Пальчиковая гимнастика
картотека по логопедии на тему

Сурженко Ксения Валерьевна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx94.31 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                       Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки,

 движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

                 

   

                   Звук Т в огороде                                                                 

Повторяй за мной зарядку.

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква — вот, а вот — томат.

Здесь — капуста, здесь — салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

 

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.               

Выполнять действия и движения

 пальчиками в

 соответствии с содержанием

 стихотворения и потешки.

                                 

                                    Репка

Репку мы сажали
Пальцами как будто роем лунку на детской ладошке


Репку поливали
Имитируем, как льется вода из лейки


Вырастала репка
Выпрямляем постепенно пальчики

Хороша и крепка!
Ладонь оставить открытой, пальцы

 согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону


Вытянуть не можем,


Кто же нам поможет?


Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!


Расцепили руки, потрясли кистями

                  Сколько грядок в огороде?                                                     

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять —

Поможем урожай собрать.

 Поочередно загибать пальцы.

                               

                           Цветы                                                                                         

Наши алые цветы распускают лепестки.

(локти и предплечья прижаты друг к

 другу, кисти сомкнуты в виде лодочки

перед лицом, затем кисти

раскрываются в виде чаши).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(кисти рук в виде чаши делают

движения почасовой стрелке и против

часовой стрелки)

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(пальцы плотно соединяются, кисти

 рук медленно из чаши делают лодочку?),

Тихо засыпают, головой качают.

(кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево).

   Картотека

        пальчиковой

                 гимнастики

                              Варим компот                                                                   

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "

мешают"


Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика


Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.


Опять" варят" и "мешают"

                        Яблонька                                                                                     

У дороги яблонька стоит,

Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит.

Сложить запястья вместе.

Сильно ветку я потряс,

Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас.

Ладони  перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Соединить запястья, ладони развести.

Ах, какой приятный вкус.

                               

                           Сливы

Кисти рук сжаты в кулак

Большой пальчик сливы трясёт

(разогнуть большой палец),

Второй их собирает

(разогнуть указательный палец),

Третий их домой несёт

(разогнуть средний палец),

Четвёртый высыпает

(разогнуть указательный палец),

Самый маленький – шалун  

(разогнуть мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

                          Прогулка в лес   

                                                                 

— Мальчик-с-пальчик, где ты был?

(Большой палец левой руки четыре раза сгибается.)

Долго по лесу бродил!

(Большой палец правой руки четыре

 раза сгибается.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках,

(большой палец правой руки

поочередно соприкасается с остальными),

Встретил белочку, синичку,

Встретил волку и лисичку,

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(четыре пальца последовательно

 сгибаются «кланяются»).

                             

                             

                          Дождик     

                                                                                   

Меж еловых мягких лап

(поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)

дождик кап-кап-кап

(постукивание пальцами по столу).

Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох

(касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб

(поднимание рук над столом, пальцы то

складываются вместе, то раздвигаются широко).

Кто нашёл его, друзья?

 (Касание указательным пальцем правой

руки поочередно всех пальцев левой руки.)

это я, я, я!

 (Сжимание всех пальцев левой руки,

кроме мизинца, его показ.)

                                По грибы

Пальчик, пальчик, где ты был?

(Пальцы сжаты в кулак.)

Этот пальчик в лес ходил,

(отгибается мизинец).

Этот пальчик гриб нашёл,

(отгибается безымянный палец).

Этот пальчик чистить стал,

(отгибается средний палец).

Этот пальчик жарить стал,

 (отгибается указательный).

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(отгибается большой палец).

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(считается каждый палец отдельно).

 

                            Птички  

Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

                    Птенчики в гнезде                                                             

Улетела птица- мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.

(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)

Сколько было утят в стае?

Как-то летним вечерком утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться, порезвиться, поплескаться.

Первый среди них — вожак. Идет гордо:

  «Кря-кря-кряк!»

 У трех других утят спинки желтые блестят.

А последний поотстал. Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг, вызвав у утят испуг,

Еще двое выбегают, место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем: сколько было утят в стае?

                                                                                   

Ритмично соединять сначала большой и сложенные вместе средний и указательный пальцы, а затем большой и указательный, соединять и разъединять все пальцы, изображая хвост индюка.

                     Птичий двор                                                                         

Наши уточки с утра:

«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда:

«Га-га-га! Га-га-га!»

А индюк среди двора:

«Бал-бал-бал! Балды-балды!»

Наши курочки в окно:

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

                                                                                           

                           Утята

Раз-два — шли утята.

Три-четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался —

Громко-громко запищал:

— Пи-пи-пи — не пищи!

— Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать все пальцы правой

(затем левой) руки, начиная с большого,

 а со звуков «Пи-пи-пи...» —

ритмично сгибать и разгибать пальцы

 обеих рук.

                           Пять утят                                                                                 

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.         

Одна из рук - "мама утка" - стоит на

столе, опираясь на локоть. Пальцы

 сложены щепоткой.

Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".

Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят

 (постепенно пальцы загибаются). На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

                                  Зайцы

Скачет зайка косой

(указательный и средний пальцы правой руки

вверх, остальные выпрямить и соединить).

Под высокой сосной

(ладонь правой руки вертикально вверх,

 пальцы широко расставлены).

Под другою сосной

(ладонь левой руки вертикально вверх,

Пальцы широко расставлены).

Скачет зайка другой

(указательный и средний пальцы левой руки

вверх, остальные выпрямить и соединить).

                              Белка                                                                                           

Сидит белка на тележке.

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в роток,

Кому в лапочку.

(Кисти сжаты в кулаки и прижаты

друг к другу.

Большие пальцы отогнуты и тоже прижаты друг к другу.

Все пальцы сжимаются в кулачки и по одному отгибаются, начиная с указательного.)

                 

              Кого встретили в лесу?                                                           

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и

указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

                        Серенький козёл 

                                                             

Как- то серенький козёл в огород поесть зашёл.

             

Указательные пальцы выпрямлены, пальцы

приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там.

Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.

Под копытами - трава,     Опускаем подбородок.

А над головой - листва.   Поднимаем подбородок вверх.

Наклонись - капусту кушай,  Наклоняемся вниз.

А вверху - большие груши. Встаём на носочки,тянемся

вверх.

Сзади огурцы растут,   Поворачиваемся назад.

Впереди кусты цветут,  Возвращаемся обратно.

Слева - молодой лучок,  справа - вкусный кабачок.

Полуобороты вправо-влево.

Здесь - сто ягодок, там - двести,  Наклоны вправо-влево.

Козлик крутится на месте.    Крутимся.

И, пока он выбирал,  пёс его в сарай прогнал.

Наклонив голову, убегаем от "пса".

                     

                    Динь-динь-бом                                                                           

Динь-динь-бом,  --«позвенеть» у правого уха

Ходит кошка с бубенцом.

Мыши сразу услыхали.  –

руку к левому уху 

Динь-бом, динь-бом.

Быстро в норку убежали  --

 бежать пальцами по столу 

Динь-бом, динь-бом.

Затворили крепко дверь  --

 спрятать руки под стол

Динь-бом, динь-бом.

Не поймаешь их теперь. –

погрозить пальчиком

Динь-бом, динь-бом.

                                 Поросята                                                                               

Два пухлых поросёнка купаются в пруду

 (два больших пальца, опущенных вниз,

 вращаются на поверхности стола).

Два ловких поросёнка играют в чехарду

 (два указательных, пальца «перескакивают» друг через друга).

Два сильных и высоких играют в баскетбол

 (два средних пальца поднимаются и опускаются несколько раз: «подбрасывают мяч»).

Два самых быстроногих бегут гонять в футбол

(два безымянных пальца скользят,

изображают толкание мяча).

Два маленьких, весёлых танцуют и поют.

 (два мизинца «скачут» по поверхности

стола).

Потом все поросята обедать в дом идут.

(пальцы «шагают» по столу).

                       

                    Богатый Ермошка

Богат Ермошка —

У него собака да кошка,

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка на окошке

Шьет рубашку для Ермошки.

А собака-пустолайка лепешки печет.

Кот в уголочке сухари толчет.

Курочка в сережках избушку метет.

Выполнять действия и движения руками и пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения.

                         Кошка и мышки                                                               

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки;

при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак

 или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает, вмиг от кошки удирает.

                                 Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем

 друг к другу. Локти опираются о стол.

 

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Постукиваем соответствующими

пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

                         Два козлика

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем

руки.

 

А навстречу шёл другой, возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца стали на мосту бодаться,

Не желая уступить и другого пропустить.

Долго козлики сражались, разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени.

                                 Зайцы

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев дремали под кустом,

 

И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём”

 

Двое закричали: “Давайте убежим!”,

Двое прошептали: “Давайте помолчим!”,

Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили: "Он может сделать “Бах”?"

“Бах” - выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.

Нажав ружья курок,

Бежим пальчиками по столу или коленям.

И десять серых зайцев пустились наутёк.

     

                 

              Кошка и горшок с молоком

В кухне нашей под столом cтоит горшочек с молоком.    

(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)

К горшочку кошка подошла

(“идем” указательным и средним пальцами правой руки)

Сверху сливки попила (указательным

пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)

Глубже сунулась в горшок: - Молочка

напьюсь я впрок!

(засовываем палец глубже в кружок-горшок)

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой (крутим головой)

Налакалась молочка –

Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)

С головы горшок не слез. С ним и убежала в лес!

(топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)

                               

                     Черепашка                                                                        

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

Моя черепашка в коробке живёт,

Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).

Купается в ванне,

Волнообразные движение кулаком в воздухе.

По полу ползёт.

"Черепашка" ползёт по другой руке (своей

 или партнёра  по игре).

Её на ладошке я буду носить,

Руки возвращаются в исходное положение.

Она не захочет меня укусить

Отрицательный жест головой.

 

                     

                 Гномики-прачки 


Жили-были в домике
(дети сжимают и разжимают кулачки) 


Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки.
 
(правой рукой загибают на левой руке

 пальчики, начиная с большого пальчика) 


Раз, два, три, четыре, пять,
 
(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) 


Стали гномики стирать
(трут кулачками друг о друга) 


Токи - рубашки, Пики - платочки,
Лики - штанишки, Чикки - носочки,
(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого) 


Микки умница был,
Всем водичку носил.

                  Новые кроссовки

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

"Шагать" по столу средним  и

 указательным пальцами обеих рук.

                                                                                           

                           

                         Перчатка  

                                                                         

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью,

 то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.

Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий"

 жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно

 стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила (отшлёпала) всех и отправила

спать.

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от

мизинца к указательному).

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

 

                               Диалог                                                                                   

  • В лавку ходил? (Большой палец дважды сгибается.)

Ходил (указательный палец дважды сгибается).

  • Лопату купил? (Большой палец дважды сгибается.)
  • Купил (средний палец дважды сгибается).
  • Грядку вскопал? (Большой палец дважды сгибается.)

Вскопал (безымянный палец дважды сгибается).

  • Картошку собрал? (Большой палец дважды сгибается.)
  • Собрал (мизинец дважды сгибается).
  • И чисто помыл? (Большой палец дважды сгибается.)

Помыл (указательный палец дважды сгибается).

  • И много сварил? (Большой палец дважды сгибается.)
  • Сварил (средний палец дважды сгибается).
  • Вот теперь отдохнуть тебе дам, а уж съем я картошку сам!(Большой палец сгибается и распрямляется. )

                         

                          Помощники

                                                                                 
Раз, два, три, четыре

(дети сжимают и разжимают кулачки) 


Мы посуду перемыли.
(трут одной

 ладошкой о другую) 


Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики, начиная с большого пальчика) 


Мы посуду перемыли,
(опять трут одной ладошкой о другую) 


Только чашку мы разбили,
(загибают пальчики, начиная с мизинца) 


Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.

(сжимают и разжимают кулачки)

Мышка зернышко нашла

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой

                      Жарим котлеты                                                                 

Что за шум на кухне этой?

 

Будем жарить мы котлеты

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером  набиваем дружно

Все, что и л м для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим  мы электропечь.

Электроприборы — это чудо!

Жить без них нам было б худо.

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

                                 

                          Оладушки 

                                                                                 

Если мама месит тесто это очень интересно
(левая рука сжата в кулачок, словно

держит кастрюльку, правой делаем

 движения как будто месим)


Ладушки, ладушки  (хлопаем в ладоши)


Что пекли? Оладушки (правой рукой

держим воображаемую сковородку, левой льем на нее тесто)


Раз – оладушек для мамы
(раскладываем оладушки по тарелкам)


Два – оладушек для …
(называем имена людей, знакомых для малыша)
Три - …. Четыре - ….
А Сереженька (имя малыша) дружок
Получает пирожок!  
(сцепить кисти рук)
Ах, как вкусно!

 

                           Моя семья                                                                             

Поднять руку ладонью к себе и в

соответствии с текстом стиха в определенной последовательности

пригибать пальцы,

 начиная с безымянного, затем мизинец,

 указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет

              Стишок для массажа пальчиков 

                                             

Этот пальчик большой - это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка - милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

Дружная семейка.

Этот шлепнулся в колодец,

Этот вытащил его,

Этот уложил в кроватку,

А другой укрыл его,

А самый маленький мальчонка разбудил его

 

Спи, мой милый, доброй ночи, спи и

подрастай,

Засыпай, малыш, пораньше и

 пораньше встань.

отсюда

             Кто приехал   (болгарская игра)                                             

Дети складывают пальцы обеих рук.

Кто приехал? Быстро хлопают кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы!

(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)

Мама, мама, это ты?  (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!   (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты?   (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!    (Хлопают кончиками средних пальцев.)

Братец, братец, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!        (Хлопают кончиками

безымянных пальцев.)

Ах, сестричка, это ты?(Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!        (Хлопают кончиками мизинцев.)

Все мы вместе, да, да, да!         (Хлопают всеми пальцами.)

         Пальчики-непоседы

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует,

Этот пальчик ловко скачет,

Будто лёгкий, лёгкий мячик,

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребёт как мышка,

А большой мой, толстячок,

 

Спать улёгся на бочок.

 

(Выполнение названных движений пальцами

 обеих рук одновременно.)

  

                      Пальчики                                                                                   

Дети поднимают левую руку ладонью

 к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать.        (Загибают мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать.        (Загибают безымянный палец.)

Этот пальчик чуть вздремнул.  

(Загибают средний палец.)

Этот пальчик уж уснул.        (Загибают указательный палец.)

Этот крепко-крепко спит.        (Загибают большой палец.)

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!        (Распрямляют пальцы рук.)

Далее игра повторяется с

движениями пальцев правой

руки.

                           

                             Мизинчик                                                                            

Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
(кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопки на счет.

Вышел пальчик погулять.

Указательный палец правой руки

движется по кругу по центру левой ладони.

Только вышел из ворот -

Глядь, другой к нему идет.

Присоединяется средний палец.

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

Затем - безымянный.

Вместе встанем в хоровод - вот.

Хлопок. Повторить движения левой

рукой по правой ладони.

     

                     Прыг-скок                                                                           

На ладонь левой руки поставьте пальцы

правой, и наоборот. Либо поднимайте и

опускайте пальцы по очереди.

Наши пальцы на ладошке


Пусть попрыгают немножко:


Прыг-прыг-прыг.


Наши пальцы на ладошке


Пусть потопают немножко:


Топ-топ-топ.

Пальчики малыша могут прыгать как

 вместе, так и вразнобой.

 

                      С добрым утром!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?         

Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?         

Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?         

Поглаживание коленок Потопать ногами

С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась) Поднять руки вверх,

 посмотреть на солнце (посмотреть вверх)

                    Правая и левая                                                                       

Правая и левая

Водят поезда,

Правая и левая

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать,

Правая и левая

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь.

Руки так устали...

Правая и левая спят на одеяле.

                           

                   Дружные пальчики                                                           

Эти пальчики щипают,

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,

Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

                 О левой и правой руке                                                           

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – и правая, и

левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – и правая, и

 левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать – и правая, и левая! (показываем направление то правой,

то левой рукой)

В носу умеют ковырять – и правая, и левая! ( ковыряем в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит, и правая, и левая

Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)

С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть и правая, и левая!        

Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

                                 

                       

                              Детки                                                                                    

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.  

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

 

                         Лодочка                                                                                

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

 две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

- поднять выпрямленные ладони вверх.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

имитировать движения волн и рыбок.

                               Самолет

Летит самолет высоко-высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Летчик за кругом делает круг...

Ему самолет и товарищ, и друг!

На взлетную полосу сел самолет,

Вперед побежал — и закончен полет.

Двери открылись, под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья.

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

Пальцы обеих рук делают "крышу".

Ну, а к дому путь закрыт.

Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются.

В этот домик приглашаем.

                        Наперегонки

Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять,

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами.

                       Строим дом 

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

               Мы во двор пошли гулять                                               

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.  (Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки

 по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной то

другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,   (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)              

                             Теремок                                                                               

Из пальцев, дружок (показ открытых ладошек),

Сложи теремок (ладони складываются

вместе, прижимаются).

Вот это — ворота (ладони выгибаются лодочкой),

Вот это — замок (пальцы — в замок).

Строим дом                                                                               

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец

поднят вверх, постукивает по

 указательным пальцам.

Молоточки стучат,

 Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

Пальцы соединить, показать "крышу".

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.

                             Замок

 На дверях висит замок.         

Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?         

"замочком" вперед назад

Мы замочком повертели,         

Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили         

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,         

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат

 друг о друга.

Постучали, и открыли!                  

Показать ладошки.

                            Дом  

                                                                                     

Я хочу построить дом,   Руки над головой "домиком".

Чтоб окошко было в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты

боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.

Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,  "Стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

                         Порисуем                                                                                 

Раз-два-три-четыре-пять

(пальцы сжаты в кулаки, показывать

цифры, поочередно разгибая пальцы).

 

Будем вместе рисовать(вращение кистей

 рук в одну сторону).

Порисуем мы руками(вращение кистей рук в другую сторону

Домик — папе (показ домика из пальцев).

Домик —маме. Этот домик для тебя

(показ указательных пальцев, поднятых

вверхтруба домика).

Этот домик для меня

(показ мизинцев, поднятых вверх

маленькая труба).

Нарисуем сад вокруг. В нём деревья там и тут

(показ дерева из растопыренных пальцев).

В сад пойдём погулять и начнём игру опять.

(движение пальчиками по столу

«ходьба»).

 

                    Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,  

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.  

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,  

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

                          Погреемся

Поиграем-ка немножко (показ ладоней, повернутых вверх, затем вниз)

И похлопаем в ладошки (хлопки ладонями).

Пальчики мы согреваем (потирание

 ладоней)

И сжимаем, разжимаем (пальцы в кулак,

 затем разжать).

                                    Радуга                                                                                          

Гляньте: радуга над нами,

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями,

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы

                  . Здравствуй                                                                                

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!

(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

                           Гости Русская игра  

                                       

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы

 левой  руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

- Что, что, что? Три раза постукивают

друг о друга указательные пальцы.

- Гости едут! Постукивают мизинцы.

- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми

 же пальцами другой руки, обходя их

 то справа, то слева.

- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются)

 Средний и безымянный пальцы постуки

вают по тем же пальцам другой руки.

 При повторении игры работает другая

 рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно .


                         

                            Музыканты

Я на скрипочке играю,

Тили-тили, тили-тили.

(левая рука к плечу, кисть правой руки имитирует движение смычка).

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили, тили-тили.

(энергичные движения подушечками

пальцев по столу).

А теперь на барабане,

Бум-бум, бум-бум,

Трам-трам, трам-трам

(энергичные удары ладонями по крышке

 стола).

В страхе зайки разбежались по кустам

(движения пальцами по столу,

 имитирующие убегающих зайцев).

 

                                 Швея

В понедельник я кроила,

А во вторник — платье шила

В среду — фартук вышивала,

А в четверг — белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

 Выполнять действия и движения в

соответствии с содержанием

стихотворений.

                         Пастушок   

                                                                         

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру

на трубе)

 

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.  (хлопки в ладоши)

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Бурёнка лежит

На теляток глядит.

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

Деток (можно произносить имя вашего малыша)

Кашей кормить.  (указательным пальцем

одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

                          Капитан                                                                                

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать,

 как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой по волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан, мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся, тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны, посмотрев на

океаны,

Путешественник-герой, к маме я вернусь домой.

 

                   Сороконожки                                                                     

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

(скрестить руки и пошевелить всеми

пальцами).

Так бежали, так бежали

И друг друга увидали

(перемещать пальцы по рукам к плечам и шее),

Так друг друга обнимали.

Что едва мы их разняли.

(сложить руки в замок, сжимать и разжимать пальцы). 

                   Бабочка   (народная потешка)

Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу,

пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в

 запястьях имитировать полёт бабочки)

                              Паучок                                                                      

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки

"бегут" по предплечью, а затем по плечу

другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты

друг к другу, пальцы растопырены,

качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.

                               Жучок

                                                                                 

Этот маленький жучок по земле гуляет,

Перебираем пальцами по ладоням.

Листик сладенький найдёт и его кусает.

Щипаем ладони.

Чтоб ещё листочек съесть, хочет он повыше влезть.

Перебираем пальчиками по рукам

 (от ладоней до локтей).

Этот маленький жучок  по траве гуляет...

Перебираем пальцами по коленям.

Этот маленький жучок  по кустам гуляет...

Перебираем пальцами по животу.

Этот маленький жучок  выше залезает,

Перебираем пальцами по груди.

Вот он ямочку нашёл,

"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.

Лёг и отдыхает.    Пальчики сжимаем

в кулаки.

Он не будет вас кусать,  хочет он чуть-чуть поспать.

Опускаем голову вниз, глаза закрываем.

                               

                         Пчёлки  

                                                                                     

Домик маленький на ёлке,

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка)

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке"

Надо в дом постучать,

Дети заглядывают в "улей".

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

 

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять!         

Сжимаем кулачки. Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими

 (пчёлки летают).

                           Червячки    

                                                                           

Раз, два, три, четыре, пять,                                                  

Ладони лежат на коленях или на столе.

Червячки пошли гулять.

Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами

 (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,  головой она кивает,

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Каркает: "Вот и обед!"

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.

Глядь - а червячков уж нет!         

Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

 

                           Дружба                                                                                   

Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").


Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).


Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),


Начинай считать опять.


Раз, два, три, четыре, пять.


Мы закончили считать


(руки вниз, встряхнуть кистями).

 

                     Мы рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой,

 встряхивать кистями.

                              Игрушки

Есть игрушки у меня:  

(хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

                              Отдохнем.

Наши пальчики просулись,
Потянулись, потянулись…
И встряхунлись…
(выполняем все эти движения)


По ладошке побежали
(по ладони одной руки бегают пальцы

 другой, потом наоборот)


Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали
(изобразите эти движения)


И устали. Сели отдыхать
(потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)

                               Пять и пять                                                                         

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

Сжимание - разжимание пальцев рук.

Повернулись, улыбнулись,

Вращение кистей рук.

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы.

Стучать кулачками.

                        Прогулка                                                                                     

Пошли пальчики гулять,

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы

"бегут" по столу.

А вторые догонять.

По столу "бегут" указательные пальцы.

Треть пальчики бегом,

Средние пальцы.

А четвертые пешком.

Безымянные пальцы.

Пятый пальчик поскакал

Касаться стола ритмично обоими

мизинцами.

И в конце пути упал.

Хлопнуть кулаками по столу.

                         Мы писали

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке. Руки упираются локтями в стол. Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук, повторяемое 4-6 раз. Затем продвижение рук вперёд с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

                    Веселый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайка наш — на барабане.

Ну а мишка — на трубе

Поиграть спешит тебе.

 Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать  игру на  разных 

музыкальных инструментах.

 

                        Гармошка

Посмотри: моя ладошка.

Как весёлая гармошка!

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри.

(Ладони лежат па столе, пальцы плотно сжаты. Ритмично раздвигать и сжимать пальцы, имитируя движение мехов

 гармошки.)

                             Гвозди  

                                                                               

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой

 руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение

 играющих) и "вырывают гвозди" –

 поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять, будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул, все я гвозди разогнул.

                                   

                            Часы  

                                                                                   

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим")

от коленок до макушки

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,   Один хлопок

над головой.

Мышь скатилась кувырком.   Руки "скатываются" на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”   Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”   Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

                       Мои вещи                                                                                   

Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой,

сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по

 правой (зонтику).

А вот моя книжка,

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,

Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки в ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю над головой.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь

партнёра по игре).

А вот мой котёнок, я глажу его,

Мурлычет он так для меня одного.

Поочерёдно гладим одну руку другой.

Руки согнули в локтях, растопырили

 пальчики и крутим кистями рук в разные стороны.

Посчитаем? Это - раз! Загибаем? Это - два!

Продолжаем? Три, четыре...  Где же пятый?! Во - смотрите!

Загибаем одной рукой пальчики на

другой руке. На пятый пальчик показываем знак "Во!" (пальчики в кулак, большой отогнут).

Продолжаем на другой: Вот шестой, седьмой, восьмой....

Пиф-паф ой-ой-ой!!! Да, девятый - он такой!

Переходим на другую руку и опять загибаем, начиная от мизинца. Когда загнем

8 пальчик, получится "пистолет" из которогстреляем.

Сколько пальчиков всего? –

Ровно десять! О-го-го!!!!

Руки согнули в локтях, растопырили

 пальчики и крутим кистями рук в разные стороны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для пальчиков. Стихотворные упражнения для подготовки к школе и 1 класса....

Пальчиковая гимнастика

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Пальчиковая гимнастика

Варианты пальчиковой гимнастики....

Пальчиковая гимнастика

Рекомендации родителям, заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом и в развитии их речи....

Статья"Пальчиковая гимнастика в1 классе"

В статье описывается польза пальчиковой гимнастики учащихся первого класса. Для чего и на каких предметах нужно проводить гимнастику.Приводятся несколько упражнений для использования гимнастики на уро...

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»...

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Пальчиковая гимнастика для младших школьников.Упражнения и задания....