характера, причем помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга. |
Возраст |
2-6 лет
|
3-4 года |
Анамнез | - нет патологий внутриутробного развития и родов.
- раннее психофизическое развитие проходит в соответствии с возрастной нормой.
- моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно.
| - в грудном возрасте – беспокойны, крикливы, плохо спят.
- физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой.
|
Речевой онтогенез | - раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18-ти месяцам жизни.
- в короткий промежуток времени (за 2-3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами,
- словарный запас бурно пополняется,
- рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.
- темп речи часто ускорен: недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки.
- отмечается «смазанность» произнесения звуков в речевом потоке.
- состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.
- часто наблюдается большое количество итераций (повторений)
Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму. | - первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам,
- элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам,
- развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни.
- нарушения произношения многих, звуков,
- медленное накопление словарного запаса,
- позднее и неполное освоение грамматического строя речи.
|
Психологические особенности | - повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость.
- у некоторых в возрасте 2-5-ти лет наблюдаются страхи.
- с трудом привыкают к новой обстановке.
| - повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке.
- повышенная возбудимость, взрывчатость, в одних случаях, и вялость, пассивность — в других.
- внимание обычно неустойчиво, не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.
- нередко чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми.
|
Развитие моторики | «+» нормальное развитие общей моторики: - общие движения достаточно грациозны и пластичны.
- они хорошо переключаюся с одного движения на другое,
- чувство ритма развито достаточно высоко.
- двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно.
- для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции.
- движения рук и ног хорошо координированы.
- тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом.
- жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены.
«–» - недоведение элементов движения до конца,
- некоторая их вялость,
- повышенная двигательная утомляемость,
- у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук.
| - мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные.
- имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики.
- наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук.
- особенно страдает динамический праксис.
- с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую.
- с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм.
- двигательные ошибки не исправляют самостоятельно.
- словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.
- обычно нормальное строение речевого аппарата.
- все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз.
- нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, недифференцированность кончика.
- довольно часто регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.
|
Звукопроизношение | Не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован. | - темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный.
- наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.
- легкая степень отклонений: лексико-грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы. Нарушение звукопроизношения носит, главным образом, фонетический характер (мёжзубной сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.).
- средняя степень отклонений: отставание в формировании лексико-грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения носит фонетико-фонематический характер (велярное или увулярное произношение звука «р», смешение шипящих и свистящих и т.п.).
- тяжелая степень отклонений: недоразвитие речи, выраженное в разной степени (от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня).
|
Социальное поведение | - в дошкольном возрасте – не оказывает заметного влияния.
- в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу.
- резко меняется поведение к 10-12-ти годам жизни – появляется осознавание своего дефекта речи (формируется стойкая логофобия)
| - наиболее характерно пассивное отношение к своему речевому дефекту
- в возрасте 14-17 лет порой появляются личностные переживания в связи с дефектом речи. Они носят редуцированный характер и не имеют черт глубокого, эмоционально ярко окрашенного переживания своей речевой малоценности.
|
Особенности | - большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.
- возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).
| - монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта.
- отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации;
- привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь;
- физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.
|